День первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса и Максима Валянского

Брест - Чернавчицы - Турна Большая, 42 км.

Карту пути можно посмотреть тут

И хотя весна с начала марта радовала нас теплом и солнцем, а еще к середине апреля полностью сошел снег и просохли многие грунтовки, в день отъезда это удовольствие внезапно закончилось. Еще с утра подул сильный северный ветер и стало холодать, а к вечеру, когда настала пора выезжать из дома, и вовсе начался противный моросящий дождик, поэтому к месту встречи на Белорусском вокзале я прибыл уже слегка промокшим и изрядно замерзшим. Будь это однодневка, такое начало запросто могло испортить весь поход, но на этот раз впереди было почти десятидневное путешествие, поэтому на эти вещи все старались не обращать внимания, надеясь на известную примету о том, что уезжать в дождь - это к удаче в пути.

В поезде.

Несмотря на пронизывающий холод, упаковка велосипедов и посадка прошла без проблем, и около 11 вечера, состав, отойдя от перрона, повез нас прочь из столицы. Увы, но и в поезде согреться не получалось – из-за щелей в окнах и отсутствия вторых рам по вагону гуляли сильные сквозняки, так что ночь стала хорошим испытанием на холодостойкость. Не знаю как другим, но мне в таких условиях спалось очень плохо, и, постоянно просыпаясь, я в полудреме отслеживал остановки, думая лишь об одном – как бы не заболеть еще до начала похода. Впрочем, все обошлось, а когда наступило утро, за окном уже мелькали белорусские пейзажи и станционные поселки, сильно отличающие от аналогичных российских какой-то необычной чистотой и ухоженностью.

Сборка велосипедов - с этого начинается почти любое большое путешествие.

Железная дорога тут весьма скоростная, остановок у нашего поезда было очень немного, так что и около полудня по местному времени мы прибыли в долгожданный Брест, встретивший хотя и прохладной, но приветливой и солнечной погодой. И хотя отдельные пассажиры утверждали, что из-за близости границы тут обязательно будет некая проверка документов и у нас – вольных туристов - могут быть проблемы, ничего подобного не оказалось и в помине. Никто нами не заинтересовался, и как обычно в таких случаях, неспеша собрав и отрегулировав велосипеды, мы двинулись в город, накручивая первые километры предстоящего большого пути.

Сам город, очень сильно пострадавший в войну и фактически отстроенный заново, особого впечатления не произвел, но особенности здешних дорог, столь приятные для велопутешествий, бросились в глаза почти сразу же. Как и год назад в Полоцке, машин по российским меркам тут было весьма немного, а ехать на велосипеде по улицам было одно удовольствие – удивительно, но почти никто из водителей не спешил и не подрезал, так что места на дороге хватало всем. Никуда не торопясь и постоянно смотря по сторонам на непривычные надписи на местном языке, мы длинной колонной доехали до центра города, где без проблем поменяли наши рубли на рубли белорусские, а затем двинулись к главной здешней достопримечательности – Брестской крепости.

Встреча с семьей Банниковых

Не успели мы отъехать и пары километров, как произошла хоть и запланированная, но все же довольно неожиданная встреча. На одном из перекрестков к нам присоединились еще трое – опытные туристы Нина с Михаилом вместе со своим сыном Василием, приехавшие в Брест днем раньше и желающие пройти с нами часть пути до Барановичей. Таким образом, в результате нас в общей сложности стало аж 21 – рекорд для многодневок, что, впрочем, не создавало никаких проблем, ибо в основном люди были опытные, сильные и грамотные.

П-36 - последний и наиболее совершенный пассажирский паровоз, выпускавшийся в нашей стране.  

На полпути к крепости, когда центр города уже остался позади и вдоль улицы потянулись промышленные районы, внимание привлекли многочисленные отреставрированные паровозы и прочая железнодорожная техника, стоящая почти у самой дороги. Оказалось, что это – местный железнодорожный музей, который по общему желанию было решено посетить, ибо подобные места довольно редки, а оттого всегда интересны.

На небольшой территории тут представлено множество локомотивов разных времен и типов, от дореволюционных паровозов до тепловозов ТЭП-60, до сих пор активно работающих на железнодорожной сети республики. Слушая рассказ экскурсовода и грамотные комментарии Кирилла – большого знатока и любителя паровозных дел – было очень любопытно походить среди этих многочисленных памятников техники, полюбоваться их несколько грубоватым, но внушающим доверие обликом, и немного представить ту суровую эпоху, когда все это верой и правдой служило людям. Тут было настолько интересно, что уезжать совершенно не хотелось, поэтому лишь через полтора часа, закончив подробный осмотр всей обширной экспозиции, мы двинулись дальше.

Вход в мемориальный комплекс.
Памятник защитникам Брестской крепости
 
Бастионы Брестской крепости. 66 лет назад тут шли страшные бои...

Сама же Брестская крепость, ради которой в основном мы и приехали сюда, с самого начала также произвела очень большое впечатление и не оставила никого равнодушным. Территория здешнего мемориального комплекса довольно велика, и тут много чего интересного и необычного - стилизованный под пятиконечную звезду вход, внутри которого негромко играет “Священная война”, памятник погибшим в виде огромной склонившейся головы, различная военная техника. Особенно интересно было походить вдоль многочисленных полуразрушенных фортов, где на многих стенах до сих пор хорошо видны следы от осколков и пуль, дающих наглядное представление о том, что тут творилось страшным летом 1941 года.

Никуда не торопясь, мы обошли всю территорию, немного постояли на берегу Западного Буга, за которым уже начинается Польша, а когда ходить пешком с велосипедом надоело, решили напоследок посетить местный музей, посвященный истории этого необычного места и событиям военных лет. Он оказался довольно большим и интересным, однако после всего увиденного за сегодня смотреть на довольно типовые экспонаты и документы было несколько скучновато. Впрочем, к этому моменту и времени на это у нас уже почти не осталось – ведь на сегодня по плану нам предстояло еще почти 30 км пути, перед которыми было просто необходимо пообедать.

С этим проблем не возникло. Следуя советам местных жителей, мы вернулись обратно в центр и после недолгих поисков нашли весьма приличное кафе, где за относительно скромные по российским меркам деньги удалось очень сытно и вкусно поесть. За обедом последовали довольно долгие закупки провизии и воды, которыми очень умело руководила наш бессменный повар Татьяна, и лишь в 18:40, когда все наконец было готово, мы вернулись в район вокзала и, переехав через пути по эстакаде, взяли курс на север.

Можно сказать, что именно с этого момента начался собственно поход. Не прошло и 20 минут, как город остался позади, а за перекрестком с трассой М1 предместья Бреста окончательно уступили место приятной равнинной местности и отличному шоссе, стрелой уходящему вдаль. Благодаря отличному асфальту ехать тут было легко и просто, а вежливые белорусские водители, периодически осторожно обгоняющие нашу длинную колонну, лишь усиливали положительное впечатление от этих мест, просто идеально подходящих для велотуризма. Несмотря на свою многочисленность, группа ехала очень ровно: никто не отставал и не пытался ехать быстрее всех, и единственное, что несколько мешало – это довольно ощутимый и холодный встречно-боковой ветер, напоминающий о том, что циклон где-то рядом. Впрочем, по мере наступления вечера он все слабел, а после первой на сегодня остановки напротив села Чернавчицы и вовсе стал практически незаметным.

Первый привал и первый ужин - это всегда очень здорово.

За Чернавчицами нескончаемые поля продолжились, и хотя к этому моменту уже отчетливо ощущались признаки наступления темноты, тем не менее встать тут было совершенно негде. Поэтому, стараясь не сбавлять темп и держа всех в поле зрения, мы монотонно и равномерно крутили педали по этому пустынному шоссе навстречу виднеющемуся на горизонте лесу. Именно в этом небольшом зеленом островке посреди здешних просторов, расположенном в районе деревни со странным названием Турна Большая и планировался сегодняшний ночлег, однако первый поворот в нужную сторону оказался лишь пыльным грейдером, трястись по которому большого желания не было.

Судя по карте, в 1.5 км впереди нас ждала параллельная дорога, так, не долго думая, было решено добраться до нее, о чем не пришлось пожалеть – оказавшись тихим шоссе без единой машины, она очень скоро привела в лес. Удивительно, но несмотря на свои небольшие размеры, это был не тот заболоченный кустарник, что частенько попадается нам, когда дело доходит до ночевки, а полноценный сосновый бор. За исключением воды, тут было все для хорошего ночлега, поэтому, найдя большую поляну, мы поставили палатки в стремительно наступающих сумерках, а затем уже под покровом темноты приступили к обычным в таких случаях занятиям – разведение костра, приготовление ужина и длительные вечерние посиделки, без которых не обходится ни один привал.

Таким образом, первый день путешествия, ставший в основном культурно-развлекательным, оказался очень удачным во всех смыслах. Проехав всего 40 км, мы посетили массу интересных мест, а назавтра нас ждала длинная дорога на восток через Пружаны и Ружанскую пущу. А чтобы быть готовым ко всему этому, еще задолго до полуночи все постепенно разошлись по палаткам, так как после ночи в холодном поезде очень хотелось как следует выспаться.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz