Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

По южному Подмосковью: от Чехова до Царицыно.

 Сентябрь 1999 г.


Эта поездка, как и описанный ранее маршрут “Дубна – Сходня”, был организован по схеме “от дальней станции к Москве”, что позволяет минимизировать потраченное на проезд в поездах время (и, что немаловажно в нынешних условиях, деньги). Вначале предполагался переход от Шараповой Охоты до Москвы с посещением северной части Приокско-Террасного заповедника, однако затем маршрут пришлось сократить, так как в расписании не нашлось удобной электрички, останавливающейся в Шараповой Охоте, да и световой день стал уже заметно короче, чем летом – это был один из последних походов сезона.


Хотя идея этого похода обсуждалась давно, окончательное решение поехать было принято в начале одиннадцатого вечера накануне, в субботу. Из-за своей неправильной привычки готовить велосипед к походу непосредственно перед выездом, мне пришлось поздним вечером заняться осмотром техники и устранением недостатков, которых, как назло, оказалось больше чем обычно. Пока заменял две лопнувшие спицы и регулировал натяжение остальных, устранял люфты и прочищал переключатель передач на своем “Туристе”, по ходу дела обнаруживались все новые мелкие неисправности, требующие устранения. В общем, ремонт затянулся до двух часов ночи, а в начале седьмого мне уже надо было встать, чтобы к 7:30 приехать в Текстильщики к электричке. Спал я в у ночь около трех часов, и этот недосып сильно ощущался в походе, особенно в начале.

Первое последствие бессонной ночи случилось скоро после выезда из дома – по пути в Текстильщики по темному городу я каким-то образом свернул не в том месте, сбился с дороги и приехал к метро “Кузьминки”. Хорошо, что был запас времени, и я благополучно домчался по пустынному Волгоградскому проспекту до Текстильщиков, прибыв на платформу за пять минут до электрички. В поезде мы встретились с Костей, а на Перерве подсел и третий участник нашего путешествия – Алексей, и втроем мы доехали до Чехова, откуда начался наш поход.

На привокзальной площади, как обычно, смазали цепи заранее припасенным для этого маслом, прикупили недостающие продукты и тронулись в путь. Проехав несколько сотен метров вдоль железной дороги на юг, свернули налево, по направлению к Мелихово. Сразу же после железнодорожного переезда неоживленное шоссе пошло через красивый осенний лес, было по-утреннему прохладно и безветренно. Наша небольшая группа постепенно набирала темп движения, входя в обычный походный ритм. Без задержек мы миновали Новоселки, пересекли Симферопольскую трассу и вскоре прибыли на первый ключевой пункт нашего маршрута – село Васькино, находящееся в нескольких километров от музея-усадьбы А. П. Чехова в Мелихове. В этом селе сохранилась чья-то усадьба, однако в настоящее время она находится в состоянии запустения и используется для каких-то хозяйственных нужд. Далее шоссе, по которому мы ехали, постепенно уходит на юг, а нам, чтобы попасть в Москву, нужно было пробираться вдоль речки Люторки на северо-восток к деревне Щеглятьево, от которой берет начало местная асфальтовая дорога.route map, part 1

Первая часть пути до Щеглятьево прошла гладко – мы безошибочно нашли нужный поворот, пересекли Люторку по ужасно раздолбанному мосту, и далее поехали вдоль берега по уютному и гладкому шоссе. По карте, асфальт должен был кончится примерно на полпути до Щеглятьево, а далее нам предстояло выбрать, как продолжить путь – не пересекая речку, через Ведищево, или же по другому берегу через Сокольниково и Угрюмово. Была надежда, что за время, прошедшее с момента составления карты, шоссе, по которому мы ехали, продолжили по крайней мере до Ведищево, поэтому было сначала решено не сворачивать в Сокольниково, а проехать до конца асфальта. Однако вскоре после поворота на Сокольниково наша дорога пошла резко влево и уперлась в ворота какого-то дачного поселка. Незадолго до ворот справа мы увидели какую-то малонаезженную грунтовку, являющуюся, очевидно, обозначенной на карте дорогой на Ведищево, однако ее вид совершенно не способствовал желанию продолжить путь по ней.

Посовещавшись, мы решили вернуться назад и попробовать прорваться через Сокольниково. Через полкилометра обратного пути мы свернули налево, пересекли Люторку, въехав на ее весьма крутой берег (вот где моя новая звездочка с 24 зубами была весьма кстати!). После подъема, как и обозначено на карте, асфальт закончился и налево пошла достаточно грязная, но наезженная грунтовая дорога. Двигаясь по ней, постоянно увязая колесами в глине в глине и буксуя, мы вскоре прибыли в Угрюмово, где местный мужик показал нам дальнейший путь на Щеглятьево. После Угрюмово дорога нисколько не улучшилась, а когда мы въехали в лес, то и вовсе пришлось слезть с велосипедов и пойти вдоль дороги напролом через высокую траву и кустарник, так как глубокие лужи занимали практически всю поверхность трассы. Пройдя таким образом несколько сотен метров, вновь выбрались на дорогу, на этот раз покрытую тонким слоем весьма скользкой глины, которая делала велосипед практически неуправляемым, словно на льду. Мне очень не хотелось пачкать ноги, тем более что лес кончался и впереди было уже заметно поле, сулящее улучшение дороги, и я попытался проехать грязный участок не касаясь ногами земли. Однако где-то на середине пути из-за наклона дороги меня вместе с велосипедом медленно и неумолимо потянуло вправо к кювету, до краев наполненному водой. Попытка повернуть налево не удалась – на скользкой поверхности велосипед развернуло на 90 градусов и мне в итоге пришлось остановится, испачкав ботинки в скользкой жиже, которой была покрыта вся дорога. В принципе, ничего страшного в этом и не было, однако потом эта мерзкая грязь несколько раз все-таки напомнила о себе – ноги внезапно соскакивали с педалей, а те, в свою очередь, очень больно ударяли по икрам, оставляя синяки.

Однако все это вскоре прошло – мы выехали на довольно сухое поле, вдалеке показались дома Щеглятьево. Костя приметил группу валунов и старых железобетонных плит слева от дороги и предложил устроить здесь первый перекус, с чем мы согласились, так как более тихое, красивое и удобное место нам бы вряд ли встретилось. Тем более, первый “перелаз” в сегодняшнем путешествии был практически пройден, и это “надо было как-то отметить”.

Удобно устроившись на прогретых солнцем валунах, мы съели примерно половину имеющихся у нас припасов, полюбовались окружающей нас природой и обсудили план дальнейшего движения. Судя по карте, до следующего ключевого пункта – Юсупово, находящегося в 25 км от Москвы, можно было ехать двумя способами – местными дорогами вдоль Каширского шоссе или же через Троицкое и Мещерское. Оба варианта предусматривали небольшие перелазы по проселкам, однако показалось, что первый путь более надежен. Заодно определились и с местом основного привала – его решили сделать в знакомом лесу на подъезде к Юсупово, когда до Москвы останется около 25 км и будет ясно, каким количеством времени до темноты мы располагаем.

Через минут сорок после остановки мы вновь тронулись в путь. Однако добраться до близкого уже Щеглятьево оказалось не столь просто, как мы думали. Скоро дорога резко испортилась и на ней появились весьма глубокие поперечные борозды через каждые полметра, как будто здесь прошел огромный гусеничный трактор. Поначалу мы с Алексеем находились в глубоком недоумении относительно происхождения этих странных борозд, на знаток Костя прояснил ситуацию, сказав, что это эти борозды протоптали коровы, которых ежедневно здесь гоняют. Объяснение было похоже на правду, однако мне до сих пор совершенно непонятно, почему эти коровы идут постоянно по старым следам, да еще в ногу, словно солдаты на марше. Ехать по коровьей дороге было совершенно невозможно, пришлось слезть с седла и пройти пешком почти до самой деревни, которая встретила нас полузаброшенной фермой, источающей омерзительнейшую вонь на несколько десятков метров вокруг. Поспешив проскочить этот неприятный участок, мы прибавили темп и вскоре оказались на шоссе, на котором, судя по гладкости и почти черному цвету покрытия, асфальт был уложен не более месяца назад.

Обрадовавшись столь хорошей дороге, мы разогнались до 27-30 км/час, благо ветер был попутный, и весьма скоро пересекли железную дорогу около станции Повадино, а затем выехали на прямую трассу, соединяющую Симферопольское и Каширское шоссе. Правда, по пути последствия недосыпа вновь дали о себе знать – расслабившись на ровной и неоживленной дороге, я так увлекся созерцанием видов проезжаемых широких полей, что совсем перестал смотреть по колеса. Вывел меня из этого состояния резкий толчок сначала на переднем, а через мгновение – на заднем колесе. Оказалось, что я въехал на полном ходу в одну из прямоугольных выемок в асфальте, которые всегда почему-то присутствуют на свежеуложенных трассах и располагаются непременно длинной стороной вдоль дороги. Для машин эти лунки вообще ничто, а для узких колес ”Туриста” – отличная ловушка. К счастью, несмотря на приличную скорость и груз на багажнике колеса практически не пострадали, и впредь я решил быть более внимательным, чтобы не попасть, не дай бог, в более серьезную аварию.

Далее наш путь лежал по местным дорогам до деревни Акулинино, до которой оставалось около 15 км. Попутный ветер и полное отсутствие усталости не давали снижать скорость ниже 20 км/час, а весьма приятная дорога, проходящая по широким полям, только поднимала настроение. Вдалеке по сторонам постоянно просматривался уже пожелтевший лес, местность была довольно пересеченная, несколько раз мы пересекали глубокие долины маленьких речек. От Шишкино начался плавный и затяжной спуск и вскоре мы повернули налево по направления к Акулинино, куда и прибыли 10 минут спустя, затратив на весь путь от Щеглятьево немногим более часа.

Далее нам предстояло пробирать вдоль речки с загадочным названием Злодейка ко второй бетонке, до которой по прямой от Акулинино около 3 км. Местные жители подтвердили наличие нужной нам проселочной дороги, и мы без задержек двинулись дальше. Миновав расположенный недалеко от деревни недостроенный и заброшенный дом отдыха, поехали по тропе, ведущей почти по краю довольно широкого оврага, на дне которого и протекает эта Злодейка. Тропа оказалась довольно утоптанной, и, главное, сухой, и вскоре мы были уже в Далматово, откуда выехали на вторую бетонку и без труда нашли нужную нам дорогу на Ильинское и Одинцово.

route map, part 2По отличному шоссе мигом проскочили Ильинское, и вскоре вдалеке показались очертания высоких корпусов элитного санатория “Подмосковье”, располагающегося примерно посередине между деревнями Судаково и Битягово. Алексей предложил осмотреть довольно малоизвестную усадьбу не помню кого в Одинцово, и для этого на перекрестке мы свернули налево, пересекли по мосту Рожайку и подъехали к воротам усадьбы. К сожалению, территория оказалась охраняемой и нас внутрь не пустили, поэтому пришлось вернуться обратно и продолжить движение на юг по дороге на Судаково. Примерно через километр от перекрестка начался резкий спуск, мы проскочили мост и уперлись в очередной охраняемый поселок, где охранник, недобро посмотрев, сказал, что единственные путь на Битягово проходит через Одинцово. Возвращаться обратно, тем более в гору очень не хотелось, поэтому Костя предложил прорваться через санаторий “Подмосковье” по берегу Рожайки.

Проехав мост в обратном направлении, тут же свернули налево и двинулись по тропинке, ведущей по крутому берегу. Поначалу вокруг был лес, потом справа появились какие-то дачи. Тропинка периодически то спускалась к самой воде, то вновь поднималась на десяток метров, причем под таким углом, что даже руками тащить велосипед было довольно трудно. Примерно через километр впереди показался забор, однако в нем тут же обнаружилась не то огромная дыра, не то просто незапираемая калитка. Поскольку тропинка была натоптанной, мы без колебаний вошли на территорию санатория и тут ж�� очутились на характерной для таких мест асфальтированной дорожке с густо расставленными фонарями. Недале����о справа стоял многоэтажный главный корпус, вид отовсюду за несколько километров. Вокруг, слава богу, никого не было и мы как можно быстрее двинулись дальше. Через метров двести асфальт кончился, впереди вдова показался забор и снова с большой дыркой, пройдя в которую, я вздохнул с облегчением, что мы снова на “нейтральной территории”. Еще несколько сотен метров - и мы уже стоим на знакомом по поездке Битца-Раменское мосту в Битягове. Был уже четвертый час дня, мы проехали в сумме около 60 км, поэтому начинало хотеться есть. До темноты времени оставалось по крайней мере часа четыре, и у нас было время на полноценный обед с супом и костром, который мы и устроили, согласно ранее обговоренному плану, сразу после въезда в лес по пути то Битягово к Юсупово.

Как было уже упомянуто, дело было в начале октября, погода была уже не летняя, поэтому костер был очень кстати. С дровами проблем не оказалось – вокруг валялось множество веток разного калибра и удалось найти даже газету для розжига. Как обычно, сварили суп из концентрата, вдоволь погрелись у костра, выпили горячего чаю. Оставшихся с предыдущего перекуса припасов вместе с супом хватило, чтобы наестся досыта. Тем временем день подходил к концу, несильный ветер потихоньку стихал, чувствовалась вечерняя прохлада. С привала уезжать не хотелось, однако дорога звала в путь – до Москвы оставалось около 25 км и нужно было успеть до сумерек, так как ехать по темноте по узким улицам Расторгуева совершенно не хотелось. Погрев руки у костра в последний раз, залили пламя оставшейся водой, собрались и где-то в 17:45 тронулись в путь, хорошо знакомый еще по ПВД “Место встречи изменить нельзя”. По грунтовке выехали в Юсупово, откуда взяли курс на север по местному шоссе. Так как это шоссе в Юсупово и заканчивается, то машин было немного, после привала было полно свежих сил и мы мчались, не сбавляя ход ниже 23-25 км/час. Вскоре справа открылся необычный вид – находящийся за домами Домодедова лесной склон  в лучах заходящего солнца четко разделился на желтую лиственную и зеленую хвойную части. Причем граница просматривалась столь четко, что мы не сразу догадались о природе этого явления. Этот вид сопровождал нас до Заболотья, где мы выехали на шоссе Подольск-Домодедово, проехали по нему вправо около километра а затем свернули налево. Дорога все время была отменная, мы ехали в быстром темпе. Вскоре пересекли Пахру, затем проехали Макарово, поворот на Щербинку и прибыли в Федюково, знаменитое своим магазином, в котором, участвуя в “Место встречи изменить нельзя” мы постоянно закупали провизию перед привалом в Боброво.

Однако сегодня все привалы были позади, поэтому мы, не останавливаясь, помчались дальше и через километров пять уже стояли на перекрестке дорог, ведущих в Расторгуево и Бутово. От времени старта с привала прошло около часа, особой усталости не чувствовалось, и мы решили завершить наш поход в Царицыно, проехав туда по знакомому маршруту через Расторгуево. Повернув направо, поехали по узкой дороге среди расторгуевских дач. Шоссе в черте поселка стало разбитым, машин полно, периодически попадаются “лежачие полицейские” – чувствуется приближение столицы, до которой по прямой осталось около 3 км. Около станции Расторгуево проехали через узкий тоннель под железной дорогой (его нужно проезжать с оглядкой на машины и как можно быстрее, так как там места одновременно для велосипеда и автомобиля нет). За тоннелем начался длинный и крутой подъем, который после многих пройденных за день километров потребовал некоторых усилий, а после него дорога неожиданно для нас (год назад все было иначе!) влилась в только что открытое Новокаширское шоссе, по которому мы через полкилометра доехали до МКАД, прибыв в Москву. На мосту Алексей попрощался с нами и поехал по кольцу к себе домой, в Капотню, а мы с Костей перелезли через ограждение, спустились с насыпи, выбрались на Липецкую улицу и поехали по направлению к центру города. За время путешествия мы отвыкли от города, поэтому количество количество машин в Москве казалось огромным. Не доезжая километр до моста через пути железной дороги, свернули в направо в парк, где, немного поплутав, вскоре прибыли на конечный пункт похода - станцию Царицыно.

На спидометре было 90 с небольшим километров (считая от Чехова), уже начало смеркаться. Электрички пришлось ждать довольно долго, и, как назло, подошла тульская, битком забитая народом, причем вопреки ожиданиям она останавливалась по всем пунктам. Однако ехать было недалеко (вот оно, преимущество походов издалека к Москве!), и через 20 минут толкотни в тамбуре я вылез в Текстильщиках, откуда, уже в полной темноте, поехал к себе домой, накрутив еще около 10 километров.

Поход, по общему мнению, удался полностью, грамотно выбранный маршрут с чередованием грунтовых и скоростных участков и правильно рассчитанное время позволили избежать долгой езды во тьме, характерной для осенних дальних поездок.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz