|
От Белого моря до Рыбинского водохранилища: план похода на
август 2016 г.
Кратко о маршруте
Время летит неумолимо и осталось менее двух недель перед началом
главного события велосезона-2016 - нашего традиционного "большого"
летнего похода. Признаюсь, выбрать оптимальный маршрут для него было
непростой задачей. Ибо все основные сколько-либо популярные маршруты в
разумном радиусе от Москвы за прошедшие года так или иначе пройдены, а
повторяться совершенно не хочется (ну разве что небольшие участки).
Пройденная в прошлом году
замечательная "Транскарелия-2015" показала, что при должной погоде
по карельским грейдерам вполне можно ездить по несколько сотен
километров подряд, не испытывая особых неприятностей, поэтому в этом
году предлагается расширить этого опыт и попробовать свои силы на
бескрайних лесных просторах, протянувшихся от южного берега Белого моря
до северной окраины Рыбинского водохранилища.
Собственно маршрут состоит из двух малопохожих друг на друга частей.
Первые ~360 км, на преодоление которых отводится 6 дней, пролегает по
очень малонаселенным местам к северо-востоку от Онежского озера. Тут нет
городов и поселков городского типа, полностью отсутствует асфальт, а
магазины встречаются раз в 100-150 км, что вынужденно привносит в поход
элементы совсем уж серьезного туризма. Вторая часть пути похожа на
"обычные" наши похода и проходит в основном по дорогам с хорошим
покрытием и небольшим трафиком, через интересные старинные города и
природные достопримечательности. разумеется, дневные пробеги тут будут
несколько выше, а автономность будет ограничена в самом худшем случае
одними сутками
Протяженность маршрута в базовом варианте - около 940 км, что по
многолетнему опыту достаточно оптимально для
полноценного двухнедельного похода.
Дата отправления - 30 июля (суббота) поездом 016 в 0:40 до
Беломорска, прибытие в
Москву - соответственно 14 августа (воскресенье) поездом 126Ч в 9:27 из
Череповца.
В целом по степени удаленности от цивилизации, количества
неасфальтовых дорог данный поход ожидается самым сложным из всех
проведенных ранее, что необходимо учитывать всем участникам.
В связи с тем, что количество участников на
этот раз явно меньше обычного, мы будем рады новым адекватным и
позитивным участникам, имеющим опыт подобных путешествий.
Таблица расстояний между пунктами
Тут приведены таблицы расстояний между основными пунктами маршрута. Следует иметь в виду, что тип покрытия точно известен далеко не на
всех участках, поэтому вероятны некоторые неточности!
Основной вариант
Участок пути |
Расст. |
Расст. от старта |
тип дороги |
ст. Беломорск - Залавруга (Беломорские петроглифы) |
9 |
9 |
асфальт/грунт |
Залавруга - Беломорск |
7 |
16 |
грунт/асфальт |
Беломорск - Сухое |
19 |
35 |
грейдер |
Сухое - Вирма |
18 |
52 |
грейдер |
Вирма - Сумский Посад |
18 |
70 |
грейдер |
Сумский Посад - Лапино |
20 |
90 |
грейдер |
Лапино - Хвойный |
12 |
102 |
грейдер |
Хвойный - губа Лебяжья |
17 |
119 |
грейдер |
Губа Лебяжья - Поворот на Вирандозеро |
17 |
136 |
грейдер |
Поворот на Вирандозеро - р. Сума |
23 |
159 |
грейдер/грунт |
р. Сума - выезд на грейдер Надвоицы - Валдай |
38 |
197 |
грейдер/грунт |
выезд на грейдер Надвоицы-Валдай - Валдай |
25 |
222 |
грейдер |
Валдай - Вожмозеро |
23 |
245 |
грейдер |
Вожмозеро - р. Кумбукса |
24 |
269 |
грейдер/грунт |
р. Кумбукса - Сергиево |
45 |
314 |
грейдер |
Сергиево - Немино-3 |
43 |
357 |
грейдер |
Немино-3 - трасса А-119 |
11 |
368 |
грейдер |
трасса А-119 - Пяльма (радиалка) |
23 |
391 |
асфальт |
Пяльма - Пудожгорский |
18 |
409 |
асфальт |
Пудожгорский - Песчаное |
19 |
428 |
асфальт |
Песчаное - Авдеево |
22 |
450 |
асфальт |
Авдеево - р. Сума-Шальская |
19 |
469 |
асфальт |
р. Сума-Шальская - Пудож |
19 |
488 |
асфальт |
Пудож - Нигижма |
20 |
508 |
асфальт |
Нигижма - Гагукса |
13 |
521 |
асфальт |
Гагукса - Саминский погост |
30 |
551 |
асфальт |
Саминский погост - Андомский погост |
12 |
563 |
асфальт |
Андомский погост - Тудозеро |
21 |
584 |
асфальт |
Тудозеро - Вытегра |
24 |
608 |
асфальт |
Вытегра - Депо |
25 |
633 |
асфальт |
Депо - Волоков мост |
9 |
642 |
грейдер |
Волоков мост - Анненский мост |
20 |
662 |
грейдер |
Анненский мост - трасса А-119 |
11 |
673 |
грейдер |
трасса А-119 - Матвеевская |
54 |
727 |
асфальт |
Матвеевская - пос. Первомайский |
23 |
750 |
асфальт |
пос. Первомайский - Поповское |
20 |
770 |
асфальт |
Поповское - Липин Бор |
5 |
775 |
грейдер |
Липин Бор - Ухтома |
13 |
788 |
грейдер |
Ухтома - паром через Шексну |
14 |
802 |
грейдер |
паром через Шексну - Чикиево |
8 |
820 |
грейдер |
Чикиево - Белозерск |
12 |
832 |
асфальт |
Белозерск - Антушево |
15 |
847 |
асфальт |
Антушево - р. Мотома |
37 |
884 |
асфальт |
р. Мотома - Воскресенское |
30 |
914 |
асфальт |
Воскресенское - Романово |
7 |
921 |
грейдер |
Романово - Климовское - А-114 |
14 |
936 |
асфальт |
А-114 - вкз. Череповец-1 |
18 |
954 |
асфальт |
Более простой вариант через Надвоицы
Участок пути |
Расст. |
Расст. от старта |
тип дороги |
ст. Беломорск - Залавруга (Беломорские петроглифы) |
9 |
9 |
асфальт/грунт |
Залавруга - Сосновец |
20 |
16 |
асфальт |
Сосновец - Летнереченский |
17 |
35 |
грейдер |
Летнереченский - трасса М18 |
17 |
52 |
асфальт |
Трасса М18 - р. Тунгуда |
12 |
64 |
асфальт |
р. Тунгуда - поворот на Кочкому-Костомукшу |
20 |
84 |
асфальт |
Поворот на Кочкому-Костомукшу - Надвоицы |
22 |
106 |
асфальт |
Надвоицы - Сенная губа |
37 |
143 |
грейдер |
Сеннная губа - Полга |
21 |
164 |
грейдер |
Полга - оз. Черное |
32 |
196 |
грейдер |
оз. Черное - Валдай |
23 |
219 |
грейдер |
|
Предполагаемый график движения
День
пути |
Дата |
Участок
маршрута |
Расст.
по асф. |
Расст.
по грейдеру/
грунту |
Всего
за день |
Примечания |
1 |
31.07 |
Беломорск - Залавруга -
Беломорск - Сухое - Вирма - р. Сума |
10 |
56 |
66 |
Поезд 016А прибывает в Беломорск около полуночи. После сбора
вещей и велосипедов едем около 8 км в сторону петроглифов и ночуем
около моста через протоку Кислый Пудас.
Наутро завтракаем, осматриваем петроглифы (около д. Залавруга), едем
обратно в город, закупаемся на оставшийся день и далее до самого
вечера двигаемся по грейдеру вдоль берега Белого моря (судя по
всему, рельеф тут отсутствует). По пути заезжаем в Вирму, где
сохранилась
уникальная деревянная церковь Петра и Павла. Ночевка - на р.
Сума недалеко от Сумкого Посада (там пороги, поэтому вода должна
быть пресной). |
2 |
01.08 |
р. Сума - Сумский Посад -
Лапино - Хвойный - губа Лебяжья
- р. Пенега |
0 |
56 |
56 |
С утра - большие закупки на 2.5 дня полного автонома в Сумском
посаде (магазины гарантировано будут лишь в Валдае через 150 км!).
Дальше весь день неспешно едем по безлюдному лесному грейдеру, идущему
окружным путем в Вирандозеро. По пути - опциональный заезд в пос.
Хвойный для обеда, ночевка - у старого моста через р. Пенега (на
спутниковых снимках хорошо видно, что сейчас дорога идет в стороне,
но подъезд к воде остался). При желании можно удлинить перегон
на 7-8 км и встать на одном из озер после поворота на Воренжу |
3 |
02.08 |
р. Пенега - поворот на Вирандозеро - р. Сума - р. Кукша-Мокса |
0 |
52 |
52 |
Наверное, один из самых сложных и непредсказуемых дней пути. До поворота
на Вирандозеро (~12 км) - все тот же обслуживаемый грейдер, а далее
вплоть до самого привала - фактически лесовозные грунтовки/грейдера,
где могут встретиться всевозможные сложности. Обед - полевой,
магазинов на этом участке точно не будет. |
4 |
03.08 |
р. Кукша-Мокса - выезд на грейдер Надвоицы-Валдай -
Валдай - р. Вожма |
0 |
68 |
68 |
С утра - продолжение лесовозных дорог, далее выходим на
магистральный грейдер Надвоицы-Валдай и двигаемся по нему на
юго-восток. Ближе к вечеру в Валдае - очередные закупки (первые
после Сумпосада) на 2 дня пути. К сожалению, после Валдая
местность довольно безводная, поэтому наиболее подходящее место для
ночевки - это р. Вожма около полуживой деревни Вожмозеро. |
5 |
04.08 |
р. Вожма - Кумбукса - р. Лекса (руч. Расстанный) |
0 |
60 |
60 |
Заключительный в этом походе автономный и весьма сложный день. Весь путь проходит
по фактичекси необслуживаемой лесной грунтовке с многочисленными
развилками, сложными участками. По пути практически однозначно будет
полуразрушенный мост через Лексу, недоступный для автомобилей. На
всем маршруте нет ни единого
населенного пункта на многие десятки километров, фактически
отсутствует всякая мобильная связь. Рельеф тут, как и
везде до этого, относительно спокойный. |
6 |
05.08 |
руч. Расстанный - Сергиево -
Немино-3 - трасса А-119 - берег Онежского озера |
4 |
60 |
64 |
С утра в Сергиево - долгожданные магазины, а затем почти до
самого вечера - едем по все улучшающемуся грейдеру в сторону берега
Онежского озера. К вечеру выезжаем на трассу А-119 (бывшая
Р5), проезжаем по ней несколько км в сторону Медвежьегорска и встаем
на на ночь на высоком берегу Челмужской косы (тут должно быть очень
красиво). Сюда же по шссе приезжают участники, которые едут лишь на
вторую половину похода. |
7 |
06.08 |
ПОЛУДНЕВКА
берег Онежского озера - Пяльма (опциональная радиалка)
- Пудожгорский - устье р. Туба |
50 |
5 |
55 |
День для отдыха после окончания автономного куска
маршрута.
Утром провожаем тех, кто едем в Медвежьегорск на
поезд, а сами отдыхаем практически до обеда, после чего по ровному
асфальту едем около 50 км до устья р. Туба, где, судя по всему, есть
хорошие места стоянки. В случае наличия приличного магазина в
Челмужах в Пяльму можно и не заезжать.
Также теоретически возможна цивильная ночевка в Пяльме (в этом
случае перегон на следующий день удлинится на ~20 км). |
8 |
07.08 |
устье реки Туда - Песчаное - Авдеево - Пудож |
71 |
2 |
73 |
Относительно простой день, маршрут которого проходит целиком по
асфальту. Обед - судя по всему, полевой (закупки в Авдеево). Ближе к
вечеру прибываем в Пудож и заселяемся в одну из гостиниц (судя по
всему,
их там несколько). Для тех, кто не желает цивильного ночлега,
можно будет заночевать как перед городом (р. Большая Велмукса), так
и за ним ((р. Юга, р. Черная). |
9 |
08.08 |
Пудож - Нигижма - Гагукса - Саминский погост - Андомский
погост - Тудозеро |
95 |
0 |
95 |
Первые 20 км от Пудожа - довольно разбитая старая дорога, но за
Нигижмой начинается новый участок трассы с отменным асфальтом,
спрямлением рельефа и минимальтным трафиком, где ехать одно
удовольствие (если, конечно, вестер будет не сильно южный). Обед -
полевой (в Саминском погосте или около него), по пути будут
несколько интересных деревянных церквей и прекрасные виды по
сторонам. К сожалению, ближе к Вытегре места становятся болотистыми,
так что на ночевку придется отъезжать в сторону почти на 5 км (судя
по всему, неплохое место есть за д. Исаково). |
10 |
09.08 |
Тудозеро - Вытегра - Белоусово - Девятины -
Депо - Волоков мост - Верхн. Рубеж - р. Ковжа |
51 |
27 |
78 |
С утра - едем оставшиеся 25 км до г. Вытегра, там посещаем весьма
интересный музей
"Подводная лодка" и прочие достопримечательности. Обед - по
возможности в городском общепите.
После Вытегры продолжаем движение по основной дороге - вначале по
равнине, а через ~15 км начинается большой многоступенчатый подъем
более чем на 100 м.
В поселке Депо (~25 км от Вытегры) будет возможность осмотреть
действующую станцию лесовозной УЖД, а далее сворачиваем с
асфальта и едем по старому грейдеру вдоль Волго-Балта с переездом
через него в Воловом мосту. С ночевкой тут возможны проблемы, так
как места довольно болотистые.
В случае плохой погоды и нежелания приключений после Депо можно не
сворачивать с основной дороги и, проехав еще ~20 км, заночевать на
р. Ковжа (тогда дневной пробег будет около 70 км и без грейдера). |
11 |
10.08 |
р Ковжа - Анненский мост - Костручей - Прокшино - Матвеевская -
Первомайский - р. Унжа |
78 |
14 |
92 |
Очередной ходовой день. С утра проезжаем оставшиеся ~10 км до
Анненского моста, пересекаем Волго-Балт и по старому грейдеру через
Костручей выходим на новое шоссе, по которому катим до самого
вечера. В случае, если накануне мы не свернем с асфальта, дневной
перегон укорачивается до ~80 км. Обед - судя по всему,
полевой, закупки - в Анненском мосту. |
12 |
11.08 |
р. Унжа - Липин Бор - Ухтома - Паром через Шексну - Белозерск |
42 |
30 |
72 |
Первые 20 км едем по асфальту, далее сворачиваем в Липин Бор, где
любуемся видами Белого озера, а также по возможности обедаем в
общепите. После Липиного Бора нас ждет ~30 км равнинного грейдера,
идущего через бескрайние болота, затем паром через Шексну, около
которого расположены развалины церкви
бывшего села Крохино, стоящие в воде. Через несколько км после
парома начинается асфальт, идущий до самого Белозерска. Ночевка - по
возможности в одной из гостиниц города (скорее всего,
"Русь"),
поскольку местность вокруг заболоченная, а привести себя в порядок
перед окончанием пути необходимо. |
13 |
12.08 |
Белозерск - Антушево - р. Мотома |
50 |
2 |
52 |
Экскурсионно-отдыхательный день с малым пробегом. С утра и до
обеда - посещение музеев Белозерска, осмотр Кремля, сохранившихся
крепостных валов, набережной Белозерского канала и прочих интересных
мест. Обед - в городском общепите, после чего входим на шоссе Р-6 и
едем в сторону Череповца около 50 км до места пересечения с р.
Мотома, где и ночуем. |
14 |
13.08 |
р. Мотома - Воскресенское - Романово - Климовское - А-114 -
Тоншалово - вкз Череповец-1 |
63 |
7 |
70 |
Завершающий день пути. В зависимости от погоды и желания можно
проехать либо целиком по шоссе, либо частично по старому грейдеру,
идущему параллельно. Чтобы избежать трафика, последние 20 км перед
трассой А-114 скорее всего поедем не по основной дороге, а через
деревни (там будет 7 км грейдера, что несущественно).
Также есть принципиальная возможность объехать часть перегона по
А-114 и подъездной дороге к городу через Борисово, Тоншалово и
Солманское. Обед - полевой (или в кафе на А-114, что маловерятно).
Под вечер прибываем в Череповец и далее - катаемся по городу,
ужинаем в общепите, а вечером убываем на поезде 126Ч в Москву
(прибытие в 9:27 на следующий день) |
ИТОГО: |
514 |
439 |
953 |
|
|
|
|