|
От Выгозера до Волхова: план похода на
август 2017 г.
Кратко о маршруте
Время летит неумолимо и вот уже подходит пора
главного события велосезона-2017 - нашего традиционного "большого"
летнего похода.
Пройденные за прошлые года
замечательная "Транскарелия-2015" и не менее
замечательный, хотя местами и чересчур экстремальный поход
от Белого моря до Рыбинского
водохранилища показали, что при должной погоде
карельские грейдера - это замечательные дороги, по которым можно ездить по несколько сотен
километров подряд, не испытывая особых неприятностей. Поэтому в этом
году предлагается устроить нечто подобное и проехать по тем местам, где
мы еще не бывали - прежде всего, юго-запад Карелии и местность вдоль
восточного побережья Ладожского озера.
Как обычно, собственно маршрут состоит из двух малопохожих друг на друга частей.
Первые ~380 км, на преодоление которых отводится 6 дней, пролегает по
довольно глухим местам, находящимся в стороне от больших городов и
основных дорог. Тут почти полностью отсутствует асфальт, вместе с тем
населенные пункты не так уж и редки, как в более северных районах, что
позволяет путешествовать с достаточным комфортом. Вторая часть пути
(начиная с выезда к Ладоге) похожа на
"обычные" наши похода и проходит в основном по дорогам с хорошим
покрытием и небольшим трафиком, через интересные старинные города и
природные достопримечательности. Разумеется, дневные пробеги тут будут
несколько выше, а автономность будет ограничена в самом худшем случае
полсутками.
Протяженность маршрута в базовом варианте - около 970 км, что по
многолетнему опыту достаточно оптимально для
полноценного двухнедельного похода.
Дата отправления - 5 августа (суббота) поездом 016 в 0:40 до
Беломорска, прибытие в
Москву - соответственно 20 августа (воскресенье) поездом 042 из
Новгорода.
В целом по степени удаленности от цивилизации, количества
неасфальтовых дорог данный поход ожидается несколько более простым, чем
прошлогодний. Тем не менее, маршрут изобилует довольно малонаселенными
участками, длинными перегонами по грейдерам, а в ряде мест - и
выраженным рельефом местности, что что необходимо учитывать всем участникам.
В связи с тем, что на текущий момент уже
заявилось более 20 человек, больше заявки не принимаются. Исключение -
лишь для знакомых людей, с которыми мы ездили неоднократно.
Таблица расстояний между пунктами
Тут приведены таблицы расстояний между основными пунктами маршрута. Следует иметь в виду, что тип покрытия точно известен далеко не на
всех участках, поэтому вероятны некоторые неточности!
Основной вариант
Участок
маршрута |
Длина
участка |
Дистанция
от начала |
Тип покрытия |
Сегежа - перекресток с трассой М-18 |
11 |
11 |
асфальт |
перекресток с трассой М-18 -
Волдозеро |
7 |
18 |
грейдер |
Волдозеро - р. Пезега |
20 |
38 |
грейдер |
р. Пезега - оз. Сяргилампи |
15 |
53 |
грейдер |
оз. Сяргилампи - Шалговаара |
21 |
74 |
грейдер |
Шалговаара - р. Волома |
15 |
89 |
грейдер |
р. Волома - Паданы |
17 |
106 |
грейдер |
Паданы - перекресток дорог
86К-165 и 86К-9 |
6 |
112 |
грейдер |
перекресток дорог 86К-165 и
86К-9 - р. Поруста (Сельги) |
21 |
133 |
грейдер |
р. Поруста - Гумарино |
21 |
154 |
грейдер |
Гумарино - Янгозеро |
13 |
167 |
грейдер |
Янгозеро - перекресток с 86К-14 |
12 |
179 |
грейдер |
перекресток с 86К-14 -
Поросозеро |
19 |
198 |
грейдер |
Поросозеро - Костомукси |
22 |
220 |
грейдер |
Костомукси - Лахколампи |
16 |
236 |
грейдер |
Лахколампи - р. Тарасйоки |
15 |
251 |
грейдер |
р. Тарасйоки - Леппяниеми |
17 |
268 |
грейдер |
Леппяниеми - Суоярви |
17 |
285 |
грейдер/
асфальт |
Суоярви - Пийтсиеки |
19 |
304 |
асфальт/
грейдер |
Пийтсиеки - оз. Колласъярви |
11 |
315 |
грейдер |
оз. Клласъярви - Лоймола |
11 |
326 |
грейдер |
Лоймола - Сюскюярви |
32 |
358 |
грейдер |
Сюскюярви - поворот на Белые
мосты |
4 |
362 |
грейдер |
поворот на Белые мосты - водопад |
10 |
372 |
грейдер |
водопад - оз. Руокоярви |
6 |
378 |
грейдер/
грунт |
оз. Руокоярви - выезд на А-121 |
4 |
382 |
грунт/
грейдер |
выезд на А-121 - "Крест скорби" |
8 |
390 |
асфальт |
"Крест скорби - Питкяранта |
15 |
405 |
асфальт |
Питкяранта - Ууксу |
12 |
417 |
асфальт |
Ууксу - Салми |
24 |
441 |
асфальт |
Салми - Погранкондуши |
26 |
467 |
асфальт |
Погранкондуши - Видлица |
16 |
483 |
асфальт |
Видлица - р. Тулокса |
17 |
500 |
асфальт |
р. Тулокса - Ильинский |
13 |
513 |
асфальт |
Ильинский - Олонец (остром
Мариам) |
18 |
531 |
асфальт |
Олонец - выезд на М-18 |
14 |
545 |
асфальт |
выезд на М-18 - граница Карелии |
10 |
555 |
асфальт |
Граница Карелии - Старая Слобода |
13 |
568 |
асфальт |
Старая Слобода - возврат на М-18 |
14 |
582 |
грейдер |
Возврат на М-18 - Лодейное поле |
10 |
592 |
асфальт |
Лодейное поле - Комбаково |
24 |
616 |
асфальт |
Комбаково - Алеховщина |
23 |
639 |
асфальт |
Алеховщина - Явшиницы |
14 |
653 |
асфальт |
Явшиницы - Б. Коковичи |
22 |
675 |
грейдер |
Б. Коковичи -мост через Капшу |
22 |
697 |
грейдер |
Мост через Капшу - Мехбаза |
7 |
704 |
грейдер |
Мехбаза - Серебрянка |
9 |
713 |
грейдер |
Серебрянка - Бор |
30 |
743 |
асфальт |
Бор - Тихвин |
17 |
760 |
асфальт |
Тихвин - Липная Горка |
24 |
784 |
асфальт |
Липная Горка - поворот наРугуй |
25 |
809 |
асфальт |
поворот на Ругуй - Кукуй |
23 |
832 |
асфальт |
Кукуй - перекресток с 41К-15 |
9 |
841 |
асфальт |
Перекресток с 41К-15 - оз.
Облуцкое |
8 |
849 |
асфальт |
оз. Облуцкое - Оксуй |
14 |
863 |
грейдер |
Оксуй - Грузино |
19 |
882 |
асфальт |
Грузино- Дубцы |
18 |
900 |
грейдер |
Дубцы - Селищи |
21 |
921 |
грейдер |
Селищи - Котовицы |
36 |
957 |
асфальт |
Котовицы - Новгород |
20 |
977 |
асфальт |
"Восточный" вариант от Суоярви
Участок
маршрута |
Длина
участка |
Дистанция
от начала |
Тип покрытия |
Суоярви - Хаутаваара |
22 |
307 |
асфальт |
Хаутаваара - Игнойльская ГЭС |
14 |
321 |
асфальт/
грунт |
Игнойльская ГЭС - Вешкелица |
13 |
334 |
грейдер |
Вешкелица - Эссойла |
23 |
357 |
асфальт |
Эссойла - Вагатозеро (р. Шуя) |
12 |
369 |
асфальт |
Вагатозеро - Савиново |
22 |
391 |
асфальт |
Савиново - Ведлозеро |
17 |
408 |
асфальт |
Ведлозеро - Кинелахта |
30 |
438 |
грейдер |
Кинелахта - Большие горы |
14 |
454 |
грейдер |
Большие Горы - Видлица |
18 |
472 |
грейдер |
|
Предполагаемый график движения
День
пути |
Дата |
Участок
маршрута |
Расст.
по асф. |
Расст.
по грейдеру/
грунту |
Всего
за день |
Примечания |
1 |
05.08 |
ст. Сегежа - гостиница "Сегежа" |
3 |
0 |
3 |
Поезд 016А прибывает в Сегежу в 22:03. После сбора
вещей и велосипедов едем в
гостиницу "Сегежа" (около 3-4 км от вокзала),
где ночуем. Для нежелающих цивильной ночевки можно будет проехать
еще несколько километров и заночевать за городом (например,
вот тут на берегу Линдозера или
чуть подальше). |
2 |
06.08 |
Сегежа - перекресток с трассой М-18 - Волдозеро - р. Пезега - оз.Сюяярви |
11 |
59 |
70 |
С утра - большие закупки еды в одном из магазинов на
окраине Сегежи (в центр ехать не планируется) и выдвижение на
маршрут. Первые 10 км до трассы М-18 - асфальт, далее - грейдер,
идущий среди довольно равнинной и весьма малонаселенной местности
(магазинов до вечера не будет). Обед - полевой (например, на р.
Войвонец). Начиная примерно с 60-ого км
начинаются многочисленные озера (и горки), так что с ночлегом тут проблем быть
не должно. "Штатное" место -
северный берег оз. Сюяярви не доезжая пары км до пос. Шалговаара. |
3 |
07.08 |
оз. Сюяярви - Шалговаара - р. Волома - Паданы -
Сельги - оз. Энингилампи |
0 |
63 |
63 |
Непростой день пути с относительно небольшим пробегом.
С самого утра проезжаем Шалговаару (там должны быть магазины), далее
будет довольно равнинный участок дороги почти до самых Паданов
(крупный поселок, где будут закупки на ужин), после которых вновь
начинается довольно сильная пересеченка. Обед - полевой
(примерное место - берег Сегозера за Паданами) или в общепите
в самих Паданах (что сильно вряд ли). Ночевка - ориентировочно
на берегу Энингилампи (судя по космоснимкам,
туда от основной трассы есть дорога), либо прямо у моста на р.
Поруста за пос. Сельги. |
4 |
08.08 |
оз. Энингилампи - Сельги - Гумарино - Янгозеро -
перекресток с 86К-14 - Поросозеро - р. Суна |
0 |
63 |
65 |
Продолжение весьма холмистого участка пути. Весь день - сплошной
грейдер, редкая населенка и довольно сильнопересеченная местность. В
Гумарино - закупки на обед, сам обед- где-то в районе Янгозера.
Вечером прибываем в Поросозеро (там много магазинов) и ночуем где-то
за поселком (тут могут быть некоторые проблемы). |
5 |
09.08 |
р. Суна - Костомукси - Лахколампи - р. Суойоки |
0 |
67 |
67 |
Заключительный день первого этапа пути. До Костомукси будет
довольно много горок, дальше - практичнски полная равнина. Обед -
полевой в районе Лахколампи. Для желающих можно будет проехать
еще ~20 км и заночевать в гостинице г. Суоярви (тогда дневной пробег
приблизится к 90 км, зат следующий день будет полноценной
полудневкой). |
6 |
10.08 |
р. Суойоки - Леппяниеми - Суоярви - оз. Колласярви |
20 |
30 |
50 |
День отдыха с маленьким пробегом. С утра -
едем в Суоярви (~20 км, из них 10 км - асфальт, начинающийся
переезда через западно-карельскую ж/д). В городе посещаем местный
краеведческий музей, обедаем в общепите. Далее - едем по трассе
А-131 до оз. Колласярви (первые ~10 км от города асфальт, далее -
грейдер), где можно будет осмотреть
мемориал, посвященные событиям Зимней м Великой Отечественной войн.
Ночевка - на том же озере (как вариант - через 5 км на оз.
Суованъярви) |
7 |
11.08 |
оз. Колласярви - Лоймола - поворот на водопопад - Белые мосты -
оз. Руокоярви |
0 |
63 |
63 |
Непростой и насыщенный день.
До обеда едем все по тому же холмистому грейдеру. Сам оббед
- полевой (ориентировочно на р. Кютсиноя или оз. Кютсинъярви).
После обеда можно будет осмотреть остатки
финских противотанковых укреплений в районе пос. Сюскюярви, на
57-ом километре от старта сворачиваем с основной дороги и местными
грейдерами и грунтовками пробираемся в
водопаду "Белые мосты" - одному из красивейших водопадов
Карелии.
После осмотра водопада (а там стоит провести как минимум
час-полтора) возвращаемся на юг и ночуем на Рукоярви.
Для нежелающих ехать на водопад, можно будет сократить маршрут на
~25 км и к вечеру добраться до Питкяранты, где заночевать в одной из
городских гостиниц. |
8 |
12.08 |
оз. Руокоярви - выезд на А-121 - "Крест скорби" - Питкяранта -
Салми - Погранкондуши - берег Ладожского озера |
89 |
3 |
92 |
Практически ��олностью "асфальтовый" день после нескольких сотен
километров грейдеров. Дневной перегон длинный, дорога должна быть
простой.
С утра выходим на новую трассу А-121, с которой сворачиваем через 8
км на дорогу вдоль побережья Ладоги. В деревне Койриноя можно
будет заехать посмотреть на
тамошний водопад.
Закупки на обед- в г. Питкяранта, сам обед - скорее всего полевой на
участке Ууксу - Салми (по возможности на берегу Ладоги) или же в
общепите пос. Салми (по данным сайта autotravel.ru оно там есть).
Ночевка - однозначно на берегу Ладожского озера недалеко от места,
где шоссе пересекает ж/д. Если там будут проблемы, то можно будет
встать несколько дальше, где шоссе вплотную подходит к озеру. |
9 |
13.08 |
берег Ладожского озера - Видлица - р. Тулокса - Ильинский -
Олонец - Мегрека - выезд на М-18 - оз. Вельгоярви |
82 |
0 |
82 |
Продолжение движения по шоссе вдоль берега Ладоги. Первые 10 км
дога идет почти вплотную к воде (должно быть очень красиво), далее -
по равнинным лесам. После пос. Ильинский трасса выходит на берег
Олонки и местность резко меняется, становясь полностью открытой.
Обед - по возможности в общепите пос. Ильинский. После обеда
заезжаем в старинный городок Олонец, где посещаем музей
карелов-ливвиков и уникальный собор Смоленской иконы Божией
матери, расположенный на острове.
К вечеру выезжаем на мурманское шоссе (увы, других дорог тут нет) и
ночуем недалеко от него на озере. В случае нехватки времени возможна
ночевка на Мегреке сразу за одноименным селом (это на 10 км ближе). |
10 |
14.08 |
оз. Вельгоярви- граница Карелии - Старая слобода -
Лодейное поле - р. Шамокша - оз. Лягозеро |
49 |
14 |
63 |
Эксурсионно-отдыхательный день с относительно небольшим
пробегом. С утра по М-18 доезжаем до поворота на
Александро-Свирский монастырь (~18 от старта) в селе Старая
Слобода и посещаем его. Далее по старому грейдеру вновь выходим на
трассу, пересекаем Свирь по совмещенному авто-железнодорожному мосту
и прибываем в Лодейное поле (~40 км от старта).
Здесь мы прощаемся с частью группы, уезжающей в Москву, обедаем в
общепите, посещаем
парк-мемориал Свирской победы и местный музей (находится в
самом парке). Ближе к вечеру выезжаем из города в сторону Тихвина и
через ~20 км устраиваемся на ночлег (тут возможны некоторые
проблемы, поскольку местность довольно пересеченная и заболоченная).
Если не ехать в Александро-Свирский монастырь, то дневной пробег
укорачивается до 55 км (все по асфальту). В этом случае логично
будет проехать еще ~7-8 км и заночевать на Савозере (судя по
снимкам, подъезд нему есть). |
11 |
15.08 |
оз. Лягозеро - Алеховщина - Явшиницы - Б. Коковичи
- оз. Долгое |
42 |
28 |
70 |
Довольно непростой день пути - очень много подъемов-спусков.
Основные закупки - в Алеховщине, обед - полевой (как вариант - оз.
Бол. Жабье). После Явшиниц асфальт заканчивается и начинается
грейдер, вначале очень холмистый, затем - более-менее ровный и очень
петляющий. При желании можно будет удлинить перегон на 11 км и
заночевать на Капше напротив Токарево. |
12 |
16.08 |
оз. Долгое - мост через Капшу - Мехбаза - Серебрянка - Бор -
Тихвин |
50 |
32 |
82 |
Первые 32 км - все тот же тяжелый и холмистый грейдер, что и
накануне. Ближе к Серебрянке он становится равнинным, а дальше
начинается отличных асфальт с минимальным трафиком, идущий до самого
Тихвина. Закупки на обед - в Ганькино, сам обед - скорее всего на р.
Паша. Вечером прибываем в Тихвин и заселяемся
в одноименную гостиницу. |
13 |
17.08 |
Тихвин - Липная Горка - поворот на Ругуй - оз. Казьян. |
69 |
1 |
70 |
С утра - завтракаем в отеле и едем смотреть
Успенский монастырь - главную достопримечательность Тихвина.
После этого закупаем продукты на весь оставшийся день и неспешно
едем на юго-запад по трассе Р-36 - хорошей асфальтовой дороге с
минимальным трафиком, идущей по равнинной местности среди болот и
лесов. Магазинов по пути тут скорее всего не будет. К вечеру
добираемся до окрестностей села Кукуй и ночуем перед ним на
небольшом лесном озере справа от дороги. Альтернативное место
- р. Пчевжа (+4-5 км вперед). |
14 |
18.08 |
оз. Казьян - Кукуй - оз. Облуцкое - Оксуй - Грузино - Дубцы - р.
Выдро |
36 |
39 |
75 |
Новый асфальт, идущий от Тихвина продолжается лишь до озера
Облуцкого (~20 км от ночевки), а дальше почти вплоть до самого Оксуя
- лишь старый грейдер. Обед - полевой (в пос. Грузино или
где-то перед ним). Вскоре после Грузино вновь начинается грейдер,
который у ст. Дубцы пересекает Октябрьскую ж/д. С ночевками тут
могут быть проблемы, поскольку местность низинная и болотистая. |
15 |
19.08 |
р. Выдро - Селищи - Котовицы - Великий Новгород |
54 |
16 |
70 |
С утра - едем оставшиеся 16 км грейдера до Селищи, откуда уже
начинается асфальт в сторону Новгорода, идущий вдоль Волхова У с.
Котовицы переезжаем на другой берег Волхова по мосту трассы М-10 и
далее по относительно тихим асфальтовым дорогам въезжаем в Новгород.
В городе - небольшая обзорная поездка по центру, заключительный ужин
в кафе, а в 21:20 - отбытие на поезде 042 в столицу. |
ИТОГО: |
504 |
478 |
977 |
|
|
|
|