Белоруссия-2007: краткие впечатления
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Краткий отчет о майском велопоходе.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ с подробными описаниями и фотографиями находится ТУТ

Общие итоги

Итак, теперь, когда увы все позади, можно с полным на то основанием сказать – поход удался на 100%, а, может быть, и больше. Несмотря на многочисленность и разнородность группы, практически все вышло идеально, и в результате путешествие оказалось рекордным по многим критериям - по количеству участников, пройденному расстоянию, количеству впечатлений и многим другим. Никогда прежде мы не ездили толпой из 18 человек, и хотя я опасался, что из-за этого мы будем всюду опаздывать, все вышло с точностью наоборот: благодаря общей собранности и отсутствию отстающих, спешить никуда не приходилось, а реальный график движения практически совпал с запланированным, что всегда очень приятно и придает спокойствие и уверенность.

Крайне порадовала также богатая культурная программа, которая превзошла все ожидания. Брестская крепость с ее величественным мемориалом памяти, удивительный дворец в Ружанах, развалины замка в Новогрудке, маленькие уютные городки Мир и Несвиж с богатой историей, Бобруйская крепость и гимназия в Шклове, а также многие километры превосходных дорог, будто созданных специально для велотуризма – все это надолго останется в памяти и послужит поводом для приятных воспоминаний.

Думаю, я не одинок в своем мнении, но очень приятно было также то, что, что на этот раз общий темп движения получился на редкость спокойным и равномерным, что крайне способствовало хорошему отдыху. И хотя в целом ехали мы довольно быстро, никто не устраивал изматывающих гонок, а группа все время держалась вместе – по-моему, так и только так и нужно ездить.

Еще одним положительным моментом всего путешествия стало качество белорусских дорог. Удивительно, но практически все шоссе, по которым нам довелось ехать, оказались покрыты первоклассным асфальтом, какой еще нужно поискать на просторах нашей страны. А когда начинался попутный ветер, то движение вообще превращалось в подобие быстрого и плавного полета, когда велосипед стремительно несет тебя вперед, а ты не прилагаешь при этом никаких усилий.

В целом Белоруссия произвела крайне положительное впечатлениепо моему, это просто идеальное место для тех, кто хочет просто спокойно покататься и не стремится к преодолению бездорожья, наборам высот, автономам и прочим элементам так называемого спортивного велотуризма.

Статистика такова:

  • Всего пройдено около 910 км (рекорд для майского похода), из которых примерно 50 км пришлось на грейдера, 10 км на лесные грунтовые дороги. Остальное – асфальт, преимущественно отличного качества и с минимальным трафиком.Также рекордной оказалось прямолинейность пути - прямое расстояние от точки старта (Бреста) до финиша (Смоленска) составило около 650 км, что лишь в полтора раза меньше длины маршр��та.
  • Количество участников – вначале 18 (также рекордное значение), пятеро уехали в Мскву из Городеи, четверо покинули коллектив в Несвиже, еще трое – в предпоследний день в Орше. Следует отметить, что на всем пути параллельным курсом ехала команда трех человек из “Каравана”, с которыми мы неоднократно пересекались по пути и на стоянках
  • Максимальный дневной пробег – 110 км, минимальный – 45 км, средний – около 80 км.
  • Всего ночевок 10, из них 2 – в гостиницах Новогрудка и Могилева.

Краткая хронология пути

Большая часть первого дня пути (29 апреля) была посвящена осмотру города Бреста, где в начале удалось посетить интересный железнодорожный музей, а затем почти до вечера мы бродили вдоль легендарных бастионов Брестской крепости. Все было настолько интересно, что из города мы выбрались лишь к началу седьмого, и, взяв курс на север, шустро покатили по местному шоссе на первую ночевку. Прелести белорусских дорог начались сразу же – как только город остался позади, среди бескрайних полей потянулась широкая асфальтовая лента с хорошей разметкой, уходящая за горизонт. Не менее приятным сюрпризом оказалось и поведение водителей - никто не прижимал к обочине и не пролетал впритирку на огромной скорости. Эх, как бы хотелось, чтобы у нас было так же!

Пожалуй, этот день стал единственным, когда мы не доехали до штатного места стоянки. Где-то за 10 км до него начало стремительно темнеть, поэтому, завидев ближайший лесок, мы вскоре разбили лагерь и приступили к обычным вечерним заботам.

Второй день пути, стал самым трудным за весь поход. И хотя дорога по прежнему радовала качеством и почти полным отсутствием машин, тем не менее ни на минуту не прекращающийся северо-восточный ветер все время дул в лицо, заставляя с силой налегать на педали. Тем не менее, полное отсутствие рельефа и периодические остановки для отдыха не дали силам покинуть нас раньше времени, и к обеду мы добрались до райцентра Пружаны. Этот маленький городок-райцентр поразил своей поистине европейской ухоженностью и пришелся как нельзя кстати – за время сытного обеда в кафе, мы очень удачно переждали неслабый ливень, длившийся почти 2 часа.

Увы, но к вечеру ветер становился все сильнее, средняя скорость падала на глазах, однако, слегка поднапрягшись, к вечеру мы все же нагнали график и, проехав через леса Ружанской пущи, заночевали на окраине заказника. Как и предыдущая, эта ночь не обошлась без заморозков – поутру тенты палаток покрылись инеем, а в кане замерзла вода, тем не менее никто не простудился, а поутру все были готовы продолжать путь.

Увы, но утро третьего дня ни принесло ничего радостного. Все так же было не по майски прохладно, все так же дул пронизывающий встречно-боковой ветер, однако все это было уже не страшно. В 10 км от старта нас ждал поселок Ружаны, знаменитый своими развалинами дворца Сапегов, и реальность полностью оправдала ожидания – эти величественные руины видны еще издалека, а вблизи производят очень сильное впечатление былой роскоши и могущества. И хотя ныне они находятся в довольно плачевном состоянии, тем не менее посмотреть на эти древние стены, на въездную арку и полазить по подвалам, где, вероятно, некогда были винные погреба, было крайне интересно и увлекательно. Поэтому после всего увиденного 40 км по бескрайним просторам до Слонима не стали чем-то трудным, и, немного покатавшись по этому старинному городку и сытно пообедав, ближе к вечеру мы устремились на самый непредсказуемый участок пути, где состояние дорог было неясно.

Однако, как оказалось, в Белоруссии даже третьестепенные дороги весьма хороши. Вместо ожидаемого грейдера прямо от города начался первоклассный асфальт, идущий среди прекрасных сосновых лесов, по которому проехать оставшеесе расстояние до плановой ночевки не составило никакого труда.

Следующий день (четвертый по счету) запомнился всем как самый неторопливый и размеренный за весь поход. Вначале немного грейдера, затем – три километра лесной грунтовки, приятно разнообразившей путь и наконец – долгий и без единой машины асфальтовый перегон до Новоельни, проходящий вдоль местной железной дороги. Никто никуда не торопился, группа ехала на редкость спокойно и равномерно, с остановками каждые 10-12 км – уж не знаю что послужило на то причиной, но было это крайне приятно.

Оставшиеся 25 км до Новогрудка запомнились как самая нескучная дорога за все время – шоссе тут постоянно петляет, перекатываясь с горки на горку, медленно, но все же заметно набирая высоту с 150 до 300 метров. И хотя некоторым это было непросто, тем не менее, довольно быстро одолев многокилометровый подъем, мы все же достигли цели. А так как погода к этому моменту начала портиться, то, посетив музеи и развалины замка, всей группой заселились в местную гостиницу, где удалось помыться под горячим душем и выспаться в мягких кроватях – удивительное ощущение после ночевок в спальнике при минусовой температуре.

Начало пятого дня ознаменовалось сменой курса с северо-восточного на юго-восточный, что тут же сделало встречный ветер попутным. Разумеется, это могло сказать на темпе – теперь наши велосипеды бодро мчались вперед со скоростью 25 км/час, и те расстояния, что до этого требовали полутора часов и приличных усилий, пролетались менее чем за час.

К обеду нас ждало еще одно интересное место – Мир, знаменитый своим одноименным замком. Как и все другие населенные пункты на нашем пути, он представляет собой чистый и ухоженный городок, приятный глазу и явно ориентированный на туризм. К сожалению, сам замок ныне находится на реставрации и внутрь попасть не удалось, тем не менее общее впечатление от этого выдающегося памятника архитектуры было получено.

Увы, но начиная с этого момента наша группа начала редеть. Двое отправились в Столбцы на электричку, еще трое покинули нас через 15 км в Городее, а основной состав, проехав еще немного в сторону Несвижа, удачно заночевал в уютной лесополосе неподалеку от города.

Первую половину шестого дня мы провели в Несвиже – одном из самых интересных городов на нашем пути. Большой краеведческий музей, городская ратуша, несколько костелов и дворцовый ансамбль Радзивиллов – на осмотр всего этого ушел не один час. Поэтому на дорогу выбраться удалось лишь ближе к обеду, что, впрочем, не сильно нагрягало, ибо сильнейший западный ветер не оставлял сомнений в том, что дальше мы поедем очень быстро и легко.

Так оно и вышло – оставшийся путь до ночевки оказался настоящим праздником непринужденного движения и скорости. Отличные дороги с гладким асфальтом, где велосипед идет мягко и плавно, полное отсутствие машин на всем пути – все это сделало вечер незабываемым.

На седьмой день движение по местным дорогам в обход Минска продолжилось. Удивительно, но несмотря на то, что до столицы отсюда не более 70-80 км, трасса республиканского значения Р-91 запомнилась как почти 100 км тихого лесного асфальта, какого не встретишь даже в самом дальнем Подмосковье. Делая продолжительные остановки и перекусы, мы неспеша докатились до Осиповичей и взяли курс на Бобруйск, удачно заночевав примерно на полпути между этими городами.

Восьмой день начался весьма интересно. Вначале уже слегка надоевший асфальт сменился грейдером, а в Бобруйск мы въехали наименее тривиальным из всех возможных способов - по длинной лесной грунтовке с большим количеством песка. Этот большой город произвел очень приятное впечатление – начавшись с огородов и типично деревенских кварталов, ближе к центру он преобразился, а под конец мы выкатились на шестиполосный (!) центральный проспект, чистоте и качеству асфальта на котором позавидует любая московская магистраль. И хотя Бобруйская крепость оказалась несколько иным, чем я ожидал и в настоящее время как таковая почти не сохранилась, тем не менее полазить по уцелевшим бастионам было очень интересно и необычно. Не менее интересным оказался здешний краеведческий музей, а также центр с исторической застройкой и символическим памятником бобру – символу города.

Из-за всего этого выехали мы с изрядным опозданием и, навертывая упущенное, бодро понеслись в сторону Могилева по шоссе Р-93. Несмотря на мои опасения, трафик на этой важной магистрали оказался весьма невелик, а в райцентре Кировске нам встретилась настоящая велодорожка (!) - кто бы мог подумать, что такое бывает?

Завершился день необычайно приятной вечерней скоростной ездой по прямой, как стрела, дороге, идущей через нескончаемые леса, сильно напоминающие Мещеру. И хотя подобные гонки на ночь глядя не есть правильно, тем не менее на этот раз это было явно оправдано и в результате все вышло как нельзя лучше, завершившись очередной отличной ночевкой у воды.

Девятый день можно смело назвать “днем поломок”. Несмотря на отличную дорогу и попутный ветер, наши велосипеды отказывались везти нас в Могилев – за 70 км пути есколько раз вылетали спицы и спускали колеса, а в качестве кульминации неприятностей уже в самом городе у одного участника полностью развалился багажник. К счастью, произошло это в непосредственной близости от гостиницы, а наутро благодаря наличию запасного багажника неисправность была быстро и качественно устранена.

Увы, но путешествие подходило к концу и настала пора решать, как и откуда мы будем уезжать в Москву. И хотя изначально конечным пунктом значилась Орша и до Смоленска ехать никто не собирался, тем не менее благодаря сиюминутному порыву продолжить путь шестеро согласились на эту небольшую авантюру, а кое-кому даже пришлось менять только что купленные билеты.

Сам же Могилев особого впечатления не произвел. Это большой и промышленный город, порадовавший двумя очень важными вещами – дешевой и на редкость комфортабельной гостиницей и отличным кафе-пиццерией, где после дня в седле был устроен весьма плотный ужин, обошедшийся в весьма скромную по российским меркам сумму.

Десятый день, ставший для некоторых из нас заключительным, начался с приятной и быстрой езды с попутным ветром, благодаря которому почти 40 км до Шклова пролетелись на одном дыхании. Посетив старинную ратушу, в которой ныне находится гимназия, где нам организовали интересную экскурсию, мы вскоре двинулись дальше на север и вскоре стало ясно, что хорошая погода заканчивается – небо быстро затянулось облаками, пошел дождь и стало холодно. Тем не менее, желание ехать дальше не пропало, и, попрощавшись в Орше с товарищами, мы выбрались на старую смоленскую дорогу и поехали по ней в сторону Москвы.

К счастью, погода все-таки решила не портить нам впечатления от заключительного участка. Дождь скорее прекратился, а вовремя сделанный большой костер позволил основательно высушить все мокрые вещи, так что наутро от дождя остались лишь одни воспоминания.

Последний день, в точности оправдывая ожидания, прошел целиком под знаком сильного попутного ветра и отличной дороги – а что может быть приятнее для велотуриста? Он же стал рекордным по дневному пробегу (около 110 км). Словами эти ощущения описать трудно - все быстро мелькало и оставалось позади под мелодичный шорох быстро катящихся шин: последний белорусский райцентр Дубровно, пограничное село Ляды с последним магазином, где принимают белорусские рубли, символический таможенный пост, родные российские просторы и наконец – очертания Смоленска на горизонте. Благодаря могучим силам атмосферы задолго до вечера мы уже были у стен Смоленского Кремля, а с наступлением темноты под залпы праздничного салюта поезд повез нас обратно на Белорусский вокзал, где 11 дней назад все только начиналось.

В общем, Белоруссия – это очень хорошо и мы там еще непременно побываем!

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ с подробными описаниями и фотографиями находится ТУТ

Отдельное персональное спасибо хочется сказать:

Татьяне – за почти бессменную и нелегкую работу по ежедневному приготовлению завтраков и ужинов на весь наш многочисленный коллектив. Причем во многих случаях ужин состоял из двух блюд – подобное я видел в походе впервые.

Николаю Черкасову (более известному как Paralizer) - за утреннее дежурство у костра, помощь в приготовлении завтраков и ежедневный ранний подъем группы.


Трек - Нажмите, чтобы скачать архив НЕФИЛЬТРОВАННЫХ (с сохранением данных о скорости) треков этого похода в формате OziExplorer. Каждый файл соответствует одному ходовому дню.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz