|
Транскарелия - 2015: план похода на
август
Кратко о маршруте
Время летит неумолимо и осталось менее двух недель перед началом
главного события велосезона-2015 - нашего традиционного "большого"
летнего похода. Признаюсь, выбрать оптимальный маршрут для него было
непростой задачей. Ибо все основные сколько-либо популярные маршруты в
разумном радиусе от Москвы за прошедшие года так или иначе пройдены, а
повторяться совершенно не хочется (ну разве что небольшие участки). Так
что выход один - расширять горизонты, осваивая все новые территории. На
юг ехать совершенно не тянет (адская жара, отсутствие леса и рельеф
вероятно кому-то и нравятся, но я явно не из их числа), на запад все уже
изъезжено вплоть до самой польской границы, восток - в принципе,
интересная тема, но все так иначе опять упирается либо в малолесистые и
гористые места, либо в откровенно скучные просторы с малым количеством
дорог. Остается лишь наш любимый север, и прежде всего - Карелия,
притягательная для туристов всех видов и мастей. Южную часть Карелии за
прошедшие годы мы уже изъездили весьма основательно, так что на этот раз
самым оптимальным будет отправиться туда, где мы еще бывали - в северные
районы республики.
Исходные данные для выбора маршрута представляются следующими:
1) Протяженность - где-то 900-1000 км. Чтобы без гонок и спешки
уложиться в стандартные две недели с учетом дороги туда и обратно.
2) Дороги - по возможности асфальт, но с учетом специфики местности
200-300 км однозначно придется на грейдера, которые в Карелии неплохи.
3) Разумеется, никаких сложностей в виде погранзон, территорий
ограниченного доступа и прочего - это не для нас.
4) Крайне желательно как можно более логичная и линейная нитка, без
петель и прочего. Соответственно старт - как можно севернее, финиш - как
можно южнее.
5) По возможности минимизировать автоном и максимизировать кол-во
интересных и необычных мест по пути
6) Очень желательно иметь в середине маршрута точку с ж/д и прямыми
поездами на Москву. Ибо обязательно будут люди, которые смогут поехать
лишь на первую или вторую часть пути и их интересы надо учитывать.
С учетом всего вышеперечисленного и скудности дорог в тех краях,
нарисовалась довольно логичная нитка от Лоухов до
Петрозаводска. Протяженность ее в базовом варианте - около 900 км, с
учетом заездов во всякие места будет ровно столько, сколько и надо для
полноценного похода на 13-14 дней.
Дата отправления - 1 августа (поезд 016 в 0:40), прибытие в
Москву - соответственно 16 августа (воскресенье) поездом 17А в 9:07.
В целом по степени удаленности от цивилизации, количества
неасфальтовых дорог данный поход ожидается самым сложным из всех
проведенных ранее, что необходимо учитывать всем участникам.
К сожалению, вынужден констатировать, что в
связи с большим количеством желающих поехать и уже купивших билеты (по
предварительным подсчетам нас будет существенно больше 20),
дополнительные заявки на участие более не принимаются.
Прошу понять это правильно - мы едем отдыхать, а не тренироваться в
управлении толпой в 30 человек на протяжении 2-х недель.
Исключение может быть сделано лишь для хорошо знакомых людей.
Таблица расстояний между пунктами
Тут приведены таблицы расстояний между основными пунктами маршрута. Следует иметь в виду, что тип покрытия точно известен далеко не на
всех участках, поэтому вероятны некоторые неточности!
Участок пути |
Расст. |
Расст. от старта |
тип дороги |
ст. Лоухи - трасса М18 |
8 |
8 |
асфальт |
трасса М18 - Сосновый |
27 |
35 |
асфальт |
Сосновый - Кестеньга |
30 |
65 |
асфальт |
Кестеньга - Коккосалма |
18 |
83 |
грейдер |
Коккосалма - Софпорог |
9 |
92 |
грейдер |
Софпорог - Тунгозеро |
9 |
101 |
грейдер |
Тунгозеро - Регозеро |
38 |
139 |
грейдер |
Регозеро - Калевала |
36 |
175 |
грейдер |
Калевала - поездки
по городу - Войница |
65 |
240 |
грейдер |
Войница - Поньгагуба |
24 |
264 |
грейдер |
Поньгагуба - Вокнавалок |
13 |
277 |
грейдер |
Толлорека - Костомукша |
56 |
333 |
грейдер |
Костомукша - поездки
по городу - Заречный |
21 |
354 |
асфальт |
Заречный - Ледмозеро |
66 |
420 |
асфальт |
Ледмозеро-Ругозеро |
65 |
485 |
асфальт |
Ругозеро - трасса М-18 |
68 |
553 |
асфальт |
трасса М-18 - Надвоицы |
12 |
575 |
асфальт |
Надвоицы - Сегежа |
20 |
595 |
асфальт |
Сегежа - старая
дорога - М-18 |
31 |
626 |
грейдер/грунт |
выезд на М-18 - поворот
на старую дорогу |
45 |
671 |
асфальт |
Поворот на старую дорогу - Пиндуши
|
31 |
702 |
грейдер/грунт |
Пиндуши - Медвежьегорск |
8 |
710 |
асфальт |
Медвежьегорск - Кумса 2 |
40 |
750 |
асфальт |
Кумса 2 - Большая Сельга |
10 |
760 |
асфальт |
Большая Сельга - Юстозеро |
20 |
780 |
асфальт |
Юстозеро - Эльмус |
10 |
790 |
асфальт |
Эльмус - Гирвас |
31 |
821 |
асфальт |
Гирвас - Спасская губа |
31 |
852 |
асфальт |
Спасская губа - Марциальный воды |
9 |
861 |
асфальт |
Марциальные воды - Косалма |
20 |
881 |
асфальт |
Косалма - Шуя |
15 |
896 |
асфальт |
Шуя - Петрозаводск |
19 |
915 |
асфальт |
|
Предполагаемый график движения
День
пути |
Дата |
Участок
маршрута |
Расст.
по асф. |
Расст.
по грейдеру/
грунту |
Всего
за день |
Примечания |
1 |
02.08 |
ст. Лоухи - Лоухи - Сосновый - Кестеньга - оз. Коккоярви |
65 |
20 |
85 |
Первый день - относительно простой и очень длинный. Поезд 016
прибывает в Лоухи в 3:34. Выгружаемся, собираем велосипеды, посещаем
круглосуточный магазин (если он есть, в противном случае -
ждем открытия обычных). Далее едем завтракать на природу (например,
озеро плотичное в 10 км от Лоухов) и затем большую часть дня
неспешно едем на запад. До Кестеньги или чуть не доезжая ее -
асфальт, далее - грейдер. Магазины есть в Сосновом и Кестеньге, так
что в этот день проблем с ними не будет. Обед - полевой (например, у
оз. Еловое), рельеф - относительно равнинный. На ночевку приедем
довольно рано (не позже 18:00), чтобы выспаться после бессонно ночи
в поезде.
При желании можно удлинить путь на |
2 |
03.08 |
оз. Коккоярви-Коккосалма-Софпрог-Тунгозеро - оз. Регоярви |
3 |
54 |
57 |
Первый непростой (с точки зрения дорог) день путешествия. Асфальт
будет лишь в поселках, после Тунгозера довольно выраженный рельеф,
поэтому плановый километраж небольшой. Магазины (маленькие) с
некоторой вероятностью есть лишь в Софпороге и Тунгозере, дальше
вплоть до самой Калевалы их нет однозначно. Поэтому основной
запас продуктов лучше закупить в Лоухах или в Кестеньге накануне. |
3 |
04.08 |
оз. Регоярви - Калевала (+поездки по городу)- оз. Бол. Пертти |
5 |
50 |
55 |
С утра едем оставшиеся 35 км по грейдеру до пос. Калевала, где
посещаем местные достопримечательности и музей. Обед - в общепите,
закупки на ужин и следующий день - в местом супермаркете. после чего
выдвигаемся на северо-запад и ночуем на одном из озер по пути.
Желающие смогут заночевать в одной из гостиниц, а группа "хард",
желающая на следующий день посетить водопад Кумо-порог,
проехать вперед еще 15-20 км. Судя по всему, рельеф после Калевалы
весьма непростой. |
4 |
05.08 |
оз. Бол. Петтии - Войница -оз. Верхнее Куйто |
0 |
58 |
58 |
Непростой и практически автономный день. Вновь сплошной грейдер,
горки. Единственный населенный пункт по пути - д. Войница, где с
некоторой вероятностью есть магазин (но рассчитывать на него не
стоит, так что лучше закупиться в Калевале). От Войницы группа "хард"
сможет съездить к водопаду Кумо-порог (это около 50 км в обе
стороны), а основная группа туда не поедет, так как это весьма
непросто, вдобавок путь проходит по погранзоне. |
5 |
06.08 |
оз. Верхнее Куйто - Поньгогуба - Вокнаволок -оз. Корпанги |
0 |
58 |
58 |
Заключительный полностью "грейдерный день". До обеда
проезжаем Вокнавалок, где закупаем продукты и далее весь день
неспешно едем по горкам в сторону Костомукши. Желающие смогут
к вечеру доехать до самого города и заночевать там в гостинице (это
еще ~20 км). |
6 |
07.08 |
оз. Корпанги - Костомукша - Заречный - оз. Наутехъярви |
53 |
15 |
68 |
Первые 10-15 км - все тот же грейдер, далее проезжаем мимо
величественного карьера Костомукшинского ГОКа (должно быть очень
красивое зрелище), вскоре после которого начинается долгожданный
асфальт. Обед - в общепите г. Костомукша, после чего немного
прокатимся по самому городу и выезжаем в сторону Сегежи. В отличие
от предыдущего участка, тут уже везде асфальт и довольно
слабовыраженный рельеф, так что все должно быть довольно легко и
просто. |
7 |
08.08 |
оз. Наутехъярви - Ледмозеро - Тикша - оз. Тикша |
80 |
0 |
80 |
Продолжаем двигаться по глухому равнинному шоссе вдоль железно
дороги Кочкома-Костомукша. Через 45 км от старта - заезд в пос.
Ледмозеро (закупки, по возможности и обед в общепите). Далее дорога
отходит от железки и становится более холмистой. Ближе к вечеру
проезжаем Тикшу ночуем вскоре после нее на одноименном озере. |
8 |
09.08 |
оз. Тикша - Ругозеро - оз. Пустозеро |
82 |
0 |
82 |
На большей части пути в этот день - реконструированная трасса
А-134 со спрямленным рельефом и хорошим асфальтом. Магазины будут
лишь в Ругозере (немного в стороне от основной дороги). Обед -
полевой, при желании можно будет немного удлинить путь и заночевать
ближе к перекрестку с мурманским шоссе (М-18). |
9 |
10.08 |
оз. Пустозеро - трасса М-18 - Надвоицы - Ондское вдхрн. Сегозеро
(ПОЛУДНЕВКА) |
44 |
0 |
44 |
С утра - едем по асфальту в Надвоицы, закупаем там продукты,
провожаем отъезжающих в Москву на вокзал, а далее - по желанию и
обстановке. Кто-то едет еще 10 км в сторону Сегежи и устраивает
полудневку на берегу Ондского водохранилища, кто-то едет до Сегежи и
ночует в одной из гостиниц города (после 9 дней это будет очень даже
актуально). |
10 |
11.08 |
Ондское вдхрн - Сегежа - старая трасса М-18 - оз. Коммунаров |
57 |
30 |
87 |
Довольно напряженный день. До Сегежи - асфальт, далее 30 км
грейдера и грунта по старой трассе М18. После этого выходим на
основное шоссе (увы, альтернатив на данном отрезке нет, но трафик
тут небольшой) и едем в сторону Медвежьегорска. Рельеф - по
большей части равнина с небольшим холмистым участком ближе к концу.
Обед - полевой, закупки - только до обеда в Сегеже (дальше магазинов
нет однозначно). |
11 |
12.08 |
оз. Коммунаров - Пиндуши - Сандармох (радиалка) Медвежьегорск - оз. Кольеозеро |
33 |
30 |
63 |
Насыщенный экскурсионный день с относительно малым пробегом. До
обеда едем по старому мурманскому тракту в Пиндуши, далее по желанию
- радиалка в Сандармох (крупнейшее захоронение жертв сталинских
репрессий), после обеда - посещение Медвежьегорского краеведческого
музея (при наличии времени и желания - экскурсия по укрепрайону).
Обед - по возможности в общепите пос. Пиндуши, при желании
заночевать можно в гостинице г. Медвежьегорска. |
12 |
13.08 |
оз. Кольеозеро - Кумса 2 - Большая Сельга - Юстозеро -
Эльмус - оз. Пальеозеро |
85 |
0 |
85 |
Весьма интересный отрезок пути по старому мурманскому шоссе -
дороге с выдающимся количеством поворотов, перегибов профиля и
кое-где даже пнями, проступающими сквозь старый асфальт -:). По
дороге можно будет заехать на водопад Падун у одноименной деревни.
Вероятно, будет автоном, так как магазины по пути могут
отсутствовать (закупки - в Медвежьегорске). Обед - однозначно
полевой на одном из придорожных озер. |
13 |
14.08 |
оз. Пальеозеро - Святнаволок - Гирвас - Спасская губа - Марциальные воды -
оз. Кончозеро |
75 |
0 |
75 |
С утра - посещение Гирваса с его уникальным сухим руслом Суны.
Далее до самого вечера - неспешно едем по старому Мурманскому шоссе,
по пути посещаем курорт "Марциальные воды" с местным музеем. Обед -
полевой или в общепите (если найдем). |
14 |
15.08 |
оз. Кончозеро - Косалма - Шуйская - Шуя - Петрозаводск (+поездки
по городу) |
50 |
0 |
50 |
Заключительный день. До обеда доезжаем до Петрозаводска, по
большей части минуя основную трассу М-18, затем катаемся по городу
(набережная, речной вокзал итд), ужинаем в кафе и в 20:20 поездом
017 отбываем в Москву. |
ИТОГО: |
632 |
315 |
947 |
|
|
|
|