День пятый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День пятый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса, Максима Валянского и Сергея Семакина

Устюжна - Кононово - Славынево - Весьегонск - р. Кесьма, 69 км

 Карту пути можно посмотреть тут

Богородице-Рождественский собор (в нем сейчас музей)
Церковь в южной части города
Необычный деревянный дом с колоннами

После нескольких ночевок в палатке спать на кровати с настоящим матрасом под настоящим одеялом, а не в тесном спальнике, было очень приятно – что бы не говорили апологеты "настоящего туризма", гостиницы все же иногда необходимы, даже если погода позволяет все время ночевать на природе. Встав необычно рано и дождавшись открытия кафе, расположенного на первом этаже, мы весьма неплохо и очень дешево позавтракали, а к 10 часам отправились в город на прогулку.

Основанная более 700 лет назад и бывшая во времена Петра I важным центром железоделательной промышленности, в наши дни Устюжна – небольшой и довольно запущенный городок. Улицы, за исключением главных, тут представляют собой обыкновенные грунтовки, дома в основном деревянные, среди которых попадаются весьма необычные, например как этот на фото справа. В целом, этот город немного напоминает Тотьму, в которой мы были 2 года назад – примерно такие же симпатичные деревянные мостики через ручьи, чем-то похожие храмы и общая атмосфера глухого российского захолустья.

Сделав небольшой круг по центральной части и неспешно обойдя все интересное, к половине одиннадцатого часам мы вернулись к гостинице, где встретили приехавших с привала Костю с Антоном и все вместе отправились в местный музей, расположенный в одном из городских соборов. Экспозиция оказалась довольно обширной, и, как всегда в таких музеях, тут было всего понемногу - от всяких археологических находок, относящихся глубокому средневековью до  предметов быта не таких уж далеких времен. И хотя нечто подобное мы уже видели во многих музеях, походить по тихим уютным залам, поглядеть на старые карты и материальные свидетельства ушедших эпох было довольно интересно.

К 12 часам настала пора сдавать номера, и, пока мы выносили вещи и велосипеды на улицу, я, вспомнив рассказ Толи Ветролета о путешествии эти места прошлой зимой, спросил у горничной, не помнят ли они московского велосипедиста, прикатившего в эти края в лютый мороз под Новый год. Как оказалось – помнят, причем очень хорошо  - она долго рассказывала подробности того необычного визита и интересовалась, чем кончилась та авантюра, подивившись, как это можно на велосипеде в сильнейший мороз доехать до Череповца по пустынной дороге. Из ее слов следовало, что Толик своим нежданным визитом так удивил всех, что со временем сделался чем-то вроде местной легенды…

Казанская церковь на окраине Устюжны

Закончив сборы в дорогу, мы на прощанье немного прогулялись по городу, и неспеша двинулись в сторону Весьегонска. Незадолго до выезда нам встретилась очень красивая Казанская церковь с синими куполами и стоящей рядом колокольней. Тут же неподалеку обнаружилась настоящая “зона”, на заборе которой имелись различные грозные надписи о том, какие широкие права по досмотру подозрительных лиц и машин имеет здешняя охрана.

До свидания, Устюжна!
 
Небольшая остановка у деревни Жуково. Хорошо...

К счастью, на нас никто внимания не обратил, и к половине второго мы окончательно попрощались с гостеприимной Устюжной и двинулись в дальний путь. Город быстро остался позади, и, сфотографировавшись на фоне монументального выездного указателя, мы шустро покатили по приятной асфальтовой дороге среди полей, где, в отличие от вчерашнего, почти не было ни машин, ни колдобин.

Ехать тут было одно удовольствие. Под колесами мерно шуршал гладкий асфальт, незаметно один за другим позади оставались километры и деревни, тихая дорога все несла нас сквозь поля и подернутые легкой зеленью перелески. Было отчетливо видно, что весна пришла и в эти северные края – в отличие от первых дней, тут уже не встречались остатки снега, кругом было по-летнему сухо и приятно.

Пролетев с ветерком около 10 км, первую остановку для сбора устроили на пригорке неподалеку от деревни Жуково и после короткого отдыха поехали дальше, надеясь вскоре догнать наших любителей быстрой езды. И хотя еще задолго до поездки в одном из отчетов я читал, что на границе областей тут есть участок грейдера, асфальт, несмотря на приближение к этой самой границе все не кончался, что не могло не радовать.

На перегоне Весьегонск-Устюжна. Пока едем по асфальту...
А тут уже быстро не поедешь (грейдер за Славынево)
Вечер пятого дня похода. После довольно непростого пути мы достигли Весьегонска.

Однако сведения о грейдере оказались верными. В Славынево, растянувшемся на несколько километров, на асфальте вначале начал появляться характерный песок, какой бывает, когда дорога вскоре переходит в щебенку. Его становилось все больше и больше, а в точности там, где начинается Тверская область, начался и грейдер, как всегда почему-то очень широкий и с неизменной ”стиральной доской”. Легкая беззаботная езда закончилась - скорость тут же упала до неприличных 16-17 км/час, вдобавок появились недлинные, но весьма крутые подъемы, на которых приходилось часто пользоваться низшими передачами. Но все это несколько компенсировалось красотой проезжаемых мест - на протяжении нескольких километров дорога шла по возвышенности, с которой открывались великолепные виды на долину Званы и бескрайние леса за ней, сизой дымкой уходящие за горизонт.

И хотя к этому моменту от Устюжны мы отъехали всего-то около 30 км, по хорошему нужно было вскоре устроить обед, так грейдер сильно выматывал и нужно было пополнить силы. Однако пришлось прокрутить еще почти десяток пыльных и тряских километров, прежде чем мы встретились с авангардом группы во главе с Антоном, очень удачно выбравшим место у берега Медведки, где было сухо и можно было спрятаться в тени от немилосердно палящего солнца. Как только приехали, сразу достали традиционную колбасу, персиковый компот и все остальное, что везли от самой Устюжны, и начался заслуженный обед, после которого некоторые из нас даже слегка вдремнули на ковриках.

Однако на это раз особо расслабляться возможности не было, так как никто не знал, когда кончится грейдер, а за оставшееся время нам нужно было еще успеть заехать в Весьегонск, где очень хотелось посмотреть на водохранилище. Поэтому, немного отдохнув, выехали в начале шестого, сразу взяв довольно шустрый темп.

Со свежими силами ухалось намного легче, чем до обеда, тем более, что после привала местность стала совершенно плоской. Несмотря на грейдер, спидометр стабильно показывал 19-20 км/час, а через 7 км у поворота на Никульское, начался долгожданный асфальт. И хотя был далеко не лучшего качества, прямая и совершено пустая дорога так и манила вдаль и, хорошо ускорившись, мы без остановок проскочили оставшиеся километры до въездного указателя Весьегонска, стоящего почему-то посреди леса. Вскоре за ним начался и сам город – такой же деревянный и одноэтажный, как и Устюжна. Только в отличие от последней, тут не было ни старинный строений, ни церквей, что не удивительно - ведь территория старого Весьегонска была затоплена при строительстве Рыбинского водохранилища, а то, что есть сейчас это по сути заново построенный в послевоенные годы город.

Разлив Мологи у Весьегонска. Когда-то на месте этой воды стоял город.

Первым делом, не теряя времени, поехали в сторону водохранилища, чтобы полюбоваться видами разлившейся Мологи, а затем, вдоволь насмотревшись на водные просторы, двинулись по жутко разбитой центральной улице в магазин, чтобы купить продуктов на сегодняшний ужин и завтрашний завтрак.

Воспользовавшись остановкой, достали карту и стали прикидывать перспективы сегодняшней ночевки, которые были следующими – либо ехать по основной дороге (Р-84) до р. Кесьма, либо же по местному грейдеру через Крешнево до той же Кесьмы или немного дальше. Лично мне больше нравился первый вариант как более надежный, однако Костя – любитель приключений, был не против пробраться через Крешнево, тем более, что по карте дорога туда имела продолжение до Суково и позволяла срезать довольно большой крюк.

Все это было заманчиво, только вот на карте дорога после Крешнево, петляющая среди болот на протяжении более 10 км, выглядела слишком подозрительно, поэтому для надежности решили спросить местного мотоциклиста, есть ли она на самом деле. Он подтвердил наши догадки, что так проехать нельзя – по его словам, проезжая дорога есть лишь до Крешнево, а далее уже лет 20 никто не ездит и все давно завалено и заброшено.

Таким образом, этот вариант отпадал, и, как только было куплено все необходимое, мы выбрались на центральную улицу и поехали на юг. За городской чертой жутко разбитый асфальт с многочисленными ямами сменился на недавно положенный, и, обрадовавшись столь приятному сюрпризу, мы помчались по пустынному шоссе, идущему по высокой насыпи, с обеих сторон которой непрерывно тянулись залитые водой кюветы. И хотя ехать было очень легко и приятно, это обилие воды вокруг совершенно не радовало – похоже, вновь выполнялось наше дурацкое “правило”, что в предполагаемом месте ночевки обязательно оказываются болота.

Однако в итоге все оказалось очень неплохо. Когда позади осталось 5 км, и дорога, плавно поворачивая, стала приближаться к Кесьме, местность стала сухой, появились сосновые леса. Вскоре обнаружилась уходящая в нужном направлении колея, свернув на которую, мы тут же попали на большую превосходную поляну на высоком берегу, где было все необходимое для комфортной ночевки - и река по боком, и ровная площадка, и сухие сосновые дрова - все же нечасто, но иногда и нам везет...

Эта стоянка запомнилась мне небольшим приключением. Пойдя к реке с канами, я, спускаясь в высокого берега, не удержался и, проскользив по глине на спине метра 2, каким-то чудом остановился перед самой водой, зацепившись руками за тонкие ветки деревьев. Самое удивительное, что при этом каны остались у меня в руках, а не упали в воду. Бывший неподалеку Костя быстро помог мне вылезти, и в результате все обошлось без потерь, не считая слегка ушибленной ноги и испачканных штанов, которые тут же пришлось переодеть.

Плотно поужинав, мы, как водится, еще долго сидели у затухающего костра в свете светодиодных фонарей, а к 11 вечера разошлись по палаткам. За этот день было пройдено всего 69 км – очень немного по нашим меркам, но так и было запланировано. И хотя казалось, что еще вчера мы были у Ладоги, с тех пор уже прошло 5 дней, за которые мы проехали более 400 км пути, и, как это было ни печально,  первая половина похода как по времени, так и по расстоянию, уже осталась позади. Но и впереди нас ждало еще немало новых дорог и интересных мест – ведь наше замечательное путешествие продолжалось!



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz