Вологда-2002 (4 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Четвертый день


В тексте использованы фотографии Николая Смыслова

Пески - Лобаниха - Дачный - г. Тотьма, 70 км (у меня получилось 105 км)

Карта пути за четвертый день. Труден был путь к Тотьме...

Ночью прошел небольшой дождь (единственный за поход!), и хотя спать было не холоднее, чем обычно, но, проснувшись ранним утром, я ощутил, что слегка простудился – в горле отчетливо ощущалась боль при глотании, и общее состояние было явно ненормальным. Видимо, сказалась вчерашняя лесная тропинка со снегом и последующая езда против холодного ветра. Чтобы не заболеть окончательно, я решил надеть на себя кучу теплых вещей и закрыть горло от встречного ветра длинным воротником – ехать так было неудобно, но все же лучше, чем схватить бронхит.

Позавтракав традиционной кашей с бутербродами, в начале десятого собрали вещи и стали выходить на дорогу. План был таков – без обеда и больших остановок ехать прямо до Тотьмы, там селиться в гостиницу, а потом обедать и все оставшееся время смотреть город. Но перед выводом на трассу решили разведать ситуацию с паромом в Игмас, чтобы попытаться съездить туда и закупиться столь нужной для дальнего перегона газировкой (в Песках магазина не оказалось). Но когда подъехали к реке, стало понятно, что в Игмас – довольно большой поселок, стоящий на противоположном берегу Сухоны, мы не попадем никак – парома не наблюдалось, да и людей, могущих прояснить ситуацию или помочь с лодкой, вокруг тоже не было. Поэтому, просто постояв немного на берегу реки, которая в этих местах уже заметно уже, чем в районе Устюга, и помыв руки в холодной речной воде, мы двинулись обратно на шоссе.

Тут произошла первая мелкая неприятность. Вдруг раздался сильный треск и недовольный голос Толи – оказалось, что его и без того порванный рюкзак вновь попал в заднее колесо и порвался еще сильнее. Поминая создателей этого чуда техники недобрым словом, нам с Толей и Колей втроем пришлось закреплять это изделие фирмы “Баск” при помощи оставшихся целыми молний и дополнительных эспандерных резинок. Это заняло минут 20, и только около 10 часов мы все-таки выбрались на трассу и продолжили свой путь на запад. По километровым столбам до Тотьмы оставалось 66 км, и казалось, что в 2, максимум в три часа дня мы должны быть уже в городе. Наверное, так и было бы, не будь встречный ветер столь сильным и не случись досадная неприятность, задержавшая нашу группу часа на три. Впрочем, обо всем по порядку.

Договорившись встречаться у 50-ого километра, мы двинулись вперед. В авангарде группы, как всегда ехал Коля с Антоном, остальные, включая меня, немного отставали, а замыкал группу Владимир Иванович. Поначалу ехалось очень легко – ветра почти не было, дорога ровная, а асфальт, как и вчера утром, был просто идеален. Хотя, по-видимому, этот участок дороги существует давно и правильно показан на картах, недавно тут явно провели капитальный ремонт – иначе как объяснить, что на этом глухом шоссе присутствует идеальная разметка, новые указатели и даже третья полоса (!) около редких перекрестков. В целом же трасса тут совершенно пустынная - на многие километры нет никаких населенных пунктов. Ровная и прямая дорога, уходящая за горизонт, звала в путь, и с каждым километров мы разгонялись все быстрее.

Впервые за поход стало отчетливо заметно, что весна пришла и в эти места – снег в лесах почти исчез, а на деревьях стали набухать почки, придающие веткам едва заметный зеленый оттенок. Первые 16 км мы пролетели совершенно незаметно, через минут 5 подъехал Владимир Иванович, и, немного отдохнув, мы уже собрались ехать дальше, когда навстречу промчалась колонна украшенных флагами машин. Судя по надписям, это были участники автопробега “Победа-2002”. Завидев группу велосипедистов, они стали приветливо сигналить, мы же посигналили им в ответ и вскоре двинулись вперед, договорившись встречаться через 20 км.

Однако ехать стало существенно трудней, так как за время короткой стоянки встречный ветер набрал силу, и теперь, как вчера, вынуждал переходить на пониженные передачи и снова не давал разогнаться выше 18-19 км/час. Километры стали казаться длинными, вдобавок дорога испортилась – новый асфальт кончился, пошли сплошные выбоины, на которых приходилось постоянно маневрировать, чтобы не остаться без ободов. Однако благодаря тому, что Коля ехал впереди и задавал довольно высокий темп, 20 километров мы преодолели за час с небольшим, и, расположившись на траве около дороги, стали поджидать остальных участников. Через несколько минут все уже были в сборе, однако Владимир Иванович так и не появился. Не приехал он и через полчаса, и стало ясно, что него какая-то серьезная поломка и нужно ехать на помощь. Это подтвердил водитель одной из машин, который, остановившись, сказал нам, что где-то далеко позади стоит велосипедист и чинит заднее колесо.

На помощь пришлось ехать мы с Димой, предварительно скинув велорюкзаки и взяв с собой необходимые запчасти – камеры, спицы, ремнабор для ХВЗшной трещотки и ось для заднего колеса. И хотя мое самочувствие в тот день было неважным, но прокатиться налегке с попутным ветром после утомительной езды с грузом было истинным блаженством – казалось, что велосипед сам несет тебя с немыслимой доселе скоростью. На ровных и гладких участках шоссе спидометр показывал все время не меньше 25 км/час, на немногочисленных подъемах – около 20, и те километры, которые нам дались из-за ветра с таким трудом, в обратном направлении пролетались совершенно незаметно. За непринужденной беседой под звук быстро катящихся колес мы проехали около 17 км, и на 47-ом километре трассы обнаружили Владимира Ивановича за ремонтом велосипеда. Он был рад нашему приезду и рассказал, что сразу после предыдущей остановки у него началась одна неприятность за другой – вначале лопнула спица, затем на ходу каким-то образом открутилась педаль и в довершении всего сломалась трещотка.

Но за время, прошедшее до нашего приезда он успел практически все починить самостоятельно, поэтому техническая помощь не понадобилась. Я помог закрепить заднее колесо, и уже через минут 10 после нашего приезда все уже было готово к движению. Для ускорения Дима навесил рюкзак Владимира Ивановича на свой велосипед, и плотной группой, не растягиваясь, мы двинулись по трассе на запад. Теперь ветер снова дул в лицо, и, как и двумя часами раньше, этот пустынный участок шоссе, отделяющий нас от Антона с Колей и Толей, казался очень длинным и нудным. Ветер снова завывал в ушах, крутить было нелегко, а скорость не поднималась выше 16 км/час. Вдобавок время подходило к обеду, есть хотелось все сильнее, но мы все же решили преодолеть голод, и как можно быстрее добраться до 30-ого километра. В общем, это получилось – несмотря ни на что, через час с небольшим нас уже встречал Толя, а через пару минут подъехали и Антон с Колей и привезли очень нужную вещь – газировку из ближайшей деревни Камчуги, которой было очень приятно утолить жажду после длинного перегона. Тут же, не выдержав, поели бутербродов с консервами и отдохнули, и только в половине четвертого тронулись в дальнейший путь.

Таким образом, наши планы оказаться к обеду в Тотьме рушились на глазах – до города оставалось около 30 км, которые при нашей скорости означали по крайней мере 2 с половиной часа пути. Стало ясно, что сегодня всю Тотьму мы вряд ли посмотрим, поэтому было твердо решено – сегодня селимся в гостинице, гуляем по городу, а завтра встаем рано, завтракаем, снова смотрим город и максимум в часов 12-13 выезжаем на трассу. Чтобы избежать повторения случая с Владимиром Ивановичем, впредь мы старались больше сильно не растягиваться. Конечно, из-за неравных скоростей это редко когда получалось, однако межостановочные перегоны были сокращены максимум до 10 км (что, по моему, было оптимально, учитывая сложные условия движения).

Вскоре после поворота на Камчугу лес, сопровождавший нас добрую сотню километров от самой Нюксеницы, начал редеть и вскоре расступился, а впереди показалось большое поле, на котором встречный ветер резко усилился и вдобавок к нему появились горки – относительно небольшие, но весьма чувствительные, когда едешь против ветра да еще и с больным горлом. Впервые за 200 км пути вдоль трассы стали попадаться деревни, в первой из которых – Лобанихе – мы устроили очередную остановку для сбора. Время нашего приезда совпало с временем прибытия местного автобуса на Тотьму, поэтому на остановке скопилось человек 10, некоторые из которых заинтересовались нами и нашим походом. Как обычно, все удивлялись, что это нас несет в такую даль да еще и за бесплатно.

По мере приближения к Тотьме шоссе становилось все более неухоженным – с многочисленными промоинами, выбоинами и даже лежащими камнями. Доходило до того, что на месте разделительной полосы (самой разметки тут нет и в помине) асфальт был вспучен чуть ли не полметра вверх. Местность тем временем становилась все населеннее, недалеко от трассы то и дело попадались деревни в характерными большими северными избами, которых не встретишь в Подмосковье. Однако все это скоро кончилась – за 10 км до Тотьмы шоссе вновь вошло в глухой леса и ветер, соответственно, стих, дав нам передышку перед финальным броском к городу.

Теперь километровые столбы отсчитывали последние километры до поворота в Тотьму и по всем расчета через полчаса мы должны были быть на месте, однако неожиданно в поселке Дачный нам встретилось придорожное кафе, которое мы были не в силах проехать мимо. Еда там оказалась, прямо скажем, не высшего сорта – хотя меню было обширным, реально в наличие были только гречка да сомнительного качества сосиски, однако в целом поесть горячего после почти целого дня трудной дороги было очень приятно. Пока обедали, завязался разговор с местными парнями, долго и внимательно рассматривающими наши велосипеды и багаж и, как водится, совершенно не понимающими, какое удовольствие можно получить от похода. 

totma-entry.jpg (50302 байтов)
Вечер четвертого дня. Мы подъехали к Тотьме

Пообедав, около 18:00 мы со свежими силами двинулись дальше, и, несмотря на довольно холмистую местность, непрекращающийся ветер и жутко раздолбанную дорогу, весьма быстро проехали оставшиеся километры до указателя “Тотьма”, около которого сфотографировались и, свернув налево, двинулись в город. По мере приближения к центру одна за другой показывались тотемские церкви, весьма необычные, построенные в стиле так называемого тотемского барокко. По обе стороны дороги потянулись деревянные дома, а вскоре появились и весьма забавно выглядящие деревянные (!) тротуары, каких больше нигде видеть не приходилось. По сравнению с Великим Устюгом это настоящая глухомань – каменных зданий очень мало, улицы в основном грунтовые и разбитые. Дождавшись отставшего Толю, вместе двинулись к гостинице “Рассвет”, порадовавшей низкими ценами (120 р за место в двухместном номере), но когда все необходимые бумажки были заполнены, администраторша, заметив наши велосипеды, решительно и бесповоротно отказала нам, мол, велосипеды ставить негде, а в номера я их вам затащить не дам. Пришлось ехать в турбазу “Монастырские кельи” на окраине города, где нам после нед��лгих разговоров выделили целый этаж, взяв с носа всего по 60 рублей. Разместившись, мы тут же отправились по вечерней Тотьме пешком в поисках продуктов на ужин.

И хотя за этот день у меня получился рекордный пробег – 105 км, я здорово устал и горло по прежнему болело, но эта вечерняя прогулка оказалась очень приятной и полезной – все-таки, здорово прогуляться налегке по городу, куда ты прикатил на велосипеде издалека! Мы довольно долго ходили по этому тихому городку с его похожим на деревенские улицы, немного посмотрели основные интересные места, купили продуктов и заодно позвонили родным. Обратно вернулись уже в темноте, сытно поужинали и тут же завалились на кровати, которые оказались крайне неудобными – спать на них пришлось в V-образном положении, словно в гамаке, так как из-за провисания сетки задница находилась ниже головы и ног на добрые полметра :)).

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz