День восьмой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День восьмой


В тексте использованы фотографии Максима Валянского, Владимира Катаржиса и Николая Черкасова

Солигалич - Куземино - Трофимово - р. Толшма, 29 км

Карту пути можно посмотреть тут

Гостиница г. Солигалич. Деревянная, как большинтсво строений в городе.

И если до этого мы ехали в основном по очевидным дорогам, то сегодня наступал "час икс" - нам предстояло углубиться в лесные дебри на границе Костромской и Вологодской областей, успех прохождения которых не мог гарантировать никто. Впереди нас ждало много интересного, в том числе овеянная легендами Монзенская железная дорога, а также традиционное бездорожье, коим славятся приграничные районы.

Примерно с такими мыслями я проснулся рано утром в солигаличской гостинице, и, глядя на запотевшие окна, еще раз убедился в правильности нашего решения заночевать под крышей. Судя по звукам, раздававшимся снаружи, там опять шел сильный дождь, и, слушая, как с крыши гостиницы течет вода, меньше всего хотелось сейчас очутиться в палатке посреди промокшего леса. Впрочем, ближе к 8 утра ливень стих, и, неохотно встав и позавтракав прямо в номере, мы отправились на прогулку по городу, рассчитывая к 12 часам вернутся обратно, сдать номера и отправиться в дальнейший путь.

Как оказалось, наш визит сюда совпал с днем города, поэтому на центральной площади царила веселая и праздничная атмосфера – торговцы раскладывали товар на уличных прилавках, постепенно собирался народ, играла музыка. Немного походив по тихим городским улочкам, мы всей отправились в краеведческий музей, расположенный в красивом старинном особняке. И хотя экспозиция там довольно стандартная – старые фотографии, предметы быта разных времен, документы, газетные вырезки – в общем все то, что приходилось видеть уже не раз, тем не менее кое-что оказалось довольно интересным. Прежде всего, запомнились макеты старинных солеварен, которые составляли основу здешней промышленности пару веков назад (собственно поэтому город и называется Солигалич), а также, как это ни странно, выставка детского творчества, ��риуроченная ко дню города.

Как местным детям видится будущее... (кликните, что увеличить)

Среди многих рисунков особенно выделялись фантазии на тему будущего родного края, которое многим юным жителям представлялось весьма невесело. “Мы не сеем и не пашем, потому что не на чем” – увы, но похоже, что в подобных наивных детских стихах есть немалая доля горькой правды, в чем мы убедились вчера, глядя на многочисленные брошенные поля, тянущиеся вдоль дороги.

За осмотром музея и последующей фотосессией время прошло незаметно, и, вернувшись в гостиницу к началу двенадцатого, мы быстро собрали вещи и вскоре были готовы к отъезду. Задерживаться нам было ни к чему, ибо по плану впереди нас ждал долгий и непростой путь, однако выехать в полдень, как хотелось, не получилось. Вначале пришлось более получаса ждать ушедшую на праздник администраторшу, чтобы сдать ключи и отпереть комнату с велосипедами, а потом еще столько же заняли традиционные закупки еды, так что сесть в седла удалось лишь к началу второго.

Благодаря наводке местных выезд в сторону Куземино найти не составило труда, и вскоре шумный праздничный Солигалич скрылся за очередным поворотом и вновь начались бескрайние лесные просторы. И хотя ожидал, что на этой дороге местного значения тут будет гравий, тем не менее поначалу под колеса ложился первоклассный асфальт, плавно петляющий посреди подступающих к насыпи лесов и многочисленных вырубок. Ехать тут было на редкость приятно, а километровые столбики, уверенно считающие расстояние до некой точки в 30 с небольшим километрах от Солигалича, внушали оптимизм и надежду, что, по крайней мере до Гремячего у нас проблем не будет.

Где-то на подъезде к Куземино. Пока дорога радует...

Однако вскоре приближение к областной границе начало давать о себе знать. Не успел спидометр отсчитать первый десяток километров, как асфальт прямо посреди леса внезапно сменился узким грейдером, какой обычно встречается на тупиковых дорогах к отдаленным деревням. Впрочем, и это было очень неплохо – благодаря теплой погоде и солнцу песок тут успел основательно просохнуть, что позволяло без труда держать вполне приличную скорость, успевая при этом смотреть по сторонам и наслаждаться царящей вокруг тишиной.

По мере удаления от Солигалича грейдер постепенно сужался, а когда позади остался поворот на Зашугонье, среди песка стали попадаться довольно большие участки вязкой глины, которые приходилось осторожно объезжать с краю. Вдобавок ближе к Симоново начался довольно плавный, но хорошо ощутимый непрерывный подъем – похоже, что в этих местах проходит какой-то водораздел. Однако после отдыха в гостинице нашей слаженной группе все это не представляло трудностей, и, казалось, что через час или максимум два мы уже будем в Гремячем, до которого оставалось уже менее 15 км.

Начало "перелаза". Все-таки, глина - ужасная штука.
Если верить карте, тут "автодорога без покрытия". И так - 12 км!
Один из немногих более-менее проезжих участков (около Трофимово)

Однако этим планам не суждено было сбыться. В Куземино, куда мы заехали ради магазина, местные однозначно заявили, что дальше мы не проедем – мол, дорогу развезло дождем и глины там по колено. Поначалу эту информацию мы сочли за преувеличение – издалека дорога на север выглядела совершенно нормально и мало чем отличалась от того грейдера, по которому мы сюда прибыли. Но как только последние дома села остались позади, стало ясно, что это впечатление обманчиво, и ехать тут действительно нельзя - через пару десятков метров наши велосипеды, намотав на колеса по нескольку килограммов липкой глины встали, как вкопанные.

Такое развитие событий произвело на всех эффект легкого шокаконечно, мы были морально готовы, что дорога окажется непростой, но подобного не ожидал никто, и поначалу началась легкая паника, граничащая c отчаянием. Увы, но иного выхода, как идти вперед, у нас не было – дорога здесь одна и возвращение назад означало полный отказ от маршрута, чего даже в мыслях нельзя было допускать, тем более, что в запасе у нас был целый день, поэтому даже в худшем варианте мы никуда не опаздывали. И хотя перспектива тащить велосипеды 12 км по грязи, а потом еще 15 км по шпалам не особо радовало, тем не менее, немного постояв и проникнувшись ситуацией, мы двинулись вперед, стараясь где можно использовать обочину из травы.

Все, что осталось от деревни Погребное. Грустное и печальное зрелище
Очередная остановка для отдыха.

Поначалу это было очень тяжело – раз в 50-100 метров приходилось останавливаться, чтобы перевести дух, а также попытаться вычистить набившуюся грязь. Однако все было тщетно – едва успевали колеса сделать несколько оборотов, как все повторялось сначала, и приходилось вновь, упершись руками в руль и скользя ногами по глине, с трудом продвигать вперед наши тяжелые велосипеды, ставшие в одночасье обузой.

Теперь счет пошел не на километры, а на сотни метров, каждая из которых давалась с большим усилием, и, хоть немного, но приближала нас к цели. Группа постепенно растягивалась вдоль дороги, и вскоре мы с Женей, оказавшиеся позади всех, решили остановиться и снять крылья. С моим велосипедом это было нелегко –чтобы снять заднее крыло, пришлось вынимать колесо, а потом откручивать гайки, забитые грязью. И хотя это заняло чуть ли не полчаса и к концу операции на руках не осталось чистого места, тем не менее результат почувствовался сразу – колеса теперь клинило гораздо меньше и передвигаться стало существенно проще.

Догоняя ушедшую вперед группу, мы менее чем за час одолели пару километров и уже к 15:30 приблизились к тому месту, где некогда была деревня Погребное. Сейчас от нее почти ничего не осталось – лишь пара разрушенных изб, стоящих на пригорке, напоминает о том, что тут некогда жили люди. Не сильно радостней картина оказалась и в соседнем Трофимово, обозначенном на карте как довольно крупное село – из всех дворов осталось лишь несколько, где еще теплится жизнь.

И хотя в какой-то момент времени дорога постепенно стала улучшаться и кое-где некоторые из нас умудрялись даже ехать, тем не менее очень скоро стало ясно, что ничего хорошего впереди нам не светит. За Трофимово вновь началась глина, по которой, выбиваясь из сил, мы все тащили наши транспортные средства вперед со средней скоростью 1-2 км/час, как вдруг нас обогнали… двое мальчишек на старых “Камах”, ехавших по непролазной грязи, будто по асфальту. Причина столь феноменальной проходимости так и осталась загадкой, и ничего не оставалось, как, проводив их завидующим взглядом и передохнуть, двигаться дальше, не теряя надежды, что издевательство скоро закончится.

Затяжной спуск в долину Толшмы. Увы, даже уклон тут совершенно не помогает движению

Однако ни через километр, ни через два ничего не изменилось, и даже стало хуже – дорога постепенно подсыхала на солнце и глина становилась все более твердой, ни сколько не теряя своих липких свойств. Средняя скорость падала на глазах, и теперь уже Гремячий, казавшийся столь близким еще несколько часов назад, стал почти недосягаемой целью, куда по расчетам мы успевали лишь к позднему вечеру. Идти до него без остановок сил уже не было, поэтому когда позади осталось уже две трети пути и дорога привела к мосту через Толшму, был устроен небольшой привал, в итоге растянувшийся на добрый час. Вначале мы долго ждали отс����аших Володю и Женю, потом желающие мыли свои велосипеды в речке и, глядя на все это, а также прикидывая по карте ближайшие перспективы, я все больше приходил к мысли, что будет лучше, если здесь мы и заночуем.

Конечно, пройденный километраж не впечатлял – всего 30 км, да время было еще раннее, однако дальше до Гремячего источников воды не предвиделось, а попадать в этот лесной поселок поздним вечером и светиться перед тамошним населением совершенно не хотелось. Вскоре обнаружился еще один веская причина встать именно тут – выяснилось, что Женя где-то после Куземино потерял фотоаппарат, и теперь был полон решимости идти на его поиски. Обнаруженный неподалеку от дороги чистый родник только укрепил уверенность в правильности действий, и, вскоре, расставив палатки у края поля, мы приступили к приготовлению ужина.

Какой же ужин без любимой тушенки?

Как оказалось, встали мы крайне удачно и вовремя. Едва успела свариться каша, как начался дождь, заставивший всех залезть в палатки и не выходить из них почти до самой темноты. Не прошло и двух часов, как в лагерь вернулся Женя, насквозь промокший, но с фотоаппаратом в руке – как оказалось, дойдя почти до Куземино, он обнаружил пропажу там, где мы с ним снимали крылья.

Таким образом, очередной день, ставший “экватором” путешествия и одновременно его логической кульминацией, подошел к концу. И хотя впечатления от сегодняшней дороги трудно было назвать удовольствием, и в итоге мы пошли всего половину запланированного расстояния, основные трудности были, похоже, позади. Однако назавтра нам предстояло также немало приключений, поэтому, чтобы быть готовыми к ним и выспаться, ближе к 11 вечера мы все разошлись по палаткам и вскоре уснули под заунывный шум неутихающего моросящего дождя.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz