День первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского

Новгород (+поездки по городу) - Шимск - Старая Русса, 125 км, карта пути.

Несмотря на довольно поспешную подготовку к походу, когда до конца не было ясно, сколько человек поедет и состоится ли путешествие вообще, за несколько дней до отправления все утряслось, были составлены списки снаряжения и продуктов, и погожим августовским вечером наша группа из пяти человек собралась у Ленинградского вокзала, чтобы ехать в Новгород. С посадкой в поезд проблем не возникло - быстро зачехлив велосипеды, мы безо всякой спешки и волнений заняли свои места и в 19:45 отчалили от перрона.

Как и во время поездки в Великий Устюг, наш вагон шел последним, и на большой скорости из хвостового тамбура было очень приятно любоваться убегающими вдаль пейзажами вечернего Подмосковья. Правда, это удовольствие продолжалось недолго – ближе к Твери стемнело, вскоре в вагоне погасили свет и, поболтав немного, мы отправились спать, так как завтра нам предстоял насыщенный походный день.

Раннее утро у вокзала. Начало большого пути...

Однако поспать толком не удалось, так как проводники разбудили в 4 утра, а в начале шестого мы уже выгрузились из поезда на пустынном Новгородском вокзале, собрали велосипеды и тронулись в путь по еще не успевшему проснуться городу.  Наслаждаясь утренней прохладой и необычной для большого города тишиной, мы неспеша выбрались на берег Волхова и покатили вдоль него к Кремлю, останавливаясь и фотографируя все интересные места и красивые виды, коих было немало.

Красоты утреннего Новгорода

Для меня это был второй визит сюда, однако и на этот раз Новгород производил очень приятное впечатление современного, и в то же время уникального города, в который хочется приезжать снова и снова. Под предводительством Антона, запасшегося путеводителем и заранее продумавшего маршрут движения, мы довольно долго ездили по тихим улочкам Торговой стороны, а когда время подошло к 9 часам, повернули в сторону Кремля, попутно заехав на Ярославово дворище и прогулявшись по нему пешком. Отсюда открывался очень красивый вид на Соборную сторону, куда мы вскоре и устремились, переехав через реку по п����еходному мостику.

К этому моменту вход в Кремль уже открылся, и, сойдя с велосипедов (на территории Кремля езда запрещена, причем за этим довольно строго следят местные милиционеры), мы пошли внутрь. Софийский собор, одноименная звонница, коллекция колоколов под открытым небом – все это производит большое впечатление, именно тут отчетливо чувствуется, что это из древнейших русских городов. Особый интерес вызвал памятник Тысячелетия Руси, запечатлевший в бронзе наиболее выдающихся людей за всю историю России начиная от Александра Невского. У Антона в путеводителе имелось его подробнее описание, поэтому ходить вокруг и рассматривать это уникальное произведение искусства было очень познавательно.  

На пешеходном мосту через Волхов Софийский собор Софийская звонница Памятник 1000-летию Руси

За осмотром новгородских достопримечательностей время прошло незаметно, и к 11 утра уже настала пора подумать о завтраке – ведь с раннего утра мы еще ничего не ели, зато успели объездить полгорода. С едой проблем не возникло – купив продуктов и достав московские запасы бутербродов, мы расположились в сквере прямо напротив Кремля и сытно позавтракали. По ходу решили больше в городе не задерживаться и выезжать на трассу – по плану у нас было еще около 80 км пути, а, учитывая сегодняшний недосып, хотелось приехать на привал пораньше.

Кремлевская стена

Проехав через Кремль в последний раз, и выбравшись на набережную, мы взяли курс на юго-запад в сторону выезда из города. Вскоре позади остался хорошо сохранившийся городской вал, некогда бывший границей города, и потянулись окраинные районы, разительно отличающиеся от современного городского центра. И хотя далеко впереди уже виднелись купола Юрьева монастыря, однако туда все же решили не ехать – не хотелось делать крюк в 10 км, да и впечатлений на сегодня и так было предостаточно, и теперь основным желанием было просто спокойно ехать вперед и ни о чем не думать. Поэтому, бросив прощальный взгляд на Кремль и долину Волхова, мы выбрались на Псковскую улицу и, плавно разогнавшись до 19-20 км/час, вскоре выехали на приильменские просторы.

Вопреки моим опасения насчет встречного западного ветра на этом участке, ничего подобного не было и в помине, ехать было легко и непринужденно. Поначалу трасса А-116 (Новгород – Шимск – Псков) радовала хорошим асфальтом и шириной в три полосы. По мере удаления от города местность вокруг постепенно дичала, становясь все более пустой и открытой, а идеально прямое шоссе все шло по равнине, открывая вперед виды на бескрайние  поля. Но такое удовольствие длилось недолго - километров через 7 дорога резко сузилась до двух полос с разбитой обочиной, где пришлось помимо созерцания окрестностей также внимательно смотреть за машинами и съезжать с асфальта при каждой приближающейся фуре. И хотя движение тут довольно интенсивное, особых проблем не было, а где-то через полчаса мы устроили первую остановку, так как Насте эта монотонная дорога давалась явно с некоторым трудом.

Нелегки были первые километры...

Отдохнув минут 20 и немного перекусив, двинулись дальше. Вскоре миновали деревню Борки, за которой шоссе пересекает сразу две речки - Веронда и Видогошь. Пожалуй это единственное место, пригодное для ночевки на всем пути от Шимска до Новгорода, и мне было приятно снова увидеть его - ведь именно тут, в небольшом леске прямо у дороги, мы ночевали 2 года назад. Судя по карте, недалеко отсюда некогда находился мост на железной дороге Новгород – Шимск, разрушенной во время войны, и еще в Москве я решил попытаться найти его. Однако дорог в нужном направлении не наблюдалось, поэтому от этой идеи пришлось отказаться, тем более, что никто из группы не горел желанием лезть в лес. Но даже с шоссе удалось разглядеть то место, где некогда поезда пересекали Видогошь – несмотря на то, что с момента разбора линии прошло 60 лет, насыпь на обоих берегах видна и поныне, а у самой воды просматриваются остатки бетонных устоев моста.

Трасса, на редкость ровная и прямая, узкой лентой уходя за горизонт, все шла сквозь широкие поля и мелколесье. По сторонам проплывали бескрайние просторы и, останавливаясь раз в полчаса для небольшого отдыха, где-то к половине второго мы уже подъезжали к большой деревне Лесная (35 км от Новгорода), где у магазина удалось выяснить, что в Шимске есть столовая – это было как нельзя кстати, так как время приближалось к обеду, а возиться с костром и канами совершенно не хотелось.

Перспектива пообедать “по-цивильному” придала сил и скорости, и на одном дыхании мы очень шустро добрались до Шимска, где без труда нашли столовую – она оказалась прямо у дороги. Как обычно в таких случаях, пришлось разделиться – Настя с Максимом и Антоном пошли обедать, а мы с Женей остались сторожить велосипеды. Пока стояли, мне удалось поговорить с пожилой местной жительницей относительно бывшей железной дороги, некогда проходившей через этот городок – по ее словам, после войны ее хотели восстановить, да так и не сделали, а ныне от нее нет и следа – вокзал полностью разрушен немцами, а насыпь всю срыли позже, добывая таким образом песок.

Закончив обед (что обошлось нам в 40-50 рублей с человека, причем качество еды было на уровне), сытые и отдохнувшие, в 15:30 мы двинулись дальше в направлении Старой Руссы. Как и до обеда, легкий попутно-боковой ветерок помогал движению, и по прямому шоссе, идущему сквозь совершенно гладкую равнину, ехать было легко, хотя и довольно однообразно. Однако природа не дала нам расслабиться - внезапно откуда-то взялась туча и начался сильный дождь, который пришлось пережидать на автобусной остановке. Хорошо, что она оказалась рядом – на этой открытой местности спрятаться невозможно и, если бы мы выехали из Шимска на 10 минут раньше, то непременно промокли бы насквозь, а так, спокойно переждав его, где-то через полчаса мы вновь шустро покатили по мокрому асфальту. 

Виды на Ильмень от Коростыни... К сожалению, фотография не дает полного впечатления - это надо видеть

Монотонный прямой участок трассы продолжался километров 12, и ближе к повороту на Коростынь слева стала проглядывать водная гладь Ильменя, теряющаяся в тумане. Как и два года назад, мы не двинулись по объездной, а свернули к озеру, так как проехать мимо тех захватывающих видов, что открываются из Коростыни, было просто грех.  К сожалению, на этот раз весь вид немного портил легкий туман, не дававший разглядеть далекие предметы, но в целом зрелище было просто потрясающим по своей красоте и масштабности – очень советую побывать там.

До свидания, Ильмень!

Честно говоря, уезжать отсюда не хотелось, но дорога звала вперед и, посидев около часа, около 18:00 мы тронулись дальше по грунтовке, идущей прямо по высокому берегу Ильменя. Она привела нас к дер. Пустошь, где все же пришлось проститься с озером и выбраться обратно на трассу, так как дальше вдоль берега ехать было бессмысленно. В следующей деревне по пути – Буреги, неугомонный Антон решил непременно разыскать какие-то родники, якобы являющиеся местной достопримечательностью. По моему, это была напрасная трата времени – ничего удивительного в этих родниках нет, даже вода оказалась соленой и малопригодной для того, чтобы умыть лицо, не то что напиться.

Время подходило к 19:00 и хотя общий километраж не впечатлял – всего около 90 км, и мышечной усталости почти не было, все же очень хотелось остановиться, поужинать  и хорошо выспаться, так как уже 13 часов подряд мы все время куда-то ехали, что-то смотрели, и это - после бессонной ночи. Похоже, примерно то же самое чувствовали остальные, поэтому, выбравшись из Бурегов, мы стали на ходу присматривать место для ночевки. А оно, как обычно, все не попадалось. Даже в том месте, где трасса  по карте про��одит по лесу и имеются небольшие ручейки, местность оказалась жутко заросшей и совершенно непригодной для с��янки. Моя попытка пробраться вдоль берега ре Катехи, окончилась ничем – лес был почти непроходимым и в нем водилось такое количество слепней и комаров, что за несколько минут пребывания в нем мои ноги оказались искусанными в кровь и впоследствии  болели еще дня 3. Примерно то же самое повторилось и через два километра , когда я попытался найти место нашего обеда в 2001 г – слепней там было не меньше, а воды не было совсем.

В общем, стало ясно, что нормальной ночевки нам тут не светит. Но время шло, нужно было что-то решать, и я предложил не заниматься больше напрасными поисками и кормлением комаров, а поступить радикально - поднапрячься и добраться до Старой Руссы, чтобы заночевать в гостинице. Эта идея была воспринята крайне позитивно – даже Максим с Настей, которые, похоже, устали с непривычки, совершенно нормально отнеслись к тому, чтобы проехать еще почти 20 км вдобавок к уже имеющейся сотне.

Не знаю почему, но вечером катится как-то особенно легко. Не стал исключением и этот день – несмотря на пройденный путь, скорость не опускалась ниже 20 км/час, и, оставляя позади очередные километры этой пустынной и прямой трассы, мы быстро и уверенно двигались вперед. Но вскоре недосып дал о себе знать совершенно неожиданным образом: в какой-то момент я стал терять контроль на дорогой и буквально засыпать на ходу, продолжая, как ни в чем не бывало, вращать педали. Ощущения весьма необычные – впереди непрестанно набегает дорога, по сторонам что-то мелькает, ноги на автомате крутят педали, а вот сил смотреть вперед уже нет. Честно говоря, раньше я думал, что такое невозможно, а тут убедился, что рассказы о заснувших за рулем туристах – это не выдумка. Пришлось напрячься и силой воли перебороть надвигающуюсю дремоту – иначе последствия могли бы быть самыми неприятными.

Не прошло и часа, как впереди среди полей и вечернего тумана показались очертания города. Это прибавило сил, колеса закрутились быстрее, и  вскоре были уже в самом центре Старой Руссы, где, спрашивая местных, без труда нашли гостиницу “Полисть”. Время было начало десятого, уже смеркалось, и с замиранием сердца я пошел к администратору – ведь не было никакой гарантии, что есть свободные места и нас пустят с велосипедами, а о том, что делать в противном случае, даже и думать не хотелось. К счастью, проблем не возникло, и, заполнив анкеты и заплатив, через полчаса мы уже размещались в комфортных номерах, где было светло и тепло, и не было тех полчищ комаров, что так недружелюбно встретили нас в 20 км отсюда. Все же правильное это было решение, ехать сюда, а не искать непонятно что посреди бескрайних полей!

Можно смело сказать, что этот день стал самым насыщенным за всю мою велоисторию – никогда раньше мне не приходилось почти непрерывно ездить с 6 утра до самого вечера, да еще после бессонной ночи. Поэтому уют гостиницы подействовал расслабляющее и тут же захотелось спать, но мы все же нашли в себе силы, чтобы сходить в магазин и устроить небольшой ужин, после чего сразу же разошлись по комнатам и уснули.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz