День девятый и предпоследний
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День девятый и предпоследний


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

р. Тьма - Берново - Высокое - Пентурово - Паньково - Старица, 68 км

Карту пути можно посмотреть тут

Несмотря на вчерашний многообещающий ясный и холодный вечер, за ночь вновь набежали тучи, и утро встретило нас привычной пасмурной погодой, не оставляющей никаких надежд на сухость и тепло. Встав по в начале десятого и неспешно свернув лагерь, мы уже приготовились к отъезду на поиски наших потерявшихся товарищей, однако этого делать не пришлось. Внезапно раздался чей-то возглас “каны едут! и, обернувшись, я увидел, что по тропинке к нам идут Женя с Николаем, каким-то чудом нашедшие это место.

Попытка открутить кассету подручными средствами.

Как выяснилось, вчера в Кувшиново Жене благополучно сделали противоэнцефалитный укол, а затем они почти без остановок ехали нам вслед. Судя по всему, мы чуть было не встретились в Луковниково – они подъехали туда на 15 минут после нашего отъезда, а разминулись мы из-за того, что я не слишком четко объяснил, куда ехать после Дарьино. Найти же нас сегодня утром им помогла надпись на асфальте, предусмотрительно оставленная вчера вечером – не будь ее, эта встреча вряд ли бы состоялась.

 

Обрадовавшись такому повороту событий, мы тут же зажгли все имеющиеся горелки и быстро приготовили кашу с тушенкой и чай, после чего, как и три дня назад, довольно долго возились с колесом велосипеда Антона, пытаясь открутить не желающую поддаваться кассету и поменять очередные лопнувшие спицы. В результате сборы в дорогу затянулись до полудня, и, глядя на хмурое небо, я предложил несколько упростить маршрут и не ехать в Берново, а, вернувшись назад, двигаться в Старицу по кратчайшему пути. И хотя при таком раскладе мы бы спокойно могли за сего��ня въехать в пределы Подмосковья, оставив назавтра небольшой перегон до Волоколамска, тем не менее все же ыло решено не отступать от плана и ехать окру путем через пушкинские места.

Выбравшись на шоссе, мы неспешно покатили на восток вдоль живописной долины Тьмы. То приближаясь к реке, то взбираясь на косогор, тихая и приятная асфальтовая дорога петляла вдоль берега, мимо проплывали на редкость красивые места, о связи которых с великим поэтом постоянно напоминали придорожные указатели с отрывками его стихов. Несмотря на ощутимый встречный ветер, после полноценного завтрака ехалось довольно легко, и через десяток километров впереди показалось Берново – большое село, некогда принадлежавшее Осиповым - Вульфам.  

Пруд в приусадебном парке Въездная аллея. Центральный дом усадьбы в Берново. Сейчас здесь музей А. С. Пушкина.
Володя, Николая и Максим.

Здесь в неплохо сохранившейся старинной усадьбе с обширным парком и красивым прудиком напротив парадного входа расположен музей Пушкина, ради которого мы и собственно и приехали. И хотя я не большой знаток поэзии и не ценитель подобных мест, тем не менее, неспешно пройтись по уютным залам, посмотреть на предметы быта времен Пушкина и различные подлинные документы той эпохи было довольно интересно. Тут было очень тепло и даже не хотелось вновь выходить на улицу с ее сыростью и холодом, однако пришлось – наши товарищи, не пожелавшие идти в музей, с нетерпением ждали нас на скамейках в парке.

Увы, но погода, не заладившаяся с самого утра, портилась на глазах. Небо быстро затягивалось сплошной пеленой облаков, с каждой минутой становилось все темнее, и, стараясь успеть проехать как можно дальше до начала дождя, мы вскоре двинулись в сторону Высокого. Однако далеко уехать не получилось – не успело Берново скрыться за поворотом, как с неба начали падать первые капли, а еще через пару километров хлынул настоящий ливень, от которого пришлось прятаться на маленькой автобусной остановке, едва вмещающей всех нас вместе с велосипедами. Похоже, что доехать до привала сухими нам была не судьба, и очень скоро начались разговоры о том, чтобы сегодня устроиться в гостиницу в Старице, где можно будет хоть немного обсохнуть и отдохнуть в тепле. Эту идею поддерживали почти все, а, чтобы быть уверенными в наличие свободных мест, я, не теряя времени, позвонил туда, благо нужный телефон был заранее выяснен через Интернет. Как оказалось, свободные места там есть и, заказав 3 двухместных номера на сегодняшний вечер, мы, дождавшись временного ослабления ливня, с приятным чувством уверенности двинулись дальше.

В отличие от участка перед Берново, где преобладал лес, теперь вдоль трассы тянулись бескрайние холмистые поля, теряющихся в пелене дождя и тумана. Однако любоваться всем этим уже не было желания – с каждым пройденным километром одежда и обувь становилась все мокрее, холодный ветер пронизывал насквозь, и хотелось лишь одного – найти укрытие и хоть как-то спастись от разгулявшейся стихии. Однако как назло укрытие в виде очередной автобусной остановки попалось нам лишь у переезда в Высоком, когда дождь уже начал стихать, и потребность в нем практически отпала. Пользуясь временным затишьем, мы немного перекусили в придорожном магазине, а потом без задержек двинулись дальше, так как стоять на ветру было очень холодно. И хотя на картах отсюда до Старицы нарисована довольно прямая “автодорога с покрытием”, опыт Антона с Костей, бывавших в этих местах говорил, что далеко не все так просто.

Последние километры асфальта... (участок Дары - Игнатьево)

Сразу же за переездом асфальт резко повернул направо и пошел в направлении Торжка, а в нужную нам сторону потянулся кривой песчаный грейдер, сильно размокший после сегодняшнего дождя. На нем и без того небольшая наша скорость упала до 10 км/час, однако Костя обнадеживал – мол, скоро вновь начнется асфальт. И хотя в это верилось с трудом, тем не менее все оказалось именно так – обогнув большой пруд, эта разбитая и ухабистая дорога действительно превратилась в узкую полоску асфальта, идущую посреди заболоченных полей и перелесков.

Игнатьево. Выясняем дорогу на Старицу у местного жителя.

Однако радость была преждевременна – миновав на полном ходу Дары, мы быстро и легко докатились до следуюей деревни Игнатьево, где эта странно начавшаяся дорога столь же странно и завершилась. Дойдя до конца деревни, асфальт внезапно оборвался, а дальше вместо обозначенной на карте “автодороги с покрытием” пошла лишь старая заросшая и залитая водой колея, по которой уже давно никто не ездит. По словам местного мужика, в Старицу здесь можно проехать лишь сделав крюк через Пентурово, и хотя начало дороги туда не вызывало оптимизма, другого варианта попасть в заветную гостиницу у нас не было.

Поэтому, немного отдохнув и включив пониженные передачи, мы медленно потащились по грязному проселку, объезжая многочисленные лужи и периодически переходя на пеший ход. И хотя ехать тут было очень непросто – непрестанно дул сильный встречный ветер и почему-то казалось, что дорога идет в нескончаемую гору, на наше счастье здешняя глина размокла настолько, что совершенно не налипала на колеса.  В результате, почти не слезая с велосипедов, мы менее чем за полчаса одолели этот мини-перелаз и уже в начале шестого выбрались на асфальт у окраины Пентурово.

На этом приключения можно было считать законченными. До Старицы отсюда оставалось около 25 км по шоссе, и хотя мы сегодня так и не обедали, было решено ехать до гостиницы без остановок, так как холод и промокшие одежды совершенно не располагали к привалам. Костя, не желая ехать со всеми в отель, решил отделиться от группы и в одиночку продолжить путь в Тверь вдоль Волги, и вскоре, пожелав ему счастливого пути, мы разъехались в разные стороны.

Теперь под колесами тихо шуршал асфальт, восточный ветер, разгулявшийся не на шутку, дул практически точно в спину, и не прошло и 15 минут, как тихое шоссе привело нас в Паньково – большое село, стоящее на берегу Холохольни. Судя по карте, именно сюда и выходит прямая дорога из Игнатьево, однако ее следов мы так и не нашли – похоже, что этот участок или не был достроен вовсе, или заброшен много лет назад по непонятным причинам (см. примечание). Еще через пару километров наше внимание привлекла грунтовка со множеством луж, отходящая  куда-то влево – по всей видимости, это была дорога на Старицу, обозначенная на Генштабовских картах и выводящая в город кратчайшим путем. Тем не менее,  воспользоваться ей ни у кого желания не возникло, и, никуда не сворачивая, к началу восьмого мы добрались до Т-образного перекрестка у Черничено.

Неожиданная встреча с колегой по увлечению.

Недалеко от него произошла неожиданная встреча с Игорем Капланом - питерским велотуристом, уже неделю неспешно путешествующим в этих местах, который долго и увлекательно рассказывал о местных достопримечательностях. Удивительно, но за разговором, помимо прочего выяснилось, что он прекрасно знает Толю-Ветролета - большого любителя одиночный путешествий, и в результате беседа затянулась на добрые полчаса, так как подобные встречи случаются нечасто а поговорить с коллегой по увлечению всегда есть о чем.

Из-за  всех этих задержек  в Старицу  мы въехали лишь к восьми вечера, и, неспешно прокатившись по старинным улочкам, а затем - по мосту через Волгу, припарковались на центральной площади у гостиницы. Как оказалось, администраторша нас уже давно ждет, и то, что мы прибыли на велосипедах, ее нисколько не смутило – для них было предоставлено место в холле. Заполнив карточки гостя и заплатив, мы разошлись по номерам и принялись разгребать намокшие еокзаки, сушить одежду и приводить себя в порядок. И хотя по сравнению с отелями в Боровичах и Осташкове тут было все гораздо более скромно и обшарпано, тем не менее побыть в теплом и сухом помещении после нескольких дней пути под непрекращающимися дождями было на редкость приятно – все же не зря мы решили ехать сюда!

Приятным завершением  предпоследнего дня путешествия стала прогулка по темным улицам Старицы в поисках общепита, в результате которых мы остановили свой выбор на ресторане “Березка” – одном из самых приличных и дорогих заведений в городе. В нем и был устроен последний походный ужин – как обычно, было немного грустно, что все кончается и вместе с тем приятно, что поход, несмотря на трудности и невзгоды, пройден успешно. Даже не верилось, что позади уже 700 км - казалось, что еще вчера мы стояли на насыпи заброшенного Веребьинского объезда, промокали под Боровичами, ехали вдоль рельсов Бологое-Полоцкой железной дороги и любовались просторами Селигера с колокольни Ниловой пустыни. За разговорами время пролетело незаметно, и, расслабившись в уютной обстановке, мы просидели за столиками почти до закрытия ресторана, а ближе к 11 вечера, сытые и довольные, вернулись в гостиницу и вскоре разошлись по номерам, чтобы выспаться перед завершающим днем похода.


 Примечание. Несколько лет назад дождливым июлем Антон ездил от Игнатьево до Паньково через Обухово. Дорога до Обухово представляла собой полевую грунтовку, которая в деревне (живут в ней только дачники) заросла травой, а дальше в сторону Паньково идет лишь  тропинка.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz