Мещера-2000 (1 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


К сожалению, фотографий из этого похода нет - советую посмотреть Мещера-2002.

П. Посад- Шатура - Кривандино, 85 км,  карта пути здесь

Встретились мы в субботу, у касс Курского вокзала в половине девятого утра. Все приехали без опозданий, и нам, несмотря на весьма значительное количество народа, желающего уехать за город, удалось с комфортом разместиться в электрогорской электричке. В пол-одиннадцатого мы уже были в Павловском Посаде, откуда и началось это замечательное путешествие. Уже с первых метров похода мне доверили роль штурмана, которую я с удовольствием выполнял до самого конца.

Вначале нам предстояло выбраться из города на Носовихинское шоссе, проходящее в нескольких километрах к югу от железной дороги. В Павловском посаде я был всего однажды, в походе Кабаново-Шатура-Павлово Посад, причем собственно по городу ехали мы в тот раз уже в темноте и в сопровождении местного мужика, поэтому дорога к станции мне показалась невероятно сложной, в множеством поворотов в совершенно неочевидных местах. Теперь же нам предстояло ехать в противоположном направлении и искать правильную дорогу самостоятельно. К счастью, это оказалось проще, чем я думал – проехав слева от железной дороги (если стоять к Москве спиной) несколько сотен метров, мы нырнули в тоннель под путями и вскоре по извилистой улице выехали из города.

Поскольку дороги предстояли сравнительно простые, ехать договорились в стиле “каждый – со своей, удобной ему скоростью”, собираясь вместе на перекрестках или через определенные промежутки времени. Так как точно так же мы ехали в майском походе по золотому кольцу, то мне этот стиль езды был знаком и весьма удобен. Уже с первых километров определился порядок движения – впереди я с Валерой, затем Игорь Петрович и за ним – Владимир Иванович с Сергеем. Разница в средней скорости движения была небольшой, поэтому особо долго ждать никого не приходилось ни разу.

Погода в тот день стояла теплая и солнечная, дул очень слабый ветер западного направления, который только помогал нам ехать. Через пару километров мы достигли Носовихинского шоссе, где, собравшись, двинулись строго на восток по направлению к Ликино-Дулево. Шоссе на данном участке практически идеально прямое, гладкое и без сколько-нибудь заметных подъемов и спусков. Машин было немного и мы, подгоняемые попутным ветерком, быстро неслись прочь от ��осквы на восток. Вокруг тянулись огромные поля, однако километра через четыре мы въехали в лес, очень удачно ����одававший тень вдоль траектории нашего движен, но это продолжалось недолго и вскоре мы снова поехали под ставшими уже жаркими лучами солнца. Через некоторое время прямо по ходу движения, где до этого было видно лишь уходящее за горизонт шоссе, показались деревья – мы подъехали к первому за 8 км повороту на трассе, недалеко от которого начиналась дорога на Дрезну. На перекрестке решили собраться, а я отъехал метров двести вперед и вместе с груженым велосипедом зашел в лесополосу, чтобы сменить джинсы на шорты (температура уже приближалась к 25 C и ехать в джинсах становилось невыносимо). Когда я вернулся назад, то с удивлением обнаружил, что все уже уехали, причем было не совсем понятно, в каком направлении. Поразмыслив, я все-таки решил, что группа поехала дальше и просто не заметила меня в кустах, поэтому я ринулся вдогонку. На гладком шоссе я разгонялся все быстрее и быстрее… 25 км/час, 27, 30, 32…, однако никого впереди не было видно. Уже миновав Большое Кишнево и поворот на Запонорье, я увидел впереди какого-то велосипедиста и прибавил ход, однако это оказалась какая-то местная жительница. Я уже начал думать, что вся группа по каким-то причинам задержалась на повороте и мне не стоило бы гнать так быстро, как на горизонте по ходу движения показался Владимир Иванович со своим большим розовым велорюкзаком. “Ну слава богу, нашлись”, - подумал я, налегая на педали для финального рывка, и вскоре, уже обогнав всех я катил впереди группы вместе с Игорем Петровичем и Валерой. Тем временем покрытие дороги, которое у Павловского посада было идеальным, стало постепенно ухудшаться, а дорога плавно сужаться – мы подъезжали к Ликино-Дулево, где и заканчивается Носовихинское шоссе. Вначале лес вдоль трассы сменился дачами а затем мы проскочили железнодорожный переезд и выехали на перекресток с третьей бетонкой, являющейся на том участке главной улицей города. Подождав всех и слегка передохнув, двинулись на север и примерно через километр остановились у универсама, чтобы заправиться недостающими продуктами для предстоящего перекуса (в этот день основные покупки еды планировались в Шатуре, за 10 км до остановки на ночлег.). Закупили хлеба и еще какую-то мелочь и через километра два повернули направо (указатель на АО “Тонар”), чтобы продолжить движение от Москвы на восток.

Дорога Ликино - Шатурторф, по которой мы теперь ехали, была просто идеальна – очень мало машин (не более одной в минуту в обоих направлениях), широкий и гладкий асфальт, а кругом – глухие леса и перелески с редкими деревнями. Постоянно обгоняя друг друга, мы все набирали темп и весьма быстро доехали до Губино, стоящего посреди огромного и очень красивого поля. Вскоре нам предстояла встреча с остатками одной из веток Шатурской узкоколейки, которую нам удалось увидеть в прошлом году в весьма плачевном состоянии (см. соответствующее описание) и мне было крайне интересно посмотреть, что же там сейчас и попробовать прокатиться вдоль колеи в сторону Власова. Однако идея свернуть с хорошей дороги и поехать вдоль насыпи хотя бы до Яковлево (~7 км от переезда), которую я высказал всем на сборной точке возле поворота на завод “Тонар”, не вызвала особого энтузиазма и было решено ехать по трассе дальше до Шатурторфа.

После Губино дорога плавно спускается вниз в заболоченную низину, хорошо запомнившуюся мне еще по предыдущему путешествию в этих местах. На полной скорости мы миновали череду озер, расположенных слева по ходу движения и выезжаем к месту, где еще менее года назад были остатки разбираемой узкоколейки. Однако сейчас тут уже мало чего напоминает об этом – переезд полностью закатан в асфальт, соответствующие дорожные знаки сняты, а направо идет заржавевшая и обильно заросшая уже высокими деревьями узкая колея – грустное зрелище. Налево же ни рельсов, ни даже их следов нет вообще. Вскоре впереди показалась антенная мачта в Яковлево и поступило разумное предложение устроить перекус в ближайшие полчаса, так как половину сегодняшнего перегона (~40 км) мы уже проехали.

Место для остановки искать долго не пришлось – сразу за Яковлево, рядом с высоковольтной ЛЭП обнаружился заботливо устроенный кем-то крашеный стол и стулья из коротких отрезков стволов деревьев. Завидев такое гостеприимство, мы с Валерой, ехавшие впереди всех, без раздумий свернули с дороги и когда подъехала остальная часть группы, все вместе не спеша приступили к еде. Торопиться особо нам было некуда – было около двух часов дня, а до места ночевки с учетом всех необходимых остановок ехать оставалось не более трех часов. Изрядно опустошив запасы бутербродов и рыбных консервов (костра не делали, так как было достаточно жарко) еще минут сорок отдыхали, наслаждаясь свежим воздухом и тишиной, лишь изредка нарушаемой проходящими по шоссе машинами. Маршрут, по которому мы ехали, всем очень нравился, что не могло в свою очередь не радовать меня, поскольку это я его придумал и предложил.

После обеда Игорь Петрович с Владимиром Ивановичем вздремнули прямо на сухой траве, однако мне все не сиделось – видимо, сказывалась радость наконец-то сбывшегося плана многодневного похода по Мещере. С Сергеем м немного походили по окрестному лесу, а когда вернулись, все уже начинали собираться в дальнейший путь. Через минут двадцать все уже было собрано и упаковано и мы вновь вышли на трассу, уводящую нас все дальше и дальше от Москвы на восток. Как и до привала, шоссе плавно петляло посреди глухого леса, через пару километров мы проехали поворот на Орехово, село Савинское и приблизились ко второму из обозначенных на старых (да и на самых новых тоже!) картах пересечению с узкоколейкой, некогда соединявшей Ореховские и Шатурские торфоразработки. В принципе, ничего интересного на этом месте нет, и если внимательно не смотреть по сторонам, то можно и не заметить бывший путь узкоколейки среди многочисленных лесных просек и тропинок, уходящих в обе стороны от шоссе. Как оказалось, с прошлого года ничего здесь не изменилось – вместо рельсов налево (в сторону Белавино) уходит проселок, а справа от шоссе видна довольно высокая и очень заросшая лесом насыпь. По видимому, всякое движение поездов здесь прекратилось не менее десятка лет назад.

В быстром темпе (не ниже 22-23 км/час), через каждые 5-8 км поджидая отстающих, мы доехали до конца этой замечательной дороги, выехав на трассу Р-106 в районе поселка Шатурторф. Трасса эта, хоть и более оживленная, чем дорога от Ликино, имеет столь же гладкое покрытие и проходит по столь же плоской местности, удобной для равномерной езды. Ширина дороги вполне достаточная, чтобы не испытывать особых неудобств со стороны автомашин, и мы, подгоняемые слабым западным ветром, на полном ходу двинулись в направлении Шатуры. После короткого лесного участка начались поля, и, миновав растянувшиеся вдоль дороги села Петровское и Левашево, мы подъехали к огромному каменному указателя с надписью “Шатура”, около которого трасса разветвляется на дорогу, идущую в город и объездную. Собравшись, не спеша двинулись по главной улице Шатуры.

Город поначалу представлял собой типичную большую деревню, однако ближе к центру стали попадаться современные многоэтажные дома. Проехав автостанцию, мы попали в старую часть города (впрочем, старина относительна – насколько известно, Шатура строилась в годы первых пятилеток), где вдоль дороги стоят одни пятиэтажки и расположено множество магазинов. Купив в одном из них необходимые продукты, двинулись далее на восток, однако тут обнаружилось несоответствие карты и местности – улица, вместо того, чтобы следовать параллельно железной дороге до пересечения с веткой на Керву, внезапно резко повернула направо, прошла через тоннель под ж/д и влилась в объездную дорогу. 

После Шатуры поток машин резко уменьшился и лишь редкие легковушки иногда обгоняли нас. Уже вечерело, когда мы миновали Ботино и выехали в поля. Ветер, и без того еле заметный в течение всего дня (а как известно, попутный ветер практически никогда не замечается и о его наличии часто узнаешь, только когда по каким-то причинам приходиться разворачиваться и ехать назад) совершенно стих. Ничего не предвещало ухудшения погоды, однако это, как потом оказалось, было обманчиво – ночью пошел сильный и продолжительный дождь. Наслаждаясь последними километрами сегодняшней части маршрута, мы в быстром темпе добрались до развилки трассы Р-106 с дорогой на Рошаль. Впереди показалась река Поля – та самая, на которой планировалось устроить ночлег. Судя по карте, правый ее берег более заселен, поэтому было решено повернуть в сторону Рошали и искать место привала на левом берегу.

В течение нескольких первых сотен метров река и шоссе шли практически рядом, затем их стала разделять полоска леса и примерно через километр мы увидели какую-то малонаезженную дорогу с разбитым асфальтом, уходящую направо явно по направлению к реке. Однако, свернув на нее, обнаружили, что она идет куда-то не туда, но тут же обнаружилась тропинка, которая и привела нас к самому берегу Поли. Место для привала оказалось довольно хорошим – травы мало, рядом тихая речка и лес с изобилием дров, поэтому мы и решили остановиться здесь.

Правда, речка Поля оказалась весьма похожей на типичное болото – практически никакого течения, илистые берега и коричневая от торфа вода. Такую воду мы пить не решились, поэтому Игорь Петрович с Сергеем отправились за нормальной водой в ближайший населенный пункт, а мы принялись разводить костер и ставить палатки. Когда они вернулись, костер полыхал вовсю, однако тут обнаружилось, что у нас практически нет тушенки, на которую мы очень рассчитывали – только у Сергея оказалась единственная случайно взятая банка. Впрочем, ничего особо плохого в этом и не было – тушенку мы могли бы купить и завтра, а на этот вечер обойтись оставшимися бутербродами, колбасой и единственной банкой тушенки с макаронами на всех. На костре из сухих веток сварить макароны не составило никакого труда, мы плотно поужинали еще до наступления темноты, вдоволь посидели у костра, а когда совсем стемнело разбрелись по палаткам. За первый день мы проехали 85 км.

Уже лежа в спальнике, я понял, что место-то у нас не вполне удачное – рядом проходит железная дорога и грохочущие поезда то и дело нарушают тишину леса. В ту ночь мне спалось плохо – в моем теплом спальнике было довольно жарко, приходилось постоянно переворачиваться с боку на бок. Где-то в середине ночи я понял, что идет дождь – был слышен отчетливый стук капель по палатке. Он продолжался по меньшей мере несколько часов и уже ближе к утру, проснувшись в очередной раз я вспомнил, что неплохо было бы проверить, не промокли ли наши ботинки и остальные вещи, которые мы в темноте положили под тент. Так как тент у моей палатки небольшой, то не было никакой гарантии, что под ним уместились все наши с Сергеем вещи (а их было немало!). Однако будить Сергея я не стал – ведь если что-то и оказалось не под тентом, то оно уже давно промокло насквозь, а вещи, находящиеся под тентом промокнуть не должны по определению. Тут еще обнаружилось, что слегка промокла наша палатка – в ногах отчетливо чувствовалась сырость и под ковриком хлюпала вода. Безрадостную картину дополняло то, что дождь не прекращался, лишь иногда то усиливаясь, то утихая. Уже рассвело, однако вся наша группа не выходила из палаток – было еще рано и никто особо не хотел вылезать из теплых спальников под ливень. Ближе в восьми часам первым вылез из палатки Игорь Петрович, а за ним вскоре последовали и все остальные.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz