Золотое кольцо-2000 (5 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Пятый день


В тексте использованы фотографии Антона Колотаева

Брембола - Переславль - Говырино - Лыченцы - Савино - р. Сара, 70 км

Очередная ночевка прошла совершенно спокойно, однако подъем и следующий за ним завтрак, как обычно, сильно растянулись. Долгим сборам в дорогу также несколько способствовала испортившаяся погода - в то утро было довольно пасмурно и холодно. На сегодня нам предстояла обширная программа - посещение Переславля-Залесского, встреча с третьей группой и проезд по самым глухим участкам на нашем маршруте, включая короткий грунтовый участок между  Рыково и Савино. Так как у нас в группе не было с собой карты Ярославской области, этим утром мне как штурману пришлось долго изучать местность и предстоящий маршрут по карте Игоря Петровича, чтобы потом вести группу по памяти. В принципе, никаких сложных для ориентирования участков не планировалось, поэтому опасений в том, что мы заблудимся,  не было.

Карта пути за 5-ый день. К сожалению, масштаб не позволил в деталях отобразить участок от Лыченцов до места привала

На маршрут выехали только в начале двенадцатого. Из-за очень высокой влажности и низкой температуры поначалу ехалось тяжело, и нам с трудом удавалось разгонять велосипеды до 18-20 км/час.  Дорога, как и вчера, шла по открытой и довольно пересеченной местности, местами попадались довольно значительные горки.  Вскоре миновали Большую Бремболу, пересекли необозначенную на старых картах объездную дорогу Переславля и еще через несколько километров выехали на перекресток с шоссе Берендеево-Переславль. Этот перекресток находится практически на границе города, однако на нем не оказалось никаких указателей и изначально было непонятно, куда нам нужно было ехать далее. Поэтому чтобы не растеряться, решили здесь собрать группу. 

Похоже, промозглая погода негативно действовала не только на меня, на и на остальных тоже. Хоть от места стоянки отъехали всего 10 км, наш бессменный замыкающий Саша приехал только через минут 20 после направляющих. Немного отдохнув, неспеша двинулись по тихим улицам Переславля в сторону центра города. На перекрестке с Ярославским шоссе обнаружился магазин с многообещающим названием "Копейка", в который мы дружно завалились и принялись покупать все необходимое для сегодняшнего дня, а также шоколад, напитки и прочую еду для личного потребления. Пока все купле����ое добро упаковывалось в рюкзаки, внезапно о-то появился Игорь Петрович. Оказалось, что его группа поехала кататься по Переславлю, а он сам ходил на телеграф позвонить домой и теперь ждет своих ребят. Ждать ему долго не пришлось, вскоре все собрались и вместе двинулись по трассе на Ярославль. 

У нас же, из-за позднего подъема и неспешных сборов, времени на катание по городу просто не было, иначе мы гарантированно не успели бы на место ночевки. Это вызвало некоторое недовольство в группе, однако Владимир Иванович вполне справедливо ответил, что, дескать, это поход, и чтобы иметь возможность много посмотреть, нужно либо вставать раньше, либо ехать быстрее. Поэтому решили ограничиться беглым осмотром Красной площади, памятников Юрию Долгорукому и Александру Невскому, близлежащих церквей и окружающего все это  высокого земляного вала. Конечно, хорошо было бы посетить еще и Горицкий монастырь, проехаться вдоль Плещеева озера к ботику Петра I, но время нас поджимало все сильней и сильней, поэтому непродолжительной стоянки на Красной площади было решено двигаться прочь из города и сделать первую остановку в Говырино, что в 13 км от Переславля. 

Ярославское шоссе, по которому мы теперь двигались, оказалось гораздо приятней, чем я изначально предполагал. Машин здесь было в несколько раз меньше, чем в Сергиевом Посаде, а сама дорога была гладкой и довольно широкой. Чувствовалось, что это все-таки Золотое кольцо - везде встречались туристские автобусы и дорожные указатели, выполненные на двух языках. Однако как только мы миновали городскую границу, шоссе быстро сузилось до двух полос, указатели куда-то исчезли.  Трасса стала совершенно не похожа на федеральную магистраль, даже километровые столбы, и те присутствовали далеко не все. 

Из-за узости дороги впервые за весь поход нам стали довольно серьезно мешать машины, каждая проходящая в попутном направлении фура вынуждала сворачивать на обочину. После слияния  основной дороги с объездной грузовиков стало еще больше, а дорога нисколько не расширилась. Из-за этого пришлось большую часть времени ехать по обочине, благо та была довольно широкой и ровной. Ветер слегка поддувал в спину, поэтому нам без труда удавалось держать скорость под тридцатник, изредка тормозя на неровных участках. Быстрой езде способствовало также то, что трасса, спускаясь к Нерли, несколько километров подряд идет под горку.

Через 10 с небольшим километров затяжной спуск постепенно закончился, мы проскочили мост через Нерль, не имеющий никаких опознавательных знаков. Еще несколько минут быстрой езды - и впереди показался стоящий на свежем постаменте танк-памятник. Мужик, продававший шашлыки на находившейся неподалеку стоянке грузовиков подтвердил мои догадки, что это место и есть Говырино,  хотя самой деревни практически не было видно. Что ж, перегон по М8 завершился,  нужно было собирать группу и двигаться дальше по местной дороге, однако Дима Теряев, ехавший впереди нас, благополучно проскочил поворот и уже практически скрылся за горизонтом. Ехать  за ним не имело никакого смысла (учитывая его скорость и выносливость, гнаться можно было бы до самого Ростова), поэтому мы решили, что он сам вернется, увидев, что мы отстали.

Вскоре по очереди начали подъезжать остальные участники нашей группы, вдали показался замыкающий Саша, а уехавшего Димы все не было видно. Но он вскоре все-таки приехал и был страшно удивлен, что мы остановились. Оказалось, что наш расчет оправдался - проехав несколько километров, он, по собственным словам, удивился нашему с Антоном отсутствию, постоял несколько минут и в итоге поехал назад. 

Когда все собрались, многие высказали желание устроить в ближайшее время обед. Однако из-за недостатка времени полноценный обед с костром, как это было вчера и позавчера, нам не светил, поэтому решили в итоге ограничиться легким перекусом из кураги, шоколада и бутербродов, который был устроен тут же, в Говырино. 

После привала мы поехали по местному шоссе, ведущему в глубь Переславского района. По сравнению с довольно шумной и пыльной трассой М8 крутить педали тут было одно удовольствие - дорога все время идет по густому лесу и  постоянно петляет. Шоссе узкое, однако здесь это и не важно, так как машины попадаются не чаще раза на несколько километров пути. После густонаселенных окрестностей Переславля чувствовалось, что места вокруг совершенно дикие и глухие, вокруг никого не было и лишь редкие лесные тропинки, отходящие в об стороны от основной дороги напоминали о том, что до ближайших деревень не так уж и далеко. Такая обстановка совершенно не способствовала гонкам, поэтому мы ехали небыстро, наслаждаясь природой и свежим воздухом. 

Погода тем временем нисколько не улучшалась, небо все так же было затянуто тучами, было практически столь же холодно, как и утром. . Когда через километров 6 от Говырино лес кончился и мы выехали на очень красивое поле и миновали Троицкое, пошел несильный, но весьма неприятный дождь. Его пришлось пережидать на автобусной остановке Горках, куда вскоре подъехала группа Игоря Петровича, обедавшая, так же, как и мы, недалеко от Говырино. Как только дождь стих, двинулись дальше, наметив следующим сборным пунктом село Лыченцы. Шоссе вновь вскоре пошло по лесу, и мы все вместе с удовольствием, периодически обгоняя друг друга  катили по мокрому и довольно гладкому асфальту. 

После Лыченцов началось самый интересный участок похода за сегодняшний день. Свернув с асфальта, мы двинулись по грейдерной дороге в направлении Рыково. Грейдер оказался очень хорошим, ехать было ненамного тяжелее, чем на асфальте среднего качества, местами удавалось держать скорость до 20-22 км/час. Как ни странно, но на этой захолустной дороге, связывающей с внешним миром две деревни, имелись полноценные километровые столбы и указатели. Такого в Подмосковье мне видеть не приходилось ни разу. Здесь особо комфортно чувствовали себя обладатели горных велосипедов, которых в нашей многочисленной группе было большинство.  Мне же на моем  "Туристе" было довольно сложно угнаться за ехавшими впереди Антоном с Димой, так как постоянно приходилось объезжать неровные участки и тормозить в местах, где объехать колдобины было невозможно. 

Через 6 км впереди показалось Рыково, и дорога после непродолжительного подъема закончилась посреди деревни, где мы остановились, ожидая приезда остальных. Пока все собирались, один местный мужик поинтересовался нами и нашим походом, а когда узнал, откуда и куда мы едем, выразил традиционное для таких случаев недоумение. Его сын согласился на мотоцикле показать нам дорогу в сторону Савино, и чтобы не задерживать его, мы тут же тронулись в путь, как только приехал наш бессменный замыкающий Саша.

PERELAZ.JPG (32900 байтов)
Переход через ручей между Рыково и Савино - единственный короткий участок бездорожья за все путешествие

Поначалу мы, следуя указаниям мотоциклиста, ехали по разбитой полевой дороге, которая вскоре привела к небольшому ручью, через который была устроена переправа в виде густо наваленных веток. Форсировать эту преграду труда не составило, многие это сделали, не слезая с велосипедов. Затем хорошо различимая проселочная дорога пошла по лесу, и через несколько минут привела нас в Савино, где мы вновь встретились с группой Игоря Петровича. 

Тут, как и ожидалось, начался асфальт, на котором нам за несколько километров пути не встретилось ни одной машины. Да и люди-то попадались нечасто, в проезжаемых деревнях часть домов была заброшена. Вокруг было очень красиво, однако легкий туман, стоявший весь день, несколько портил открывающиеся вдали виды глубокой долины реки Сары.  Не прибавлял удовольствия также мелкий противный дождь, который шел не переставая и грозил промочить нас насквозь, пока мы доберемся до привала. Единственное, что внушало оптимизм, было то, что ночевать изначально планировалось в заброшенном доме отдыха (Игорь Петрович сам останавливался там неоднократно), однако удастся ли это в этот раз, было совершенно непонятно. 

Вскоре после Савино начался крутой и затяжной спуск к Саре, сменившийся затем еще более затяжным, но менее крутым подъемом. В Спас-Смердино решили сделать остановку, так как от Савино отъехали уже порядком и группа на пересеченной местности довольно сильно растянулась. Пока стояли, мимо на полном ходу пролетел Игорь Петрович с частью своей группы, от которого удалось узнать, что до предполагаемого привала осталось меньше 10 км (карты Ярославской области у нас не было!). Этот факт я сообщил всем сразу после приезда замыкающего, и, хоть многие довольно устали, было решено двигаться дальше как можно скорее, чтобы побыстрее оказаться под крышей. 

Посл�� Спас-Смердино местность постепенно станвлс более населенной, каждые 2-3 км встречались деревни. Слева к дороге все ближе подступал лес, справа открывались отличные виды на широкую и глубокую долину Сары, из которой мы совсем недавно выехали и в которую вскоре нам вновь предстояло спуститься. Дождь наконец-то прекратился, ехать стало веселей. За Троицким дорога вошла в глухой сосновый лес и начался продолжительный спуск, в конце которого показался указатель "р. Сара".

Вид на реку Сару недалеко от места ночевки

Рядом с мостом стояла группа Игоря Петровича, а слева в лесу виднелось старое двухэтажное деревянное здание - это и был тот дом отдыха, где предстояло провести эту ночь. Вскоре появился и сам Игорь Петрович, сообщивший нам радостную весть, что сторож соглашается нас впустить за символическую плату. Значит, сегодня мы будем спать в сухости и тепле, чтобы наутро хорошо отдохнувшими двинуться в Ростов. Вскоре подъехал Владимир Иванович, следом в интервалом в несколько минут к мосту подкатывали остальные, еще на ходу узнавая приятную новость.

Дом отдыха, раньше принадлежавший Яросласкому шинному заводу, был совершенно пуст, вся мебель, за исключением бильярдного стола, была вывезена. Велосипеды мы закатили на первый этаж, а сами удобно распределились по многочисленным комнатам, расстелив коврики со спальниками прямо на полу. Довольно много времени заняло приготовление ужина, так как у сторожа плита оказалась явно не рассчитанной на столь большие объемы, а когда наконец-то все было готово, мы все вместе (а в сумме было 20 человек) разместились на уютной террасе и отлично поели под шум дождя, от которого мы так ловко спаслись благодаря Игорю Петровичу. 

За столом сидели довольно долго, обмениваясь впечатлениями о прошедшем дне. Попутно договорились, что завтра попытаемся выехать пораньше, чем обычно, чтобы в заблаговременно приехать в Ростов и успеть нормально посмотреть местный Кремль и прочие достопримечательности.

P.S. С группой, ехавшей нам навстречу, мы так и не встретились. Впоследствии оказалось, что они проехали место нашей ночевки рано утром на следующий день, когда мы еще завтракали (Игорь Петрович видел их). О том, как проходил их поход, можно почитать на странице Николая Смыслова, одного из участников.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz