День четвертый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День четвертый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса, Максима Валянского и Сергея Семакина

р. Ильмень - Сазоново - Черенское - Долоцкое - Мочало -Устюжна, 90 км

Лес в месте нашей ночевки.

Карту пути можно посмотреть тут

Ночевать в сухом сосновом лесу было одно удовольствие, и хотя накануне мы засиделись у костра за полночь, тем не менее встали в начале девятого - не позднее обычного, а к 11 утра все уже было готово к продолжению пути. Погода снова радовала нас солнечным днем, дул легкий южный ветер, несший тепло и одновременно обещавший хороший “мордник”, ибо первую половину дня сегодня нам предстояло двигаться на юго-восток.

Шлагбаумы с ручным приводом. Обратите внимание на лебедку! Настоящий семафор у станции Огарево
   
Тот же семафор вблизи.

Железнодорожная старина, о которой мы так долго вчера говорили, началась раньше, чем ожидали – у переезда на окраине Сазоново обнаружились весьма необычные шлагбаумы с ручным приводом. Такого мне видеть еще не приходилось - открываются-закрываются они с помощью весьма древне выглядящей ручной лебедки, расположенной неподалеку, от которой через замысловатую систему шкивов тянутся стальные тросы. Наверное, лет 50 назад подобные механизмы были распространены повсеместно, однако сейчас они выглядят исторической диковинкой, непонятным образом дошедшей до наших дней. Пока стояли и разглядывали это чудо техники, на станции начал совершать какие-то маневры маленький тепловозик, и дежурная закрыла шлагбаум, показав всю эту систему в действии. Удивительно, но когда тепловоз проехал и шлагбаумы оставались закрытыми еще минут 20, это не вызвало никакой реакции со стороны водителей машин, которых за это время скопилось по нескольку с каждой стороны. Никто не стремился проехать поскорее и даже не гудел – все спокойно стояли, дожидаясь, пока дежурная опомнится и откроет переезд до чего же нетороплива тут жизнь.

Недалеко от переезда обнаружился еще один объект из области железнодорожной старины – настоящий действующий семафор (!), какие применялись до внедрения светофорной сигнализации. Как и шлагбаумы, он приводится в действие вручную с помощью такого же троса, протянутого над землей на специальных кронштейнах. Единственное, что изменилось со стародавних времен – это фонари на мачте. По словам Кирилла, когда-то они были керосиновыми, и, чтобы облегчить обслуживание, в конструкции мачты имелись соответствующие устройства для поднимания-опускания, а сейчас они заменены на более современные электрические. Несмотря на почтенный возраст, все эти старинные механические устройства находятся в приличном состоянии – чувствуется, что за ними регулярно ухаживают и смазывают… В целом, все это, несмотря на явную архаичность, не производит впечатления запущенности и убогости - скорее, это  настоящий заповедник железнодорожной старины,  где время будто остановилось полвека назад...

Жезловые аппараты в диспетчерской на ст. Огарево

Сделав немало снимков этих исторических реликвий, мы двинулись в сторону станции Огарево, где Кирилл договорился с дежурным диспетчером, который впустил нас в служебное помещение и немного рассказал о местной жизни. Как выяснилось, движение тут очень небольшое - лишь один ежедневный поезд сообщением Кабожа – Подборовье, да иногда еще пара грузовых составов. Перспективы этой ветки неясные - все станции, за исключением Огарево и соседней Чагоды, давно закрыты, и ныне на стокилометровой линии лишь 3 перегона, причем один короткий (11 км), а два других (Кабожа-Огарево и Чагода-Подборовье) длиной почти по 50 км (!). Управление движением осуществляется по старинной электрожезловой системе, и до сих пор музейного вида жезловые аппараты выпуска 50-х годов с гербом СССР служат тут верой и правдой.

река Песь у поселка Сазоново

Не знаю как на других, но на меня это знакомство с этим своеобразным заповедником железнодорожной старины произвело очень большое впечатление. Такое мало где еще можно увидеть (те же семафоры в России сохранились лишь на нескольких линиях), а всякая техника лично меня всегда интересовала гораздо больше, чем церкви и монастыри, которые за редкими исключениями очень похожи друг на друга. Поблагодарив дежурного и немного побеседовав с ним о нашем путешествии, к началу первого мы двинулись в сторону моста через Песь, сразу за которым обнаружился неплохой магазин, где были основательно пополнены запасы продуктов перед дальней дорогой.

Тихая асфальтовая дорожка вывела нас на знакомое шоссе, и тут снова началась нескончаемая тряска на стыках бетонных плит и борьба с довольно сильным ветром. И если второе не особо сильно досаждало, просто несколько снижая скорость, то вот первое сильно действовало на нервы и совершенно не давало расслабиться. Приходилось все время смотреть под переднее колесо, объезжать наиболее выдающиеся ямы – в общем, все было в точности как вчера вечером, и ничто не предвещало перемен к лучшему.

За Сазоново трасса А-114 стала совсем глухой – исчезли придорожные кафе и населенные пункты, и лишь грязные грунтовки, периодически уходящие в лес да виднеющиеся иногда некрашеные избы по сторонам от дороги говорили о том, что и здесь, среди бескрайней тайги и болот, живут люди. Как всегда, группа стала растягиваться – вскоре быстро уехали вперед и скрылись вдали Антон, Сергей и Костя, остальные ехали более-менее вместе, за исключением Владимира Ивановича, который сразу довольно сильно стал отставать. Несмотря на встречный ветер и разбитый асфальт, в целом ехали весьма шустро, раз в 10-12 км делая остановки для сбора группы и небольшого отдыха, который после очередного получаса непрерывной тряски был крайне приятен.

В отличие от качества дороги, погода продолжала радовать нас теплом и солнцем. И если в первые дни в лесах еще было достаточно снега, то теперь остатки сугробов встречались лишь в особо тенистых местах, а на деревьях уже стали заметны едва начавшие распускаться листья. Оставляя позади километр за километром, мы равномерно ехали на восток, периодически меняясь местами и обгоняя друг друга, а к началу четвертого уже были на мосту через Кабожу в 35 км Сазоново, у которого на травянистом берегу был устроен обед.

Обед - это всегда хорошо!

Как всегда, костер жечь не стали, решив ограничиться холодным перекусом, благо колбасы, хлеба и кефира было достаточно. По моему, подобные плотные перекусы в качестве “обедов” - это весьма правильная тактика в многдневном походе, так как готовка отнимает много времени и сил, да вдобавок требует наличия воды и дров, что не всегда получается. Как показывает опыт, с костром редко когда удается уложиться в полтора часа, причем первый час обычно уходит только на готовку, а без костра весь обед и отдых занимает не более часа, в течение которого ни о чем заботиться не нужно. А так как сегодня спешить нам было некуда – по плану ночевка ожидалась в гостинице Устюжны, до которой мы явно успевали добраться засветло, то можно было себе позволить спокойно отдохнуть на берегу тихой и полноводной Кабожи, что мы сделали, выбравшись на трассу только в 16:30.

И вновь началась нескончаемые колдобины и стыки плит, из которых местами торчит арматура. Дорога, плавно поворачивая раз в несколько километров, стрелой уходила в лесные дали, иногда сменяющиеся болотами, однако любоваться всем этим не получалось - нужно было смотреть под колеса. Несколько раз попадались небольшие отремонтированные участки, где можно было расслабиться, однако каждый раз они очень быстро заканчивались, уступая место все той же разбитой бетонке.

Как ни странно, трафик на этом глухом участке был ненамного меньше, чем в районе Волхова. Почти ежеминутно мимо нас с треском проезжали дальнобойщики, очень много было легковых машин, водители которых неслись трассе с бешеной скоростью, совершенно не жалея подвеску - наверное им, как и нам, поскорее хотелось доехать до нормального асфальта. Как всегда, наши “быстроходы” во главе с Антоном и Сергеем уехали вперед, а мы, остановившись по пути пару раз, чтобы подождать Владимира Ивановича и дать ему передохнуть, встретили их лишь к началу седьмого на асфальтовой площадке для стоянки машин где-то за поворотом на Долоцкое. И хотя казалось, что ехать по этой надоевшей тряской трассе еще далеко, достав карту, я с удивлением обнаружил, что мы почти у цели – до поворота на Устюжну у села Мочалы осталось всего 7 км.

После поворота на Устюжну. Тут еще можно ехать.
А тут уже нельзя...

Не прошло и получаса, как мы были у долгожданного указателя. Как ни странно, никаких упоминаний об Устюжне на нем не было, да и сама дорога представляла из себя довольно грязный грейдер, совершенно не похожий на путь к райцентру. Однако вскоре наши сомнения развеял местный житель, поведав, что такой дороги тут лишь 6 км, а дальше начнется асфальт до города.

Вскоре шум трассы остался позади и началась непривычная после стольких асфальтовых километров езда по песчаному грейдеру. Тут не было изматывающей тряски и проносящихся машин, зато попадались участки с глубоким песком, где приходилось спешиваться, и огромные лужи, которые нужно было осторожно объезжать с краю. После банального асфальта было интересно проехать по настоящей деревенской улице, вблизи посмотреть на вросшие в землю некрашеные избы – как и везде в подобных местах, все тут производило впечатление жуткой бедности и заброшенности.

"Автодорога без покрытия" за селом Марфино.

Миновав Мочалы и соседнее с ним Марфино, дорога вошла в лес и тут началось настоящее велотр��фи по покрытой толстым слоем грязи широкой дороге с многочисленными колеями от машин. Стараясь особо не испачкаться, тут подолгу приходилось идти пешко по узкой полоске травы между придорожными кустами и собственно “дорожным полотном”, стараясь поскорее  добраться до нормальной дороги, до которой, если верить словам местного, оставалось не более двух километров.

Как оказалось, тот мужик нас не обманул. Ровно через 6 км от съезда с трассы грейдер, становясь постепенно все более проезжим, вывел нас на роскошную бетонку. Колеса сразу же закрутились быстрее, по сторонам замелькали приятные лесные пейзажи, иногда чередующие с необычными видами на болота, которых полно в окрестностях Устюжны. В одном из таких лесков Костя с Антоном, не желающие ехать в гостиницу, остались ночевать, а мы быстро помчались дальше и вскоре впереди на высоком берегу Мологи уже показались дома Устюжны, на фоне которых хорошо выделялись несколько церквей.

Единственную в городе гостиницу найти не составило труда, однако там явно не ожидали внезапного приезда 8 человек, и поначалу не очень были этому рады - судя по разговорам дежурной,  даже белья на такое количество народы у них не было. Впрочем, довольно быстро все проблемы были решены, и, заплатив по 200 рублей с человека, мы разместились в двухместных номерах. Увы, но  ни горячей воды, ни душа тут не предусматривалось в принципе,  зато никаких проблем с заносом велосипедов в номера не возникло, и,  переодевшись, мы пошли гулять по вечернему городу, по пути заходя в немногочисленные открытые магазины.

После долгого пути в седле неспешно пройтись пешком по тихим улицам и берегу величественной Мологи было очень приятно – вот оно, еще одно преимущество ночевки в гостинице! Не нужно было ни искать дрова, ни разводить костер – можно было просто расслабиться и ни думать ни о чем. Погуляв по городу и по пути купив все для ужина, мы вскоре вернулись в гостиницу, поели и довольно быстро разошлись по номерам, чтобы хорошенько выспаться.

В этот день мы проехали около 90 км, и, таким образом, первая часть путешествия, связанная с трассой А-114, была успешно завершена. Впереди нас ждал не менее интересный путь вдоль Рыбинского водохранилища и Волги, и очень хотелось, чтобы все было так же гладко, как и до этого.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz