Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Шестой день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

оз. Сабро - Свапуще - оз. Чаяцы. Поездка в  Волговерховье, 80 км, карта пути здесь

Ночь прошла спокойно и без дождя, и хотя на сегодня по основному маршруту нам нужно было проехать всего около 30 км, позавтракали и собрались мы на удивление быстро (эх, если бы так же было вчера, то мы были бы уже в Свапуще!). В 10:30 уже выбрались на дорогу, сфотографировались на фоне озера и по грейдеру выехали на шоссе. Как и вчера утром, погода нас не баловала, было довольно прохладно и пасмурно.

oz_sabro.jpg (32004 байтов)
Хмурое утро на озере Сабро

Однако настроение было бодрое и после ночевки катилось хорошо, поэтому несмотря на небольшой ветер, мы уверенно держали скорость 20-22 км/час. После поворота на турбазу “Сокол” дорога немного сузилась, но и машин стало существенно меньше. Остановившись на развилке, мы встретили велосипедиста, прогуливавшегося здесь. Он попросил у нас насос, и мы с большим трудом нашли требуемый ему велосипедный насос – только у Владимира Ивановича был такой. На что мужик долго удивлялся – насосов много, а велосипедные колеса накачать нечем.

Вскоре слева показалось красивое лесное озеро Кривское, куда мы вчера так и не доехали и на котором, судя всему, можно было бы устроить отличную ночевку. На протяжении всего пути шоссе все шло, плавно петляя, по глухим и частично заболоченным лесам, вокруг не было ни единого населенного пункта. Таких глухих и в то же время качественных дорог, как эта, не встретишь в Подмосковье и прилегающих к нему частях соседних областей, и лично мне они нравятся гораздо больше всех других.

Отъехав километров 14 от места привала, у повороты на турбазу “Селигер” устроили первую и последнюю на сегодняшний день подтяжную остановку, на которой решили ехать, не останавливаясь, прямо до Свапуще. Теперь мы плавно поворачивали на запад, из-за чего сегодняшний несильный ветер становился встречным. Однако из-за густого леса, вплотную подходящего к дороге, он практически не ощущался, и мы ехали все так же быстро и без особых усилий.

По мере удаления от Осташкова машин становилось все меньше и меньше, все реже попадались уходящие в лес проселочные дороги и тропинки. Километровые столбы тем временем отсчитывали все сокращающееся расстояние до Волговерховья, и �� не терял надежды, что сегодня мне удастся попасть в это уникальное место и посмотреть на исток великой русской реки. Но перед этим нужно было доехать до Свапуще и найти место для сегодняшней полудневки, что, учитывая безлесность селигерских берегов в том районе, обещало быть не простой задачей.

Лес, отделяющий дорогу от берега озера, тянулся непрерывно почти 15 километров и кончился только в районе Барутино, откуда вдалеке уже стал виден край озера и многочисленные дома поселка Свапуще. Еще 4 км глухого шоссе – и мы уже в самом Свапуще, где у въездного указателя собрались и после короткой стоянки поехали на поиски магазина и места для привала.

Поселок сильно вытянут вдоль берега Березовского плеса, самой западной части Селигера. На центральной улице, очень живописно подходящей в нескольких местах к самой воде, оказался на редкость качественный асфальт, по которому мы вмиг долетели до магазина и принялись закупать еду на предстоящий день. Ассортимент продуктов в этой глухомани оказался вполне приличным, удалось купить даже апельсины и другие фрукты. После некоторого обсуждения, привал решено было устроить на озере Чаяцы, находящемся в 2 км отсюда прямо на трассе нашего маршрута.

Как только выехали из Свапуще, асфальт кончился и началась широкая грейдерная дорога с многочисленными спусками и подъемами. После долгой езды по асфальту ехать тут было непривычно и довольно неприятно, так как все время трясло, но к этому довольно быстро привыкли. Вскоре слева показалось нужное нам озеро, но после небольшой пешей разведки выяснилось, что нам опять не повезло с местом привала – встать на его берегу негде, кругом было сплошное болото и бурелом. Ехать куда-то в другое место абсолютно не хотелось, тем более что погода портилась и начал моросить дождь, поэтому был применен вчерашний вариант привала – в лесу с противоположной озеру стороны дороги.

Но чтобы попасть в этот лес, пришлось довольно долго лезть на холм, с трудом продираясь с груженым велосипедом сквозь высокую траву. Эти усилия оказались не напрасны – вскоре после подъема мы довольно быстро нашли высокое и сухое место, где было все необходимое для сегодняшней полудневки. Остановились около 14.30 (проехали 34 км за 2 часа 10 минут). Сразу же развели большой костер, поставили палатки, неспеша разобрали велорюкзаки. Вскоре был готов обед, после которого мы довольно долго просто сидели и отдыхали, попутно осматривая велосипеды и устраняя мелкие неисправности (крупных, к счастью, у нас не было с конца второго походного дня). Просто сидеть и ничего не делать было приятно, но меня все не оставляла мысль о радиальном выезде в Волговерховье.

Как оказалось, Леша и Женя тоже были не против прокатиться туда налегке, и около 17:30, взяв с собой только фотоаппараты, запасные камеры и минимальный набор инструментов, мы тронулись в путь. На пустом велосипеде ехать было хоть и очень легко, но весьма непривычно. Особенно доставала сильная тряска, так как практически на каждом спуске неизменно присутствовала “стиральная доска”, возникающая при торможении машин. Самое плохое было то, что эта “доска” издалека совершенно не видна, а когда она внезапно оказывается впереди, тормозить или объезжать уже поздно.

Тем не менее, два километра до Свапуще проехались как-то незаметно, и очень скоро мы, следуя указателю, повернули в сторону Волговерховья. Ехать тут было одно удовольствие – широкая укатанная дорога постоянно петляет по лесу, то идет в горку, то вновь спускается вниз. Но перепады высот довольно небольшие, не более 20 метров, поэтому никаких трудностей они не вызывают, тем более при езде без груза. Правда, поначалу немного доставала “стиральная доска”, но через несколько километров я уже научился вычислять места, где она может появиться, и заранее объезжал их.

istok-9km.jpg (47922 байтов) volga-10km.jpg (64220 байтов)
Указатель у моста через Волгу на участве Свапуще - Волговерховье р. Волга в 10 км от истока.

Так как ехали мы втроем и силы были примерно равные, то двигались все время вместе, по дороге разговаривая между собой. Как ни странно, этот грейдер в глухом уголке Тверской области – дорога чуть ли не федерального значения, о чем напоминают таблички с ее номером. Машин тут почти нет, но по всему пути встречаются многочисленные дорожные знаки, в основном предупреждающие – “крутой спуск”, “крутой подъем” и “резкий поворот”. Стабильно держа скорость 16-17 км/час, мы все двигались вперед, все дальше и дальше уезжая от Свапуще. Места тут очень глухие - населенных пунктов или даже каких-либо поворотов с основной дороги нет на протяжении многих километров. Довольно быстро мы добрались до первого моста через Волгу, которая в этом месте представляет собой ручей шириной около полутора – двух метров. Судя по указателю, отсюда до истока реки оставалось 9.9 км.

После развилки с грейдером, ведущим вдоль озера Стерж, дорога стала более укатанной, и теперь можно было не тормозить на спусках, боясь нарваться на очередные колдобины или “стиральную доску”. Ехать по этой глухой местности очень приятно, мы ежеминутно то мчались вниз, то брали очередной небольшой подъем. Столбы отсчитывали последние километры до цели, вскоре во второй за сегодня раз пересекли Волгу, миновали маленькую деревню Вороново и еще через пару километров остановились у указателя “Волговерховье”. Время было около 19:00 и на весь путь от места привала (24 км) мы затратили немногим больше полутора часов.

volgoverhovie.jpg (58084 байтов) volgoverhovie-church.jpg (62958 байтов) kamen.jpg (57019 байтов)
20 км тряской дороги осталось позади и мы прибыли к Волжскому истоку... Церкви в Волговерховье Камень с памятной надписью. 

Само Волговерховье представляет из себя маленькую, домов 10, деревню, расположенную в живописном глухом месте. Источник, дающий начало Волге, благоустроен – над ним возведена деревянная часовня, а для подхода к ней построен деревянный настил с резными перилами. Недалеко стоит большой камень с памятной надписью, призывающей проходящих остановиться и оглянуться на исток Волги. Сама же Волга тут представляет из себя узкий ручеек (сантиметров 10 шириной) с едва заметным течением, вытекающий из-под часовни и уходящий куда-то в лес, и даже не верится, что это то, с чего начинается та широкая река, которую мы видели несколько дней назад в Старице. Недалеко от источника стоит красивая церковь, рядом с которой оборудована площадка со скамейками, откуда открывается хороший вид на окружающую местность. Чувствуется, что это место популярно и весьма часто посещается автотуристами (за время нашего визита приехала пара машин).

istok_sverhu.jpg (40271 байтов) istok-vid.jpg (49580 байтов) istok.jpg (65081 байтов)
Собственно исток Волги: вид издалека, поближе и крупным планом

Так как времени было у нас немного, по ходу осмотра мы сразу же фотографировались. Вообще, по-моему, это место несомненно стоило посетить и было бы очень обидно, если бы мы сегодня сюда не поехали, а просидели бы весь день на привале. Нафотографировавшись вволю, я решил попить водички из истока Волги. Об этом я жалел два следующих дня. Несмотря на то, что исток освящен, я эти дни промучался с животом. Над самим истоком, освященным относительно недавно – году в 1997, построена часовня с купальней. За часовней стоит большой щит, на котором расписываются все, кому не лень. Мне было лень.

ya_na_volge.jpg (56557 байтов)
Этот ручеек у моих ног - то, с чего начинается великая русская река

Полчаса прошли абсолютно незаметно, и настала пора двигаться обратно. Оглянувшись в последний раз на исток Волги, в 19:30 мы снова сели в седла и тронулись в путь. Чтобы успеть на место стоянки до темноты, ехать старались быстро и без остановок. Уже ставшая знакомой дорога казалась теперь короче, чем в первый раз, через полчаса мы миновали развилку, а еще через минут 40-45 уже подъезжали к Свапуще, где после почти 40 км непрерывной езды по тряскому грейдеру впервые выехали на асфальт. Первые ощущения от такой смены дороги довольно странные - кажется, чего-то не хватает, и что ты как бы и не едешь, хотя велокомпьютер показывает 25 км/час и все ��округ мелькает. Порядком утомившись на грейдере, и набив себе шишку на известном месте (без рюкзака трясет на грейдере намного ощутимее), я с удовольствием прокатился по асфальту. Даже сделал два захода, чтобы насладится кратким мигом счастья.

 Но удовольствие езды без тряски длилось недолго, вскоре асфальт уступил место знакомому грейдеру, по которому мы добрались до места привала. Найти нашу группу не составило никакого труда, так как затаскивая наши тяжелые велосипеды в лес, мы протоптали широкую тропинку, хорошо заметную издалека. Уже начинало смеркаться, когда ровно в 21:00, как и было рассчитано, мы прибыли на место стоянки, и как оказалось, весьма вовремя – только что закончилось приготовление ужина. Поесть горячего после почти полусотни километров в седле и посещения интересных мест было на редкость приятно, однако после ужина сильно потянуло спать. Поэтому, пожелав друг другу спокойной ночи, вскоре разошлись по палаткам и крепко уснули. 

Ну, вообще-то мы все-таки посидели прилично. А лишь стемнело, заметили, что весь лес наполнен фосфоресцирующими гнилушками. И одна из них была прямо под нашей палаткой, а еще пара – в непосредственной близости от нее. Поэтому, лишь только открыв глаза, мы невольно обращали внимание на немного жутковатые зеленые огни, один из которых пришлось прикрыть ковриком, чтобы не светил из-под пола.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz