Пятый день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Пятый день


В тексте использованы фотографии Антона Колотаева

 

Бородино - Подберезье - Холм - Сопки, 94 км

За ночь погода резко изменилась, причем в лучшую сторону. Стало заметно теплее, ветер стих, снова светило солнце. В этот день мы с Сергеем были дежурными, поэтому нам пришлось стать раньше всех. Сергей стал разводить костер а я, наполнив рюкзак пустыми пластиковыми бутылками, отправился в деревню за водой. Благодаря сухим сосновым дровам завтрак вскоре был готов и около 10:00 наша группа тронулась в путь на восток.

карта
Последние километры по Псковской области. Один из лучших участков за весь поход 

Дорога, как и ожидалось, оказалась на редкость приятной. На протяжении многих километров вокруг тянулись глухие и часто заболоченные леса, автомобильное движение практически отсутствовало и ехать было одно удовольствие, даже несмотря на довольно паршивый асфальт. Естественно, мчаться как вчера не получалось, так как не было попутного ветра, но это было и не нужно, так как сегодня мы никуда особо не спешили. Скорость держали в районе 20 км/час, останавливаясь, как всегда, у каждого десятого километрового столба для общего сбора.

Теперь мы проезжали через один из самых глухих районов Псковской области, где дорога, по которой мы двигались, является единственной асфальтированной трассой на многие десятки километров. Судя по карте, вокруг очень мало жилых деревень и полно лесовозных дорог, непроходимых болот, заброшенных населенных пунктов и ведущих в никуда зимников. Естественно, ничего из этого мы не видели и не испытали на себе, а непринужденно катить по тихому шоссе посреди такой глухомани было на редкость приятно.

Кругом ощущалось запустение – в редких придорожных деревнях часть домов уже нежилые, а некоторые из них стоят полуразрушенные, часто без крыши или с отвалившейся стеной. Аналогичную грустную картину приходилось часто видеть и в последующие дни, когда мы ехали по отдаленным районам Новгородской и Тверской областей.

Через полтора часа после старта мы уже подъезжали к Подберезье, самому крупному селу в этих краях. На центральной площади закупились продуктами и долго рассовывали их по рюкзакам, попутно пересыпая крупы из пакетов в пластиковые бутылки. Пока стояли, нами постоянно интересовали��ь местные жители, которые удивлялись нашему путешествию, и все пытались понять, что же нас тянет в столь дал����ню и трудную дорогу. У них удалось выяснить, что запланированного грейдера сегодня не будет – всю дорогу до Холма уже давно заасфальтировали.

Это означало, что дальше мы поедем столь же быстро и у нас сегодня есть реальный шанс если не догнать, то по крайней мере приблизиться к запланированному графику похода (к началу дня мы отставали на 30 км). Тут же, в Подберезье, решили сделать сегодня обед с костром и наметили для этого место недалеко от границы Псковской и Новгородской областей.

карта
Карта пути за вторую половину пятого дня. Места тут на редкость приятные.

В начале первого тронулись в дальнейший путь. Вскоре за Подберезьем шоссе опять вошло в леса, машин не стало совсем (на этом участке нам встречалась одна на 10-20 км !). Появились явные признаки недавнего ремонта дороги – гладкий асфальт и совершенно странно смотрящиеся в таком диком месте столбики со светоотражателями. По столь хорошей трассе мы довольно быстро достигли границы Псковской области и въехали в Новгородскую, где столбики и гладкий асфальт очень скоро исчезли и началось обыкновенное узкое шоссе с довольно разбитым асфальтом. На обед остановились прямо у дороги в районе деревни Власково. Костер удалось развести без всяких проблем, однако чтобы достать воды из протекающей рядом речки Вицы, пришлось долго продираться сквозь кустарник на холмистом берегу.

Когда обед был в самом разгаре, проезжавший мимо парень на мопеде заметил нас и, подъехав, в грубоватой форме поинтересовался, кто мы такие и что это мы тут делаем. Неожиданный гость был сильно пьян, с трудом держался на ногах и еле связывал слова. Удовлетворившись тем, что мы – туристы, стал просить закурить и выпить, чего, естественно, не получил. Потом он еще довольно долго болтал про то, какой он крутой, про то, что его знает вся Москва и он не раз сидел в Крестах (Петербургской тюрьме), а под конец все-таки понял, что ничего существенного от нас получить не удастся и жалостливо попросил бутерброд с колбасой. Колбасы мы ему дали и вскоре он уехал, а мы быстро окончили обед и собрались ехать дальше, так как опасались, что этот товарищ вскоре вернется со своими дружками и у нас будут большие неприятности.

Из-за этого инцидента на весь обеденный привал у нас ушло лишь полтора часа – рекордное время, и уже в начале пятого мы вновь двигались по направлению к городу Холм. Первые километров 10 вдоль шоссе практически непрерывно тянулись переходящие одна в другую деревни, однако затем мы въехали в полную глухомань – ни единой машины на много километров, ни людей не попадалось нам на этой глухой трассе, извивающейся среди бескрайних новгородских лесов.

Через километров 8 миновали поселок Сопки, запомнившийся довольно крутым оврагом, пресекающим шоссе и вновь въехали в лесную глушь. Надо отметить, что покрытие дороги по мере нашего продвижения в глубину Новгородской области улучшалось, а машин было все также крайне мало, если не сказать, что их не было вовсе (на всем перегоне от места обеда до Холма (37 км) нам встретились всего 2 (!!!) машины). Вообще, весь участок Локня – Холм и далее до границы Тверской области явился, на мой взгляд, наиболее приятной частью этого похода.

После Сопок на протяжении 15 км дорога идет вдоль абсолютно ненаселенного берега Ловати, который иногда просматривается сквозь придорожный лес. Мы двигались средним темпом, около 18-19 км/час, почти не растягиваясь вдоль трассы. Вообще, по такой дороге можно было бы с удовольствием ехать, наслаждаясь тишиной, лесом и чистым воздухом, весь день, но это, к сожалению, не входило в наши планы.

holm-entry.jpg (98659 байтов)
Вечер пятого походного дня.  Мы на въезде в город Холм

Около 18:00 подъехали к Холму. Западная часть города (до моста через Ловать) представляет собой ничем не примечательную большую деревню, а за рекой начинается весьма приятный старый город, основная улица которого практически целиком застроена каменными домами, по виду - 19-ого – начала 20-ого века. Пока наш завхоз Леонид и Владимир Иванович закупали продукты, я расспросил местного мужика относительно дороги на Марево и к радости для себя выяснил, что наша карта не врет – дорога есть, причем практически на всем протяжении уже лежит асфальт. Для нас это означало, что до конца сегодняшнего дня и по крайней мере половину следующего мы поедем легко и быстро.

Уже через полчаса мы покинули город, выехав из него по шоссе, ведущим вдоль реки Большой Тудер. Дорога, как и до Холма была на редкость приятная – отсутствие пересеченности, гладкий асфальт и полное безлюдье. По первоначальному замыслу, сегодняшний ночлег должен был быть около деревни Ямищи (~20 км от Холма), однако туда доехать мы явно не успевали, поэтому еще в городе наметили для себя остановиться в районе Сопок (вторая деревня за день с тем же названием).

Проехав Залесье, стали искать место ночлега, однако ничего путного не попадалось. Все исследованные нами лесные дороги, идущие в направлении реи, внезапно заканчивались недалеко от шоссе полянами с кострищами, да и лес в основном оказался сильно заросшим и местами заболоченным. После нескольких неудачных попыток, было решено попытаться встать за Сопками, где река и шоссе идут вплотную друг к другу. Это удалось - в 2 км от деревни мы довольно быстро нашли хорошую поляну у самой воды, где было полно ровного места для установки палаток и сухих дров.

Без проблем разожгли костер и приготовили ужин, и уже под покровом темноты довольно долго сидели у костра и живо обсуждали планы на завтра. У нас было два варианта – ехать через Марево, Молвотицы на Осташков (более легкий путь) или пробираться местными, часто грунтовыми дорогами на Охват или Андреаполь, откуда опять же грунтовками двигаться в Селижарово. По километражу оба пути были примерно равны, однако во втором варианте (внесенным в маршрутную книжку при оформлении похода) было более сотни километров грунтов и грейдеров, а некоторые участки выглядели на карте совершенно не внушающими уверенности в наличии хоть какой-нибудь дороги.

После некоторой дискуссии сошлись на мнении, что ехать по шоссе в Осташков неспортивно, тем более, что погода нам явно благоприятствовала. Поэтому решили ехать по утвержденному маршруту, отклоняясь от него только в особых случаях.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz