День шестой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День шестой


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

р. Осницкая - Черный Дор - Сорога - Нилова пустынь (радиалка) - Осташков, 62 км

Карту пути можно посмотреть тут

За ночь мимо нашего лагеря не прошло ни единого поезда, и, хорошо выспавшись, ближе к 9 утра мы стали вылезать из палаток,  готовить еду и неспешно собираться в дорогу. И хотя на этот раз мы имели все шансы победить свою привычку к поздним выездам и тронуться в путь до 10 утра, ближе к отъезду выяснилось, что вчерашняя езда вдоль рельсов не прошла даром для велосипеда Антона. На его заднем колесе вылетело несколько спиц, и образовалась угрожающая “восьмерка”, которую нужно было немедленно исправлять. Запасные спицы у нас имелись, только вот открутить кассету никак не получалось – “хлыста” для ее удерживания с собой не было, а без него создать необходимое усилие было проблематично.

Ремонт колеса подручными средствами.

Пришлось проявить смекалку, и, взяв запасную цепь и примотав ее конец к палке, кое-как зафиксировать кассету, после чего гайка поддалась. В результате выезд отложился до 11 часов, и, перетащив тяжелые велосипеды через рельсы, мы продолжили начатую вчера увлекательную езду по тропинке, вьющейся вдоль колеи по насыпи. Как ни странно, но со временем она становилась все более накатанной и гладкой, позволяя без труда держать скорость до 15 км/час, а кое-где – и побольше. Не прошло и получаса, как впереди показался старый полузаброшенный переезд – судя по всему, это была та самая “дорога без покрытия” из Святого в Гринино, обозначенная на всех картах. А так как ее состояние не внушало оптимизма, то и дальше вплоть до станции Черный Дор было решено ехать вдоль рельсов, благо тропинка все продолжалась.

Однако внезапно лесную тишину нарушил звук проезжающей машины. И хотя на карте никакого шоссе здесь не обозначено, мне тут же вспомнился рассказ Андрея Григорьева о путешествии в здешних краях, где упоминается некая дорога, идущая вдоль полотна. Разведка показала, что в 300 метрах отсюда действительно есть отличное шоссе, поэтому дальше мы поехали по нему, существенно быстрее и безо всякой тряски – “перелаз” был полностью завершен, и теперь не оставалось сомнений в том, что асфальт будет до сам Осташкова.

Костя и Антон на трассе.

Вскоре слева показалась водонапорная башня станции Черный Дор – точно такая же, как и в Горовастице, и по предложению Кирилла, большого любителя железнодорожной старины, мы решили заехать к ней. К сожалению, то, что удалось увидеть на этой станции, еще раз указывает на всеобщий упадок этой так называемой Бологое-Полоцкой железной дороги. И хотя в отличие от Горовастицы, превращенной в рядовой остановочный пункт, тут еще лежат несколько боковых путей и не демонтированы стрелки, полное отсутствие наката на них говорит о том, что станция для скрещения поездов не используется и по сути законсервирована. Как и в Горовастице, местный вокзал стоит с заколоченными окнами, кругом чувствуется запустение и покинутость – грустное и печальное зрелище. Получается, что от Фирово до Осташкова (а это почти 60 км) на линии нет ни единого действующего разъезда – не исключено, что это своеобразный рекорд для дорог центральных областей России.

За Черным Дором тихое и приятное шоссе вновь устремилось в леса и пошло на небольшом удалении от железной дороги. Ветер на этот раз дул в спину, катилось легко, и в результате к часу дня мы быстро и без напряга добрались до Сороги – большого села у самого берега Селигера, стоящего на перекрестке дорог. И тут погода, не дающая расслабиться на протяжении всего путешествия, решила сделать нам подарок – небо прояснилось, выглянуло солнце, поэтому Осташковский плес предстал во всем своем великолепии. Не менее приятным фактом было то, что в сторону Ниловой пустыни вместо ожидаемых грунтовок шел великолепный асфальт – все же местность в этих краях сильно отличается от карт, причем в лучшую сторону.

Все это не могло не радовать, и, закупив продуктов на обед в придорожном магазине, мы без задержек покатили на север, предвкушая скорое знакомство с одной из самых известных достопримечательностей Селигерского края. Километры замелькали один за другим, и, миновав Залучье, эта тихая дорога вскоре вышла на самый берег и пошла в паре сотен метров от воды, над которой вдалеке уже виднелась колокольня Ниловой пустыни, сверкающая в лучах солнца. По прямой до нее оставались считанные километры, однако чтобы попасть туда, пришлось крутить педали еще с полчаса – дорога здесь проложена не напрямик, а большой дугой. Впрочем, это было даже хорошо – места в этом заповедном уголке настолько живописные и чистые, что прокатиться среди великолепных лесных озер и боров одно удовольствие.

Наслаждаясь этой необыкновенной красотой, к 15:00 мы уже были в деревне Светлица, где асфальт закончился, и взору предстала панорама уникального монастыря, уединенно стоящего на острове. Спешить сегодня было некуда, поэтому здесь мы провели больше 2-х часов, по очереди сторожа велосипеды и прогуливаясь по обширной монастырской территории.

Судьба этого уникального места многообразна и местами трагична. В сталинское время здесь была тюрьма НКВД, где в числе прочих содержались тысячи польских офицеров, впоследствии расстрелянных в Твери. Сейчас же монастырь, как и многие другие, возвращен Церкви и активно возрождается, обретая прежнюю красоту.

Въезд в Нилову Пустынь   Памятник основателю монастыря.

В целом Нилова Пустынь производит впечатление небольшого и очень гармоничного города, стоящего у воды. И хотя многое здесь еще не восстановлено, тем не менее отреставрированные желто-белые стены, отражающиеся в воде, каменная набережная и высокая колокольня смотрятся потрясающе – даже ради этого сюда стоило ехать. Особенно приятно было подняться на колокольню и посмотреть с 30-метровой высоты на теряющиеся за горизонтом плесы, далекие деревни и бескрайние леса. Солнечная погода порадовала нас отменной видимостью, и, глядя одновременно на карту и вдаль, было очень интересно изучать изрезанные берега Селигера и многочисленные острова, мысленно прослеживая наш путь.

Отреставрированный корпус над водной гладью. Виды с колокольни на окрестности - к сожалению, фотография не может передать всей этой красоты и масштабности.
Общая панорама монастыря

Вдоволь насмотревшись здешних пейзажей и получив массу положительных впечатлений от этого уникального места, к началу шестого мы неспеша тронулись в обратный путь. И вновь вдоль тихой дороги потянулись заповедные боры и чистейшие лесные озера, на одном из которых – Белом – был устроен долгожданный обед, который по времени скорее можно было назвать ужином. А пока сидели и отдыхали, Антон с Костей решили временно отделиться от основной группы и заночевать где-нибудь в лесу. В принципе, так оно изначально и было запланировано, поэтому сразу после обеда они вдвоем поехали куда-то в сторону Кравотыни в поисках хорошего выхода к озеру.

Озеро Белое - тут мы обедали.

Мы же, пожелав им счастливого пути и договорившись о встрече завтра, спокойно покрутили педали в направлении Осташкова, надеясь засветло поселиться в тамошней гостинице и как следует отдохнуть, пользуясь благами цивилизации. Однако без проблем доехать туда не вышло – переменчивая погода, дав небольшую передышку и позволив насладиться красотами Ниловой пустыни погода, вновь напомнила о себе. Внезапно набежали тучи, и за считанные минуты от солнечного дня остались лишь одни воспоминания – видимость резко упала, стало холодно и по туману впереди стало ясно, что нам не избежать промокания.

Видя надвигающийся фронт, мы изо всех сил старались побыстрее доехать до ближайшего укрытия, но дождь застал нас прямо посреди поля в паре километров от Сороги. Ничего не оставалось делать, как быстро одевать плащи и, рассекая колесами  потоки воды, ехать дальше – ведь в десятке километров впереди нас ждала теплая гостиница.

Дождь все не утихал, с каждым километром становилось все темнее и противнее, и к тому моменту, когда это необозначенное на карте шоссе вывело нас на трассу А-111 у эстакады через железную дорогу, промокло практически все, что было способно намокать. Но наша цель - отель “Селигер” - была уже близка, здоровый оптимизм не угасал, и, сделав последний рывок по  мокрым улицам, мы вскоре припарковались у ее крыльца. Как ни странно, но к нашим велосипедам у персонала претензий не возникло – для них была выделена пустующая комната на первом этаже, и вскоре мы вскоре уже затаскивали тяжелые велорюкзаки в просторные теплые номера.

Правда, заплатить за это удовольствие пришлось целых 300 рублей, но это явно стоило того – в каждом номере тут была горячая вода, шикарные диваны, пластиковые окна и даже жидкокристаллические телевизоры. После стольких дней скитаний по глухоманям все это выглядело просто фантастикой, и, воспользовавшись предоставленным комфортом, мы привели себя в порядок, сходили в душ и постирали промокшие вещи – разве сделаешь это в лесу?

В гостинице Осташкова - как же хорошо приехать в тепло и уют!

По вопросу ужина мнения разделились - Кирилл с Володей решили есть прямо в номере, а мы с Николаем и Женей и Максимом ближе к темноте отправились в город на поиски какого-нибудь кафе. Ходить под непрестанным дождем по темным тротуарам пришлось довольно долго, и в результате мы остановили свой выбор на весьма приличном заведении с названием “Ашхен”, где оказались единственными посетителями. Цены тут были существенно ниже, чем в гостиничном ресторане, и за 200 рублей с человека удалось неплохо поесть, а заодно и послушать живую музыку – судя по всему, музыканты тренировались в ожидании наплыва туристов.

Все было замечательно, однако по возвращению в гостиницу обнаружилась неприятная вещь – как выяснилось, Женю укусил клещ. По всей видимости, произошло это сегодня, и, желая сделать профилактический укол, они с Николаем отправились в местный медпункт. Увы, но вакцины там не было, и, вытащив клеща, врач посоветовал купить ее самостоятельно,  поэтому решение проблемы было отложено до утра. Вскоре удалось узнать судьбу Кости с Антоном – они позвонили мне на мобильный и сказали, что сидят в лесу у Кравотыни и у них все в порядке. Это радовало, хотя, глядя через окно на непрекращающийся дождь, оказаться на их месте совершенно не хотелось.

Таким образом, несмотря на небольшие неприятности, день в целом удался. Все шло по плану, и этот факт вселял твердую уверенность в том, что теперь уже ничто не помешает нам пройти остаток намеченного маршрута. Тем более, что отсюда нам предстояло повернуть в сторону дома, а домой ехать всегда проще и приятнее.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz