День третий
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День третий


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса, Максима Валянского и Сергея Семакина

Ночевка на объездной дороге г. Пикалево - Чудцы - Сомино - р. Ильмень, 90 км

Карту пути можно посмотреть тут

Непросто было выйти на трассу... На переднем плане - Кирилл помогает мне вытащить велосипед на насыпь
Максим преодолевает "категорийное препятствие".
Утро в лесу. Красота....

Очередное, третье по счету походное утро встретило нас солнечной теплой погодой и неизменным попутным ветром, который за прошедшие дни немного изменил направление и вместо северо-западного стал юго-западным. Неспешно проснувшись и собравшись, мы довольно долго возились с завтраком, а к 11 часам с большим трудом (см. фото справа) вытащились на трассу и двинулись на восток, оставляя позади однообразные километры этой глухой дороги. Спешить нам особо было некуда – мы и так немного опережали график, а так как впереди нас ожидал лишь асфальт, то никаких сомнений, что через два дня мы достигнем Устюжны, не возникало.

И хотя от Тихвина к этому времени мы набрали почти 150 м высоты и теперь находились на возвышенности, где по идее должно быть суше и теплее, почему-то болот меньше не стало. Сухих мест вдоль трассы не попадалось, и даже озеро Сырытино, на котором мы думали вчера заночевать, оказалось совершенно непривлекательным – хорошо, что мы вчера не поехали сюда.

Первую остановку для сбора группы утроили в том месте, где объездная сливается с дорогой из Пикалево. А так как к этому моменту у многих иссякли запасы воды, то, взглянув на карту, решили заехать в деревню Чудцы в 10 км отсюда, где, казалось, обязательно должен быть магазин. Увы, но ни магазина, ни сквозного проезда тут не оказалось - все-таки это не Подмосковье, и цивилизация до этих отдаленных районов еще не добралась. Как только мы покинули трассу, пришлось сразу же ощутить всю “прелесть” весенней разъезженной тракторами грунтовки, кое-где мощеной битым кирпичом. И хотя и асфальт на А-114 был далеко не лучшего качеств, тем не менее, контраст оказался столь разите, что сразу же захотелось вернуться. Так вскоре пришлось и поступить, выяснив у местного мужика, что ближайший магазин находится в поселке Коли, а прямо на трассу мы не проедем – там все засыпано снегом. К счастью, ехать обратно по кирпичу не пришлось -  довольно быстро мы нашли какую-то тропинку, выведшую нас на асфальт, а через 10 минут уже были на повороте к станции Коли, где желающие поехали к магазину.

"Деревянные рельсы" у поселка Коли

Недалеко  от перекрестка обнаружился бывший переезд через узкоколейку. Как и многие другие, эта лесовозная дорога уже давно не работает, на самом переезде рельсы закатаны в асфальт, однако в сторону поселка еще сохранилась ржавая и кривая колея. В сторону леса рельсы все еще лежат, только на первом десятке метров они заменены на… деревянные бревна, по которым было явно видно, что по ним неоднократно ездили мотодрезины.  Про подобное я неоднократно читал на сайте Дмитрия Зиновьева и в журнале “Семафор”, однако воочию увидеть “деревянную железную дорогу” было очень интересно и необычно.  

Тепловозы в Коли. Вроде бы еще живые, но ездить им уже некуда.

Заинтересовавшись находкой, мы в Кириллом, пока народ затаривался в магазине, прогулялись вдоль полотна в лес, но ничего стоящего не нашли – через пару сотен метров рельсы уходили под снег и терялись среди лесной глуши. Зато в самом поселке Коли обнаружились довольно интересного вида сооружения, предназначенные для разгрузки леса с узкоколейных платформ, еще живой путь, стоящие на приколе вагоны и пара ржавых локомотивов. Как и везде в подобных местах, тут царит разруха и запустение и, наверное, недалек тот час, когда и от этой УЖД останутся лишь воспоминания, зарастающая просека в лесу да обозначение на картах, которые почему-то всегда сильно отстают от жизни.

Из-за некоторой неорганизованности в этом пристанционном поселке нам пришлось провести почти час – народ разъехался кто куда, а с магазином возникли какие-то проблемы, так что желающим купить воды пришлось ждать почти полчаса. Поэтому выбрались на трассу мы лишь в начале третьего и без задержек поехали на восток в сторону Сомино – единственного большого села на сотню километров вперед, где, как казалось, должно было быть кафе для дальнобойщиков.

Практически сразу дорога стала поворачивать на юг, что не лучшим образом сказалось на скорости – ветер становился все более встречным, сильно тормозя движение и неприятно свистя в ушах. Особенно хорошо это стало чувствоваться, когда мы выбрались из леса и покатили по краю большого поля вдоль деревень с интересными названиями Косые Харчевни и Заголодно. И если до этого компьютер стабильно показывал 20-22 км в час, то теперь с трудом удавалось держать даже 18. К счастью все это было недолго – вскоре слева вновь потянулся спасительный лес, хорошо защищающий от ветра, и спокойная езда продолжилась.

Долгожданное Сомино было уже недалеко, а километров за 10 до него надоевшие однообразные болота с голыми деревьями сменились приятным хвойным лесом, из которого веяло холодом еще не успевших растаять снегов. Сделав очередную "подтяжную” остановку на берегу безымянного, но очень красивого лесного озера, примыкающего к дороге, к 15:00 мы уже спускались к мосту через Соминку, сразу за которым обнаружилось кафе – как выяснилось, расчет был верен. В отличие от того места, где мы обедали в первый день, здешнее кафе оказалось гораздо хуже – меню не радовало разнообразием, а цены были намного выше, чем в Тихвине. Однако выбора у нас не было - ведь даже плохой общепит лучше холодного  обеда, и только Костя с Антоном, как истинные туристы, решили поехать в ближайший магазин и пообедать хлебом и кефиром.

Все было замечательно, только вот Владимир Иванович, Максим и Настя почему-то сильно отстали и все никак не показывались на горизонте, что вскоре начало сильно волновать. Выяснилась причина задержки лишь через полчаса - когда часть группы уже вовсю обедала, наконец подъехал Владимир Иванович с перевязанной рукой, а следом за ним Максим с Настей, у которых очень кстати оказалась аптечка. Как оказалось, незадолго до Сомино произошло небольшое ЧП - он не удержался на спуске и, пытаясь заехать с обочины на асфальт, упал, ударившись рукой и погнув тормозные ручки. К счастью, все ограничилось лишь ушибом и ссадинами, а с вывернутым рулем и тормозами удалось справиться за пару минут.

Работницы кафе, которым мы своим неожиданным приездом явно прервали отдых на крыльце, не торопились нас обслужить, по  полчаса принося вначале суп, а потом второе с чаем. В результате обед занял больше часа, а тронулись в путь мы лишь в начале шестого, и, заехав на окраине Сомино в сельский магазин, всор вновь покатили по гладкому асфальту трассы А-114 навстречу уже недалекой Вологодчине.

Мы на трассе. Пока едется очень неплохо.

Последние 16 км по Ленинградской области, стали, пожалуй, лучшим участком на всей трассе от Новой Ладоги до Устюжны по всем параметрам. От самого Сомино начались прекрасные сосновые боры, полотно расширилось, а трафик резко упал, что позволяло подолгу ехать в несколько рядов и беседовать. И хотя места тут совершенно ненаселенные – ни на шоссе, ни на десятки километров в сторону никаких деревень тут нет, тем не менее периодически в лес уходили манящие песчаные дорожки. Придорожный пейзаж был очень красив и сильно напоминал Мещеру – примерно так же выглядит дорога Рязань-Владимир где-нибудь у Криуши или Солотчи. Даже ветер, сильно мешавший нам днем, и то стих, катилось на редкость легко, поэтому решили ехать без остановки до самой областной границе, так как совершенно не хотелось прерывать удовольствие.

Покидаем Ленинградскую область...
И въезжаем на родину деда Мороза...

Не прошло и 45 минут, как за очередным поворотом дороги посреди леса показались монументальные указатели, извещающие о том, что мы покинули Ленинградскую область и въехали в Вологодскую. Тут же обнаружилась реклама Великого Устюга, до которого отсюда целых 773 кмвсе же до чего велика Вологодская область!

И тут нас ждал неприятный сюрприз - вместе с Ленинградской областью закончился и хороший асфальт, и теперь трасса представляла собой бетонку со старым облезлым покрытием и глубокими выбоинами почти на каждом стыке плит. Ехать стало неприятно и очень тряско, периодически приходилось сбрасывать темп, жалея свои несчастные обода. И хотя пейзаж по прежнему радовал глаз, смотреть по сторонам было, как раньше, уже не получалось – нужно было непрерывно “мониторить” край дороги, стараясь заранее уклоняться от ям, чтобы не заставлять едущих сзади собирать все колдобины.

Железная дорога Кабожа - Подборовье. Уникальная глухая однопутка среди лесов, на которой на 100 км лишь 2 станции, и до сих пор действуют семафоры.
Приехали...

Поначалу казалось, что это ненадолго, однако ни через километр, ни через 5 никакого улучшения не последовало, и, сказав немало нехороших слов в адрес тех, кто содержит эту дорогу и слегка вымотавшись, около шести вечера мы добрались до поворота на Оксюково, а оттуда – до моста через железную дорогу перед Сазоново. Ждать едущего неспешным темпом Владимира Ивановича пришлось довольно долго, и пока стояли, с большим удовольствием разглядывали великолепный пейзаж, открывающийся с путепровода вдоль этой глухой однопутной линии, идущей среди сосновых боров. И хотя время было еще раннее (18:30), и изначально на сегодня мы планировали проехать Сазоново, почти сразу было решено вставать где-нибудь неподалеку, так как проезжать столь приятные места было просто грех. Тем более, что очень хотелось посетить станцию в ����азоново, где по сведениям с “Паровоза ИС” до сих пор действует архаичная семафорная сигнализация, а сегодня мы сделать это явно не успевали.

Судя по карте, рядом протекала речка Ильмень, к которой прямо от моста вела асфальтовая дорога, поэтому как только все были в сборе, без задержек поехали туда и очень скоро уже разбивали палатки посреди чистого и сухого леса, где, в отличие от предыдущих стоянок, было очень просторно и уютно.

Пожалуй, это было лучшим местом ночевки за весь поход.  Никаких проблем ни с костром, ни с водой не возникло, и, с удовольствием поужинав и выпив крепкого чая, мы, как обычно, до полуночи сидели у постепенно затухающего костра, беседую на разные темы, в основном связанные с железной дорогой. Основным рассказчиком был Кирилл - знаток всего, что связано с железнодорожной стариной, воочию увидеть которую нам предстояло завтра утром на станции Огарево, про которую в форуме “1520 мм” я как-то читал, что это “настоящая станция первой половины 20 века”.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz