Cтатистика по походам за 2003-2012 года
Поиск: 

powered by FreeFind

Некоторая статистика по однодневным походам за 2003-2014 годы

И хотя наши велопоездки не преследуют каких-либо спортивных целей и основная их задача - получение удовольствия от езды, общения, разведок и посещения интересных мест, тем не менее все-таки мы стараемся по возможности избегать сугубо отдыхательных мероприятий, в которых велосипед и езда на нем порой превращается во что-то вторичное. Говоря образно, каждая наша поездка происходит не "до привала" и тем более не ради этого самого привала, а "по маршруту", который в общем-то является первичным. А так как за прошедшие годы проведено уже весьма немало однодневных походов, то было решено сделать некоторый статистический обзор, чтобы наглядно представить основные тенденции, а заодно понять для себя, что же изменилось за прошедшие годы и чего можно ожидать в будущем.

Представленные данные касаются лишь однодневных поездок, как наиболее многочисленных, массовых и поддающихся статистическому анализу.


Общий километраж за сезон

Год Суммарная протяженность походов
2003 4050
2004 4485
2005 4130
2006 4240
2007 4186
2008 4084
2009 3533
2010 3249
2011 3424
2012 3834
2013 3607
2014 3867

Эти данные, взятые из общего списка походов, включают в себя суммарный пробег во всех значимых выездах (одно-, двух- и многодневных) в течение сезона и являются более-менее объективным мерилом велоактивности. Следует отметить, что приведенные цифры не равны общему количеству накрученных за сезон километров, ибо в них не отражены поездки на вокзалы, на дачу и прочее, что не относится напрямую к групповым походам.

Как видно, на протяжении 2003-2008 годов общий километраж оставался более-менее постоянным, а затем началось довольно существенное снижение. Оно вызвано двумя факторами - некоторым сокращением длительности традиционных весенних многодневок (увы, но не во все года можно позволить себе 10-11 выходных на майские праздники), а также наметившейся (и, на мой взгляд, разумной) тенденцией отменять выезды при неблагоприятных прогнозах погоды. Безусловно, немаловажную роль в скромных показателях 2010 года сыграла аномальная жара, из-за которой почти месяц пришлось сидеть дома, ибо поездки в таких условиях - это не удовольствие, а серьезный риск для здоровья.

В 2011 году суммарный пробег вновь возрос до уровня 2009 года, достигнув почти 3500 км, а в 2012 и последующие годы довольно близко подобрался к значениям 2003-2008 годов, что не может не радовать. Ибо определенная стабильность в этом деле- это не такая уж и плохая тенденция. 


Количество однодневных выездов за сезон

Еще один, на мой взгляд, важный показатель, ибо однодневные ПВД это фактически основа нашей велодеятельности и заодно - наиболее массовые и демократичные мероприятия, во многих из которых численность группы переваливает за 30, а то и и за 40 человек. К сожалению, в последние годы наблюдается некоторая тенденция к снижению количества таких выездов - увы, но со со временем все меньше и меньше хочется ездить в плохую погоду, да дел, не связанных с велосипедом, становится также все больше и больше. Хорошо заметен "провал" в 2010 году, вызванный прежде всего аномальной жарой стоявшей на протяжении почти половины лета.

Впрочем, начиная с 2011 года наблюдается некоторый рост, а в 2012 и 2014 годах количество таких выездов уже сравнялось с аналогичными показателями 2005-2006 годов. Так что о том, что ездить стали меньше, пока, наверное, говорить преждевременно.


Средний километраж поездки

Пожалуй, это - наиболее важный и достаточно объективный числовой показатель уровня сложности и спортивности поездок. Конечно, километр километру рознь, однако учитывая довольно стабильный характер наших походов, отсутствие ярко выраженной их "внедорожной" направленности и сознательное избегание труднопроезжих мест приведенные цифры можно считать вполне сравнимыми между собой.

Как видно, в целом изменения за прошедшие годы если и есть, то довольно несильные. Средняя протяженность однодневок по прежнему держится в районе весьма достойной цифры в 100 км или чуть-чуть меньше и в целом практически не снижается, что, наверное, можно считать весьма хорошей и спортивной тенденцией.  Стоит отметить, что по сравнению с началом 2000-х годов нынешние маршруты  обычно содержат значительно больший процент неасфальтовых дорог, так что некоторое уменьшение средней протяженности в целом закономерно.


На следующей диаграмме представлено распределение ВСЕХ однодневок 2003-2014 годов по протяженности (значения округлены с точностью 5 км, по оси ординат - количество поездок). Как следует из представленных данных, длина большинства маршрутов укладывается в довольно узкий интервал 90-110 км, что вполне логично и объяснимо - по многолетнему опыту это оптимальные значения  для хорошей покатушки. Ибо меньшие расстояния означают либо откровенный матрас, либо явный перебор бездорожья, а большие с высокой вероятностью приводят к невозможности нормально отдохнуть и/или вернуться домой в приемлемое время, что с моей точки зрения не есть правильно.


Удаленность маршрутов от Москвы

И хотя этот параметр не характеризует напрямую собственно покатушки, тем не менее было любопытно проследить, как с годами менялись предпочтения относительно того, насколько далеко отъезжать от Москвы для начала маршрута и сколько по времени ехать на электричке от точки финиша до вокзала. В качестве исходных данных брались расстояния по ж/д от станции старта/финиша до соответствующего вокзала(±2-3 км). Синий цвет - среднее расстояние точки старта от Москвы, красный - то же самое для точки финиша.

Как видно, до 2011 года, точка старта в среднем всегда была дальше от Москвы, чем точка финиша, что соответствует излюбленной нашей тактике движения издалека в сторону города. Однако прослеживается весьма четкая тенденция приближения маршрутов к Москве - если в 2003 году они в среднем начинались более чем в 90 км от города, то в последние годы эта цифра составляет всего около 60 км. Вместе с тем, средняя удаленность точки финиша мало изменилась, и из года в год попадает в интервал 40-50 км, что соответствует станциям, расположенным в районе кольцевой трассы А-107 или несколько ближе.

Интересная ситуация наблюдалась в 2011 году - среднее удаление от Москвы точки финиша впервые пусть и ненамного, но превысило аналогичный параметр для точки старта. Связано это, прежде всего, с сильно возросшей популярностью поездок, начинающихся в Москве или ближайшем Подмосковье, когда можно добраться к месту старта без использования электричек. Особенно хорошо показала подобная организация в осенний период, ибо только так можно по максимуму использовать короткое световое время, не прибегая к негуманным мерам типа сбора на вокзале в 7 утра.

В 2012 году среднее удаление от Москвы точек старта и финиша практически сравнялись и стало равным примерно 50 км (что соответствует двум часам  езды на электричке в обе стороны). И это не удивительно - ведь в этом сезоне было примерно равное число выездов как начинающихся в Москве или ближайшем Подмосковье и завершающихся порой в 80-90 км от города, так и пролегающих "от дальней станции к Москве". Примерно такая же ситуация наблюдалась и в следующем, 2013 году.

Говоря в целом, можно констатировать, что с годами  ездить в лектричках мы стали однозначно меньше - если раньше были нередки старты из Александрова, Дубны, Волоколамска и подобных пунктов, то теперь такое практикуется все реже, ибо очень не хочется терять драгоценное время, да стоить стали подобные переезды весьма недешево. А в последние годы так вообще появилось немало весьма интересных и нетривиальных маршрутов, начинающихся/заканчивающихся либо вовсе в Москве (в Кузьминском парке, Лосином острове, Бутове, Кунцево итд), либо в 10-15 километровой зоне от МКАД. Скорее всего, в ближайшем будущем подобная тенденция безусловно сохранится и даже усилится.


В принципе, тут можно было бы привести еще немало данных - например, по средней скорости поездок, по популярности тех или иных направлений, по количеству участников итд. Однако все это требует немалых усилий, да и вряд ли нужно - ведь мы катаемся не ради повышения показателей и перевыполнения взятых планов, а в основном ради удовольствия, общения и познания новых мест. Тем не менее, в качестве дополнения можно однозначно сказать следующее:

  • В целом ездить стали немного меньше, но явно "качественнее" - то есть маршруты стали более продуманными, меньше стало непредвиденных задержек и ненужных приключений.
  • Группы стали однозначно больше. Если в 2003-2004 годах 20 участников считалось чем-то большим, то ныне это фактически минимум. Хорошо это или плохо - сказать сложно, но то, что это накладывает отпечаток на все аспекты проведения ПВД - бесспорно.
  • Увы, но меньше стало здорового авантюризма и неизвестности. Ибо за прошедшие годы большинство дорог так или иначе разведано, да и наличие современных навигаторов, космоснимков, многочисленных чужих треков и прочего, о чем в прошлом можно было только мечтать, почти не оставляет места тем приключениям, что были типичны для поездок десятилетней давности. Опять же, сложно сказать, хорошо это или плохо, однако с точки зрения массовых ПВД с открытым участием, коими являются все наши выезды это скорее очень даже неплохо.
  • Поездки стали по крайней мере не короче. Другое дело, что в целом общая их сложность, скорее всего, немного упала, ибо с годами все больший приоритет отдается относительно несложным дорогам, равнинным местностям и отсутствию препятствий. И дело тут далеко не только в нежелании напрягаться - как показывает практика, при движении большими группами на маршрутах, изобилующих рельефом и всевозможными неоднородностями возникают весьма большие задержки и прочие неприятные (а иногда и просто опасные) явления. Немаловажную роль в некотором упрощении поездок играют и современные технологии ориентирования на местности, так как те участки, где раньше требовался подробный опрос местных жителей, разведка и возвраты с блужданиями, теперь зачастую проезжаются без остановки.
  • Приезжать в Москву стали несколько раньше. Это связано с предыдущим пунктом, а также с тем, что в целом в электричках стали проводить меньше времени. Наверное, это есть правильно - ведь во всем должна быть своя мера, а возвращение домой за полночь - далеко не то, чего хочет большинство.

Если у вас есть что добавить к этому - просьба писать в комментариях.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz