Валдай - 2003: День второй
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День второй


В тексте использованы фотографии Максима Валянского

Старая Русса - Залучье - Лозницы - р. Пола., 70 км, карта пути

Спать в уютной гостинице было очень приятно, а вчерашняя бессонная ночь в поезде и весьма напряженный походный день привели к тому, что встали мы лишь в начале одиннадцатого. Еще около часа ушло на завтрак, и только ближе к полудню мы, оставив вещи в номерах, налегке отправились в город. Погода продолжала радовать нас – как и вчера, было очень тепло, дул северо-западный ветер, обещающий быть попутным на протяжении всего сегодняшнего пути.

Спасский собор в Старой Руссе. Сейчас тут краеведческий музей
Воскресенская церковь. По-моему, самое красивое место в городе.

И хотя Старая Русса имеет многовековую историю, до наших дней дошло немногое – город неоднократно горел, а во время Великой отечественной войны был почти полностью разрушен немцами. По некоторым сведениям, он старше Новгорода, но памятников истории тут не так уж и много.

Первым делом мы отправились к Спасскому собору. Сейчас в нем расположен краеведческий музей, где мы провели более часа – было очень интересно посмотреть богатую экспозицию, тем более что в этом древнем здании с метровыми стенами царила приятная прохлада, а на улице к этому времени уже было весьма жарко. Как обычно в таких местах, мы были почти единственными посетителями музея и смотрительница охотно рассказала нам о истории города и теперешней жизни в нем.

Вернувшись из музея в гостиницу, мы сдали номера и уже на велосипедах двинулись в сторону центра города, где сливаются две реки с красивыми названиями Полисть и Порусья. В месте их пересечения находится еще одна местная достопримечательность - желто-белый Воскресенский собор с колокольней, очень эффектно расположенный в окружении воды и отражающийся в ней, будто в зеркале. Помимо церквей, мне в Старой Руссе запомнилась большая водонапорная башня на одной из площадей, необычный автомобильный мост через Полисть с деревянным покрытием (!), а также, разумеется, дом-музей Достоевского. К сожалению, в тот день он был закрыт, однако на набережной, где он стоит, удалось посмотреть на старую булыжную мостовую, дающую наглядное представление о том, как непросто было тут ездить в далеком прошлом.  

Дом-музей Достоевского Памятник писателю
Велостоянка у авиаремонтного завода

Между тем время приближалось к 14:00, и, хотя благодаря вчерашнему перевыполнению плана на сегодня нам оставалось поехать немногим более 60 км, настала пора выбираться из города. Однако перед этим было решено заехать на знаменитый бальнеологический курорт – судя по информации с сайта towns.ru там имелся знаменитый фонтан минеральной воды. С проникновением на территорию этого обширного санаторного комплекса проблем не возникло, однако сам фонтан совершено не впечатлил – никакой обещанной десятиметровой струи минералки там нет и в помине. Немного покатавшись по парку, мы направились на выезд из города и, проехав по окраинным районам, выбрались к авиаремонтному заводу, у проходной которого обнаружилось редкое и удивительное зрелище - гигантская стоянка велосипедов, которые, судя по всему, являются тут  основным городским транспортом.

По мере удаления от города местность стремительно дичала, а через несколько километров всякие признаки цивилизации полностью исчезли, и началась лесная глухомань, сквозь которую, все время немного петляя, шла наша безлюдная дорога, запомнившаяся мне еще по походу двухлетней давности. Асфальт вновь радовал своим качеством, а машин, в отличие от вчерашних загруженных трасс, тут не было почти совсем – одна в 10-15 минут. Поэтому ехать было на редкость приятно, и, беседуя на ходу, мы шустро катились в несколько рядов, подгоняемые попутным ветром, а уже через полчаса прибыли в Давыдово. И хотя время терять не хотелось, все же заехали в магазин и купили воды, так как солнце к этому времени пекло нещадно и старорусские запасы жидкости были на исходе.

У сельского магазина в Давыдово
р. Ловать у села Рамушево

За Давыдово, оставив слева широкое поле, через 3 км трасса вновь вошла в лес и начался очередной глухой перегон, где много километров подряд нет ни деревень, ни перекрестков, ни людей. Скорость по прежнему держалась довольно высокой (18-20 км/час), группа ехала равномерно и никто не отставал (что радовало), поэтому не прошло и получаса, как впереди показалось Рамушево, а слева – великолепная долина полноводной Ловати, не оставляющая сомнений относительно того, где устраивать обеденный привал. Свернув с трассы на проселок, двинулись к реке, и тут стало ясно, что все не так  хорошо, как кажется – несмотря на открытость местности, оводов тут было не намного меньше, чем вчера, а эти мерзкие твари даже на ходу ухитрялись очень больно кусаться за ноги. Пришлось в срочном порядке одевать штаны и рубашку с длинными рукавами, и, хотя жара не спадала, прямо в такой одежде и обедать.

Вода в реке оказалась на редкость теплой, вход в воду плавным и песчаным, а освежиться и помыться после долгой езды по жаре было очень кстати. Хорошо отдохнув на берегу и накупавшись вдоволь, к началу шестого двинулись в дальнейший путь. Удивительно, что хотя в этих местах я был всего однажды, тем не менее, многие непримечательные детали местности безошибочно узнавались и в памяти то и дело всплывали эпизоды нашего замечательного путешествия в Санкт-Петербург. Однако в отличие от того похода, когда народ в группе был сильно различным по силам и мы нередко растягивались на несколько километров, на этот раз все было совершенно иначе и более “правильно” – никто не отставал, а общий темп был довольно высоким и равномерным.

Дело близилось к вечеру, становилось прохладнее, и, несмотря на некоторую однообразность пути, ехать стало как-то особенно приятно – наверное потому, что я тут уже однажды был и с тех пор хотел побывать вновь. Миновав мост через широкую Ловать, дорога вновь устремилась в леса, и только через 40 минут непрерывной езды по идеальной прямой мы достигли очередного населенного пункта - маленькой деревеньки с претенциозным название Великое Село. За ней последовало и Залучье – самое крупное село в здешней глухомани, где асфальт от Руссы заканчивается и в разные стороны расходятся местные дороги, причем лишь одна из них выходит на “Большую землю”, а остальные все тупиковые, заканчивающиеся посреди здешних бескрайних  лесов и болот.

Как и 2 года назад, сразу же за окраиной села асфальт закончился, а дальше пошла широкая и тряская грейдерная дорога. Причем, судя по всему, относительно недавно она была посыпана свежим песком, так что мне с моими узкими шинами пришлось нелегко – колеса периодически вязли, и все время приходилось искать “фарватер”, накатанный  машинами. Вдобавок стали часто попадались булыжники размером с кулак и более, так что катить, глядя по сторонам, тут уже не получалось, а приходилось все время смотреть вперед, что несколько напрягало. Однако гораздо больше, чем дорога, напрягало другое – еще в Залучье я заметил, что приближается очередной грозовой фронт, и теперь эти черные тучи медленно и неумолимо надвигались на нас, грозя помочить до нитки. И хотя наш несгибаемый оптимист Антон утверждал, что они пройдут стороной, в это слабо верилось, поэтому было решено ехать без остановок и как можно быстрее, чтобы до начала ливня успеть хотя бы поставить палатки.

Наш лагерь после ливня

Как оказалось, расчет был точным. Проскочив за 45 минут 14 км грейдера до Новых Лозниц и при этом с непривычки довольно сильно вымотавшись (все же, это не асфальт, да и вчерашние 125 км давали о себе знать), мы двинулись вдоль Полы, по ходу высматривая съезд к реке. Однако, как часто бывает, его все не было и не было, и только через 2 км, не доезжая Корпово обнаружилась грунтовка, уходящая куда-то вниз.

Между тем туча уже висела над нами и нельзя было терять ни минуты. Поэтому, завидев эту дорожку, я тут же поехал на разведку и вскоре выяснил, что внизу, прямо у места слияния Полы и Корповки, есть то, что нам нужно - хорошая ровная поляна у самой воды. Оставив груженный велосипед, я побежал звать товарищей, стоящих наверху, и как только все спустились, тут началась спешная постановка палаток.

Эта спешка была не напрасной - в тот момент, когда последний рюкзак был закинут в тамбур, хлынул сильнейший ливень – все же не зря мы гнали что есть сил по грейдеру! Дождь, то утихая, то усиливаясь, шел около полутора часов, а нам ничего не оставалось делать, как сидеть в палатках, потихоньку поедать продукты и радоваться, что все вышло так удачно. Единственным человеком, кому не повезло, оказался Женя - перед самым ливнем его угораздило отправится на поиски пакета сока, который потерялся где-то на спуске к реке. Любимого напитка от так и не нашел, зато промок насквозь и вынужден был переодеваться.

Тучи рассеялись лишь около 10 вечера, когда стало смеркаться, и после ливня было не узнать – кругом стояла вода, со склона  бежали ручьи и ни о каком костре речи быть не могло. Пришлось мысленно смириться с тем, что ужина не будет, но тут нас ждал очень приятный сюрприз, ставший одним из наиболее запомнившихся эпизодов за все путешествие. Совершенно волшебным образом оказалось, что питаться всухомятку нам не придется, так как Максим захватил с собой из Москвы баллон Campingaz’а и горелку. Это было просто чудо – безо всяких спичек, розжигов и вечно негорящих дров мы за 20 минут сварили себе макарон с тушенкой и полноценно поели! Именно тогда я твердо решил купить что-то подобное – ведь сколько раз нам приходилось терять драгоценное время из-за того, что не горит костер, а тут щелкнул пьезоподжигом – и вари, что хочешь. И не надо ничего подкладывать, раздувать и бороться с убегающим супом и не желающим кипеть чаем!

Пока ужинали, стемнело окончательно, и, пожелав друг другу спокойной ночи и поблагодарив Максима за неоценимую помощь, мы вскоре разошлись по палаткам, так как за день прилично устали, а на улице было неуютно и сыро.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz