Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 Любимыми трассами:  Сергиев Посад - Балашиха

 Июнь 2000 г.


Данный поход был затеян несколько спонтанно - внезапно в пятницу вечером мне позвонил Костя Буров и предложил на следующий день вместе куда-нибудь прокатиться. Я также планировал выезд за город на велосипеде в предстоящие выходные, однако изначально хотел съездить в воскресенье с группой, традиционно отправляющейся с Каланчевской (т.н. "Место встречи изменить нельзя"). Константин, к сожалению в воскресенье был занят, поэтому в итоге решили ехать в субботу, и кроме нас двоих в походе согласился участвовать Сергей Кирюхин. Размышлять над маршрутом особо времени у нас не было - дело было часов в 10 вечера, а предстояло еще подготовить к походу велосипеды и как следует выспаться, поэтому решили поехать по нашим любимым местам – северо-востоку Подмосковья, предварительно забросившись на электричке в Сергиев Посад (Ранее мы ездили подобными маршрутами неоднократно, см. Александров-Купавна и Купавна-Сергиев Посад).


Место встречи назначили традиционное - сквер у станции Каланчевская. Тут всегда относительно немноголюдно, есть где расположиться а самое главное - это место  знают все, кто хоть раз ездил с группами РКВ. Погода в тот день стояла очень удачная для катания - переменная облачность и температура в районе 25оС. Правда, дул довольно сильный ветер северо-западного направления, с которым мне пришлось бороться почти весь путь из Перово на место сбора, однако это особо не пугало - по прикидкам, основную часть пути сегодня нам предстояло ехать если не с попутным, то с попутно-боковым или с боковым ветром. Как потом оказалось, эти предположения полностью оправдались.

На место встречи все приехали вовремя и уже в начале девятого мы двинулись на Ярославский вокзал. На вокзале нам удалось без особых проблем погрузиться в поезд, битком забитый дачниками и уже около десяти часов мы уже были у стен Троице-Сергиевой Лавры. По плану теперь наш путь лежал на восток по хорошо известной дороге к водопаду Гремячий, однако перед отправлением, раз уж мы приехали в Сергиев Посад, было решено посетить лавру. На площади перед стенами монастыря Константин остался сторожить велосипеды а мы с Сергеем направились к воротам, где обнаружили, что теперь вход туда платный. Платить, естественно, нам совершенно не хотелось, поэтому мы, пристроившись к одной из многочисленных туристических групп, под видом экскурсантов проникли на территорию монастыря. Бегло осмотрели территорию, основные соборы и святой источник, мы довольно быстро вернулись к ждавшему нас Константину и тронулись в путь.

По сравнению с ранним утром ветер усилился – в открытых местах деревья сильно раскачивались и громко шуршали листвой. Невольно вспомнилось начало майского похода по золотому кольцу, когда в этих самых местах мы отчаянно боролись с встречным ледяным ветром, двигаясь по Ярославскому шоссе. Однако на сей раз было все иначе - ветер был попутный и довольно теплый. Костя, хорошо знающий Сергиев Посад, быстро и бе��ошибочно нашел нужную нам дорогу, и спустя минут десять после старта от стен Лавры мы уже миновали череду прудов, преодолели подъем перед Глинково и выехали в поля. Шоссе тут, как и в прошлом году, было замечательным, и мы весело катили с попутным ветром, не снижая скорости ниже 25 км/час. После пересечения с Ярославским шоссе ехать стало совсем приятно – на этом участке автомобильное движение минимальное и состоит в основном из легковушек.

Раньше я по этой дороге ездил только в противоположном направлении, при этом практически весь путь проходит под горку или вообще без уклона (судя по карте, перепад высот между Шильцами и прудами в Сергиевом посаде составляет около 100 м) и большую часть пути крутить педали вообще не нужно. Сейчас же ситуация была обратная – мы постоянно ехали в гору, преодолевая один пологий подъем за другим, и это было заметно как визуально, так и по ощущениям, что тебя как будто что-то все время тянет назад. Однако попутный ветер и не успевшие устать ноги делали свое дело – в среднем мы двигались не намного медленнее, чем обычно получается на равнинным участках и вскоре, миновав несколько километров глухого леса, уже подъезжали к Шильцам (~10 км от города), где нам предстояло съехать с гладкого асфальта и примерно 8 км пробираться проселочными дорогами до третьей бетонки.

Вначале слева в лесу показалась какая-то военчасть и следом за ней, непосредственно перед резким правым поворотом основной дороги, мы свернули на бетонку, проходящую по северной границе деревни. После гладкого асфальта скорость наша, естественно, резко упала, однако ехать было по прежнему очень приятно – по обе стороны от нашего пути простиралась очень красивая сильнопересеченная местность с высокими лесистыми холмами. За Шильцами бетонка пошла по лесу и через километр-другой мы уже были в Ляпино, где решили ехать через деревню, так как имеющаяся объездная дорога совершенно не привлекала нас своим резким и длинным подъемом. Как оказалось, эта идея была неправильной – в деревне покрытие дороги окончательно испортилось, нам пришлось ехать среди  кирпичей и канав, периодически даже слезая с велосипедов. Однако сразу же за последним домом все это безобразие кончилось и мы вновь не спеша покатили по очень приятной грунтовке по направлению к Гремячему водопаду, где предполагалось сделать первую короткую остановку. Не прошло и часа с момента старта, как мы прибыли на место.

Костя и Сергей у водопада

Гремячий встретил нас большим количеством стоящих автомашин и людей. Деревянные настилы были битком забиты народом, а по лестницам и вверх и вниз неустанно сновали желающие набрать воды или искупаться. В специально устроенные кабинки стояли очереди желающих умыться в святой воде. В целом с прошлого года практически ничего не изменилось – все те же лестницы с перилами из сплетенных веток, те же желоба из стволов деревьев. Закатив велосипеды на один из настилов и прислонив их к дереву, мы все вместе сходили наверх, поглядели на это удивительное место (а для Сергея это был первый визит сюда), выпили воды из источника и вскоре двинулись дальше по грунтовке в направлении Малинников.

К счастью, поток машин “паломников” был не так велик, как во время прошлогоднего похода по этим местам, поэтому мы спокойно, вдоволь натрясясь по укатанной машинами дороге и налюбовавшись окрестными видами, безо всяких проблем доехали до третьей бетонки, пару раз по пути останавливаясь для сбора и пропуская встречные машины на узких участках. Спидометр отсчитал уже около 23 км, когда мы снова выбрались на асфальт. Теперь предстоял скоростной участок пути  по третьей бетонке примерно до Маренкино, откуда нам хотелось поискать обозначенный на карте выезд в Хлепетово – последнюю деревню, соединенную асфальтовой дорогой с Фряново. Можно, конечно, было ехать и пройденным много раз путем через Крутец и Рязанцы, однако времени у нас было еще полно и все были не прочь разведать что-то новенькое.

  После довольно долгой езды по грунтовкам езда по асфальту быстрым темпом казалась непривычной, однако уже через несколько минут я вошел в ритм и мчался, наслаждаясь скоростью и красотой проезжаемых лесов и перелесков. Вообще, в этот раз мы еще раз убедились, что попутный ветер очень большая помощь для велосипедиста, даже при езде по сильно пересеченной местности. Хотя на этом шоссе практически не было участков без значительных уклонов, мы очень быстро проехали вдоль заборов Красноармейского полигона и через 6 км уже спускались к повороту на Струнино.

По ходу движения я все рассказывал Косте о приключениях во время нашего майского похода, имевших место в этих местах. Ведь именно на этом злополучном повороте, вглядываясь вдаль, на сильнейшем северном ветру и собачьем холоде, мы ждали отставших Сашу и Марину более получаса, а потом, отъехав еще километра три в орону Струнино, долго и упорно пытались поменять разбитый подшипник в кареточном узле Марининого велосипеда. К счастью, тогда все кончилось благополучно – все таки, тот поход был хоть и не безпроблемным, но весьма удачным.

Тем временем наша дорога вновь представляла собой гигантские ”качели” – мы то спускались вниз с бешеной скоростью, то натужно ползли вверх.   На повороте к военчасти  нам с Костей встретились местные жители, которые подтвердили наличие грунтовки в Хлепетово, до которой, по их словам, оставалось около 1.5 км. Это, естественно, прибавило оптимизма (которого, впрочем, в этом походе и так было предостаточно) и уже через несколько минут мы  обнаружили съезд на довольно накатанную грунтовку, по всем признакам являющуюся искомой. Сойдя с дороги, подождали слегка отставшего Сергея, который, не заметив нас, чуть было не пролетел дальше, однако вовремя остановился, услышав наши призывные крики.

Первый скоростной участок на сегодня был закончен и, чтобы слегка расслабиться, было решено устроить перекус, не доезжая Хлепетово. Так как от Хлепетово мы планировали ехать по шоссе, то остановиться было решено где-то до него, чтобы спокойно покушать в лесной тишине. Проехав небольшое поле мы в том месте, где наша проселочная дорога спускается в глубокий овраг, мы углубились в лес, нашли подходящее поваленное дерево для сидения и приступили к еде. От старта мы уже отъехали около 35 км, поэтому съесть бутерброды с овощами и запись все это припасенной водой было очень кстати (ведь в наших походах часто бывает, что  перекус устраивается по тем или иным причинам только тогда, когда голод совсем одолеет, что нельзя считать правильным). Сегодня же все получилось в этом смысле идеально.

Поев, мы обсудили план дальнейшего движения. Судя по всему, в Хлепетово, а, соответственно и во Фряново мы попадали без особых проблем а от Фряново путь-то в общем один – на Москву по той или иной дороге. Мы с Костей все эти дороги уже проезжали, причем некоторые не один раз, поэтому был предложен новый вариант движения – по Фряновскому шоссе до Литвиново (~25 км) а оттуда местной дорогой через Мишнево и Кармолино к моей даче и далее к Москве. Помимо новизны, этот путь для меня был еще привлекателен тем, что именно так в далеком 1989 году я однажды проехал на своей “Каме”, не имея ни карты, ни четкого понятия о устройстве этой местности.

В то время мне было 15 лет и я уже многократно проехал все Черноголовское шоссе от Москвы до Черноголовки и Фряновское шоссе от Щелково до 21-ого километра. Однако чтобы выбраться на Фряновскую трассу, мне приходилось ехать от дачи через Щелково по малоприятным местам, к тому же делая крюк километров на 10. Естественно, мне хотелось разведать путь попрямее и однажды утром, заявив не слишком довольным этим фактом родителям об очередном велопоходе, я отправился на поиски. (в те времена нормальные карты были недоступны, в продаже были лишь убогие “схемы масштаба 1:400000”). Помнится, свернув со знакомого шоссе, я долго ехал по лесам (ведь незнакомые дороги всегда кажутся длиннее), миновал совхоз Орловский и еще километра через три прибыл в тупиковую деревню Кармолино, казавшуюся мне неимоверной глухоманью. Потом вместе с мужиком, рассказавшим мне про дорогу на Фряновскую трассу, пошел к пешеходному мосту через Ворю. Мост мне этот запомнился на всю жизнь – он тогда был шириной в две-три доски, причем перила были лишь с одной стороны, и все это сооружение качалось над водой на приличной высоте.

Не знаю, как мне хватило духу решиться на переход через реку, но я все же успешно перебрался на другой берег, одной рукой держась за хлипкие поручни, а другой держа свою тяжеленную “Каму” прямо над водой… В итоге тогда я все таки выбрался на Фряновское шоссе, однако сил, времени и нервов потратил гораздо больше, чем при пути через Щелково. Так получилось, что с тех пор я никогда не был в тех местах, поэтому было оче����ь интересно снова увидеть их.

После перекуса мы двинулись дальше. По сухой грунтовке лесной грунтовке ехать было крайне приятно, спустя десять минут мы выбрались на  большое поле и вскоре уже стояли на асфальте в Хлепетово. Отсюда начались на редкость живописные места – тихая сельская дорога идет посреди длинного и довольно узкого поля, по обе стороны от которого насколько хватает глазу тянутся глухие леса. В этих местах хорошо ощущаешь, что находишься довольно далеко от Москвы, так как вокруг нет ставших уже привычными для ближнего Подмосковья роскошных коттеджных поселков, окружающих каждую деревню. 

Через три километра мы миновали Рязанцы, через которые нам с Костей приходилось ездить неоднократно, а еще через четыре наша дорога круто повернула направо, сделав ветер встречным. Скорость тут же резко упала – если до этого мы делали 25-27 км/час, то теперь с трудом удавалось держать 18. Однако мордодуй длился недолго – вскоре начался лес, закрывающий нас от ветра и еще через пару километров мы были во Фрянове, где после поворота ветер вновь стал боковым.

От Фряново наш путь лежал  Фряновскому шоссе (Р-110), которое мне очень нравится и где я ездил уже не раз. Купив в придорожном магазине по бутылке газированной воды, мы быстро поехали в сторону Москвы, однако вскоре выяснилось, что особо гнать не получиться – все же, боковой ветер - это не попутный, и он не позволял разогнаться выше 22-23 км/час.

Первые 10 км от Фряново трасса идет по лесу, с небольшими перепадами высот. Машин на этом участке немного, так как это шоссе фактически тупиковое, однако его ширина и качество покрытия совершенно не соответствуют значению дороги - на всем протяжении лежит просто идеальный асфальт с широкой обочиной. Без особого напряжения, попеременно меняясь местами, мы проехали села Масальское, Петрищи, Огуднево. По мере приближения к Москве населенность шоссе возрастала, дорога становилась все более извилистой и оттого приятной, и через несколько километров после Огуднева, попетляв по лесу, мы достигли пересечения со второй бетонкой, где находиться так называемое Черное озеро - излюбленное место отдыха жителей Щелковского района. Тут было решено устроить тут небольшой привал, однако так как это место к длительному пребыванию абсолютно не располагало (вокруг было полно отдыхающих и произведенного ими мусора), обедать все же тут не стали, а лишь посидели полчаса на берегу озера, а Костя даже искупался. К этому времени от Сергиева Посада мы уже отъехали около 60 км, поэтому пора было думать об обеде с костром, который решили устроить где-нибудь между Кармолино и совхозом Орловский. 

После привала мы, стараясь держаться вместе, покатили дальше по постепенно расширяющемуся Фряновскому шоссе и пока ехали до Литвиново. По ходу дела  я все вспоминал то незабываемое путешествие моей юности, маршрут которого мы в точности сегодня повторяли (правда, в обратном направлении). 

От Литвиново в сторону Мишнево асфальт оказался столь же гладким, как и на Фряновском шоссе, ветер наконец-то снова подул с спину и мы быстро мчались по совершенно безмашинному местному шоссе. С тех пор, как я впервые и в последний раз был здесь, прошло уже 11 лет, поэтому никаких деталей я уже не помнил, да и местность-то вокруг совершенно преобразилась с тех пор  - вдалеке от дороги по обе ее стороны виднелись многочисленные коттеджи новых русских, занимающие теперь большую часть долины Вори. За поворотом после Здехово  начался очень плавный, но все же заметный спуск и вскоре вдалеке  уже показались дома Мишнево, приехав в которое мы первым делом расспросили местное население на предмет  наличия в этом месте моста через Ворю. 

К нашей радости оказалось, что мост существует, и,  проехав через село вправо от основной дороги, мы выехали на хорошо протоптанную тропинку, по уклону которой можно было однозначно сказать, что она идет к реке. Интуиция не подвела - через несколько сотен метров мы стояли у моста через Ворю. Этот мост, однако, был совершенно иным, чем тот, по которому я когда-то где-то здесь перебирался через реку. Вместо хлипкого деревянного мостика с шатающимися перилами, переход по которому с велосипедом был сродни акробатическому трюку, теперь стояло довольно капитальное металлическое сооружение с нормальным двусторонним ограждением. Перейдя реку, мы вскоре оказались в Кармолино, где, набрав воды в Костин кан, двинулись в направлении совхоза Орловский.

Дорога, надо заметить, оказалась не из лучших - асфальт во многих местах раздолбан, все завалено кусками глины с расположенных рядом полей. Мне стоило немалых усилий везти в одной руке воду, а другой управлять велосипедом, из-за этого мы ехали небыстро, тормозя на особо плохих участках. Однако вода периодически проливалась и по весу кана я ясно чувствовал, что ее там осталось не так уж много, но подходящего места для привала все не было видно. де-то поблизоси протекала Воря, но почему-то мы, вместо того, чтобы прогуляться через лес и устроиться на берегу,  упрямо ехали по дороге, пока не увидели впереди первые дома Орловского. Сразу перед ними шоссе пересекает Ворю, и нам ничего не оставалось, как устроиться на привал недалеко от моста. Место было довольно удобное - рядом река и дрова, однако дома в двухстах метрах за рекой несколько портили общее впечатление. Но желание поесть горячего взяло свое - мы не стали искать другого места а остались здесь, развели костер, приготовили густой суп из концентратов и чай. Торопиться нам особо не было нужно, так как мы уже были довольно близко от Москвы, а до наступления темноты оставалось по крайней мере часов 6 (дело было в июне). Поэтому мы вдоволь посидели, поели, поговорили на разные темы, и уже ближе к 7 вечера тронулись в дальнейший путь.

После Орловского шоссе резко улучшилось и стало заметно шире. По всей-видимости, этот участок недавно подвергся капитальному ремонту, так как асфальт был явно свежий. С новыми силами мы быстро помчались вперед и уже скоро пересекли речку Любосеевку, за которой после очень красивого, но недлинного лесного участка наша дорога влилась в трассу А-103. Отсюда до моей дачи - следующего ключевого пункта маршрута - можно было ехать множеством путей, однако так как грунтовок сегодня у нас было явно маловато, то мы решили восполнить этот пробел и поехать практически по прямой - через лес на поселок Свердловский. 

Просека, начинающаяся как раз напротив поворота на Орловский, оказалась проезжей, по ней шла довольно хорошая пешеходная тропа, огибающая большие лужи и многочисленные поваленные деревья. Практически не спешиваясь, через километр с небольшим мы уже достигли окраины Свердловского, где нанчалась нормальная грунтовка, перешедшая в асфальтовую улицу, которая после многочисленный поворотов и перекрестков вывела нас  к дороге Анискино-Монино (Р-109). Отсюда до моей дачи оставалось менее 5 км, и мы, особо не торопясь, двинулись по пути, которым я за всю жизнь ездил, наверное, раз сто.

Здесь нас ждал очередной приятный сюрприз - как оказалось, с прошлого года дорогу отремонтировали, теперь вместо страшно раздолбанного асфальта, переходящего затем в тряскую бетонку, теперь на всем протяжении до Леонихи лежал великолепный асфальт, по которому ехать было одно удовольствие, и уже вскоре наша небольшая группа въехала в калитку нашего дачного поселка. На даче нас мои родители угостили чаем, дали мне кое-какие вещи для транспортировки в Москву и уже через полчаса мы собирались в дальнейший путь, маршрут которого пока был не определен.

На сегодня мы явно  не накатались (от старта спидометр показывал около 87 км), да и мне  от собственной дачи, куда я всегда добираюсь исключительно на велосипеде, ехать в Москву на поезде совершенно не хотелось. Повторять же традиционный путь по трассе  М7 тоже не представлялось особо интересным, поэтому мы вместе решили прорваться к Москве кратчайшим, но не легчайшим путем - через Кишкино, Алмазово и Балашиху. Наибольшую трудность (а соответственно, и интерес) представлял лесной перегон от Балашихи до Алмазово, так как там, по моим сведениям (я там два раза пешком ходил), имелась лишь пешеходная тропа, проходящая по заболоченной местности. 

От дачи по шоссе мы доехали до платформы Циолковской, где, перейдя пути, двинулись далее по лесной дороге в Кишкино. В лесу было довольно сухо, поэтому нам удалось без задержек добраться до местного шоссе, проехав по которому километра два на запад до Б. Жеребцов, мы свернули ну укатанную грейдерную дорогу, ведущую в Алмазово. Несмотря на значительное пройденное расстояние, усталости в ногах не ощущалось совершенно, поэтому мы ехали так же, как и в начале путешествия - не менее 24 км/час по шоссе и не менее 15-17 по другим дорогам, оказавшимся кстати, гораздо более легкими для езды, чем можно было ожидать из-за прошедших недавно обильных дождей.  Не прошло и получаса со времени отъезда от моей дачи, как мы ��ж миновали красивую отреставрированную церковь в Алмазове и, повернув около нее направо, поехали по сельской улице навстречу самому интересному участку пути.

За последним домом села улица перешла в слабозаметную тропинку, которая вскоре свернула в лес в направлении Балашихи. Поначалу она было довольно сухой, однако чем дальше мы ехали, тем больше луж и грязи встречалось нам по пути. Однако практически все препятствия удавалось преодолевать в седле, и через некоторое время наша тропинка расширилась и перешла в довольно широкую дорогу, на которой явно угадывались остатки давным-давно лежавшего здесь асфальта или бетона (вообще-то на картах первых выпусков (~1990 г) этот участок обозначен полностью как асфальтовый, а на современных картах уже как "улучшенная грунтовая дорога", что совершенно не соответствует действительности).

Прибавив ходу, мы вскоре выехали из леса к забору какого-то военного объекта, находящегося на окраине Балашихи, поехав вдоль которого направо, очутились в новом, еще строящемся районе города. Что ж, "перелаз" оказался гораздо проще, чем я думал, и 14 км от моей дачи мы преодолели менее чем за час. Тем не менее, надо было думать о завершении похода, и мы решили ехать на ближайшую станцию Балашиха, откуда раз в час отправляется электричка на Курский вокзал, проходя по пути мимо моего дома. 

Проехав по вечернему городу к вокзалу, мы обнаружили, что поезд отправляется только через полчаса, и, чтобы не терять зря времени, двинулись параллельно железной дороги до Горенок (следующей станции), накатав последнюю пару километров за сегодня. Хоть от Горенок до моего дома около получаса быстрого хода, однако я все же предпочел не отрываться от коллектива и преодолел путь до Москвы вместе со всеми в скоро подошедшей электричке.

 В итоге, всего по маршруту было пройдено около 105 км, из них около 17 по грунтовым дорогам . Поход получился разнообразным, мы проехали по любимым местам, разведали новые дороги и получили массу удовольствия и впечатлений.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz