Поиск: 

powered by FreeFind

FAQ (или Часто Задаваемые вопросы)

Данная страница была создана на основе вопросов, которые часто задают люди, желающие участвовать в наших походах. Также тут рассказано о принятой стратегии разработки веломаршрутов и их прохождении, которая сложилась за несколько лет активного катания. Надеюсь, что эта информация будет полезна потенциальным участникам наших будущих походов, которые смогут заранее решить, подходит ли им данный стиль или нет.


Содержание


Для начала - вопросы и ответы на них.

Когда проводятся ваши однодневные походы?

Они проводятся по выходным дням (обычно это воскресенье, хотя в последнее время более популярными являются субботние выезды), начиная с начала апреля до середины или конца октября. Зимой и поздней осенью походов нет.

На каком велосипеде можно поехать с вами?

Практически на любом. Наши походы выходного дня - это не болотное велотрофи, не скоростная гонка по шоссе, и не новомодные веяния использовать велосипед для всякого рода акробатических упражнений, так что выбор велосипеда не имеет решающего значения. Главное - это то, что между рулем и седлом, чтобы не говорили продавцы веломагазинов и рекламщики. Для участия необходимы прежде всего исправность техники, определенная тренировка (без этого никакой мультикилобаксовый велосипед не поможет) и горячее желание ехать.

Любимые некоторыми двухподвесы для наших походов вряд ли можно рекомендовать, так как большая часть пути обычно проходит по таким дорогам, где их качества совершенно не проявляются, а даже скорей мешают.

Что нужно взять с собой в однодневный поход?

  • исправный (в самом полном смысле этого слова) велосипед
  • ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ и ЖЕЛАНИЕ ХОРОШО ПРОКАТИТЬСЯ - без этого в походе делать совершенно нечего.
  • некоторый запас продуктов на обед/перекус (в принципе, без этого можно обойтись, так как практически всегда еду можно купить по дороге, однако все же настоятельно рекомендуется взять все из дома, чтобы сэкономить драгоценное походное время и поменьше останавливаться у магазинов)
  • Хотя бы минимальный ремнабор (прежде всего - запасная камера, а лучше две; самые необходимые ключи, желателен насос)
  • кружку, миску и ложку (нож желателен) - ОБЯЗАТЕЛЬНО! К сожалению, очень нередки случаи, когда когда кому-то из-за отсутствия этих простых вещей приходилось есть горячее и пить чай из консервной банки, что не есть эстетично и удобно.
  • накидку от дождя (в жаркую погоду можно не брать), в случае сырой холодной погоды также желательно иметь запасные носки, ботинки или даже полный комплект одежды, помещенные в водонепроницаемый пакет. Много места это не займет, однако в случае ливня будет очень приятно на конечном пункте маршрута одеться снова в сухое 
  • В целях безопасности обязателен задний мигающий фонарь (для езды по городу на обратном пути). Фара также не повредит, особенно в осенних походах, когда заключительные участки пути иногда проходятся в темноте.
  • купальные принадлежности (по желанию и только в жаркую погоду)
  • деньги на проезд в электропоезде, медицинский страховой полис.

Для перевозки груза очень желательно небольшой велорюкзак или сумку, привязанную эспандерными резинками к багажнику велосипеда. Заплечные рюкзаки категорически не рекомендую, так как они затрудняют езду и от них сильно потеет спина. Также очень не рекомендуется привязывать сумки к багажнику веревками (типичная ошибка новичков) - много раз проверено, что при таком креплении они долго не держатся и норовят соскочить и попасть в спицы в самый неподходящий момент - например, на крутом спуске на скорости под 60 км/час -:)).

Какова обычная протяженность маршрута и время в пути; каков обычный темп движения?

Самый, пожалуй, часто задаваемый вопрос.  Обычно сам маршрут (от станции до станции) составляет около 100 км. На эту круглую цифру и стоит ориентироваться - совсем уж "халявных" маршрутов  на 50-60 км для новичков у нас не бывает.

Как правило, около 15-20 % (иногда и больше, однако это указывается заранее) от общей протяженности составляют грунтовые и проселочные дороги, а также пешеходные тропы с пешими участками. Ситуации, когда приходится искать нужную дорогу, спрашивать местных, немного возвращаться - обычное явление и должны адекватно восприниматься, так как часто едем по незнакомым местам (впрочем, в последние годы реальных разведок становится все меньше).  В любом случае, в полное бездорожье стараемся не забираться - все же, я придерживаюсь глубокого убеждения, велосипед создан для того, чтобы ехать на нем, а не чтобы его таскать через буреломы и болота.. 

Чистое время в пути (STP по компьютеру) составляет  обычно около 6 часов (в случае большого количества грунта на маршруте может доходить и до 8, но это крайне редко). По сложившейся классификации  наши выезды находятся где-то между средним и быстрым темпом (хотя все это весьма условно). Конкретные цифры таковы - по асфальту скорость обычно 20-25 км/час, по грунту - 10-20 км/час.

Средняя скорость в движении за весь поход составляет обычно 16-19 км/час, в зависимости от местности и характера дорог, а общая средняя скорость (с учетом всех остановок и привала) редко переваливает за 10 км/час (то есть на типичный 100-километровый маршрут тратится около 10 часов, например с 10:00 до 20:00). В общем, это не велогонка, но и не походы для тех, кто вчера купил велосипед. 

Как организуется привал и питание?

В любом однодневном выезде существует обязательный привал с костром и обедом, являющийся своеобразной кульминацией похода. Как правило, выбирается хорошее место, разводится костер и готовится обед и горячий чай. Продолжительность привала - от 2 до 3.5 часов, в зависимости от конкретных условий. Кроме основного привала, как правило устраивается 1-2 кратковременных остановки для перекусов (они обычно совмещаются с посещением магазинов).

В последнее время, чтобы не зависеть от источников воды в удобных для обеда местах, используется следующая тактика - она набирается в пластиковые бутылки (или покупается - да, да, такое тоже бывает!)  в последней перед привалом деревне и везется до места стоянки. Как показал опыт, это очень удобно - нет извечных проблем с поиском ручьев, подхода к ним, экономится время и есть полная уверенность в качестве воды. Однако для этого нужно, чтобы суммарная емкость имеющихся бутылок была по крайней мере 1.5 литра на человека, т. е. по бутылке у каждого, и в случае, если планируется такой привал, это обстоятельство неп��еменно указывается в объявлении о предстоящем походе.

Во сколько обычно вы возвращаетесь в Москву?

Поход - это мероприятие на весь день, поэтому возвращаемся мы на вокзал довольно поздно, обычно в 20-23 часа, в зависимости от продолжительности светового дня. Наиболее поздно приезжаем в первой половине лета, наиболее рано - осенью. Однако, как правило, сам поход завершается до наступления темноты.

Так что если Вам в день похода необходимо быть дома к какому-то определенному часу, то лучше вообще отказаться от участия. Ибо практика показывает, что обычно вы все равно опоздаете -:)). Никто ради вас не будет сокращать маршрут или форсировать темп, а самостоятельно досрочно финишировать можно далеко не везде и не всегда.

Как узнать о ближайших планах?

Самый надежный и правильный способ - это позвонить мне (309-88-29, желательно с 22 до 24 часов). Также можно воспользоваться E-mail, однако в этом случае своевременный ответ не гарантируется.

Рассылки Subscribe.Ru:

Подпишитесь на
новости сайта и объявления о предстоящих походах!

Следует учитывать, что изначального плана на весь сезон или даже на его часть нет и не будет (такое практикует лишь широко известный клуб "Караван"). Я не сторонник составления подобных планов однодневных походов, ибо на предпочтительность  того или иного маршрута в конкретный день влия много факторов (погода, направление ветра, пожелания участников и их количество итд), которые невозможно учесть заранее. Скажем, запланирован поход с севера на юг с большим количеством грунтов, а на практике оказывается очень мокрая погода да вдобавок еще и сильный южный ветер. В результате либо реальный маршрут не будет соответствовать плану (а тогда зачем вообще эти планы??), либо же его прохождение превратится из удовольствия в непрерывное и совершенно неоправданное мучение.

В последнее время объявления о предстоящих походах публикуются на форуме "Веломании". Также организована рассылка объявлений о походах и новостей сайта (подписаться на нее можно с основной страницы сайта, страницы новостей или прямо отсюда). Следите за объявлениями!

Какие вопросы задавать не нужно.

По опыту общения с участниками поездок (особенно с теми, кто едет впервые), многие очень любят по телефону, на форумах и по почте задавать следующие вопросы, на которые невозможно ответить:

1. Сколько человек будет в группе? Как это не кажется странным, но это неизвестно до тех пор, пока мы не приедем на станцию назначения и не посчитаемся. Никакой "предварительной записи" у нас нет и не предвидится, поэтому принцип простой - кто приедет, тот и поедет. Однако следует иметь в виду, что в последние годы народу приезжает довольно много (средняя цифра - около 25-30, но бывает и свыше 40), поэтому в любом случае на поездку в небольшой и мобильной компании рассчитывать нельзя.

2. В каком вагоне электрички вы поедете? Также некорректный вопрос, ибо из-за большого количества дачников проезд групп с велосипедами довольно затруднен и обычно выбирается тот вагон (а вернее - вагоны, ибо в большая группа в один вагон по любому не влезет), где есть соответствующие удобные "веломеста". Поэтому подсаживающимся в поезд по ходу следования можно рекомендовать садиться в любой подходящий вагон и ехать до указанной станции.

3. На какой обратной электричке планируется отъезд в Москву? Как это указано ниже, в подавляющем большинстве выездов мы не заканчиваем маршрут там, где поезда ходят редко и необходимо знать их расписание. Посему время посадки в обратную электричку  известно лишь очень примерно и может сильно варьироваться в зависимости от обстоятельств.

Чего не бывает в наших поездках

Данный список касается в основном одно- и двухдневных выездов.

  • Предварительной "записи" участников на форумах (такое в последнее время часто практикуется на "Веломании"). Принцип простой - кто приедет, тот и поедет.
  • Сбора группы на вокзале ранее 7:30-8:00. И хотя многие многие практикуют подобное мое мнение на этот счет однозначно - никакой ПВД не стоит недосыпа.
  • Выездов вечером в пятницу.
  • Приезда в Москву на последних электричках. Хотя порой прибываем мы в силу ряда обстоятельств довольно поздно, тем не менее к 22:00 уже стараемся быть в Москве.
  • Ночевок на станциях, эвакуации автотранспортом и вынужденного превращения однодневки в двухдневку. Думаю, тут комментарии излишни.
  • Долгих поездок в электричках в оба конца и соответственно однодневных маршрутов, проходящих целиком по дальнему Подмосковью или смежным областям.
  • Кольцевых маршрутов.
  • Маршрутов с длинными участками безальтернативного бездорожья (самый типичный пример - район между Петушками и Шатурой).
  • Длительных участков дорог с глубоким песком, продолжительных пешек.
  • Необходимости преодоления водных преград - болот, бродов итд.
  • Выездов при отрицательной температуре и вообще поездок в период с ноября по март.
  • Проезда через охраняемые территории (военчасти, полигоны)
  • Продолжительной езды в темноте. Поэтому последние выезды сезона стараемся завершать довольно рано.
  • Отсутствия нормального привала с костром и как минимум чаем.
  • Общей протяженности пути свыше 120-130 км в день.
  • В последние годы - маленьких компактных групп (только непонятно, хорошо это или плохо -:)) )

Немного о выборе маршрутов и тактике их прохождения.

Выбор маршрута для любого похода, в том числе и для однодневного выезда по Подмосковью - это довольно непростая задача, где нужно учитывать массу условий и обстоятельств, зачастую противоречащих друг другу. Тем не менее, основные принципы, сложившиеся в наших походах и за много лет показавшие свою правильность, следующие:

  • Маршрут составляется таким образом, чтобы 15-20 % от общего пути (15-25 км, а иногда и больше) проходило по дорогам без асфальтового покрытия или вообще по тропам. Причем, наиболее сложные и малоизвестные  участки должны приходиться на начало маршрута, когда есть запас времени и сил, а вечером уже спокойно и уверенно ехать к конечному пункту по асфальтовым и хорошо известным грунтовым дорогам.
  • Лучше всего, когда нитка маршрута более-менее прямолинейна и логична (не люблю "походы вокруг столба" и кольцевые маршруты) и пересекает значительную часть Подмосковья (для примеров см. Отчеты и описания и полный список).
  • Очень далеко от Москвы стараемся не забираться. Лучше всего, когда маршрут начинается и заканчивается в пределах 50 км от Москвы, однако выбор таких вариантов довольно ограничен. Часто применяемая и самая, на мой взгляд, правильная тактика - это заезд утром в дальнее Подмосковье (Дубна, Александров, Волоколамск итд), а затем движение своим ходом к Москве и посадка на поезд вечером уже в ближнем Подмосковье. Это позволяет сэкономить время и деньги на обратную дорогу, и не беспокоится о расписании поездов, так как вблизи города они ходят довольно часто.
    Вообще, хорошее эмпирическое правило - суммарный путь на электричке туда-обратно не должен превышать протяженность похода в 1.5 раза (а лучше - меньше), иначе теряется понапрасну драгоценное время, да и стоит это удовольствие немало.
  • Выбирать конечным пунктом маршрута те дальние станции, откуда электрички ходят раз в несколько часов (например, Талдом, Дубна, Шаховская, Петушки итд) - с моей точки зрения неправильно и таких поездок у нас нет и не будет. Равно как и не будет поездок типа Волоколамск-Можайск, Александров-Петушки итд, целиком проходящих по дальнему Подмосковью.
    Нередко в этих случаях  заключительная часть маршрута (а  то и весь он целиком) превращается в не слишком приятную гонку ради успевания на электричку, а даже небольшая задержка в пути может привести к необходимости ждать следующего поезда 2 часа или даже ночевать на вокзале (в такие ситуации  мы пока не попадали, и, надеюсь, не попадем). 
  • По возможности конечным пунктом выбирается не слишком далекая станция от Москвы (в пределах 50-70 км), являю��аяся пунктом оборота электропоездов. Это позволяет без проблем занять места и доехать до Москвы к комфортом, что немаловажно, учитывая забитость вечерних воскресных электричек. Практически всегда поездки завершаются ближе следующих станций (по направлениям): Сергиев Посад, Фрязево, Куровская, 47 км (Раменское), Барыбино, Чехов, Голицыно, Новоиерусалимская Подсолнечная, Икша.
  • Обязательно учитывается направление ветра. Ехать весь путь против ветра тяжело и неприятно, поэтому при неопределенных прогнозах розы ветров  намечается два варианта маршрута, из которых наиболее подходящий с точки зрения ветра выбирается уже на месте сбора.
  • В жаркую погоду обязательно предусматривается одна-две остановки на берегах озер и рек для купания.
  • Каждый выезд должен включать в себя что-то новое и иметь некоторый разведывательный характер (иначе не очень интересно). Поэтому маршруты в пределах одного сезона никогда не повторяются, и по возможности даже на знакомых участках местности разведываются новые дороги и интересные места.
  • Обед делается в 14-16 часов, как правило после прохождения основных проблемных участков маршрута и когда не менее половины пути остается позади.

О двухдневных походах

В  2002-2007 г. удалось провести ряд двухдневных походов (Александров - Переславль - Сергиев Посад, Спирово - Торжок - Тверь, Вязьма-Калуга (на сайте Н.Смыслова), выезды по юго-западу области, по Мещере и другие), причем все они прошли очень успешно, и в будущем  планируется продолжить эту традицию. 

В целом, все, что относится к однодневкам и описано выше, применимо и к двухдневным выездам.  Протяженность этих походов составляет около 200 км, проводить их планируется в тех местах, куда на один день ехать нецелесообразно. Для участия в двухдневном походе крайне желательно заранее сообщить об этом мне (309-88-29), чтобы согласовать вопросы, связанные со снаряжением (ночевка у нас всегда в полевых условиях, вариант гостиницы исключен).


О многодневных походах и участии в них

На протяжении последних лет сложилась хорошая традиция - два раза в сезон ездить в многодневные путешествия. Обычно первый поход проходит на майские праздники, второй - в августе (см. отчеты). Общий стиль  этих путешествий сходен со стилем одно- и двухдневных походов, что означает:

  • Маршрут обычно имеет линейный характер, начинаясь и заканчиваясь в сильно удаленных друг от друга точках. Основная его часть проходит по дорогам с твердым покрытиям, не более 15-20% от общего пути составляют грунтовые и грейдерные дороги. Бездорожье всячески избегается - если оно еще как-то допустимо в однодневках, то опыт майского похода 2002 г. показал всю неприятность тащить груженые велосипеды через бревна и противоестественность этого занятия.
  • Многодневный поход - дело серьезное, поэтому перед выездом обязательно составляется подробный и обоснованный план путешествия с разбивкой по дням.  На маршруте этот план стараемся соблюдать, не допуская сильного отставания от намеченного графика (лучше даже несколько опережать его). 
    Естественно, исходя из конкретной ситуации на местности, возможна замена одних дорог на другие, проходящие параллельно, однако по моему глубокому убеждению сокращение маршрута  не есть правильно и спортивно и допустимо только в исключительных случаях. Пока такого не было, задуманный маршрут всегда проходился в полном объеме и в срок. Надеюсь, что и будущие походы будут столь же удачными.
  • Протяженность майского похода (10-11 дней) - обычно около 800 км, августовского - зависит от продолжительности, но то же в среднем 80 км/день. Группы небольшие - как правило, от 5 до 10 человек (впрочем, в последние годы это уже не актуально - например, в мае 2007 года группа состояла из 18 участников!)
  • Походы проводятся (пока) по равнинным районам Европейской части РФ. Приоритетные направления - местность к северу от Москвы, в секторе от Бреста до Казани. Варианты горных походов (Кавказ, Средняя Азия и тем более маленький и горбатый Крым) пока не рассматриваются - я сторонник перемещения в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной.
  • Обязательно маршрут включает в себя посещение интересных мест - старинных городов, природных достопримечательностей итд. Количество этих мест не должно быть большим (не чаще, чем 1 раз за два ходовых дня), иначе теряется спортивная компонента путешествия и поход превращается в сплошную экскурсию.
  • Ночевки - в основном полевые, в палатках. Однако мы не придерживаемся принципа некоторых ортодоксальных туристов, считающих, что в походе нужно ночевать в лесу не взирая ни на что.
    Мы не враги себе, поэтому иногда возможна (и очень приветствуется!) ночевка в гостинице (часто совмещаемая с осмотром города), особенно в дождливую и холодную погоду (например, в Пудоже в мае 2003 г). Как показала практика, это дает возможность хорошо отдохнуть, просушиться и вымыться (что часто нельзя сделать в полевых условиях), к тому же при прочих равных условиях выезд получается более ранним, а настроение - более бодрым.
  • Едем в целом довольно бодро - дневные километражи получаются в среднем 60 (по грейдеру/грунту) - 110 км (по асфальту). Стараемся двигаться равномерно, так как гораздо лучше проехать каждый день по 100 км, чем в первый 50, а во второй 150. Также в течение дня стараемся поддерживать равномерную скорость - ненавижу "рваный" темп, когда то едешь, останавливаясь по поводу и без, то несешься, как угорелый.
  • Длинных радиальных выездов стараемся избегать, за исключением случаев, когда это вынуждает сделать какой-нибудь уникальный и очень интересный объект (пример - посещение Волговерховья в 2001 году). Лучше, когда маршрут линеен, логичен и представляет из себя единое целое, а не беспорядочную езду от пункта к пункту.
  • Полных дневок, как правило, не бывает (все-таки, поход - это движение, а не сидение на месте). Один-два раза на маршруте устраивается нечто вроде полудневки, когда половина дня посвящена отдыху и/или спокойному осмотру достопримечательностей.
  • В многодневные походы незнакомые люди не берутся! (увы, но это довольно жесткое правило продиктовано жизнью и практикуется почти всеми) - так как при этом резко возрастает вероятность конфликтов на маршруте или невозможности кем-то их участников выдержать общий темп движения. Для участия в многодневном походе НЕОБХОДИМО предварительное личное знакомство, неоднократное участие в однодневках с нашей группой, а также согласие с принципами, изложенными выше.
  • Для участия в многодневном походе необходим надежный багажник и велорюкзак-"штаны" объемом минимум 80 л. для перевозки личного и общественного груза. Заплечные рюкзаки тут практически не подходят.

Что не нужно делать в походе (любом - одно-, двух- и многодневном)

  • Уезжать в сторону от основного направления движения, не предупредив никого. Этим вы заставите себя ждать на очередной остановке, что не будет приятно для остальных участников. Также недопустимо уезжать далеко вперед, не будучи полностью уверенным в маршруте (особенно касается любителей быстрой езды, частенько "пролетающих" нужный поворот).
    Вообще хорошее правило - НЕ СТАРАТЬСЯ ЕХАТЬ БЫСТРЕЕ ВСЕХ, даже если вы легко можете держать темп в полтора раза больше, чем едет группа. ПВД - это не гонка, цели проехать дистанцию как можно быстрее и тем более устать у нас нет, а форсирование общего темпа обычно приводит к растягиванию группы и прочим негативным (прежде всего, для наименее выносливых участников) последствиям.
  • Задерживать движение группы без особых на то причин. Вас, конечно, подождут, но вряд ли всем будет приятно тратить время попусту, когда впереди долгий и интересный путь. Постарайтесь ПЕРЕД выездом решить все проблемы с техникой, одеждой и снаряжением - самим будет приятнее. Если Вы непременно хотите посетить что-то интересное по маршруту, пофотографировать итд - это будет встречено с пониманием. Однако злоупотреблять этим не нужно - группа не будет тормозить каждые несколько километров ради прихоти одного человека (увы, но это обратная сторона удовольствия от катания в команде - "паровоз" не может останавливаться у каждого столба).
  • Пытаться навязать сокращенный вариант маршрута при отсутствии серьезных обстоятельств, препятствующих прохождению выбранного пути (специально приходится писать об этом, поскольку такие "халявщики" иногда попадаются).
    Предложения типа  "давай встанем здесь, хорошо посидим, в��пьем пивка, а завтра неспеша поедем к ближайшей станции" не принимаются (!), а так как - это не пикник у речки и не лежание на пляже, а прежде всего активный отдых в движении по заранее намеченному плану. Вообще, как показывает практика, проезжать в  день 80-100 км  может любой здоровый человек после некоторой тренировки и для этого не надо быть никаким "лосем" и "веломонстром", если, конечно, не тратить понапрасну время и не спать до полудня.
    Разумеется, если кто-то из участников сильно устал, болен, или погода не способствует езде, сокращение маршрута возможно, но только как вынужденная мера и в крайних случаях (которых стараемся всячески избегать тщательной подготовкой перед выездом, и пока это удавалось). 
  • Употреблять алкоголь. Если вы не представляете себе отдыха без вина, пива и водки, если для вас понятия "поход" и "выпивка" неразделимы  - то лучше вам поехать с кем-нибудь другим.

Вообще, про общие вопросы, касающиеся велотуризма в моем понимании, можно писать еще очень долго. Тут я просто постарался ответить на наиболее часто задаваемые вопросы и обрисовать в общих чертах стиль наших походов. Если у вас есть еще вопрос - тогда не стесняйтесь его задать!

До встречи на маршрутах!

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz