День тринадцатый и предпоследний
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День тринадцатый и предпоследний


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

Кириллов - Ферапонтово - Никольский Торжок - Анфалово, 85 км

Спать в уютной гостинице после горячего душа и приятной вечерней прогулки налегке было одно удовольствие, и, встав пораньше и позавтракав в кафе, мы, не теряя времени,  отправились в монастырь, находящийся неподалеку. Основанный в 1397 году, в настоящее время он является одним из самых значимых памятников архитектуры Русского севера и поражает своим размахом, мощью и первозданной красотой. Из того, что удалось увидеть, особенно запомнились мощные и высокие башни, а также необычные двухярусные стены, каких не встретишь в других местах. Ширина их такова, что тут проедет грузовик, и, заплатив по 20 рублей, мы с удовольствием прогулялись по ним, глядя  через узкие бойницы на город и представляя, какие сражения велись тут в древности.

Главный вход в монастырь Стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря - на редкость величественное зрелище.

Территория, огороженная стенами весьма велика и состоит из трех частей – Успенского и Ивановского монастырей и так называемого Нового города. Тут есть на что посмотреть – это и многочисленные церкви разных веков, и то место, где, по преданию, стояла часовня Кирилла, и очень колоритная ветряная мельница, и многое другое, что придает этому месту необыкновенную красоту и своеобразие.

Вдоволь нагулявшись среди всего этого и сделав немало снимков, мы направились в местный музей, который оказался весьма большим, но, на мой взгляд,  не слишком интересным для человека,  далекого от религии. Больше всего запомнилось описание порядков, что царили здесь - дисциплина среди монахов тут была жесточайшая и напоминала тюремную, вплоть до запрета иметь личные книги, еду и питье, что сейчас кажется по меньшей мере дикостью и издевательством над здравым смыслом.

На стене Нового города   Ветряная мельница - один из экспонатов здешнего музея

В целом Кириллов произвел на редкость положительное впечатление и слегка напомнил города Золотого кольца. В отличие от Белозерска, где все гораздо скромнее и провинциальнее, тут настоящий туристический центр, ничем не уступающий тому же Ростову или Переславлю – так же ходят толпы иностранцев, идет бойкая торговля сувенирами, а цены на вход в музеи уже приближаются к московским. С пользой и интересом проведя тут более 2-х часов и пресытившись впечатлениями, к 12 часам мы, немного пройдясь по городу, вернулись в гостиницу. Наступал расчетный час, и, собрав рюкзаки в номерах, к началу первого мы покинули отель, и, не забыв посетить магазин, двинулись на выезд из города в сторону Вологды. Кириллов – городок совсем небольшой, поэтому уже через пару километров последние его кварталы остались позади, и началось весьма неплохое шоссе, ровной прямой идущее посреди полей и лесов.

После вчерашних грейдеров прокатиться по гладкому асфальту было одно удовольствие, тем более, что погода продолжала радовать нас теплом и солнцем и вновь дул прохладный северо-западный ветер, приходящийся нам попутным. Спидометр стабильно показывал 20-22 км/час, oдин за другим мелькали километровые столбики, и казалось, что максимум через час с небольшим мы будем в Ферапонтово.

Покидаем Кириллов. Впереди - Ферапонтово и Вологда
Я за ремонтом багажника Максима

Увлекшись этой приятной скоростной ездой и ни разу не остановившись по пути, к двум часам мы добрались до перекрестка с трассой Р-5 – той самой, с которой съехали 2 дня назад около Липина Бора. Отсюда наш путь лежал на север, а когда очертания Ферапонтова монастыря уже виднелись вдали, произошла досадная поломка – у Максима вышла из строя вторая стойка багажника. Используя опыт первого дня, когда на подъезде к Сегеже таким же точно образом развалилась другая стойка, все удалось быстро починить, благо соответствующая запчасть у нас имелась, но попутно выяснилось, что ремонта требует весь багажник – от тряски начали трескаться почти все сварные соединения. Чтобы хоть как-то замедлить этот процесс, каждое из них пришлось скрепить винтовым хомутом на что ушло не менее получаса.

Общий вид Ферапонтова монастыря...
Надвратная церковь в нем же.

В результате в Ферапонтово мы прибыли лишь около 14:30, и, проехав по симпатичному мостику, припарковались у входа в монастырь. После Кириллова с его монументальными стенами и мощными башнями он не слишком впечатляет, однако место это очень красивое и приятное. Монастырь возвышается на окраине села на небольшом холме на берегу озера, откуда открываются великолепные виды во все стороны – ради одного этого стоило сюда заехать.

В отличие от местной природы, то, что предлагается посмотреть здесь, совершенно не впечатлило. В основном это все те же иконы, что и в Кириллове, а за просмотр главной местной достопримечательности – фресок Дионисия – просили не много ни мало 90 рублей, поэтому все, кроме Жени, так и не пошли туда, а предпочли отдохнуть на свежем воздухе у озера. Помимо церковной экспозиции, тут имеется некое подобие краеведческого музея, в котором в очередной раз удалось посмотреть на старинные прялки, посуду и прочие предметы крестьянского быта. И хотя ничего особенного увидеть не удалось, из рассказа смотрительницы наконец-то стал ясен принцип действия кросен - примитивных подобий ткацкого станка, имевшихся с старину в каждой избе а ныне неизменно присутствующих в любом подобном музее. Как и сами эти кросна, он оказался весьма прост и незамысловат, однако, по словам все той же смотрительницы, подобные приспособления использовались вплоть до Отечественной войны – ведь тканей промышленного производства в глухих деревнях достать было нельзя.

Закончив с осмотром, мы удобно расположились на пригорке над озером и спокойно и сытно пообедали, попутно обсуждая планы на будущие дни. До Вологды оставалось всего 120 км по шоссе, и завтра после обеда мы должны были быть там, а вот что делать дальше, было неясно. Рассматривались разные варианты – от простого удлинения похода до Ярославля по М8 до более изощренных типа: доехать до Череповца или Буя на поезде, а дальше двигаться своим ходом в Рыбинск или Кострому. Дело осложнялось тем, что у большинства из нас было всего лишь 2 свободных дня, поэтому, так ничего путного и не придумав, около 17:00 мы двинулись в путь.

Северо-Двинский канал

Теперь ветер, будто по заказу, вновь довольно сильно дул в спину, и, не прилагая никаких усилий, мы быстро и легко помчались по этой пустынной дороге. Не прошло и 15 минут, как позади остался поворот на Кириллов, а вскоре за ним впереди внезапно возникла эстакада над Северо-Двинским каналом – еще одним искусственным водным путем в этих краях, соединяющим Шескну с Кубенским озером. И хотя сам канал сохранился неплохо, ныне он, похоже, не используется для судоходства – даже соответствующий знак на мосту давно проржавел.

Чем дальше мы уезжали от Ферапонтова, тем более населенной становилась местность вокруг. И хотя трасса проложена в обход всех населенных пунктов, раз в 2-3 километра то справа то слева виднелись маленькие деревеньки, к каждой из которых стоит новый указатель и сделана приличная дорога. В целом это шоссе находится в хорошем состоянии – почти повсеместно лежит очень приличный асфальт, полотно дороги широкое, а у каждой деревни стоят построенные в едином стиле симпатичные автобусные остановки. Наслаждаясь скоростью и стараясь не терять друг друга из виду, мы быстро докатились до Никольского Торжка, за которым устроили небольшую остановку для отдыха.

Где-то на 25-ом километре от Ферапонтово шоссе вышло в бескрайние поля, где слева уже угадывались очертания огромного Кубенского озера, вдоль которого нам предстояло ехать еще очень долго. Периодически то удаляясь, то приближаясь вновь, оно все время тянулось вдоль шоссе, которое все так же ровной прямой шло посреди полей, перелесков и многочисленных деревень. И хотя время было не позднее, уже настала пора подумать о ночлеге, найти который посреди этой открытой местности непросто. Надежда на ручьи с лесистыми берегами, обозначенные на карте в районе Нагорново и Владышево, не оправдались – вместо леса там были лишь чахлые кустики, а местность отлично просматривалась из ближайших деревень. Наверное, тут можно было найти полянку с дровами, однако Володя, наибольший перестраховщик из всех нас, наотрез отказался ночевать тут, поэтому пришлось ехать дальше.

Родник у трассы Вологда-Кириллов в районе Березника - очень полезная вещь в этих местах.

А дальше вновь потянулись бескрайние поля, где ближайший лес был лишь в паре километров от дороги, а источников воды не наблюдалось вовсе. Периодически останавливаясь, глядя на карту и на местность, и ругая сами себя, мы все думали, куда бы свернуть, и в итоге, проехав еще около 6 км, встретили придорожный родник, красиво оформленный в виде беседки. То, что это как раз то, что нам было нужно, первым оценил Кирилл – он предложил не связываться с ручьями, а просто набрать тут воды в бутылки и остановиться в ближайшем леске. Пустых бутылок у нас было предостаточно, и, последовав этому предложению, мы взяли с собой литров 15 чистейшей воды и двинулись дальше, надеясь найти тихое и укромное место. И на этот раз удача скоро улыбнулась нам – за Анфалово, в том месте, где по карте якобы поле, справа от дороги обнаружился небольшой, но уютный лесок. И хотя палатки пришлось ставить в 20 ме��рах от дороги, место это оказалось сухим и ровным, а главное – ниоткуда непросматриваемым, так что все остались довольны. Отсюда до Вологды оставалось около 70 км, поэтому уже завтра к обеду мы рассчитывали быть в этом замечательном городе, где полтора года назад завершался наш экстремальный карельский поход.

Таким образом, проблема ночлега была решена, и, разбив лагерь, мы запалили Campingaz и стали готовить ужин, так как костер делать было вновь лень, да и привлекать внимание дымом не хотелось. Когда начало темнеть и мы приступили к еде, вновь возобновились разговоры  о планах на завтра -  у большинства из нас желание продолжить поход еще не угасло. Однако к единому мнению о том, куда стоит ехать после Вологды так и не пришли, и интуиция подсказывала, что лучшим вариантом будет не искать себе приключений, а садиться на поезд и ехать в Москву.

По всему было похоже, что это, увы, последняя наша ночевка. Как это было ни печально, поход подходил к концу, и  вспоминая самые яркие моменты путешествия, мы как всегда еще долго сидели в ночной тишине, периодически нарушаемой звуками машин на шоссе. И хотя спать особо не хотелось, ближе к полуночи все постепенно разошлись по палаткам, так как завтра нужно было выехать пораньше.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz