День пятый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День пятый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

Нигозеро - Кондопога - Кончезеро - Шуйская - Петрозаводск, 95 км

Не знаю как другим, но для меня это утро стало не самым приятным – выспаться не удалось, так как моя палатка оказалась на изрядном уклоне, и я все время скатывался к стенке. В итоге вылез из спальника я тогда, когда другие уже встали, и, глядя на количество комаров и сырые дрова, предложил всем не изображать из себя "правильных туристов", а по быстрому собраться и поехать завтракать в Кондопогу. Эта идея была воспринята всеми положительно, и, желая поскорее уехать из этого комариного места, мы стали сворачивать палатки и паковать рюкзаки. Впрочем, даже такое сугубо неспортивное решение не помешало нам собираться почти 2 часа, не в последнюю очередь благодаря тому, что все приходилось делать, сидя  на довольно крутом склоне. Мне же вдобавок пришлось менять пробитую камеру, и только к 11 часам, мы, упаковав все снаряжение начали выходить на дорогу, помогая друг другу затаскивать груженые велосипеды на высокий берег озера.

Типичный вид на улицах Кондопоги
Новая церковь в Кондопоге (судя по всему, она не православная)
Симпатичные часы с колокольчиками - самое приятное, что удалось увидеть в этом городе

Не прошло и получаса, как мы уже въезжали в Кондопогу, и, переехав через железнодорожные пути, оказались в центре города, застроенном довольно невзрачные трех-пятиэтажными домами с обшарпанными стенами. Благодаря наводке местных, вскоре было найдено неплохое кафе, где за 100 рублей с человека удалось неплохо и вкусно позавтракать, а затем, пользуясь случаем, заехали в местный краеведческий музей. Однако, как и многие подобные музеи в небольших городках, он оказался не слишком интересным, так как большая часть экспонатов там не менялась с советских времен и посвящена временам первых пятилеток. Са��ое запоминающеесе, что удалось увидеть в этом райцентре – это недавно построенная необычного вида церковь и уичные часы, зачем-то снабженные множеством колокольчиков.

Однако основной целью нашего приезда сюда была уникальная деревянная церковь, стоящая на южной окраине города. До нее от центра было километров 5, и, уточнив у местных дорогу, прямо от музея мы вскоре двинулись туда. Путь к этой основной достопримечательности Кондопоги запомнился многочисленными подъемами и спусками, которые дополнялись довольно неслабым встречным ветром. Дорога, перекатываясь с горки на горку, шла мимо гигантской территории местного ЦБК и в воздухе чувствовался своеобразный аромат, чем-то напоминающий запах вареной колбасы. Разумеется, это породило многочисленные веселые шутки о том, что ее и бумагу делают по одной технологии из одинакового сырья.  Наверное, как и в каждой шутке, в этом имелась некоторая доля истины…

За комбинатом дорога, плавно повернув направо и круто спустившись к озеру, привела нас на окраину деревни Кондопога, давшей название городу. Неподалеку возвышалась та деревянная церковь, ради которой мы сюда ехали – стройная и высокая, она видна издалека и очень красиво и гармонично смотрится на фоне деревенских домов и водной глади Кондопожской губы. Пожалуй, одно это было достойно, чтобы заехать сюда, тем более, что нам удалось не просто посмотреть снаружи, но и побывать внутри этого уникального памятника архитектуры русского севера.

Деревянная церковь на окраине города.
Крест на могиле местного врача - единственной сохранившейся  у храма. "Да будет воля твоя!"

В полумраке, царящем внутри, чувствовалась приятная прохлада и необычный покой, изредка нарушаемый шумом ветра. Женщина – экскурсовод, видя нашу заинтересованность, весьма интересно рассказала об устройстве храма, об его истории и о том, как все это великолепие строилось. Несмотря на почтенный возраст, церковь и сейчас находится во вполне приличном состоянии, а мощные стены, сложенные из вековых деревьев, вызывают глубокое уважение к труду строителей. В общем, приехали мы сюда явно не зря – ведь не так много осталось мест, где такое можно увидеть и услышать, и их количество постоянно сокращается – к сожалению, деревянные постройки часто горят, иногда не без посторонней помощи.

Поблагодарив хранительницу за интересный рассказ и пожелав ей удачи, мы неспешно тронулись в обратный путь. Вначале вдоль длинного забора ЦБК, затем мимо городских кварталов и пригородов, ставшая уже знакомой дорога через десяток километров привела нас на перекресток с М-18, где мы вчера вечером решали, где ночевать. К счастью, сегодня перед нами эта проблема не стояла – на предстоящую ночь была забронирована гостиница в Петрозаводске, и, поглядев на часы и одновременно на трафик по магистрали, мы решили не ехать по кратчайшему пути вместе с машинами, а сделать крюк через Кончезеро и старую мурманку.

Это было очень удачным решением. Дорога на Кончезеро оказалась в отменном состоянии, и прокатиться по этой тихой шоссейке, где машины встречаются раз в несколько минут, было очень приятно. Вокруг проплывали леса, чередующие с небольшими полями, воздух, в отличие от М-18, был чист, и, беседуя на ходу, мы незаметно докатились до моста через Суну, а еще через полчаса – до маленькой деревни Чупа. До Кончезера отсюда было совсем недалеко и дома этого поселка уже просматривались вдали на фоне красивейших берегов одноименного озера, однако неожиданно путь нам преградило большое стадо коров, которое пришлось довольно долго и осторожно объезжать. Эти же самые коровы нагнали нас, когда мы стояли у магазина, который пришелся очень кстати – судя по карте, впереди нам предстояло долго ехать вдоль берегов озера, что было очень подходящим для обеденного привала. И хотя ассортимент в этом сельском магазине оставлял желать лучшего, основные наши продукты для перекуса – колбасу, хлеб и кефир – купить все же удалось.

Сцена у магазина в Кончезере

К сожалению, после выезда на старую М-18 ветер из попутного стал встречно-боковым, и, хотя дорога на всем протяжении хорошо прикрыта лесом, временами он сильно мешал движению. Несмотря на то, что за сегодня мы проехали лишь около 50 км, в ногах уже отчетливо чувствовалась неприятная усталость, и километры теперь казались длинными и томительными. Отдых и перекус были явно необходимы, и вскоре такая возможность предоставилась - найдя  подходящий съезд к Кончозеру, мы расположились на приятной полянке, продуваемой ветром. Посидеть на заботливо оставленных кем-то бревнах после непростой дороги было одно удовольствие, и, сытно перекусив, мы позволили себе отдохнуть почти 2 часа. До Петрозаводска оставалось менее 45 км и спешить нам было некуда – ведь там нас ждала гостиница, и адрес ее был известен, так что никакой суеты и поисков не предвиделось.

В итоге тронулись в путь мы лишь в начале седьмого, и, взяв достаточно бодрый темп, покатили дальше на юг. Судя по карте, дорога на этом участке идет по узкому перешейку между двумя озерами, и еще планируя поход, я предполагал, что это место должно быть очень необычно и красиво. К сожалению, ничего необыкновенного тут так и не встретилось – озер почти не видно с дороги, и если не знать, что едешь по узкой полоске земли посреди воды, то можно ничего и не заметить.

По мере приближения к Петрозаводску местность становилась все более населенной. Не прошло и получаса, как мы уже проезжали через деревню Царевичи, за которым шоссе постепенно отошло от озер и начались хоть и недлинные, но на редкость крутые и частые “торчки” – небольшие, но сильно выматывающие горки. Ветер, мешавший нам уже не один десяток километров, не думал стихать, а усталость, временно ушедшая после привала, вновь давала о себе знать, и, стараясь не терять друг друга из вида, мы упорно ехали вперед, ежеминутно забираясь в очередной подъем. В результате всего этого к Шуйской все порядочно вымотались, и как только выбрались на основную трассу М-18, на первой же автобусной остановке был устроен длительный передых с перекусом.

Впрочем, карельская погода, радующая нас от самой Сегежи, и тут не стала устраивать испытаний на прочность – пока мы стояли, ветер немного стих, вдобавок горки сменились почти плоской равниной. Начиная от Шуйской трасса пошла по широким полям с далекими видами, и единственное, что теперь несколько мешало – довольно большой поток машин, иногда вынуждающий съезжать на обочину. Незадолго до моста через Шую нас нагнал местный велосипедист явно спортивного склада и поинтересовался, откуда и куда мы держим путь. Подобные встречи всегда очень приятны – ведь нечасто встретишь своего коллегу, и, остановившись, мы немного побеседовали с ним и поделились впечатлениями от поездки. По его словам, он – бывший спортсмен, однако его имени узнать не удалось и довольно скоро мы расстались – он на шоссейнике быстро улетел вперед, а мы неспешно потянулись вслед в своем неспешном темпе.

Столица Карелии была уже недалеко - за очередным поворотом открылся завораживающий вид на уходящие за горизонт низины, где вдалеке уже угадывались очертания жилых массивов на берегу Онежского озера. Перед переездом через железную дорогу нам неожиданно встретилась грандиозная развязка – как оказалось, тут недавно построена срезка, по которой можно попасть в сторону Петербурга, минуя город. За ней трафик слегка уменьшился, и, довольно долго петляя по лесу и пригородам, к 21:00 мы были у въездного указателя Петрозаводска, где наряду с русским названием значилось и карельское – “Petroskoi”.

Приехали!!!

Что ж, непрост был путь сюда, но цель была достигнута, и теперь нам оставалось лишь добраться до гостиницы, которая очень удачно находилась в северной части города на улице Калевалы. Карта Петрозаводска у нас имелась, и, выбрав оптимальный маршрут, мы без задержек покатили вперед по широкому проспекту. Вдоль дороги появилась многочисленная реклама, троллейбусные провода, потянулись окраинные промышленные районы. С первого взгляда город производил очень приятное впечатление, однако улица Достоевского, на которую мы свернули, оказалась совершенно неприглядным тряским грейдером, явно не соответствующим столичному с����тусу города. Видя все это, мы стали сомневатьс, туда ли вообще едем, однако в итоге все получилось хорошо – немного попетляв по задворкам, мы вскоре выбрались на нужную улицу и к половине десятого подкатили к гостинице. Благодаря тому, что места тут были забронированы еще из Москвы, проблем с заселением не возникло – как оказалось, нас тут ждали и даже позволили занести велосипеды в номера, что далеко не везде удается.

И хотя гостиница эта была далеко не первоклассной, тем не менее, тут имелось все необходимое, в том числе и столь нужная после долгих странствий горячая вода с душем. Причем стоило это удовольствие совсем немного, особенно по меркам крупного города  – менее 200 рублей. К сожалению, общепита поблизости не было, поэтому, разместившись и переодевшись, мы сходили в ближайший магазин, а после импровизированного ужина довольно быстро отправились спать, так как завтра к 11 утра уже нужно было быть в речном порту, где нас ожидала поездка в Кижи.

Таким образом, первая часть пути, проходящая по центральной Карелии осталась позади. За 4 дня мы проехали немногим меньше 400 км, все шло замечательно и точно по плану, а впереди нас ждала дорога вдоль побережья Онеги, встреча с друзьями и любимая Вологодчина.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz