Вологда-2002 (2 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Второй день


В тексте использованы фотографии Николая Смыслова

Морозовицы - Большая Слобода - Верхнее Анисимово - Опоки - Вострое (берег Сухоны), 94 км

Карта пути за второй день.
sneg.jpg (105116 bytes) vyhod_iz_lesa.jpg (108315 байтов)
Выход из леса после первой ночевки.

Несмотря на близость деревни и раздававшиеся весь вечер звуки мотоциклов, ночь прошла спокойно, спалось очень хорошо, учитывая вчерашний недосып в поезде. Мне удалось сполна оценить преимущество надувного матраса, который ради эксперимента я взял с собой. Хоть он и весил около 2 кг и занимал много места, но спать на нем было практически так же комфортно, как и на домашней кровати, поэтому в то утро я твердо решил, что впредь буду брать его с собой во все многодневные походы. Мы с Колей в были дежурными, поэтому поднялись раньше всех, около 6 утра, и к началу восьмого уже сварили манку с изюмом и будили остальных. Завтрак и сборы в дорогу прошли на удивление быстро (тут свою роль сыграли отсутствие накопившейся усталости и Колина настойчивость относительно ранних выездов), и в 8:30 группа была уже полностью готова к движению. Так как Толя был полон решимости заехать все-таки сегодня в Гледенский монастырь, мы заранее наметили для себя место обеда у деревни Опоки (про которую нам вчера говорил местный репортер), где и договорились встретиться с ним. Выйдя по нашим вчерашним следам на шоссе, пожелали Толе счастливого пути, а сами впятером двинулись направо, в сторону трассы.

nachalo.jpg (63621 байтов)
Мы у самого начала новой трассы Великий Устюг - Тотьма (т. н. "Сухонский тракт")

Погода продолжала нас баловать – как и вчера, было тепло и сухо, но самым главным был попутный ветер, который по опыту предыдущего майского похода очень важен для успешного прохождения длинных перегонов в начале маршрута, когда форма еще не набрана. Дорога оказалась очень приятной, идущей все время по равнинной ��естности с небольшими перепадами высот. Правда, машин тут было довольно много – нас обгоняли каждые 3-5 минут, н это не напрягало, так как очень скоро мы должны были свернуть на запад, на свежепостроенную дорогу, по которой движение должно быть значительно менее интенсивным. Через пару километров после выезда придорожные леса сменились широким полем и слева на горизонте стали видны разливы Юга, которыми мы вчера вечером любовались от Гледенского монастыря. Набирая скорость, мы все быстрее мчались вперед по идеально прямой и гладкой дороге, и уже через минут 10 впереди показался дорожный указатель у поворота на Вологодскую трассу. У него сделали первую остановку для сбора группы, и как только все были на месте, бросили прощальный взгляд на виднеющуюся вдали долину Юга и покатили на запад, в сторону дома.

Теперь мы двигались по недавно построенному шоссе, напрямую связывающему Вологду с Великим Устюгом. По имеющимся данным, еще три-четыре года назад эта дорога активно строилась, а лет 10 назад так было проехать практически невозможно, так как обозначенная на карте грунтовка вдоль Сухоны реально присутствовала далеко не везде и была в отвратительном состоянии. Сейчас же тут сделали отличную асфальтовое шоссе с очень гладким покрытием, по которой благодаря попутному ветру мы ехали со скоростью 25 км/час и более, разгоняясь на спусках до 40. По обе стороны от дороги тянулись бескрайние леса, а сама трасса была на редкость пустынной – машины тут встречались не чаще чем одна на несколько километров пути.

Уже с самого начала стало понятно, что, хотя новые участки этой трассы и нарисованы на карте последнего выпуска, корреляция карты с действительностью тут весьма условна. Обозначенного Т-образного перекрестка с шоссе, ведущим прямиком из Устюга через Новатор мы так и не встретили, как не удалось найти и саму “дорогу с твердым покрытием” из Новатора. Вместо этого трасса плавно повернула на юго-запад и пошла по траектории, обозначенной на карте. Через 8 км нам встретилась первая деревня на пути – Горка, оправдывающая свое название, так как сразу за ней начался довольно чувствительный подъем. Однако утром, как это обычно, сил было еще полно, да и ветер помогал, поэтому как только этот подъем кончился, мы с легкостью набрали крейсерскую скорость и помчались дальше.

Опять вдоль глухой дороги тянулся лес и столбы с проводами, и, чтобы не было скучно ехать , мы с Колей и Антоном начали беседовать на разные отвлеченные темы, попутно любуясь проплывающими мимо красотами северной природы. За разговорами и непринужденной ездой километры отсчитывались незаметно, и спустя минут 40 после последней остановки мы подъехали к очередной деревне – Большой слободе, возле которой остановились, чтобы подождать Владимира Ивановича, едущего несколько медленнее остальных участников путешествия. Между тем солнце начинало припекать, и становилось не по-весеннему жарко, поэтому пока мы стояли, пришлось снять теплые куртки и дальше ехать лишь в легких рубашках (вот уж чего не ожидалось - мы думали, что в этих северных краях будет холодно, а тут – как будто летом в Подмосковье).

Через пару минут группа была уже в сборе, и, немного отдохнув и выпив изрядную долю наших запасов газировки, мы вскоре покатили дальше. За деревней начался пустынный и на редкость прямой участок дороги – на протяжении почти десятка километров шоссе тут идет по идеальной прямой, разрезая лес широкой просекой. Ни указателей, ни каких-либо боковых поворотов тут не встречалось, но, несмотря на глухомань вокруг, асфальт продолжал радовать своим качеством. Признаки цивилизации начали появляться только километров через 15, когда мы стали приближаться к реке Стрельна. Стали попадаться указатели, говорящие о том, куда идет очередная боковая дорога и сколько до туда километров. Правда, сам вид большинства этих дорог был ужасающим – некоторые их них представляли из себя грязные просеки в лесу, проезжие разве что на лесовозе, а несколько указателей указывали просто в лес – наверное, с момента их установки соответствующая деревня вымерла и дорога туда полностью заросла.

strelna.jpg (69899 байтов)
Вид на долину реки Стрельна у с. Верхнее Анисимово

По мере приближения к Стрельне постепенно стал ощущаться плавный набор высоты, и вскоре мы подъехали к повороту, ведущему в Верхнее Анисимово. Как ни странно, в это село, в отличие от других, шла асфальтовая дорога, поэтому было решено заехать туда в надежде найти магазин и пополнить там запасы газировки. Как выяснилось, магазин тут действительно есть, и газировка в нем – тоже, причем нескольких видов, поэтому не пришлось пожалеть, что мы сюда заехали. Тем более, что село очень красиво стоит на обрывистом и очень высоком (метров 60-80) берегу Стрельны, откуда открывается великолепный вид на излучину этой довольно большой реки. Зрелище было очень впечатляющим и величественным – сразу за деревенскими домами начинается почти вертикальный обрыв, далеко внизу течет река, за которой вновь начинается поросший лесов крутой подъем со скальными обнажениями.

Полюбовавшись этой красотой суровой северной природы и сделав немало снимков, мы вскоре вновь выбрались на шоссе и двинулись дальше на запад. Почти сразу же начался зтяжной спуск в долину Стрельны, который после моста сменился еще более затяжным и крутым подъемом, к концу которого уже началась ощущаться некоторая общая усталость и все усиливающееся чувство голода. Впрочем, до деревни Опоки, где был запланирован обед и встреча с Толей, отсюда по карте оставалось совсем недалеко – около 5 км, поэтому мы без передышки двинулись туда.

Вскоре начался явно всежепостроенный участок дороги - слегка каменистый и щербатый асфальт сменился недавно положенным и абсолютно гладким. С попутным ветром и свежими силами тут бы можно было хорошо разогнаться, но сейчас ехать быстро уже не получалось, так как ветер начал постепенно меняться, и теперь все чаще и чаще нам приходилось снижать скорость из-за его встречных порывов. Темп падал, а есть хотелось все сильнее, и, чтобы окончательно не устать, было решено сворачивать с шоссе по первой попавшейся дороге и вставать на обед. На наше счастье, первой такой дорогой оказался грейдер, ведущий в Опоки – как раз в то место, где и был запланирован привал. Мы, естественно свернули туда в надежде быстро пробраться до Сухоны, однако через километр хорошая дорога кончилась, а дальше началась смесь глины и луж, совершенно непроезжая ни для нас, ни даже для легковых машин. И хотя лично мне тащиться в эту грязь ради обеда, чтобы потом возвращаться обратно, совершенно не хотелось, но наш командир Коля был решительно настроен дойти до Сухоны. Из-за этого пришлось форсировать лужи по лежащим бревнам, перетаскивать велосипед через коряги, но вскоре всем стало ясно, что пробраться к Сухоне нам не светит, так как ее берега в этом месте очень круты и обрывисты. К тому же, к этому моменту (около 14:00) запас сил был уже на исходе (все-таки, это был второй день похода), поэтому на обед мы расположились на одной из удобных полян, где в изобилии имелись дрова, а также источник воды – небольшой островок снега в ложбине, тающий буквально на глазах.

prival.jpg (71986 байтов)
Обед на солнечной поляне после трудного перегона... Красота!!

Вскоре были нарублены дрова и разожжен большой костер, на котором за полчаса мы сварили очень вкусный суп с тушенкой, послуживший отличным дополнением к имевшейся холодной пище. Как это часто бывает, после еды и обильного чаепития всех потянуло в сон, тем более, что погода располагала к отдыху – солнце припекало все сильнее, становилось жарко. В общем, расслабились мы в тот день здорово, но к 17:00 пришлось начать сборы в дорогу, так как по плану нам предстояло проехать еще километров 40. Собравшись, стали ждать Толю, и, чтобы не терять зря времени решили все-таки сходить к Сухоне и посмотреть на те геологические обнажения, про которые вчера слышали от местного корреспондента.

Чтобы пробраться к реке, пришлось довольно долго спускаться по скользкой тропе, но когда мы подошли близко к краю деревни Опоки, взору предстала захватывающая картина – противоположный берег, расположенный в километре отсюда, представлял собой гигантский вертикальный обрыв, на всем протяжении которого ясно просматривалась слоистая структура почвы. Большое расстояние не позволяло оценить высоту берега, однако было ясно, что там по меньшей мере метров 50, так как лес, растущий наверху, казался узкой темной полоской. Лично я такого никогда не видел, и стало ясно, что пробирались мы сюда, преодолевая лужи и грязь, не зря – это уникальное место явно заслуживало посещения.

opoki.jpg (61646 байтов)
Геологический обнажения у с. Опоки. К сожалению, фотография не может передать красоту этих мест - это надо видеть!

По возвращении к месту стоянки было принято решение выдвигаться в сторону трассы и встречать Толю там, так как время поджимало. И только мы собрались и вышли на дорогу, как встретили этого самого Толю, изрядно запыхавшегося после дальней дороги и безумно хотевшего пить и есть. Как выяснилось, его экскурсия в Гледенском монастыре началась на час позже, чем ожидалось, поэтому ему пришлось преодолеть 65 км против ветра без остановок, чтобы нагнать нас. Однако чувствовал он себя вполне бодро, и, выпив почти все наши запасы газировки, тут же отправился фотографировать берег Сухоны.

graniza.jpg (75099 bytes)
Граница Великоустюгского и Нюксенского районов. Отсюда на много километров вперед и назад - леса, леса..

Из-за этих задержек двинулись в путь мы только около 18:00. После обеда и отдыха дорога до трассы не показалась уже столь ужасной (а может быть, просто она успела подсохнуть?), мы довольно быстро миновали грязный участок и по грейдеру выехали на шоссе. Как оказалось, за время стоянки ветер окончательно поменял направление и теперь все время несильно, но равномерно дул в лицо. В целом, это было не так уж и страшно, просто пришлось включать малую передачу и равномерно крутить педали, при этом без труда держа скорость 16-17 км/час. Но того удовольствия, что было утром, такая езда уже не доставляла.

Участок новой трассы, по которой мы теперь ехали, на последней карте Вологодской области обозначен абсолютно прямым, но это совершенно не так. В действительности дорога идет не по прямой, а с поворотам через каждые 4-5 километров, то рядом, то немного в стороне от ЛЭП. Погода тем временем явно ухудшалась – солнце, которое грело нас на привале, скрылось за облаками, и по всем признакам вскоре должен был пойти дождь. Единственное, что продолжало радовать, так это отличный асфальт и практически полное отсутствие машин, а также природа вокруг. Дорога на всем протяжении шла через равнинный глухой лес, периодически пересекая довольно глубокие долины рек. Никаких боковых дорог, кроме лесовозных, на протяжении почти 20 км нам не встретилось, так как места тут очень глухие – какое-либо жилье вдоль Сухоны на этом участке полностью отсутствуют, а на юг от этой единственной в этих краях трассы тянутся огромные ненаселенные таежные просторы.

trassa.jpg (73698 байтов)
Одна из "подтяжных" остановок на трассе (167 км от Тотьмы).

Вечерело, начало резко холодать, из-за чего нам пришлось вспомнить о теплой одежде, с самого утра висевшей поверх велорюкзаков. Но, несмотря на ветер и периодические подъемы и спуски, в целом двигались мы довольно быстро (16-18 км/час), останавливаясь каждые 10-15 километров для общего сбора группы. И хотя тучи все время висели где-то рядом, никакого дождя в итоге так и не пошло. Да и ветер, как это бывает по вечерам, постепенно стих, так что, несмотря на пройденный за день километры, на ровных участках дороги нам удавалось разгоняться до 25 км/час и подолгу держать такой темп. Километры вновь замелькали быстро, и к 19:00 мы уже въехали на территорию Нюксенского района. И хотя катилось очень легко, но настала пора думать о ночлеге, который на очередной “подтяжной” остановке решили устроить где-то в 20 км отсюда, в районе 75-ого километра трассы.

Но не доезжая километров 10 до этого места, неожиданно обнаружилось небольшое озерцо у дороги, которое, к сожалению, для организации бивака оказалось малопригодным, так как все сухие участки берегов просматриваются с шоссе, а там, где можно спрятаться от посторонних глаз, было сплошное болото. Поэтому пришлось ехать дальше, и еще через километров 5, у поворота на Вострое, мы остановились, чтобы посмотреть карту и окончательно решить, где все-таки сегодня заночевать. После некоторого обсуждения было решено встать поблизости от Сухоны, и для этого мы  по полю вышли на тропинку, идущую вдоль берега. Вскоре удалось найти и подходящее место для палаток, а через полчаса, когда начало темнеть, уже горел костер и готовился ужин. Поев, мы как обычно еще немного посидели у костра, обсуждая события прошедшего дня, и к одиннадцати часам разошлись по палаткам.

Итогом этого первого полноценного походного дня мы проехали 95 км, и, хотя мы по прежнему отставали от графика на 45 км, отставание наше по крайней мере не усиливалось, что само по себе было довольно приятно – значит, намеченный темп вполне нам по силам.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz