Псков-2001 (6 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Шестой день


В тексте использованы фотографии Антона Колотаева

 

Сопки - Каменка - Тогодь - Скудино - Шарыгино - Любино - Нелегино, 64 км

Вылезая из палатки рано утром, я обнаружил, что из-за близости к воде и перепада температур выпала обильная роса, покрывшая все вокруг – траву, палатки, ветки деревьев, наши велосипеды. Погода, тем не менее, продолжала нас радовать - небо было ясным и стояло практически полное безветрие. Как обычно, где-то к половине одиннадцатого позавтракали, без спешки собрались и тронулись в путь по шоссе на восток. Дорога, как и вчера вечером, была практически идеальная, поэтому катилось легко и быстро. Однако группа как всегда немного растягивалась, поэтому приходилось делать ставшие уже привычными “подтяжные остановки” примерно через каждые 10-12 км.

карта
Карта пути за шестой день (до въезда в Тверскую область). На самом деле дорога Холм-Марево практически полностью заасфальтирована.

Вскоре после отъезда подул легкий попутный западный ветер, сделавший движение еще более приятной. Мы все ближе подъезжали к границе Тверской области, а вместе с ней и к Валдайской возвышенности, где легкие асфальтовые дороги должны были кончиться, уступив место холмистым грунтовкам. Однако сказать точно, что нас ждет впереди, было нельзя (как показывает практика, в глухих местах картам можно доверять лишь наполовину), поэтому хотелось скорее проскочить оставшиеся километры шоссе, чтобы как можно больше времени осталось на прохождение валдайских грунтовок.

На протяжении первого десятка километров от места ночевки шоссе идет вдоль реки Большой Тудер, места вокруг довольно глухие и очень красивые. Дорога, как и вчера, была просто отличного качества, практически везде лежит гладкий асфальт, по которому ездит не более 1-2 машин в полчаса.

Менее чем через час после старта авангард нашей группы уже был в маленькой полузаброшенной деревне Каменка, где была сделана очередная (вторая за сегодня) остановка для общего сбора. Долго задерживаться не стали, и как только все приехали и слегка передохнули, двинулись дальше, договорившись встречаться уже в деревне Тогодь – последнем населенном пункте Новгородской области на нашем пути.

За селом Бобовище (3 км от Каменки) уже стало отчетливо чувствоваться приближение возвышенности. Стал�� попадаться горки, чувствовалось, что мы хоть очень плавно, но все же поднимаемся вверх. На горизонте вперед���� и справа уже виднелись лесистые холмы, выглядящ издалека очень высокими и крутыми, которые неумолимо приближались с каждым километром. Можно сказать, что наш поход вступал в кульминационную стадию – уже было пройдено более половины пути, и сейчас мы подъезжали к наиболее трудным участкам маршрута, где многое было неясно.

togod.jpg (57091 байтов)
 Деревня Тододь на границе Новгородской и Тверской областей. Здесь для нас закончились равнинные асфальтовые дороги и начались тряские грейдеры 

Через 12 км от Каменки впереди показался указатель “Тогодь”, где мы сфотографировались для отчета и поехали в деревню выяснять дорогу в Тверскую область. Отсюда уже были видны  виднеющиеся вдали холмы Валдайской возвышенности, по которой очень скоро нам предстояло ехать. Это удалось сделать без проблем – водитель изрядно потрепанных “Жигулей”, посмотрев на наши карты, объяснил, что грунтовка, отходящая от основного шоссе сразу за рекой существует и по ней мы приедем к мосту, где основная трасса Андреапольского района (обозначена на карте красным цветом как “дорога с твердым покрытием”) делает резкий поворот на 120о . Это означало, что границу областей мы пройдем без проблем и по всей видимости благополучно доберемся до Шарыгино, откуда придется вновь искать дороги или тропы в сторону оз. Витьбино.

Разогнавшись на спуске, на большой скорости проскочили мост и уже через несколько метров повернули направо по довольно наезженной и очень приятной лесной грунтовой дороге, проходящей в светлом сосновом лесу, и изобилующей короткими, но довольно крутыми подъемами и спусками. Вскоре слева осталось небольшое лесное озеро, по мере удаления от шоссе все чаще и чаще стали попадаться участки с глубоким песком, на которых периодически приходилось идти пешком.

greyder.jpg (54326 байтов)
 Грейдерная дорога на участке Тогодь - Скудино

Лес вскоре кончился, горки становились все круче и круче, и хоть за каждым подъемом следовал спуск, чувствовалось, что мы постепенно набираем высоту. Песчаная дорога сменилась неплохим грейдером, на котором несмотря на песок и холмы, средняя скорость была довольно высокой, около 15 км/час, а на спусках местами удавалось разогнаться выше 30. Правда, при этом нужно было внимательно смотреть вперед, чтобы не проглядеть очередную рытвину или “стиральную доску”. Через 6 км наша дорога уперлась в другую, аналогичного качества, и в первый момент было даже непонятно, где мы находимся и куда же дальше ехать. Однако посмотрев на карту, стало ясно, что мы стоим сейчас как раз у моста, где “дорога с твердым покрытием” делает резкий поворот, и, следовательно, нам нужно двигаться налево.

Наш путь по Тверской области. На самом деле дороги тут не такие плохие как это показано на всех картах.

Теперь мы ехали по основной дороге этого отдаленного района Тверской области. Хоть езда по холмистому грейдеру тяжелее, чем по ровному асфальту, за десяток пройденных километров ноги сами собой адаптировались к новым условиям движения, поэтому усталости особо не возникало. В каком-то смысле было даже интереснее – дорога все время петляет, и до очередного поворота не знаешь, что ждет впереди, крутой спуск или затяжной подъем.

Миновали Мякишево и Речки (названия деревень удавалось узнать лишь у местных жителей, так как никаких указателей на этой дороги не было) и довольно быстро добрались до Скудино, наиболее крупного села в этих краях. В отличие от предыдущих деревень, здесь обнаружилось 2 магазина, где было закуплено все необходимое для предстоящего перекуса. Единственное, с чем возникли проблемы, так это с хлебом, причем не потому, что его не было в продаже. Оказывается, хлеб тут привозят и продают строго по списку и каждый имеет право купить лишь заказанное им самим количество батонов (заезжих покупателей в этой глуши практически не бывает). На нас, естественно, никто хлеба не заказал, однако в конце концов продавщица, порывшись в своих записях, выяснила, что какие-то Сидоровы сегодня в отъезде, а так как хлеб на них привезли, мы можем купить пару буханок.

Пока стояли у магазина, как-то сразу захотели есть, поэтому решили сделать перекус как можно скорее, сразу за выездом из села. Отъехав с километр, выбрали место на небольшой поляне прямо в нескольких метрах от дороги, расстелили скатерть и плотно поели, уничтожив практически все, что было куплено полчаса назад. Костер решили не разводить, так как это потребовало бы чересчур много времени, да и источников воды поблизости не было.

После перекуса сил резко прибавилось, и мы вновь покатили по грейдеру, все время переезжая с горки на горку. Вскоре начался весьма крутой (как минимум 12%) длинный изматывающий тягун, на котором, чтобы окончательно не остановиться, приходилось изо всех сил нажимать на педали на низшей передаче, стараясь при этом обезжать участки с глубоким песком. Это продолжалось пару километров , а когда подъем наконец-то закончился, я с удивлением увидел впереди дома деревни Заболотье (7 км от Скудино), до которой, как казалось, еще ехать и ехать.

Еще большим удивлением было то, что в начале деревни надоевший грейдер вдруг сменился неплохим асфальтом. Сама же деревня Заболотье, как и многие другие в этих местах, представляет собой грустное зрелище. Половина домов уже нежилые, многие сгорели или просто развалились от времени. Зато отсюда во все четыре стороны открываются виды на бескрайние окрестные леса и холмы .

Из-за подъема группа сильно растянулась, пришлось довольно долго ждать отставших Владимира Ивановича с Сергеем, а когда они приехали, постояли еще минут десять, чтобы и они смогли передохнуть после тяжелого участка пути. После Заболотья начался плавный и очень длинный спуск, на котором можно было спокойно ехать, не нажимая ни на педали, ни на тормоза. Это удовольствие длилось километра три, после чего местность стала практически плоской, как и до въезда в Тверскую область.

На полной скорости мы проскочили мимо весьма красивого озера Каменное, окруженного со всех сторон хвойным лесом, и уже через несколько минут прибыли в Шорыгино, где по карте наша дорога должна была кончиться, превратившись в несколько расходящихся грунтовок. Однако в реальности шоссе продолжало идти куда-то на восток и грунтовок не было видно, поэтому было решено прибегнуть к испытанному средству выяснения дороги – опросу местных жителей.

oz_luchanskoe.jpg (42493 байтов)
 Озеро Лучанское. Увы, фотография не может передать всей красоты этих мест...

Как удалось выяснить, необозначенное на карте шоссе идет до самого Андреаполя через Новоследово, Дмитрово и Стеклино. Также удалось узнать, что грунтовка от Любино в сторону оз. Витьбино существует и по ней вполне можно передвигаться на велосипеде. Теперь стало ясно, что опасения относительно плохих дорог оказались напрасными и сегодня мы спокойно доберемся до озера и остановимся там, где было запланировано.

Закончив расспросы, двинулись дальше на восток. Через несколько километров проехали большое и необычайно красивое Лучанское озеро и вскоре уже были на Т-образном перекрестке, где направо идет асфальт на Андреаполь, а налево – грейдер до Любино, куда мы и поехали.

В Любино, следуя указаниям местного мужика, проехали через всю деревню почти до берега озера и свернули направо на довольно приличную грунтовку, которая должна была нас вывести к оз. Витьбино. Миновав коровники, вскоре въехали в глухой лес, где чем дальше мы ехали, тем больше колдобин и песка попадалось нам по пути. Там, где дорога раздваивалась, мы выбирали более накатанный путь, пока не уперлись в полузаброшенную вырубку.

vyrubka.jpg (61150 байтов)
Лесная дорога между Любино и оз. Витьбино.

 После нее ехать стало совсем сложно – дорога раскатана лесовозами, оставившими после себя глубокие колеи из засохшей глины. Мне местами приходилось слезать с велосипеда и идти пешком, а братья Завьяловы, практически весь поход желающие бездорожья, ехали, не вылезая из седел, впереди всех, демонстрируя технику внедорожной езды на байках.

lesovozka.jpg (75834 байтов)
Последний километр по лесовозной дороге перед оз. Витьбино.

Дорога все ухудшалась, сухая глина отно сменилась влажной, но мы все так же упорно, в основном пешком, двигались вперед, пока около 17:30 не вышли из леса на грейдер, идущий по берегу озера Витьбино. Само озеро уже проглядывалось сквозь лес, однако нормального подхода к воде не было.

Проехав в сторону Ворошилово километра три, мы все-таки нашли то, что искали – чудную полянку прямо у самой воды с кучей дров и кострищем. Дальше ехать было бессмысленно, так как впереди уже виднелось Нелегино, за которым встать будет сложнее, так как дорога удаляется от берега, поэтому единогласно решили ночевать тут. За это день мы проехали всего немногим больше 60 км, из них около 25 – по грейдерам и грунтовкам.

vitbino-evening.jpg (22290 байтов)
 Вечер на берегу озера Витьбино.

Сегодняшний привал оказался самым ранним из всех (около 18:00), поэтому после сытного ужина мы еще долго отдыхали на берегу, попутно проводя “велопрофилактику” – чистку кассет от грязи, смазку цепей и.т.д.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz