День четвертый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День четвертый


В тексте использованы фотографии Андрея Русанова

р. Пра - Горки - Ольгино - Голованово – пос. Курша, “всего” 28 км, карта пути здесь

Очередной, четвертый день по счету, ставший кульминационным для всего путешествия, начался с позднего подъема – Андрей с Антоном вылезли из палатки только в полдесятого, я же проспал до половины одиннадцатого, причем еще не вылезая из спальника ощутил, что от вчерашнего недомогания почти ничего не осталось. Завтракали и собирались тоже не спеша – как-то не хотелось уезжать с этого красивого берега, от этой реки, медленно несущей свои воды сквозь заповедные леса, и в итоге у  нас получилось нечто вроде полудневки.

Утро на берегу красавицы - Пры

Пока мы сидели на берегу, мимо проплыли байдарочники с которыми удалось немного пообщаться – как выяснилось, они плывут от Спас-Клепиков до Деулино, причем в Горках они были два часа назад. Ближе к часу дня и мы собрались в путь и отправились в сторону Горок. А так как вдоль берега шла довольно накатанная грунтовка, то, чтобы не выходить на “трассу” вчерашним путем, решили двинуться по ней, надеясь срезать угол.

Как вскоре выяснилось, это была ошибка – грунтовка через километр закончилась на очередной прибрежной поляне и в итоге нам пришлось возвращаться на основную дорогу, точно повторяя вчерашний путь. На этих трех километрах велосипедная часть сегодняшнего пути благополучно завершилась, и дальше практически весь путь длиной в 25 км пришлось преодолевать пешком, все время обоими руками упираясь в руль велосипеда. Правда, поначалу, в отличие от вчерашнего, временами все же удавалось ехать параллельно основной дороге, и оставшиеся километра 3 до Горок мы прошли довольно быстро, минут за 20.

Мещерские пески... (где-то на подходе к Горкам)

Горки представляют из себя очень глухую деревню из нескольких десятков дворов. Бросаются в глаза нетипичные для Подмосковья некрашеные дома и почти полное отсутствие растительности в огородах. Как удалось выяснить у местной жительницы, сейчас тут полный упадок и ��есьма вероятно, что скоро тут жить будет просто некому. По ее словам, на всю деревню осталось 6 коров, кругом ����еки, из-за которых ничего не растет, народ постепенно уезжает и некогда крепкое хозяйство разваливается. Раз в неделю приезжает автолавка, а зимой подолгу вообще отсутствует связь с внешним миром, так как дороги заносит снегом и их никто не чистит. Долго мы задерживаться тут не стали – уж очень хотелось попасть в Голованово, поэтому найдя дорогу к мосту через Пру, мы двинулись по ней.

С каждой сотней метров песок становился все глубже, и вскоре даже Андрей, все время пытавшийся ехать, перешел на пеший ход. В принципе, ничего страшного в этом не было – все-таки, гораздо приятнее просто везти велосипед по песку, чем тащить его сквозь бурелом, однако крайне низкая скорость и невозможность ее увеличить действовала на нервы, и очень хотелось поскорее выбраться на что-то более твердое и пригодное для езды. Километра через полтора по длинному и высокому деревянному мосту мы пересекли Пру, и, следуя основной дороге, пошли по пескам дальше в сторону Ольгино.

И хотя мы старались идти практически без остановок, лишь изредка собираясь, средняя скорость не превышала 3-4 км/час. Из-за этого путь до Ольгино показался очень длинным и нуторным – эти несчастные 3 км мы преодолевали почти целый час, и, когда впереди наконец показались деревенские дома, уже ощущалась легкая усталость в ногах и руках.

Ольгино

В Ольгино, так же как и в Горках, повсюду было столь же много песка, из-за чего даже по основной улице ехать было невозможно. Дорогу на Голованово удалось найти сразу, причем местные жители рассказали нам, что поезд по тамошней узкоколейке должен отправиться в 5 вечера. Сейчас же время подходило к двум часам дня и, таким образом, у нас были все шансы посмотреть на этот чудо-поезд и, может быть, даже проехаться на нем до самой Тумы!!! Такая перспектива очень радовала, поэтому было решено идти до Голованово без перекуса и ненужных задержек, чтобы к пяти вечера быть уже на месте.

Вскоре Ольгино скрылось за лесом, и началась укатанная песчаная дорога, точно такая же, как все остальные в этом районе - очень красивые, но совершенно непроезжие. Андрей, неудовлетворенный такой ситуацией, начал экспериментировать с давлением в камерах, и, достиг в этом определенного успеха – на некоторых участках ему удавалось ехать на полусдутых шинах с небольшой скоростью. Он быстро уехал вперед, а мы же с Антоном пошли вместе пешком, иногда везя велосипеды рядом с дорогой прямо по лесу. Километры потянулись очень медленно, и путь только до оз. Урцево занял около получаса. Столько же времени понадобилось, чтобы добраться до обозначенного на карте-километровке мостика через какой-то ручей, а затем всяческие ориентиры пропали, и только по пройденному расстояния можно было примерно догадываться, где мы сейчас находимся.

Когда время перевалило за 16:00, позади осталось уже 7 томительный километров, и казалось, что вскоре мы должны были прийти в Голованово. Однако ни через километр, ни через два никаких признаков жилья не было, время же неумолимо приближалось к 5 часам, и это означало, что поезда мы так и не увидим, а в лучшем случае услышим тепловозный свисток сквозь лес. И только от Ольгино компьютер отсчитал 10 км, а силы были уже на исходе от непрерывной борьбы с песком, из леса на дорогу неожиданно выскочили двое мальчишек с велосипедами. Они сказали, что Голованово совсем рядом, а вот поезд мы увидеть не сможем, причем не потому, что опоздали, а потому, что он больше не ходит (!!!). По их словам, мы опоздали на три дня (вот досада!), и теперь перспективы движения по УЖД вообще непонятны.

А вот и станция "Голованова дача" Разворотный треугольник в Голованово

Вскоре мы были уже на окраине поселка. Утомленные дорогой и голодом, нашли подходящую поляну и принялись за долгожданный перекус, так как на голодный желудок идти куда-то дальше совершенно не хотелось. Как выяснилось, встали мы очень удачно, как раз рядом с лесничеством. Вскоре откуда-то из леса подъехал на мотоцикле лесник, у которого я попытался выяснить про движение поездов. В ответ на мой вопрос он пригласил меня в свой домик (бывают же добрые люди!) и рассказал о здешних местах.

Как удалось выяснить, поселок этот существует с 1910 года, причем узкоколейка все время служила единственной надежной связью с большой землей. Раньше тут добывали лес, а в последние годы работы практически нет, народ уезжает, и даже школа лежит в руинах (сейчас все население составляет 180 человек). Лесозавод нынче принадлежит неким самарским коммерсантам и иногда они используют узкоколейку для своих нужд. Про пассажирское же сообщение лесник сообщил, что его отменили за неуплату и теперь совершенно непонятно, как дачники, коих в селе немало, будут добираться до Тумы.

Голованово. Начало пути в сторону Тумы

Также удалось посмотреть на детальную карту окрестных лесов и расспросить по возможные пути “на большую землю”. Как выяснилось, тут довольно немало лесных дорог, но все они песчаные и труднопроезжие, так что лучшим способом для нас будет идти прямо по УЖД до 10-ого километра (Голованово – это 25-й км), а там свернуть на местные дороги. Поблагодарив лесника за рассказ, я вернулся к Антону и Андрею и мы вместе двинулись к станции и УЖД – тому, ради чего собственно мы уже целые сутки тащились по пескам.

Станция “Голованова дача”, конечная на линии от Тумы, представляет из себя деревянный дом, немного похожий на бывший вокзал в Криуше (видимо, строились эти вокзалы в одно время). По словам местных жителей, вокзал закрыт уже лет 15, однако табличка с названием до сих пор сохранилась. Недалеко находится большой разворотный треугольник с ручными стрелками, и, в отличие от других виденных мною УЖД, рельсы тут уложены довольно ровно, хотя накат говорит о том, что лежат они тут еще с паровозных времен. За фотосъемкой и осмотром время пролетело незаметно, и где-то в начале восьмого, взглянув последний раз на это уникальное место, столь притягательное для любителей железнодорожной экзотики, взяли свои велосипеды и пошли вдоль рельсов, уводящих в лесную глушь.

На лесном перегоне Голованово - Курша

По сравнению с песком двигаться тут было на порядок проще, и, хотя на шпалах довольно ощутимо трясло, местами удавалось даже ехать со скоростью до 10 км/час. Дорога, узкой просекой рассекая лес, все вела нас вдаль, иногда попадались деревянные мостики через пересохшие канавы, древние километровые столбы, кроме которых, никаких других железнодорожных знаков и элементов сигнализации нам не встретилось. Зато в изобилии присутствовали следы недавних лесных пожаров – участки обгорелого леса, выглядящие в наступающих сумерках  жутковато. Довольно быстро мы добрались до первого поворота линии, что в 4 км от Голованово, и тут стали решать, что нам делать дальше. Судя по всему, воду в ближайшей округе найти было нельзя – из-за жаркого лета все пересохло, поэтому решили дойти до поселка Курша, а там у местных попросить воды и, возможно, даже заночевать в каком-нибудь доме.

Уже вечерело, из леса начало тянуть дымом от недалеких пожаров и видимость резко упала. Тут произошел интересный случай. Увлекшись ходьбой, я в какой-то момент сильно оторвался от товарищей, а когда остановился, стало страшно – кругом был непроходимый лес, узкоколейка терялась в тумане, а Андрея с Антоном не было ни видно, ни слышно… Зато где-то  справа раздался резкий шорох и я увидел, как кто-то, похожий на собаку, прошмыгнул в лес… “Неужели волк???” – мелькнула мысль. Не в силах перебороть внезапно подступивший страх, я медленно двинулся вперед, и вскоре сзади услышал характерное побрякивание велосипеда, который везут по шпалам.  Еще через пару минут из тумана показались Антон с Андреем – оказалось, что они были совсем недалеко. Курша тоже была совсем рядом, впереди уже виделся просвет, и, стараясь больше не растягиваться, мы вместе спокойно дошли до поселка, который представлял из себя десяток домов, стоящих прямо у железной дороги.

Судя по всему, в большей части из них никто не жил, однако на наше счастье на улице мы встретили лесника, который поначалу отнесся к нам с недоверием – мол, всякие тут ходят, но потом согласился помочь с ночлегом и повел нас в один из крайних домов. В доме этом обитали дачники из Рязани – пожилая мать с дочерью. Они охотно согласились не только на то, чтобы дать нам во, но и предоставили в наше распоряжение целый домик, один из двух, имеющихся на участке. И хотя ночлег в чужом доме не входил в наши планы и было даже слегка неудобно, пришлось согласиться, тем более, что в этом доме было все, о чем можно было мечтать – и электричество, и кровати и даже русская печь. В общем, мы с комфортом разместились, и гостеприимные хозяева даже помогли нам  приготовлением ужина на плитке. За ужином завязался разговор о нашем путешествии и о здешних местах.

Ужин в деревенском доме в Курше. Спасибо Вам, дачники из Рязани!

Интересно было узнать трагическую историю поселка Курша-2, находившегося в 7 км отсюда по дороге на ныне заброшенное Чарусское лесничество. Когда-то там было большое поселение, но однажды летом начался страшный лесной пожар, огонь перекинулся на дома и в итоге вся деревня сгорела заживо. Слушая эту историю, я вспоминал найденный как-то в сети рассказ, где упоминаются эти события. Позволю себе его немного процитировать:

“На станции Потапово стоял встречный грузовой поезд, прибывший с Головановской дачи. Там в 1898 году в Куршинском лесничестве жил известный писатель А. Куприн. Удивительная повесть «Олеся», написанная им в этих местах, и очаровывает, и волнует. Ведь роковое предсказание повести сбылось. А. Куприн умер в 67 лет. А за два года до смерти писателя страшная трагедия постигла те места. Огненный вал окружил Куршинское лесничество. Для спасения людей были поданы два узкоколейных поезда. Первый вырвался из огня, второму уйти не удалось. Огненно-кровавая полоса поезда двигалась, пока паровоз не рухнул с горящим мостом. В живых никого не осталось”

В общем, много чего интересного мы узнали в тот вечер – и про волчицу, обитающую недалеко отсюда и которую я, похоже видел в сумерках, и про жизнь местного населения, и про узкоколейку. Сидя в домашнем уюте и тепле, даже не верилось, что мы находимся в самом сердце Мещерских лесов, в Богом забытом поселке Курша - там, где я очень давно хотел побывать и много раз разглядывал карту, представляя, как эти места выглядят в реальности. За разговорами время пролетело незаметно, и ближе к полуночи, когда над лесом взошла полная луна, мы разошлись по кроватям, чтобы завтра со свежими силами двинуться дальше. Итогом этого дня стали всего 28 км – теперь мы сильно отставали от графика, при составлении которого не предполагалось, что придется идти пешком. Однако это не пугало, так как все самой сложное было уже позади, а у нас имелся резервный день, которым в крайнем случае можно было воспользоваться.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz