День восьмой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День восьмой


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

р. Озерец - Кувшиново - Ранцево - Страна Советов - Луковниково - р. Тьма, 90 км

Карту пути можно посмотреть тут

Несмотря на вчерашний ранний приезд все желания встать пораньше так и остались желаниями - сказывалась накопленная за последние дни усталость, а также наше традиционное неприятие ранних подъемов. И хотя на сегодня нам предстояло пройти весьма непростой участок маршрута,  из палаток мы вылезли лишь к началу десятого, и, чтобы хоть как-то сэкономить время, собрались и без завтрака двинулись в Кувшиново, надеясь поесть в каком-нибудь кафе.

 Наверное, не в последнюю очередь благодаря хмурой погоде и не слишком радостному настроению, этот город с самого начала произвел довольно неприятное впечатление. В отличие от Осташкова, ничего примечательного здесь нет, и даже нормальный общепит нам так и не удалось найти - в большинстве здешних забегаловок ассортимент состоял из пары видов бутербродов и нескольких сортов водки. В местной больнице, куда мы заехали, чтобы сделать Жене противоэнцефалитный укол, сыворотки не оказалось – как и в Осташкове, врачи посоветовали ехать в аптеку и покупать все самим. Объехав полгорода, Николай с сыном купили необходимый препарат, однако при внимательном ознакомлении с инструкцией выяснилось, что не все так просто - перед введением его нужно выдержать не менее 2-х часов при комнатной температуре. В общем, стало ясно, что хотя мы еще не завтракали, раньше обеда уехать нам отсюда не судьба.

Видя сложившуюся ситуацию, было принято решение временно разделиться и поступить следующим образом - мы едем вперед, а Женя с Николаем нас догоняют и вечером мы встречаемся на берегу Тьмы у села Святое, в 80 км отсюда. Забегая вперед, можно сказать, что этого делать не следовало - в результате мы все же растерялись и нашли друг друга только на следующий день.

Кое-как позавтракав в стремном заведении  “Cюрприз”, попутно наблюдая разборки местной милиции  пьяными молодыми людьми, к началу второго мы двинулись на выезд из этого угрюмого города. И хотя теперь нужно было спешить, быстро ехать не получалось - сильный ветер, от которого вчера мы столь удачно ув��рнулись, на этот раз взял реванш и дул точно в лицо. Вдобавок вскоре за городской окраиной дорога превратилась разбитый и размокший от дождей грейдер, и без того невысокая скорость упала до 13-15 км/час. Глядя на сырость вокруг, я уже представлял себе, как мы под дождем будем штурмовать мокрую лесную грунтовку длиной почти 20 км, и мысленно прикидывал возможные варианты развития событий. Однако оптимизм и уверенность в своих силах не угасали, и, сделав небольшой крюк через Васильково и Высокое, мы вскоре выехали к переезду через железную дорогу, а за ним по внезапно начавшемуся асфальту к началу третьего быстренько докатились до Ранцево - довольно большого поселка, расположенном у одноименной железнодорожной станции на ветке Торжок – Соблаго.

Шлагбаум с ручным приводом в Ранцево (обратите внимание на тросики!) Лебедка, с помощью которой его поднимают.

Эта захолустная железная дорога знаменита тем, что является одной из немногих линий, где до сих пор сохранилась архаичная семафорная сигнализация. В отличие от заброшенных станций Бологое-Полоцкой дороги, станция Ранцево оказалась вполне живой и рабочей, и, как только мы подъехали к переезду, Кирилл – большой любитель подобных мест, тут же отправился к виднеющемуся вдалеке семафору, чтобы поглядеть на эту музейную реликвию. Будь погода получше, я бы тоже с удовольствием прогулялся по этому своеобразному заповеднику железнодорожной старины, где, похоже, за многие десятилетия мало чего изменилось. Однако делать это под дождем совершенно не хотелось, поэтому пришлось ограничиться лишь осмотром хитроумной системы тросиков и блоков, с помощью которой вручную приводятся в действие шлагбаумы. 

После Ранцево и погода, и дорога испортились вконец и стало уже не до фотографирования и остановок.  Сразу за окраиной поселка начался жуткий грейдер с бесчисленными ямами и выбоинами, который, похоже, не ремонтировали лет 20.  Из-за того, что объезжая все это безобразие, приходилось постоянно  перемещаться от одного края дороги к другому, средняя скорость на этом участке не слишком превышала пешеходную, а довершал безрадостную картину проливной дождь, не прекращающийся ни на минуту.

Прямая дорога через лес южнее Сокольников - почти 25 километров тишины и безлюдья

Временами казалось, что на очередной кочке у кого-нибудь сломается багажник или случится еще что-нибудь, однако техника в этот критический момент не подвела, и, через полчаса непрерывной тряски и борьбы с ветром мы все же без потерь добрались до Сокольников – последнего населенного пункта перед длинным безлюдным участком.

Вопреки опасениям, что дальше на юг будет нечто типа лесовозки, все вышло гораздо лучше - загадочная дорога через лес оказалась вполне приличным песчаным грейдером, идущим по насыпи. В точном соответствии с картой, через 4 км мы повернули на 90о и дальше покатились на юг, по узкой полоске мокрого песка, прямой уходящей к горизонту и теряющейся в бескрайних далях. О встречном ветре здесь можно было уже не беспокоиться – лес, вплотную примыкающий к насыпи, создавал хорошую защиту, кругом стояла тишина и покой, нарушаемая лишь звуками велосипедов.  Несмотря на то, что до Москвы отсюда не более 300 км, эти места очень глухие и заброшенные – на протяжении многих километров нам ни встретилось ни единой машины, а от обозначенной на всех картах деревни Лещилово не осталось и следа – все давно разрушено и заросло молодым лесом.  

Заслуженный обед на очередном лесном километре.
Ничем ни примечательная деревня, если бы не гордое название - Страна Советов
Долина Большой Коши - самое красивое место на всем сегодняшнем участке пути.
Остатки старого моста. Судя по карте, тут раньше была деревня Киселево.

Слегка утомившись от монотонной езды, на очередной лесном километре мы устроили обеденный привал, и, расстелив скатерть прямо у дороги, подкрепились, а затем двинулись дальше навстречу деревне со звучным названием “Страна Советов”. Я надеялся, что в этом единственном населеном пункте на всем протяжении от Сокольников до Орешек будет хотя бы указатель с названием, у которого можно будет сфотографироваться, однако на деле тут оказалось лишь несколько домов, к которым ведет едва различимая колея. Судя по всему, жителей в этой Стране Советов немного, и, очень может быть, что и от нее скоро останутся лишь воспоминания да обозначение на картах, всегда почему-то отстающих от жизни...

Вскоре лес, тянущийся от самых Сокольников, расступился, и дорога привела нас к живописной долине Большой Коши, где  будто бы в награду за все сегодняшние трудности, наконец-то выглянуло солнце, красиво освещавшее подернутый зеленью весенний лес и широкие заливные луга.  Судя по карте, здесь должна была быть деревня Киселево, однако ее следов мы так и не увидели - как и многие другие населенные пункты в этих брошенных местах,  она уже давно вымерла и исчезла с лица Земли.

За мостом дорога улучшилась - многочисленные лужи сменились сухим укатанным песком, ехать стало проще и приятнее. Как и раньше, вдоль обочин тянулись болота и леса, кругом не было ни души и о том, где мы сейчас, можно было только догадываться из показаний GPS и велокомпьютера. Однако смотреть на них не было особой нужды - дорога здесь одна и заблудиться невозможно, и, покрутив педали еще полчаса, к началу седьмого мы  выбрались на  перекресток с тихим шоссе Луковниково - Орешки, означающем конец сегодняшнего непростого и длинного "перелаза". Здесь можно было вздохнуть с облегчением - самое сложное уже было позади, и теперь у меня уже не оставалось никаких сомнений в том, что послезавтра мы приедем в Тверь или Волоколамск.

Единственное, что беспокоило – это судьба Жени с Николаем, которые по прикидкам должны были быть еще где-то далеко отсюда. Связаться с ними возможности не было – мобильная связь в этой глуши не работала, поэтому ничего не оставалось делать, как, полчаса отдохнув и почистив велосипеды от налипшей грязи, двигаться дальше. После почти 30 км грунтов и луж ощущать под собой твердый и гладкий асфальт было на редкость приятно, тем более, что эта дорога была мне знакома -  4 года назад августовским вечером мы тут ехали в обратном направлении, и, как ни странно, многие незначительные подробности того похода живо всплывали в памяти, будто все это было еще вчера.

Миновав лесной участок, это малооживленное шоссе вскоре привело нас в Бабино, за которым начались широкие поля с превосходными видами, красиво подсвеченными вечерним солнцем. И хотя по моим воспоминаниям местность здесь не слишком пересеченная, на этот раз нам показалось обратное – все-таки, усталость и встречный ветер давали о себе знать. С трудом взбираясь на очередную горку и радуясь каждому спуску, к началу девятого мы проехали очередные 15 км и добрались до Луковниково – большого села на перекрестке дорог, которое после  стольких километров езды по глухомани показалось настоящим центром цивилизации. В отличие от большинства деревень в этом районе, здесь почти нет заброшенных изб, все выглядит почти как в Подмосковье, а самое главное -  несмотря на поздний час, работал продуктовый магазин. Он был крайне необходим, так как надежд на то, что Женя с Николаем, везущие каны, смогут нас догнать, оставалось немного, а без них мы рисковали остаться без ужина. Первым эту ситуацию оценил Кирилл и предложил всем закупаться колбасой, “Роллтонами” и прочими продуктами, не требующими готовки – как потом оказалос��, это было очень правильное и своевременное решение.

Река Тьма около места нашего привала. Один из немногих ясных вечеров за весь поход.

И хотя к этому моменту все прилично устали, тем не менее, взглянув на карту, решили проехать еще десяток километров до реки Тьмы, так как именно там и была запланирована ночевка и встреча с Николаем. К счастью, за Луковниково горки исчезли, встречный ветер стих, поэтому не прошло и получаса, как мы были уже на развилке в Дарьино, за которой начался упоительный плавный спуск к виднеющейся вдалеке долине Тьмы. Обогнув Крутцы, дорога пошла вдоль реки, но, как это часто у нас бывает, встать здесь не представлялось возможным – кругом был лишь кустарник и неприглядный молодой лиственный лес. Поэтому пришлось ехать дальше, и через пару километров удача улыбнулась нам – натоптанная тропинка от шоссе привела нас на красивую ровную поляну у излучины реки.

Место это оказалось весьма живописным и подходящим для ночлега, за исключением одного - дров, способных гореть, тут не было в принципе. Однако на этот раз они и не требовались – ведь наши каны были где-то далеко и поэтому ужинать пришлось купленными в Луковниково колбасой, хлебом и кефиром, запивая все это горячим чаем, сделанным прямо в кружке на газовой горелке. А чтобы Николай с Женей случайно не проехали это место, на асфальте была оставлена соответствующая надпись и организовано попеременное дежурство у дороги.

Но все это оказалось напрасным - ни в 10 вечера, ни в половине одиннадцатого так никто и не приехал. Связаться с ними не получалось, а смысла стоять и караулить их дальше не было - маловероятно, что они поехали бы в полной темноте по незнакомым местам. Поэтому ничего не оставалось делать, как, выпив еще по кружке горячего чая, разойтись по палаткам, надеясь на то, что завтра мы все же встретим своих потерявшихся товарищей.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz