Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День восьмой


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса

Н. Новгород - Макарьево - р. Керженец, 105 км.

Карту пути можно посмотреть тут

Гостиница, где мы ночевали.

Несмотря на уличный шум, доносившийся из открытых окон практически всю ночь и непрекращающуюся жару, выспаться в этой весьма нетипичной для центра большого города гостиницы удалось весьма неплохо. Вчерашняя дневка замечательно сняла накопившуюся за неделю усталость, и теперь вновь хотелось пуститься в дальний путь, тем более что впереди нас ждала весьма интересная часть маршрута, проходящая по лесистому берегу Волги – местам, к которым я давно присматривался, планируя очередные путешествия.

RaFaeL Переплываем Волгу на пароме.

Еще до завтрака Женя связался по телефону c только что вернувшимся из похода по Рязанской области RaFaeL’ем, и тот, узнав, что мы в его родном городе, захотел повидаться и познакомиться. Встретиться с этим неординарным человеком, с которым я неоднократно общался в Интернете и который дал немало полезных советов по поводу нашего маршрута, было довольно любопытно – ведь подобные контакты всегда интересны и полезны. Так что, не теряя времени и договорившись о месте и времени встречи, мы довольно быстро собрались, плотно позавтракали в ближайшей пиццерии, а к началу одиннадцатого двинулись в сторону парома.

RaFaeL (настоящее имя – Александр) не заставил себя ждать, и подъехал к пристани сразу вслед за нами  на своей видавшей виды “Мериде”, при одном взгляде на которую чувствовалось, что человек занимается велотуризмом вдумчиво и серьезно. Согласившись прокатиться вместе с нами куда-нибудь в сторону Макарьево, он переправился на другой берег вместе с нами, так что, полюбовавшись на прощание в последний раз на величественные стены Нижегородского Кремля, мы уже очень скоро вместе неспеша забирались в довольно пологий и длинный подъе��, в точности повторяя вчерашний путь в обратном направлении.

И хотя начиная с самого начала путешествия общий темп движения был довольно высоким, едва позади остался центр Бора и потянулись промышленные окраины, как стало очевидно, что сегодня мы поедем еще быстрее. Сочетание легкого попутного ветра, равнинной дороги и сытного завтрака в городе, не сравнимого с тем, что обычно получается на природе, делали свое дело – наша скорость даже поначалу не опускалась ниже 22 км/час, а авангард команды в лице Жени и едущего налегке Александра с каждым километром плавно разгонял пелетон, и, чтобы успеть за ними, порой приходилось слегка напрягаться и переходить на повышенные передачи.

Не прошло и 20 минут, как последние кварталы Бора остались позади и вдоль шоссе потянулась довольно приятная сельская местность, слегка похожая на то, что два назад мы видели к югу от Городца. Как и там, все тут оказалось совершенно непохожим на то, что можно увидеть вблизи Москвы – никаких коттеджных поселков, бесчисленных дачных массивов, а вместо всего этого - множество незастроенных полей и замечательная природа кругом. И хотя поначалу количество машин на этой дороге областного значения было  довольно значительным, по мере удаления от Бора трафик постепенно редел, а где-то за Редькино стало возможным подолгу ехать в два ряда и беседовать на ходу, стремительно оставляя позади очередные километры.

Наверное, при более благоприятных условиях тут можно было запросто проехать и 120, и 150 км в день, однако жара, не дающая покоя уже неделю, и не думала спадать. Как это уже бывало не раз, за монотонным кручением педалей прохладное утро плавно сменилось полуденным зноем, от которого уже не спасала ни придорожная лесополоса, ни набегающие потоки воздуха. Однако наши форварды, увлеченные беседой и скоростью, похоже, не обращали на это внимание, так что первая на сегодня остановка была устроена лишь на 30-ом километре пути в большом селе Останкино, в котором очень кстати обнаружился магазин, где можно было купить холодной газировки. Именно здесь, на перекрестке дорог еще вчера была запланирована встреча с Ниной и Татьяной, однако как вскоре выяснилось, что они уже где-то впереди и теперь неспеша едут к Макарьево. Заставлять их ждать было неудобно, да и великолепная дорога звала в путь, поэтому, слегка отдохнув и утолив жажду, мы попрощались с Александром, и двинулись в разные стороны – он обратно к себе домой, а мы – на восток, навстречу огромным лесам, что тянутся много километров подряд вдоль берегов Волги и Керженца.

Судя по старым картам и информации с замечательного сайта parovoz.com в этих местах не так давно существовала огромная разветвленная сеть узкоколеек. Начинаясь в поселке Ситники неподалеку от Бора, рельсы шли более чем на сотню километров через глухие леса до отдаленных мест типа Рустая и Кузьмияра, куда было регулярное пассажирское сообщение, а одна из веток пролегала примерно параллельно нашему шоссе. Увы, но всеобщее вымирание этого экзотического вида транспорта не обошло и эту систему –  бывший переезд за Ямново удалось найти лишь благодаря GPS-навигатору, а то, что здесь удалось увидеть, типично для подобных мест – рельсов давно нет, и лишь странная насыпь с кое-где встречающимися остатками шпал напоминает о тех недавних временах, когда тут ходили поезда.

Вскоре за этим местом начался самый приятный участок пути на сегодня – обогнув болота в районе озера Нерисово, дорога прямой стрелой устремилась в бескрайнюю лесную даль, где на протяжении многих километров нет никаких признаков цивилизации. Подобные места всегда очень приятны, а так как машины к этому моменту почти исчезли, то теперь ничто не мешало спокойной и размеренной езде и наслаждению неброскими красотами здешней природы. В общем, все лучшие ожидания насчет этих мест оправдывались, однако тридцатиградусная жара, сопровождавшая нас почти от самого начала пути, все усиливалась, заставляя задуматься об обеденном отдыхе у водоема. Вариант тут был один – река Керженец за Ивановским, поэтому, добравшись до этого села, мы без задержек двинулись дальше, надеясь максимум через 15 минут быть в спасительной тени у воды.

Река Керженец. Эх, побольше бы таких мест по пути!

За прошедшие годы не раз приходилось убеждаться в том, что дороги, построенные за последние 15-20 лет, на общедоступных картах рисуются совершенно неправильно, и эта трасса стала еще одним примером этого странного явления. За Ивановским она неожиданно сделала хитрый крюк и пошла примерно на километр севернее того, что нарисовано на карте – судя по всему, картографы просто обвели красным цветом существовавшую лет 30 назад лесную грунтовку, не обращая внимание на то, что новая дорога проложена совсем иначе. Петляя среди отличных сосновых лесов, это тихое шоссе вскоре привело к замечательному месту – полноводной реке Керженец, плавно несущей свои торфяные воды среди песчаников и сильно напоминающую любимую всеми Пру в Рязанской Мещере – столь же красивую и спокойную. Глядя на всю эту красоту, очень хотелось остановиться и искупаться, однако Нина и Татьяна судя по всему были уже где-то впереди, поэтому ничего не оставалось, как крутить педали дальше в Макарьево, надеясь на скорую встречу.

Прямо по курсу - Макарьево.

Эта встреча произошла гораздо раньше, чем можно было предположить: пока мы закупались у магазина в Валках, дамы неожиданно подъехали сзади – оказалось, что они давно отдыхали на реке и чудом заметили нас. Возвращаться обратно не хотелось, поэтому было решено так – едем в Макарьево, там отдыхаем, а далее смотрим по обстоятельствам. Как и все дороги нижегородской земли, по которым нам довелось проехать за последние дни, путь в этот старинный поселок, где когда-то проводились знаменитые Макарьевские ярмарки, оказалась замечательным – ровный новый асфальт, равнина и полное безлюдье кругом. Петляя среди заболоченной местности, мы едва заметно спускались к Волге, и не прошло и получаса, как прямо по курсу показались очертания Макарьева монастыря – главной здешней достопримечательности, ради которой и был затеян этот радиальный выезд.

Это необычное место произвело приятное впечатление с самого начала. В отличие от других подобных монастырей, тут на редкость тихо и спокойно – никаких толп туристов, автобусов и торговли, а сочетание отреставрированных церквей и широкой водной глади Волги выглядит на редкость гармонично и естественно. Стоя на набережной, отсюда можно было долго любоваться величественной рекой, за которой, насколько хватает глазу, тянутся высокие холмы и безбрежные дали – подобные виды настраивают на спокойный лад и позволяют забыть все мелкие неурядицы. А так как времени было у нас полно, то, никуда не торопясь, мы пробыли тут довольно долго, прогуливаясь вдоль стен и по очереди заходя вовнутрь. Причем несмотря на то, что монастырь действующий, никто не препятствовал посещению храмов и прогулкам по территории – а это довольно нечастое явление в последнее время.  

У белоснежных стен Макарьева монастыря.
Успенская церковь Троицкий собор (XVII век) Надвратная уерковь Михаила Архангела

Само же Макарьево, о котором, глядя на карту, можно было подумать как о большом поселке и туристском центре, в реальности оказалось весьма глухой деревней с некрашеными домами, где даже магазина с первого взг��яда найти не удалось. Поэтому идея ночевки на Волге отпала сама собой, так что когда время подошло к по����овие шестого и все по много раз обошли наиболее исные места, мы вновь сели в седла и покатились обратно в Валки, чтобы купить продуктов на ужин и заодно пополнить иссякшие запасы воды.

Как обычно, закупки  получились довольно долгими, а в процессе них единогласно было решено не портить остаток дня ненужными поисками места ночевки, а поступить проще – вернуться на Керженец и встать там, ибо ехать неизвестно куда при наличие такого шикарного места под боком было бы непростительной глупостью. Так что, проехав несколько километров на запад, очень скоро мы уже ставили палатки в чудесном сосновом лесу, где было все необходимое – масса дров, мягкий ковер из опавших иголок и полноводная река с песчаными берегами неподалеку.

Пожалуй, это была лучшая полевая ночевка за весь поход. Несмотря на переваливший уже за сотню километров дневной пробег, благодаря впечатляющей средней скорости, превышающей 20 км/час, прибыли мы на редкость рано (в 18:30), так что вечер прошел в приятной расслабленной обстановке. Поэтому на этот раз можно было спокойно погулять вдоль живописной реки и искупаться, а потом задолго до темноты отведать вкусного ужина, который плавно перешел в длительное чаепитие и традиционные вечерние посиделки. Никто особо не торопился расходиться по палаткам, поэтому интересные разговоры на разные темы не утихали до полуночи – эх, хороши летние вечера!


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz