Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 По западу Владимирской области: Александров - Электрогорск

 Cентябрь 1999 г.


После нашего авантюрного похода из Александрова к Москве всем очень понравилась местность на западе Владимирской области, поэтому захотелось туда съездить еще раз. На этот раз мы решили проложить маршрут от Александрова на юг с небольшим уклоном на запад, чтобы в итоге выехать на Курскую железную дорогу в районе станции Фрязево. Однако четко запланированного маршрута движения у нас не было, поэтому в отличие от большинства походов, этот проходил в стиле импровизации, и решения двигаться в ту или иную сторону принимались в буквальном смысле на ходу, исходя из настроения и состояния дорог (про дороги см. ниже). В результате получился неплохой поход с некоторыми приключениями, из-за которых, правда, мы проехали несколько меньше запланированного.


На маршрут мы отправились в обычном составе: Костя, я и Алексей. Собрались в начале восьмого на Ярославском вокзале и сели в Александровскую электричку, отходящую в 7:40. Пока ехали в поезде, обсуждали подробности предстоящего маршрута. В принципе, от Александрова на юг ведет хорошее шоссе, проходящее через Карабаново и Киржач и изначально планировалось ехать именно по нему. Однако Костя со свойственной ему тяге к глухим местам, непрямым маршрутам, приключениям и трудностям, предложил альтернативный вариант – ехать вначале на юго-восток до Малого Киржача, затем проследовать вдоль реки через цепочку деревень (Федоровское, Шиманово, Гавшино, Дубки) и выехать на Киржачское шоссе на полпути между Александровом и Киржачом. В итоге так мы и поехали.

В Александрове без труда нашли нужную дорогу (ехать нужно от вокзала налево, затем направо, мимо монастыря и на развилке снова повернуть направо), так как по ней идет основной поток машин, и спустя минут 15 после старта уже выехали за пределы города и помчались по шоссе Александров – Владимир. Дорога эта, несмотря на свое как бы магистральное значение, весьма незагружена автотранспортом, мы без проблем доехали до развилки у поселка Луч, где, следуя первоначальному плану, двинулись направо по местному шоссе. В тот день дул обычный легкий западный ветер, и мы, подгоняемые им, без остановок доехали до моста через Малый Киржач, встретив по пути (~8 км) не более двух десятков машин. Начинало понемногу теплеть (дело было в середине сентября), мышцы ног окончательно разогрелись после двухчасового сидения в электричке и поэтому хотелось ехать все дальше и все быстрее. Тем более что погода стояла сухая и теплая.

Карта маршрутаОт моста, судя по карте, нам предстоял восьмикилометровый участок пути по грунтовкам на юг, проходящий вдоль Малого Киржача. Однако, как оказалось, с момента составления карт и в этой глуши проложили асфальтовую дорогу, по узкой ленте которой мы и двинулись. Вначале нам предстояло взобраться на крутой склон, а затем мы все время ехали по высокому берегу, при этом слева по ходу движения то и дело открывались живописные виды долины реки – на редкость красивое зрелище. Вскоре мы миновали Федоровское и въехали в Большое Шиманово. В конце деревни от нашей дороги ответвилась наезженная грунтовка, а сам асфальт круто повернул на 180 градусов и плавно перешел в деревенскую улицу.

Пришлось вернуться и ехать далее по грунтовке, которая оказалась весьма гладкой и сухой, что позволяло держать среднюю скорость не менее 15 км/час. Примерно через километр мы поехали следующую деревню на нашем пути – Малое Шиманово, однако после нее проселок, вопреки ожиданиям, нисколько не ухудшился. Все это вселяло оптимизм, что маршрут наш выбран правильно и вскоре мы выедем к мосту у села Романовское. Въехав в лес и преодолев крутой овраг, наша небольшая группа подъехала к Гавшино, в непосредственной близости от которого наш проселок разделился на два – одна ветвь вела в деревню, а вторая являлась “объездной”.

Чтобы не ехать через деревню и избежать возможной встречи с местными собаками, лай которых был слышен еще издалека, мы выбрали объездную дорогу, хотя ее качество и наезженность были гораздо хуже. Через несколько сотен метров начались многочисленные развилки, причем мы заметили одну очень хорошо наезженную дорогу, идущую примерно на запад, по всей видимости, до Алабухино (~4 км от Гавшино). В принципе, раз уж мы и так ехали в режиме импровизации маршрута, можно было бы поехать по ней, однако все же было решено ехать дальше на юг до автомобильного моста. Вскоре за лесом скрылось Гавшино и начались многочисленные развилки, на которых приходилось выбирать правильную дорогу только из принципа наибольшей наезженности того или иного ответвления и полагаясь на собственные способности в ориентировании по интуиции.

Однако вскоре наша интуиция нас слегка подвела – следуя довольно наезженным колеям, мы стали спускаться к реке, недалеко от берега которой дорога практически и закончилась. На противоположном берегу было уже видно Романовское и самое интересное, что был ясно различим песчаный спуск к реке как раз напротив того места, где мы уперлись в воду. Судя по всему, зимой это место используется для переправы через реку, а летом тут брод, обозначенный, кстати, на карте. Рядом обнаружились остатки деревянного моста, совершенно непригодные для переправы, так что нам ничего не оставалось, как двинуться на полкилометра обратно и найти дорогу, ведущую в сторону деревни Дубки. Добраться до Дубков не составило труда, а оттуда по единственной укатанной проселочной дороге мы через километр выехали на шоссе, ведущее в Романовское.

Об этом шоссе стоит сказать особо. Честно говоря, мне более абсурдно устроенной дороги видеть не приходилось. Хотя на карте оно обозначено красным цветом, на самом деле оно представляло собой гравийную дорогу, в некоторых местах которой можно было угадать следы давно лежавшего здесь асфальта. Но самым поразительным было то, что ширина этого тупикового шоссе сельского масштаба была по крайней мере 10, а в некоторых местах и более метров! Складывалось впечатление, что здесь строили не дорогу до небольшого Романовского, а по крайней мере федеральную автомагистраль. Однако трясло же на этой “магистрали” гораздо больше, чем на приличной грунтовке и разгоняться выше 18-19 км/час на моем “Туристе”, было невыносимо ни для меня, ни для моего велосипеда.

Далее мы могли бы поехать направо, чтобы выехать на основную дорогу Александров – Киржач, однако Костя решил продолжить наше внедорожное путешествие еще на пять километров, чтобы, миновав Романовское и Бардово, выскочить в Слободку, откуда уже есть асфальтовая дорога. Посовещавшись и прикинув время мы решили, что эта задумка вполне выполнима и мы без задержки двинулись в Романовское по этой удивительной широченной гравийной дороге. Однако в Романовском, как и обозначено на карте, удивительное шоссе кончилось, причем опять же удивительным образом – вначале оно раздвоилось а потом обе половинки, огибая какое-то здание, сомкнулись, образовав таким образом, некий разворотный круг! Далее пошла обыкновенная сельская улица, которая вскоре закончилась у последнего дома села. На вопрос, как проехать на Бардово и Слободку, местный житель нам дал довольно неясные указания, что нужно вначале доехать до бывшего скотного двора, там дескать будут какие-то трубы, а оттуда уже следовать направо. Последовав его совету и так и не найдя никаких труб, мы вскоре оказались на приличной лесной грунтовке, проехав по которой километра два, увидели на конце поля деревню. Однако проезжавший навстречу нам велосипедист разочаровал нас, сказав, что это не Бардово, а Мелехино… То есть мы заехали совершенно не туда и самым лучшим вариантом для нас было вернуться в Романовское и поискать правильный путь еще раз… Мы не рассчитывали на такой поворот событий, время поджимало, поэтому мы на полном ходу вернулись до скотного двора, где другой мужик более подробно и ясно рассказал, как ехать в Слободку. Следуя его указаниям, мы вначале ехали около километра по свежепроложенной дороге в направлении Петраково (примерно на северо-восток), а затем повернули на хорошо заметное грунтовое ответвление. Поверхность дороги оказалась на редкость гладк, нам без труда удавалось гнать за 20 км/час. Через минут 10 мы наконец-то миновали Бардово а затем, проехав через пару полей и коротких лесных массивов, вскоре увидели дома Слободки.

Однако здесь наши приключения не закончились. Оказалось, что от Слободки в сторону Киржача дорога также далеко не асфальтовая, а песчанно-грунтовая (грейдерная). Хотя иногда попадались асфальтовые куски, гравий и песок не давал хорошо разогнаться, и мы все больше и больше отставали от намеченного графика движения. Тем временем голод начал давать о себе знать, и было решено сделать привал с перекусом в непосредственно близости от Слободки. Не доезжая железнодорожного переезда мы свернули в придорожный лес и наелись припасенными бутербродами, параллельно обсуждая маршрут дальнейшего движения. Предполагалось проехать Киржач, и через Финеево пробраться в Песьяне, откуда уже выехать на третье бетонное кольцо с финишем в Ногинске или Павловском Посаде. Судя по карте, единственный проблемный участок на предполагаемой трассе был между Финеево и Песьяне, однако тот факт, что между этими селами находится железнодорожная платформа, вселял уверенность, что дороги там должны быть, так как местное население должно же как-то добираться до электричек, курсирующих по ветке Орехово – Александров. В реальности же, благодаря уже упомянутым особенностям дорог Владимирской области, трудностей на пути оказалось гораздо больше.

Времени отдыхать на привале у нас не было (от Александрова мы отъехали менее 40 км, а всего планировалось по крайней мере 100), поэтому сразу же после перекуса тронулись в путь, трясясь по этой мерзкой гравийно-асфальтовой дороге. Благодаря предыдущим тренировкам, усталости в ногах практически не было, однако все сильнее и сильнее ощущалось желание наконец-то выбраться на нормальное гладкое шоссе и спокойно катить по нему. Вскоре проехали переезд через одну из самых малооживленных железных дорог Московского региона – линию Бельково-Иваново. Несмотря на близость к Москве, дорога эта совершенно глухая и представляет из себя неэлектрифицированную одноколейку, а вид рельсов и количество ржавчины на них говорит о том, что поезда ходят тут всего несколько раз в сутки. После переезда слева от дороги открывается превосходный вид на долины Большого и Малого Киржача, сплошь занятые под сельхозугодия, однако все ощущения от красоты проезжаемых мест портила отвратительная дорога, на которой приходится постоянно смотреть под переднее колесо и объезжать особо глубокие ямы. Ближайший километровый столб, однако, показал, что полпути мы уже протряслись – до конца осталось 4 км, и этот факт несколько прибавил оптимизма. На самом деле к всеобщему удовольствию тряска закончилась еще раньше – через 2 км, на подъезде к Илькино начался вполне сносный асфальт, на котором нам впервые за последние несколько часов удавалось держать скорость не ниже 22-23 км/час. На асфальте километры стали казаться заметно короче и через несколько минут мы уже стояли на долгожданном шоссе, ведущем в Киржач и далее в сторону Орехова.

В тот момент казалось, что дорожные неожиданности позади и теперь можно мчаться без оглядки весь оставшийся путь, составлявший, по меньшей мере, 50 км (где закончим маршрут, в тот момент мы еще окончательно не решили). Действительно, до Киржача (~ 8 км от перекрестка) мы долетели, не сбавляя темпа ниже 22 км/час. Вскоре въехали в центральную часть города, миновали вокзальную площадь и мост, по которому проходит шоссе из Москвы. Дорога нас продолжала радовать своей гладкостью, тем более, что от вокзала наблюдался все время легкий уклон. Через некоторое время начались промзоны, Киржач, растянувшийся на 6 км, кончился, и мы попали в его пригород – село Федоровское. Тут-то скоростной участок и закончился – впереди мы увидели дорогу все того же идиотского типа, что поразила нас вблизи Романовского – раздолбанная грав��йно-щебенчатая “магистраль” немерянной ширины с почти нулевым потоком транспорта.

Деваться было некуда пришлось поехать по ней, все время глядя впер и выбирая более или менее оптимальную с точки зрения неровностей траекторию движения. Средняя скорость, естественно, резко упала, компенсируя экономию времени на предыдущем участке. Иногда, в особо раздолбанных местах, рядом с основной дорогой возникала грунтовка, по которой ехало большинство машин. На ней трясло существенно меньше, однако вскоре она вливалась в основную трассу, заставляя нас вновь ехать по камням. В Илейкино, до которого около 5 км, началась вполне нормальная узкая асфальтовая дорога и мы уже обрадовались, однако вскоре оказалось, что она вновь переходит в гравий сразу же за границей деревни. Я начал боятся, что мой велосипед этого испытания не вынесет, что начнут лопаться спицы на заднем колесе, однако к счастью все было в порядке. Протрясясь еще 4 км, мы наконец-то достигли Финеева, путь до которого по карте изначально казался существенно более легким, чем оказался на деле.

От Финеево мы, как и собирались, двинулись на запад, пересекли железную дорогу у пл. 157 км, и, следуя указаниям местной женщины, тронулись дальше по тропинке в Песьяне. Тут произошла удивительная вещь – рядом с этой глухоманской тропинкой мы нашли заднее крыло для “Туриста”, которое на поверку оказалось совершенно без повреждений и лишь с легкими следами эксплуатации… Поскольку мое заднее крыло давно треснуло в нескольких местах и я уже который месяц хотел его заменить, находка пришлась весьма кстати и я недолго думая прикрепил ее (находку) к багажнику поверх сумки.

Теперь наш путь пролегал по удивительно приятным для путешествий местам – узкая пешеходная тропинка а кругом - то лес, то заболоченное мелколесье с многочисленными торчащими стволами мертвых деревьев. Пейзаж производит впечатление полной дикости и оторванности от цивилизации, хотя на самом деле это совсем не так. Несмотря на сырость вокруг, тропинка идет все время как бы по насыпи, и нам ни разу не пришлось слезать с велосипедов для обхода луж. Чем дальше продвигались мы вглубь леса, тем более сухими становились места, через километра три начались многочисленные развилки и мы выехали на обширное поле. Вдали уже виднелись дома села с интересным названием Песьяне, куда нам пришлось добираться практически по прямой через поле, так как дорога после выхода из леса куда-то внезапно пропала. В Песьяне я мысленно вздохнул с облегчением – здесь по плану наши внедорожные приключения должны были кончиться, так как отсюда предполагался выезд на третью бетонку.

Конечно, целый день ехать по шоссе и немного скучно и неинтересно, однако постоянные поиски правильной дороги, перетаскивания, петляния, возвраты назад тоже утомляют, особенно, когда видишь, что время уходит, а ты еще все весьма недалеко от места старта. Поэтому хорошо, когда в поездке есть и “бездорожные” и “асфальтовые” участки, однако нужно всегда соблюдать некоторое оптимальное соотношение между их протяженностью, чтобы не превратить поход в бесконечное преодоление очередных трудностей и вечный поиск дороги или в довольно однообразную длительную езду по автомагистрали. Однако если уж выбирать между двумя крайними вариантами – или все время проселки и бездорожье или все время хорошая автотрасса, то для меня лично более приемлем второй вариант. Все-таки велосипед – это прежде всего средство для езды по нормальным дорогам, а потом уж - возможность проехать там, где не пройдет ни одна машина.

Песьяне оказалось довольно большим селом с многочисленными улицами, однако с помощью местных жителей мы без труда нашли нужный нам выезд на запад и бодро покатили в направлении третьей бетонки по узкому шоссе, проходящему через глухой сосновый лес. Через 2 километра мы выехали на бетонку, которая, как и ожидалось, представляет из себя хотя и довольно узкое, но с небольшим потоком машин шоссе. Местность в тех местах практически без единого уклона (ведь это уже практически Мещерская низменность), поэтому по ходу нашего движения открывался мой любимый вид – дорога, уходящая сквозь лес стрелой вдаль и узкая полоса все того же леса у самого горизонта, до которого по меньшей мере километров шесть. Подобная картина наблюдается практически на всем протяжении третьего кольца, так как оно проходит в стороне от населенных пунктов, по лесам и содержит многочисленные прямые участки протяженностью 10 км и даже более. По такой дороге ехать удивительно приятно, особенно когда за спиной уже не один десяток километров и организм успел войти в походный ритм. Усилий по управлению велосипедом не требуется практически никаких, даже педали крутятся как бы сами собой – только смотришь вдаль на медленно приближающийся далекий лес и велосипед будто бы сам несет тебя.

При крейсерской скорости нашей группы 22 км/час потребовалось минут двадцать, чтобы доехать до ближайшего изгиба дороги, видного, благодаря абсолютной плоскости местности, от самого поворота на Песьяне. Сразу за изгибом налево пошла дорога на Бынино, а вдалеке справа показались дома деревни Головино. По карте от Головино на юго-запад есть грунтовка на Васютино, и так как мы изначально нацеливались приехать в Ногинск или Павловский посад, то здесь нам бы следовало свернуть. Однако местные мужики, стоявшие на автобусной остановке, посоветовали нам проехать еще километров 5 по шоссе до так называемой Бынинской подстанции, откуда, по их словам, до Васютино добраться и быстрее и проще. Нам тоже сворачивать со столь хорошей дороги, коей является 3-я бетонка, не хотелось и мы последовали их совету.

И вот вновь вдоль абсолютно прямой дороги по обе стороны тянется глухой лес и вновь мы шустро едем навстречу очередному повороту, который почти скрывается за горизонтом. От Александрова отъехали уже почти 80 км, время близится в 18:00, а мы еще не обедали. Естественно, есть начинает хотеться все больше и больше, однако, следуя традициям, решили устроить полноценный привал с костром только за Васютино, когда уже будет ясно, что до конечного пункта больше никаких трудностей не предвидится. На повороте дороги справа по ходу движения мы обнаружили ту самую подстанцию, от которой начинается вполне сносная грунтовка на запад, однако к этому моменту голод стал почти невыносимым и мы все-таки решили остановится здесь, тем более что сосновый лес с кучей готовых дров был под боком.

Остановившись недалеко от шоссе и расстегнув сумки, быстро уничтожаем остатки бутербродов, разводим костер из сухих сосновых веток и готовим суп. После довольно поспешной езды съесть тарелочку горячего и вкусного супа весьма приятно, настроение резко поднялось и силы восстановились. Между тем, приближается вечер, становится все более прохладно, а до Ногинска или Павловского посада по меньшей мере километров 25, причем первый участок предполагаемого пути проходит не по асфальту, что делает непредсказуемым время, необходимое на его прохождение. Поэтому, отдыхая после трапезы, мы в конце концов решили несколько скорректировать наш дальнейший маршрут, а именно не сворачивать в Васютино, а ехать по бетонке дальше до поворота на Электрогорск (это еще примерно 5 км), а в Электрогорск либо сесть на поезд либо выскочить на Горьковское шоссе и через поселок Кузнецы прибыть в Павловский посад. Такой вариант исключал любые грунтовки, которых на сегодня мы нахлебались вдоволь, на нашем пути.

В любом в случае, особо много времени на отдых у нас не было, и примерно через полтора часа мы с новыми силами опять вышли на трассу. Судя по карте, мы обедали недалеко от места, где обозначено пересечение автодороги с узкоколейкой Электрогорск – Ляпино и далее на восток. Однако сколько я не вглядывался в проезжаемый лес, никаких следов этой железной дороги обнаружить мне так и не удалось. Согласно данным сервера Дмитрия Зиновьева, она была полностью разобрана в 1993 году, т. е. 6 лет назад, однако ранее, как мне удалось узнать от радиолюбителей Электрогорска, она обслуживала местную ГРЭС и были когда-то даже пассажирские перевозки по веткам на Дальнюю и Ляпино.

На сытый желудок несколько километров до электрогорского поворота проехались совсем незаметно и, повернув, мы вскоре уже были в Электрогорске. Основная дорога, попетляв немного мимо многочисленных промышленных зданий, привела нас прямо к железнодорожной станции. Согласно расписанию, электричка ожидалась через 20 минут, поэтому мы решили здесь и закончить маршрут, так как уже смеркалось и мы гарантировано не успели бы доехать до Павловского Посада засветло. Хотя мы проехали в тот день меньше обычного, всего около 90 км, поход насыщенный и интересный, причем отнюдь не из легких.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz