Валдай - 2003: День третий
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День третий


В тексте использованы фотографии Максима Валянского

р. Пола - Демянск - Истошно - оз. Велье, 85 км, карта пути

Очередной, третий по счету походный день начался привычным образом – подъем около 9 утра, готовка завтрака и сборы в дорогу. И хотя вчерашний ливень промочил все насквозь и сухих дров тут не было, тем не менее благодаря горелке Максима  завтрак был приготовлен просто и без проблем – все же, Campingaz  - это великая и незаменимая вещь!

р. Пола у места нашей ночевки. Справа видно место впадения Корповки

Как и вчерашним утром, погода продолжала радовать нас, было тепло и почти безветренно. Сквозь облака то и дело проглядывало солнце, земля потихоньку просыхала – в общем, все было замечательно и давало повод для оптимизма. Сборы в дорогу, как всегда, затянулись до 11 утра, никто никуда не спешил, и лишь когда время подошло к полудню, мы наконец тронулись в путь, с трудом толкая груженые велосипеды в крутую горку.

Выбравшись на дорогу, и немного осмотрев находящееся неподалеку немецкое солдатское кладбище у деревни Корпово, взяли курс на Демянск. По мокрому грейдеру ехать было непросто, однако на это раз торопиться было некуда, и, включив пониженные передачи, мы неспешно оставляли позади километр за километром, любуясь проезжаемыми местами. В целом, этот уголок Новгородчины поражает своей запущенностью и безлюдьем – кругом сплошной заросший лес,  среди которого периодически встречаются маленькие деревни, где дворы чередуются с большими пустырями. Судя по всему, когда-то на месте этих пустырей тоже стояли дома и кто-то жил, а теперь все зарастает – грустное и печальное зрелище.

В Цеменах - одной из таких полуживых деревень, мы остановились немного передохнуть, а так как жара все усиливалась и запасы воды были на исходе, то решили сходить к местным и узнать, где тут колодец. Однако его искать не пришлось - в доме, куда мы постучались, нам открыла дверь пожилая женщина, которая  разрешила наполнить наши бутылки из бочки, стоявшей в сенях. Попутно от нее некоторые подробности  о местной жизни – оказалось, что несмотря на то, что до райцентра Демянска отсюда всего-то 25 км, автобус ходит лишь 2 раза в неделю (!), магазинов в деревне нет, снабжение - исключительно за счет автолавки.

 Похоже, что единственные источники дохода в этих местах- это те самые немецкие к����дбища, которые мы неоднократно проезжали и к поражают своей ухоженностью и чистотой – из короткого разговора удалось узнать, что она вместе с мужем убирает одно из них, расположенное неподалеку. Все это печально и грустно -  ведь в 40-х годах в здешних местах тут шли страшные бои, а в так называемом Демянском котле были уничтожены несколько наших армий, а теперь, более полувека спустя, кругом лишь российская разруха да ухоженные немецкие погосты, за которыми следят оставшиеся в этой глухомани жители…

Поблагодарив хозяйку и пожелав ей долгих лет жизни, мы вскоре двинулись дальше, и через 15 минут без остановки миновали Пахино – такую же, как и Цемена, маленькую и вымирающую деревню. После вчерашнего ливня грейдер понемногу просыхал, становилось пыльно и жарко, поэтому очень хотелось наконец-то выбраться на асфальт, все же езда по щебенке и песку уже порядком надоела. Однако это оказалось не так-то просто - на подходе к селению со странным названием Висючий Бор начались непонятные развилки и, следуя знакам “главная дорога” мы почему-то стали забирать правее. Похоже, это была та временная дорога, которую мы видели 2 года назад – тогда основную трассу тут асфальтировали, но видно так и не доделали. Эта догадка вскоре подтвердилась - попетляв по лесу и изрядно вымотав нас непрекращающимися ухабами, грейдер наконец-то вышел на долгожданное асфальтовое шоссе.

Вид на Полу с моста.. Когда-то мы тут ночевали (см. описание)

Пока все складывалось удачно: время было около 13:30, до Демянска оставалось около 20 км, и мы успевали туда как раз к обеду, который еще на привале решили устроить в городе, ибо опыт первого дня, когда мы ели в столовой Шимска, всем очень понравился. На асфальте скорость сама собой возросла до 20-22 км/час, и, выстроившись в два ряда, мы понеслись по этой безлюдной дороге, любуясь открывающимися слева великолепными пейзажами долины Полы, которая периодически проглядывала внизу. Через полчаса, когда позади осталось 10 км, трасса плавно пошла вниз и спустилась к мосту, находящемуся у места слияния Полы с Ладомиркой. Место тут удивительно красивое и памятное мне – ведь именно у этого моста, у самой кромки воды мы два года назад ночевали. Все же хорошо иногда повторять маршруты – проезжая там, где когда-то уже был, невольно вспоминаешь былое и еще раз убеждаешься, как же интересно путешествовать!.

Демянск был все ближе и ближе, и хотя мы по прежнему ехали по равнине и подъем на Валдайскую возвышенность был впереди, ее приближение уже чувствовалось. На смену заросшим лиственным лесам пришли хвойные, более светлые и сухие. Местность постепенно менялась, а дорога оставалась такой же приятной для велоезды – отличный асфальт и ни единой машины на много километров. Как и вчера, ветер был попутным и весьма ощутимым, поэтому катилось по прежнему легко, а к мы уже подъезжали к окраина  Демянска, который встретил нас деревянными деревенскими домами и разбитыми улицами. В тот день было очень жарко, и первым делом мы купили по мороженому и пакету сока, так как вчерашние запасы давно иссякли, а пополнить их по пути было просто негде. Закусив и освежившись, двинулись дальше, и вскоре без труда нашли то, что нам было нужно – местную столовую. И хотя еда тут была не столь качественной, как в Шимске, а ассортимент оказался гораздо беднее, тем не менее удалось взять нормальный обед из трех блюд за весьма скромные деньги.

Увы, но  коварная природа, не дающая расслабиться с самого начала пути, вскоре преподнесла нам очередной неприятный сюрприз. Хотя с утра ничего не предвещало ненастья, пока мы обедали неожиданно быстро набежали тучи, и тут же хлынул сильный ливень, причем, как назло, наши велосипеды в этот момент стояли как раз под краем крыши… В результате когда я вышел посмотреть, что творится, взору предстала ужасная картина – прямо с крыши на рюкзаки мощным потоком лилась вода и поначалу казалось, что теперь мы будем сушиться до конца путешествия. Самое обидное было то, что спрятать велосипеды было негде, да и под ливень лезть никому не хотелось, поэтому мы просто стояли на крыльце столовой, наблюдая, как промокает все наше имущество… Ситуация была, конечно, глупейшей, но вот такие вот мы туристы… О том, что делать дальше, и думать не хотелось – решили, что сегодня поедем до плановой стоянки на оз. Велье, а уж там будем смотреть по обстоятельствам.

Дождь вскоре кончился, и, рассекая колесами лужи, мы двинулись на выезд из города в сторону Полново. Сразу за городской окраиной стало ясно, что Приильменская низменность, по которой мы ехали уже более 200 км, закончилась – впереди виднелись величественные холмы Валдайской возвышенности, на которую на предстояло подняться, набрав 150 метров высоты.

Пережидаем дождь.. Гнездо аистов в с. Филиппова гора оз. Истошенское

Наверное, в ясную погоду тут очень красиво, но в тот день пейзаж сильно портил туман и черная туча - та самая, что промочила нас в Демянске и не думавшая уходить прочь. Она еле заметно двигалась на восток, и, излишне активно налегая на педали,  где-то через 5 км мы нагнали ее, поэтому пришлось даже остановиться и переждать дождь в сухом сосновом лесу прямо у дороги. Приближение Валдая чувствовалось в полной мере - теперь дорога шла с горки на горку, с каждой из которых можно было любоваться открывающимися видами, становившимися все  величественнее. Однако вопреки опасениям, особо сильно пересеченки тут не оказалось – дорога очень плавно набирала высоту, и продолжительные пологие подъемы чередовались с небольшими спусками, на которых можно было расслабиться, разогнавшись до 40 км/час. Миновав Пески, мы довольно долго ехали вдоль долины Явони, а на 19-ом километре от Демянска, взобравшись на очередной крутой холм, трасса привела нас в симпатичную деревню Филиппова Гора, запомнившеесе довольно редким зрелищем - аистами, устроившими себе гнездо на старой водокачке.

Раздумья над картой...

Вскоре справа показалось красивое озеро Истошенское (интересно, за что его так нехорошо обозвали?), за которым находится одноименное село. Тут дорога раздвоилась – асфальт пошел вправо, на Полново, а в сторону Валдая начался обыкновенный мелкощебеночный и хорошо укатанный грейдер. По сравнению со вчерашним, ехать тут было гораздо легче и приятнее – совершенно не трясло, колеса не вязли в песке, и скорость безо всяких усилий держалась на уровне 18-20 км/час.

Озеро Велье

Петляя по смешанному лесу и незаметно набирая высоту, эта замечательная дорога километров через 8 вывела нас на берег оз. Велье и пошла вдоль него. А так как времени до темноты было полно и ветер дул в спину, то решили не останавливаться на первом попавшемся месте, а проехать подальше и заночевать где-то в районе Никольского. Однако понемногу стало ясно, что с этим будут проблемы – хотя озеро все время было рядом и отлично просматривалось с дороги, но вот подойти к нему было проблематично, а там, где это было можно, находились либо дачи, либо деревня (почему-то нам хронически не везет с местами ночевок!).

Не найдя ничего подходящего для ночевки, к 19:00 мы как-то незаметно докатились до Никольского, где внезапно начался асфальт. Правда, длилось это удовольствие недолго, и за последним домом продолжилась уже привычная грейдерная дорога, типичная для здешних довольно глухих мест. Еще через километр  пересекли небольшой залив, однако и это место оказалось малопригодным для ночевки, так как вопреки карте кругом все было заболочено. Пришлось ехать дальше, и недалеко о указателя “Валдайcкий район”, когда трасса уже начала постепенно отходить от береговой линии, обнаружили многообещающую лесную грунтовку, идущую в сторону озера.

Судя по всему, эта была дорога в Княжево, нарисованная на карте пунктиром, однако по ее виду можно было сказать, что тут давно никто не ездит, поэтому пробираться по ней оказалось нелегко. Обходя бесчисленные  лужи и двигаться по краю глубокой колеи с водой, мы медленно пробирались к озеру, и вскоре выяснилось, что наши усилия были не напрасны - метров через 200 впереди показалась сухая о��яна, выглядевшая издалека весьма прилктлн.  И хотя, подойдя поближе, пришлось несколько изменить свое мнение, тем не менее единогласно решили, что лучшего нам не светит и самое верное дело - ночевать прямо тут.

Приятным открытием этого вчера было то, что последствия ливня в Демянске не столь катастрофичны, как казалось вначале - практически ничего не помокло, за исключением вещей, лежавших сверху. С постановкой палаток проблем не возникло, вскоре нашлись и дрова, а вот воду пришлось добывать очень оригинально - из старой тракторной колеи, так как подойти к озеру, не промочив ног, было невозможно. Вскоре был готов походный ужин, и, поев, мы еще довольно долго посидели у затухающего костра, а когда окончательно стемнело, разошлись по палаткам.

Итогом этого дня стали 80 км, из них около 35 – по грейдерным дорогам. Лично меня очень радовал тот факт, что мы не отстаем от графика и вообще едем очень дружно и слаженно.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz