Разведка на север: Талдом - Костино - Икша
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 По северному Подмосковью: Талдом - Костино - Икша

Июль 2002 г. 


Север Московской области, на мой взгляд, является самым лучшим местом для подмосковных велопутешествий, так как тут относительно мало крупных городов, полно лесов и рек, а также весьма разнообразный рельеф – до широты Дмитрова и Клина тянется Клинско-Дмитровкая гряда, а севернее нее располагается огромная площадь, занятая лесной равниной. И так как ближнее Подмосковье в этом направлении нами уже изучено основательно и хотелось увидеть новые места, в качестве маршрута очередного похода была выбрана траектория, пересекающая пол-области с севера на юг и проходящая как через равнинные районы, так и по холмам.  План был таков – стартовать из Талдома, далее проехать по обозначенной на карте, но очень сомнительной грунтовке до Нушпол, а оттуда уже местными дорогами на юг до третьей бетонки и далее через уже известный нам  “перелаз” в районе села Вороново  до Икши. Забегая вперед, можно сказать, что все задуманное удалось, и хотя местами нам пришлось нелегко, в целом поездка получилась очень запоминающейся.


Сбор группы был назначен у Савеловского вокзала в 8 утра, чтобы поспеть на электричку, отправляющуюся в 8:34. Накануне, как это обычно бывает, мне звонило много народу, однако никто из новичков так и не приехал, а в итоге собралась наша “старая команда” – Володя, Сергей Кирюхин, Алексей Семенов, Антон Колотаев и я – всего пятеро. Загрузившись в забитую дачниками савеловскую электричку, поехали на север, и через 2 с небольшим часа уже были в Талдоме – маленьком городке на севере области. Уже сразу после выхода из вагона стало ясно, что день будет жарким – солнце палило вовсю, на небе не было ни облачка, однако это никого не смущало и все были полны решимости ехать к намеченной цели.

Карта пути от Талдома до места привала на берегу Дубны

Закупив продукты в привокзальном магазине и уточнив на всякий случай дорогу у местного водителя, сели в седла и без задержек двинулись на восток. После длительного сидения в электричке размять ноги было очень приятно, поэтому сразу взяли высокий темп - 25-27 км/час, а самые быстрые из нас -  Антон с Сергеем разогнались еще сильнее и умчались вперед. Немного отставал Алексей – для него это был вообще первый поход за сезон(!). Не прошло и пяти минут, как город остался позади и началось совершенно равнинное и довольно пустынное шоссе с хорошим асфальтом. Километров через 5 мы на полном ходу проскочили поселок Северный, напротив которого на огромной площади располагаются какие-то антенны явно военного (как и сам поселок) назначения. Еще 15 минут быстрого кручения педалей – и впереди уже показался указатель “Припущаево -->>”, где, следуя намеченному плану, мы свернули с трассы направо. Асфальт тут же сменился приличным грейдером весьма необычного красного цвета (видимо, из-за кирпичной крошки), по которому ехалось не намного труднее, чем по шоссе. Попетляв по лесу, эта дорога через 3 км привела нас к дачному поселку, з�� которым показалась маленькая деревня Припущаево – первый ключевой пункт на нашем маршруте, где нашей задачей было найти дорогу до села Нушполы, находящег в 7 км  к югу.

Судя по карте, до Нушпол отсюда есть целых две дороги – одна проселочная, а другая якобы "автодорога без покрытия". Причем насчет первой было интуитивно понятно, что ее скорее всего нет, а последняя на картах старых выпусков обозначена как “труднопроезжая”, что наводило на мысль, что проехать там и вправду будет непросто и на этом участке можно ожидать всего, вплоть до полного бездорожья. Первый же встреченный мужик на вопрос о дороге до Нушпол сказал нам примерно следующее – мол, двигайтесь по проселку, там будет некий “автодор”, откуда до Нушпол 6 км. Когда же мы попытались выяснить, что же это за “автодор”, то оказалось, что под этим странным названием скрывается обозначенная на картах “дорога без покрытия”. Причем, по словам мужика, никакой нормальной дороги там на самом деле нет, а есть только недостроенное шоссе, которое много лет назад хотели протянуть от Серебренниково до Нушпол, да почему-то так и не доделали, оставив в лесу заросшую насыпь. Нельзя казать, что полученная информация радовала – лично я надеялся на что-то лучшее, однако сам факт наличия насыпи говорил о том, что как-то проехать там все же можно и мы по крайней мере не заблудимся. А так как сил и времени у нас было еще очень много, то мы без колебаний двинулись в указанном направлении по полевой грунтовке, и вскоре Припущаево скрылось за лесом.

Однако даже найти загадочную насыпь оказалось не так-то просто. Через несколько сотен метров грунтовка начала поворачивать на запад, и вскоре, как это часто бывает, плавно сошла на нет, упершись в труднопроходимые заросли. Двигаться дальше было бессмысленно, и пришлось достать карту и компас, чтобы понять, куда мы все-таки попали. По конфигурации окрестных полей было ясно, что нужная нам дорога проходит где-то неподалеку, однако сказать точно, где же она, было нельзя – точность карты не позволяла. Очевидно, что нужно было двигаться на юг, и тут Алексей вспомнил, что метров 300 назад мы проехали слаборазличимую тропинку в нужном нам направлении. Делать было нечего, пришлось возвращаться и искать ту самую тропинку, которая на поверку оказалась старой тракторной колеей. Но так как погода в то время стояла очень сухая, то даже по ней удавалось кое-как ехать, и уже через минут 10, миновав небольшой лес, мы выбрались на тот самый “автодор” – хорошо различимую насыпь, по которой шла еле заметная тропинка. Терять время было нельзя, поэтому, собравшись, скоре тронулись в сторону Нушпол. Тут ехать стало очень нелегко – на насыпи часто попадались глубокие ямы, промоины, остатки каких-то бетонных плит, торчащие из земли. Периодически приходилось слезать с велосипедов, однако в целом мы довольно уверенно продвигались вперед и казалось, что минут через 30-40  уже будем в Нушполах. 

Но реальность оказалась иной – туда мы попали только спустя почти полтора часа. Дорога не давала расслабится ни на секунду – нужно было постоянно смотреть вперед и оценивать ситуацию, чтобы не улететь в очередную канаву, вдобавок вокруг летали тучи оводов, больно кусающих в спину.  Через несколько километров стали попадаться длинные участки, заросшие крапивой по пояс, которые приходилось преодолевать либо предварительно разогнавшись и задрав ноги, либо пешком, используя велосипед как своеобразный щит.

Несмотря на все это, мы продвигались вперед с довольно приличной скоростью, а ехать через непрекращающиеся ямы, канавы и крапиву поначалу было очень здорово и даже немного весело. К сожалению, Сергей сильно отставал от группы, поэтому периодически приходилось его ждать, что было малоприятным занятием, так как только остановишься, оводы облепляли со всех сторон. Минут через 15  мы уже достигли того места, где по карте дорога делает резкий поворот на юг. Сразу за ним ехать стало гораздо легче, появились длинные прямые участки насыпи, где иногда удавалось разогнаться до 15 км/час (!), несмотря на полное отсутствие дороги в привычном понимании этого слова. Дело пошло значительно быстрее, и хотя жара набирала силу, тут, в глухой чаще, было тихо и нежарко, сильно пахло хвоей и спелыми ягодами, и лично я нисколько не пожалел, что мы поехали именно этим, довольно непростым путем.

Очередная пара километров осталась позади очень быстро, и вскоре дорога опять резко испортилась, превратившись в сильно заросшую просеку, на которой угадывались очертания старой насыпи. Пришлось снова большую часть пути идти пешком, раз в несколько метров обходя очередные ямы и завалы. Все это уже стало надоедать, и только через полчаса впереди показался просвет и мы наконец-то выбрались из леса на окраину поля. Это радовало – по карте выходило, что Нушполы где-то рядом, однако ожидаемого улучшения дороги, увы, не было. Вместе с лесом исчезла и насыпь, и теперь нам предстояло двигаться практически по целине, на которой едва читались следы давно прошедших тут машин. Поэтому практически сразу с началом поля пришлось перей на пеший ход и казалось, дальше хуже уже быть не должно и вот-вот мы достигнем деревни и выедем на долгожданный асфальт. Но, как часто бывает, все оказалось несколько сложнее - кто-то непонятно зачем перепахал дорогу, и на последнем километре до Нушпол не то что ехать, а даже просто идти с велосипедом  было непросто.. Но другого пути у нас не было, и в итоге, изрядно умотавшись и сказав немало нехороших слов в адрес того тракториста, что устроил это безобразие, мы наконец-то попали на окраину Нушпол. Вначале вдоль поля потянулись полуразрушенные коровники, а вскоре появилась бетонка, которая привела нас прямиком в центр деревни, где мы наконец-то увидели долгожданный асфальт! 

Это была маленькая, но все-таки победа, однако время было потеряно изрядно, и чтобы успеть проехать все, что было запланировано, нам нужно было скорее двигаться дальше. Но перед продолжением пути первым делом мы посетили магазин, наполнили фляги холодной колодезной водой и обсудили план дальнейших действий. Ситуация была не из приятных - время было около 14:00, от Талдома мы отъехали всего каких-то жалких 23 км, а впереди было еще около 80. Вдобавок желудок все сильнее просил обеда, поэтому решили не морить себя голодом, а, отъехав отсюда километров 10, устроить привал в долине Дубны и дальше действовать по настроению и обстановке.

Карта пути от места обеда до Вороново

Участок от Нушпол до р. Дубна был, пожалуй, самым красивым за весь поход. Нигде больше мне не приходилось видеть таких огромных полей с потрясающими панорамными видами, где при хорошей погоде можно разглядеть объекты, находящиеся за много километров от тебя. Любуясь красотой необычайно широкой долины Дубны, проходящей в паре километров от шоссе, мы в бодром темпе помчались на юг. Машин в этом тихом уголке практически не было, а ощущать под собой отличный асфальт после продолжительного перелаза было очень приятно, и через полчаса после выезда мы уже спускались к мосту через Дубну. От него вдоль реки пошла грунтовка, однако проехав по ней около 500 м, мы так и не нашли достойного места для привала - кругом были одни кусты и чахлое мелколесье.  В результате делать костер пришлось в довольно неудобном месте – на склоне у самой воды, так как только там можно было укрыться от палящего солнца в тени деревьев.

Несмотря на неважное качество дров, благодаря совместным стараниям очень скоро вода в канах кипела, а еще через минут 10 были готовы макароны с тушенкой – излюбленная наша еда в подобных поездках. Привал получился недолгим - время поджимало, поэтому особо сидеть и отдыхать было нельзя. Плотно поев и попив, без особых задержек мы собрались и в 16:30 вышли на трассу. На сытый желудок ехать было гораздо веселее, и те 70 км, что отделяли нас теперь от Икши, уже не казались чем-то страшным - по прикидкам, к девяти вечера мы должны были приехать.

Теперь мы вновь ехали на юг, и легкий попутный ветер очень здорово помогал движению, позволяя без труда держать скорость около 25 км/час. Местность все оставалась такой же равнинной и красивой, дорога продолжала радовать своим хорошим асфальтом и отсутствием машин, однако впереди уже виднелись весьма внушительные и очень красиво выглядящие холмы – все-таки, Клинско-Дмитровская гряда была уже близко и очень скоро нам предстояло ехать по ней.

Через несколько километров халява с рельефом закончилась - за мостом через Велю начался очень плавный и длинный подъем, в результате которого мы набрали почти 100 м высоты, с непривычки порядком утомившись. Потом справа потянулись дома Ольявидово, стоящего на высоком холме, а еще через пару минут мы уже стояли на Т-образном перекрестке, поджидая слегка отставших на подъеме Алексея с Сергеем.

Дав им немного отдохнуть, двинулись на запад по широкому шоссе с довольно приличным асфальтом. Машин тут уже было несколько больше, чем раньше, да и рельеф пошел типичный для этих мест – практически сплошные спук-подъемы. Места тут очень красивые – кругом лесистые холмы, а с наиболее высоких точек периодически открываются великолепные виды вдаль.

В 17:30 мы уже были на перекрестке с третьей бетонкой, преодолев за час, прошедший с момента выезда с привала, около 20 км. Отсюда уже начинались знакомые места –  мы с Володей были тут несколько недель назад, когда ехали из Сергиева Посада и теперь нам предстояло частично повторить тогдашний путь до Костино. По знакомым дорогам ехать всегда проще, и, отдохнув в очередной раз, мы неспеша двинулись направо и через полкилометра свернули на очень гладкую грунтовку у указателя “<<--Якоть”. Практически с самого начала дорога пошла вниз и ехать по ней тут было замечательно  – можно было не крутить педали и только изредка жать на тормоз. Скорость все росла, и на подъезде к плотине зашкалила за 40 км/час (и это по грунту!). За плотиной дорога  продолжилась в виде довольно приятного лесного грейдера с плавным набором высоты, а через 3 км мы попали на Т-образный перекресток с дорогой Буденновец – Вороново, представляющей из себя грейдер в худшем своем проявлении – широкий, пыльный, тряский и с толстым слоем песка, в котором вязнут узкие велосипедные колеса. Как назло, в это время тут было довольно много машин, так что короткий путь до Вороново (3 км) пришлось преодолевать в облаках пыли. Ехать стало очень неприятно и тяжело, однако довольно скоро все это закончилось – в самом начале Вороново, где дорога плавно поворачивает на север, мы свернули с нее на слабонакатанный проселок и по полю двинулись на юг.

Карта заключительного участка пути

Постепенно отдаляясь от Вороново и сильно петляя, эта дорога вначале превратилась в одиночную след машины на траве, а затем и вообще исчезла. Однако это совершено не пугало, так как путь до Костино был нам известен, и напрямик по полю мы уверенно устремились к виднеющемуся вдалеке небольшому лесному прогалу. В лесу пришлось перейти на пеший ход, тем более, что отдохнуть от езды после многих километров по холмам было очень кстати. Метров через 500 пересекли небольшой ручей, где еще сохранились следы нашего костра (тут мы с Володей обедали), а еще через некоторое время по знакомой лесной тропинке выбрались на окраину дачного поселка. Тут снова можно было сесть в седла, и, выбравшись на ведущую в сторону шоссе “асфальтоподобную ” грунтовку, мигом по ней домчались до трассы Дмитров - Костино.

Теперь можно было вздохнуть с облегчением – стало ясно, что все трудные участки остались позади и теперь нам оставалось проехать немногим более 25 км по асфальту до Икши. Отдохнув минут 10 и уточнив на всякий случай маршрут по карте, вновь двинулись в путь, стараясь особо не разгоняться. Но из-за попутного ветра, идеального асфальта и постоянного плавного спуска “не спеша” двигаться не получилось – в Костино мы влетели на скорости под 30 км/час, такой же темп сохранился и после поворота направо до села Лавровки, где вновь, как и до перекрестка с третьей бетонкой, началась очень холмистая местность практически без ровных участков, заставляющая то натужно крутить педали в горку, то, прижавшись к рулю, лететь вниз на бешеной скорости. Уже чувствовалось приближение к Москве – местность стала более населенной, чем на первой части маршрута, повсюду стали видны дачные поселения, да и машин стало во много раз больше. Перекатываясь с горки на горку, мы быстро оставили позади глубокую долину Яхромы, затем миновали Ассаурово и вышли на финишную прямую перед перекрестком с А-107.

Трасса А-107 в это время представляла из себя просто кошмар – узкое, разбитое шоссе с почти сплошным потоком машин дачников в обе стороны. По сравнению с теми дорогами, по которым мы ехали весь день, тут было очень противно, тем более, что заходящее солнце светило точно в лоб и, отражаясь от раскатанного гудрона, здорово слепило глаза. Тем не менее, 4 км до нужного поворота мы проехали без проблем, а затем свернули на малооживленное и приятное шоссе, идущее вдоль канала им. Москвы.

Уже вечерело, время близилось к девяти вечера, становилось прохладнее. В ногах чувствовалась легкая усталость, но это была та приятная усталость, которая всегда бывает после удачного похода. Особо не разгоняясь, мы спокойно проехали оставшиеся 5 км до Икши, и в начале десятого, точно по намеченному графику, уже были у знакомого по многим предыдущим походам шлюза. Перейдя по нему на противоположную сторону, попали прямиком на станцию, откуда через 40 минут отправились в Москву под мерный стук колес и попивание вкусного молока, купленного у вокзала. Через час мы были уже на Савеловском вокзале, где, попрощавшись друг с другом, разъехались по домам. Я двинулся знакомым путем по Третьему кольцу, и через 50 минут, около полуночи, прибыл домой. Всего за день было пройдено 135 км (из низ 103 п маршруту).

По-моему,  все вышло очень неплохо – поход получился в меру сложным и нам удалось посмотреть на массу новых мест, успешно пройти два “перелаза”, полюбоваться красотой северных равнин и холмов Клинско-Дмитровской гряды. По общему мнению, в будущем в те места стоит поехать еще не раз - уж больно на севере Московской области красиво и разнообразно и уж больно много там непройденных, но очень привлекательных дорог.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz