Транскарелия-2018  - план похода на август 2018 г.
Поиск: 

powered by FreeFind

Транскарелия-2018: план похода на август 2018 г. 


Кратко о маршруте

Время летит быстро и неумолимо: далеко позади уже начало велосезона с первыми апрельскими выездами, замечательный майский поход по Белорсуссии и июньские праздники с трехдневкой во Владимир. На дворе - самый разгар лета и самое начало июля, поэтому пришло время подумать о главном событии велосезона-2018 - нашем традиционном "большом" летнем походе. И хотя изначально была идея устроить его в Архангельской области и отчасти в республике Коми, тем не менее тщательное изучение вопроса состояния тамошних дорог выявило, что оптимального маршрута в тех краях не складывается - выходит либо откровенный перебор по грейдерам и грунтам, либо безальтернативное движение по дорогам с заметным трафиком, либо проблемы с удобной заброской и выброской. Единственный путь, соответствующий нашим сложившимся критериям, был пройден в 2012 году (Архангельск-Подпорожье), и просто повторять его совсем не хочется. Поэтому ничего не остается, как в очередной (уже четвертый по счету) ехать в нашу любимую Карелию, где уникальным образом сочетаются прекрасная природа с множеством рек и озер и немалое количество глухих, но в то же время хорошо проезжих дорог.  Как обычно, маршрут предстоящего похода будет проложен с севера на юг и в целом по стилю будет напоминать замечательную "Транскарелию-2015". Только по сравнению с тем разом  он  будет немного смещен на юг и проляжет в значительной степени по тем дорогам, где мы еще ни разу не ездили (а таких, увы, становится все меньше и меньше).

Примерный маршрут в базовом варианте: Кемь - Кривой порог - Кепа - Юшкозеро - Боровой - Тикша - Ругозеро - Ондозеро - Шалговаара - Паданы - Чебино - Медвежьегорск - Кумса II  - Юстозеро - Гирвас - Косалма - Петрозаводск - Педасельга - Ладва - Пай - Токари - ст. Свирь.

Условно его можно разбить на три части. Первая часть (~300 км, 4-5 дней) от Кеми до выезда на Ледмозерское шоссе пройдет по весьма глухим местам северной Карелии и самым разнообразным дорогам - начиная от пустынного асфальта Кемь-Калевала и заканчивая лесовозными грейдерами после поселка Боровой, где нас ждет 65 км настоящей карельской тайги без единого населенного пункта.

Далее возможны варианты. В качестве основного (базового) видится продолжение движения по местным грейдерам на юг через Ондозеро, Шалговаару, Паданы и Чебино с выходом на Старое Мурманское шоссе неподалеку от Медвежьегорска. Более сложный (практически без асфальта и с довольно выраженным рельефом) вариант - вдоль Западно-Карельской дороги через Муезерский, Волому, Суккозеро и Поросозеро с возможность посетить по пути гору Воттоваару - самую высокую вершину Карелии. Наконец, самый простой и наиболее асфальтовый вариант - через Сегежу и Медвежьегорск, проходящий по новому отличному асфальту Ледмозерского шоссе, участкам старых грейдеров и частично по трассе М18 (собственно, как было в 2015 году). В любом из вариантов нас ждут многие километры пустых дорог, однако длительность автономных участков не превысит суток-полутора, так что в целом все будет относительно комфортно и без экстрима.

Наконец, заключительный участок маршрута, общий для всех вариантов, проляжет по относительно населенным местам южной Карелии и по асфальтовым дорогам с заездом в Марциальные воды, Гирвас, Петрозаводск и на берег Онежского озера. В самом его конце нас ждет еще немного грейдера и короткий межобластной "перелаз" с финишем на станции Свирь, где все поезда имеют длительную стоянку. Тут все будет уже похоже на наши походы по средней полосе. Разумеется, дневные пробеги тут будут несколько выше, а автономность будет ограничена в самом худшем случае полусутками.

Протяженность маршрута в базовом варианте - около 950 км, что по многолетнему опыту достаточно оптимально  для полноценного двухнедельного похода. 

Отправление из Москвы - 4 августа (суббота) поездом 016 в 0:40 до Кеми.

Продолжительность собственно похода - 14 дней, соотвественно прибытие обратно будет  утром 19 августа (воскресенье).

В целом по степени удаленности от цивилизации, количества неасфальтовых дорог данный поход ожидается несколько более сложным, чем прошлогодний, но существенно более простым, чем было в 2016 году. Тем не менее, маршрут изобилует довольно малонаселенными участками, длинными перегонами по грейдерам, а в ряде мест - и выраженным рельефом местности, что что необходимо учитывать всем участникам.

В поездку приглашаются как постоянные участники наших мероприятий, так и новые люди, имеющие соответствующую подготовку, снаряжение и любящие подобные путешествие большой командой.


Таблицы расстояний между пунктами

Тут приведены таблицы расстояний между основными пунктами маршрута в его различных вариантах. Следует иметь в виду, что тип покрытия точно известен далеко не на всех участках, поэтому вероятны некоторые неточности. Также надо учитывать, что приведенные цифры вычислены из автоматически созданных треков, и реальные дистанции будут процентов на 5 больше.

Начало маршрута (общее для всех вариантов).
Трек этого участка.

Участок
маршрута
Длина
участка
Дистанция
от начала
Тип покрытия
ст. Кемь - выезд на трассу Р21 (М18) 18 18 асфальт
Выезд на трассу Р21 - поворот на Калевалу 7 25 асфальт
Поворот на Калевалу - Авнепорог 20 45 асфальт
Авнепорог - Кривой порог 6 51 асфальт
Кривой порог - Шомба 32 83 асфальт
Шомба - Кепа 52 126 асфальт
Кепа - поворот на Юшкозеро 3 129 асфальт
Поворот на Юшкозеро - Шонга 17 146 грейдер
Шонга - Новое Юшкозеро 44 190 грейдер
Новое Юшкозеро - Юшкозеро 8 198 грейдер
Юшкозеро - Боровой 18 216 грейдер
Юшкозеро - станция Тикша 63 279 грейдер
станция Тикша - выезд Ледмозерское шоссе (86К-6) 13 292 грейдер

Вариант через Ондозеро - Чебино - Медвежьегорск - Гирвас (базовый)
Трек этого участка.

Участок
маршрута
Длина
участка
Дистанция
от начала
Тип покрытия
выезд на Ледмозерское шоссе (86К-6) - Тикша 10 302 асфальт
 Тикша - Ругозеро 24 326 асфальт
Ругозеро - поворот на Ондозеро 33 358 грейдер
Поворот на Ондозеро - оз. Койваярви 51 409 грейдер
оз. Койваярви - Шалговаара 19 428 грейдер
Шалговаара - Паданы 32 460 грейдер
Паданы - Евгора 28 488 грейдер
Евгора - Карельская Масельга 18 506 грейдер
Карельская Масельга - Остречье 22 528 грейдер
Остречье - Чебино 12 540 грейдер
Чебино - Медвежьегорск (радиалка) 20 560 асфальт
Медвежьегорск - Чебино 20 580 асфальт
Чебино - Кумса II 20 600 асфальт
Кумса II - Юстозеро 29 629 асфальт
Юстозеро - Гирвас 40 669 асфальт
Гирвас - Спасская губа 31 700 асфальт
Спасская губа - Кончезеро 17 717 асфальт

Итого дорог без асфальта от Кеми: ~ 385 км

Общая концовка для всех вариантов маршрута
Трек этого участка.

Участок
маршрута
Длина
участка
Дистанция
от начала
Тип покрытия
Кончезезеро - Косалма 15 728 асфальт
Кослама - Шуя 16 744 асфальт
Шуя - Петрозаводск 19 763 асфальт
Перозаводск - Педасельга 37 800 асфальт
Педасельга - Ладва 25 825 асфальт
Ладва - Пай 25 849 асфальт/
грейдер
Пай - Ревсельга 5 854 грейдер
Ревсельга - Токари 10 864 грунт
Токари - Посад 8 872 грейдер
Посад - Мятусово 15 887 грейдер
Мятусово - Подпорожье 16 903 асфальт
Подпорожье - ст. Свирь 7 910 асфальт

Итого дополнительно дорог без асфальта: ~ 47 км

Западный вариант вдоль западно-карельской ж/д. Самый тяжелый из всех
Трек этого участка.

Участок
маршрута
Длина
участка
Дистанция
от начала
Тип покрытия
выезд на Ледмозерское шоссе (86К-6) - Поворот на Муезерский 5 305 асфальт
Поворот на Муезерский - Муезерский 58 363 грейдер
Муезерский - Волома 28 395 грейдер
Волома - Пенинга 27 422 грейдер
Пенинга - Суккозеро 53 475 грейдер
Сукоозеро - дорога вокруг Воттоваары 20 495 грейдер
Дорога вокруг Воттоваара - съезд в Гимолы 11 506 грейдер
съезд в Гимолы - Гимолы 18 524 грейдер
Гимолы - Поросозеро 39 563 грейдер
Поросозеро - Совдозеро 29 592 грейдер
Совдозеро - Юстозеро 32 624 грейдер
Юстозеро - Гирвас 40 664 асфальт
Гирвас - Спасская губа 31 695 асфальт
Спасская губа - Кончезеро 17 712 асфальт

Итого дорог без асфальта от Кеми: ~ 490 км

Вариант через Сегежу-Медвежьегорск, самый  простой и асфальтовый, повтор маршрутов 2015 и 2013 г.
Трек этого участка.

Участок
маршрута
Длина
участка
Дистанция
от начала
Тип покрытия
выезд на Ледмозерское шоссе (86К-6) - Тикша 10 310 асфальт
 Тикша - Ругозеро 24 331 асфальт
Ругозеро - поворот на Пертозеро 19 350 асфальт
Поворот на Пертозеро - Мурманское шоссе 47 397 асфальт
Мурманское шоссе - поворот на Надвоицы 7 404 асфальт
Поворот на Надвоицы - Надвоицы 21 425 асфальт
Надвоицы - Сегежа 29 453 асфальт
Сегежа - Мурманское шоссе 29 482 грейдер
Мурманское шоссе - поворот на Масельгскую 45 527 асфальт
поворот на Масельгскую - Пиндуши 30 557 грейдер
Пиндуши - Медвежьегорск 7 564 асфальт
Медвежьегорск - выезд на Р21 6 570 асфальт
выезд на Р-21 - поворот на Кяппесельгу 25 595 асфальт
поворот на Кяппесельгу - Кяппесельга 18 615 грейдер
Кяппесельга - заброшенный переезд 5 620 грейдер
Заброшенный переезд - поворот на Новый поселок 21 641 грейдер/грунт
Поворот на Новый поселок - Лижма 14 654 грейдер
Лижма - Илемсельга 9 664 грейдер
Илемсельга - ст. Мянсельга 10 674 грейдер
ст. Мянсельга - Кондопога 20 694 грейдер
Кондопогога - Березовка 8 702 асфальт
Березовка - Кончезеро 17 719 асфальт

Итого дорог без асфальта от Кеми: ~ 330 км




Примерный график движения по дням

День
пути
Дата Участок
маршрута
Расст.
по асф.
Расст.
по грейдеру/
грунту
Всего
за день
Примечания
1 05.08 (ночь) ст. Кемь - гостиница "Кузова" 2 0 2 Поезд 016, на котором прибывает основная часть участников, прибывает в Кемь в 0:37. После сбора велосипедов на вокзале едем в гостиницу "Кузова" (~2 км от вокзала), где и ночуем (необходимо заранее забронировать места).
2 05.08 Кемь (гостиница "Кузова") - трасса М-18 - поворот на Калевалу - Авнепорог - Кривой порог - устье реки Шомба 82 1 83 Первый полноценный походный день. С утра едем на Лепостров, где посещаем уникальный деревянный Успенский собор и находящийся рядом краеведческий музей "Поморье". Далее  закупаем еду на весь день, выезжаем из города (~12:00) и до самого вечера едем по тихой и равнинной асфальтовой дороге в сторону Калевалы.   Обед - полевой (например, на реке Кемь за Авнепорогом), чуть дальше  (в Кривом пороге) будет возможность дополнительных закупок. Ночевка - ориентировочно недалеко от устья р. Шомба у разрушенного моста на старой дороги (~1 км к югу от современной трассы).
3 06.08 Устье реки Шобма - Кепа - Хайколя - оз.  Хайколя 57 11 68 Всю первую половину дня продолжаем неспеша ехать по пустынному лесному асфальту без единого населенного пункта.. В пос. Кепа (~46 км от старта) - закупки на обед и на ужин, а также на весь следующий день (!).  Далее - полевой обед (например, на оз. Ханголуярви), возвращение на трассу и заезд по грунтовке в уникальную деревню Хайколя , где можно посмотреть на хорошо сохранившиеся старинные типично карельские деревянные постройки.
Из Хайколя вновь возвращаемся на асфальт, едем по нему пару километров обратно (увы, но другого пути там нет), сворачиваем на юг на местный грейдер и ночуем где-то на берегу одноименного озера (там дорога долго идет воль воды, поэтому проблем быть не должно). 
4 07.08 оз. Хайколя - Шонга - р. Чирко-Кемь 0 62 62 Полностью автономный и безасфальтовый день. Вскоре после старта выезжаем на магистральный грейдер Кепа-Юшкозеро и весь день неспеша едем по нему. Обед - полевой (например, оз. Еужъярви). Ночевка - недалеко от Нового Юшкозера на оз. Куроярви или р. Чирко-Кемь.  При желании можно удлинить дневной перегон на ~10 км, проехав до следующего моста - тогда будут магазины перед ужином, но, судя по космоснимкам, место там не очень подходящее.  
5 08.08 р. Чирко-Кемь - Новое Юшкозеро - Юшкозеро - Боровой - р. Большой Рог 0 60 60 Продолжение пути по глухим местам северной Карелии. С утра заезжаем в Новое Юшкозеро, где заканчивается Западно-Карельская железная дорога (ныне эта часть ее заброшена), далее - Юшкозеро (большое старинное село, где можно посмотреть на уникальные длинные деревянные пешеходные мосты). После Юшкозера по обслуживаемому грейлеру едем в пос. Боровой (закупки на обед и ужин, а также возможность посмотреть на заброшенную ж/д станцию), за которым начинается непростой участок пути, проходящий по лесовозным грейдерам, где вероятны приключения и трудности.  Обед - где-то за Боровым на берегу р. Чирко-Кемь, а с ночевкой возможны некоторые проблемы, так как местность заболоченная, подходящих озер нет, есть только  небольшие речки.
6 09.08 р. Большой Рог - ст. Тикша - выезд на Ледмозерское шоссе - оз. Ванчозеро 34 48 82 Весьма непростой и насыщенный день.  Первые ~35 км - продолжение движения по лесовозным грейдерам с весьма выраженным рельефом, далее еще ~12 км по обслуживаемому грейдеру, и в награду за это - новый асфальт Ледмозерского шоссе со спрямлением рельефа, минимальным трафиком и прочими прелестями новой трассы вплоть до самого привала, перед которым нас ждет грандиозный и очень живописный спуск к Ругозеру.  Обед - скорее всего за станцией Тикша на оз. Тахколампи, закупки - в магазине пос. Тикша (~22 км до ночлега), ночевка - на опушке леса у Ванчозера (место известно по 2015 году).   
7 10.08 оз. Ванчозеро -  пос. Ругозеро - Малое Сигозеро 5 60 65 С утра возвращаемся 1 км назад по трассе и сворачиваем с нее на юг (на Ругозеро). В самом поселке - закупки еды (дальше магазинов не будет!) и до самого вечера едем по безлюдному грейдеру. Судя по всему, на первой половине пути нас ждет некоторый рельеф, который затем плавно выполаживается. Обед - ориентировочно на Рокжозере (примерно половина перегона), для ночевки скорее всего придется устроить небольшую радиалку (~1.5 в одну сторону), но место там должно быть хорошее.
8 11.08 Малое Сигозеро - Елмозеро - Шалговаара - р. Волома  - поворот  на урочище Каннуениеми (карьер) 0 62 62 Еще один целиком "грейдерный" и относительно несложный день с минимумом населенки по пути. В районе Елмозера выхоим на трассу прошлогоднего маршрута, обедаем скорее всего на оз. Сюяярви (место известно). В Шалговааре (сразу после обеда) - очередные закупки, а дальше - относительно равнинная местность вплоть до самого ночлега. С последним вероятны некоторые трудности, поскольку озер по пути нет, зато после поворота на Ахвенламби есть некий карьер. Альтернативное место - р. Волома незадолго до него. 
9 12.08 Поворот на урочище Каннуениеми  - Паданы - Евгора - Карельская Масельга (Сегозерское вдхрн) 0 58 58 Довольно непросто день, прежде всего из-за рельфа - будет несколько горок по с перепадом около 100 м и множество более мелких.
Весь день едем по магистральному грейдеру, идущему по берегу Сегозерского водохранилища. Закупки - скорее всего в Паданах (до обеда), сам обед - на берегу Сукозера, ночевка - перед самой Карельской Масельгой. 
10 13.08 Карельская Масельга - Остречье - Чебино - перекресток с трассой М-18 - Медвежьегорск (гостиница "Онежская") 20 35 55 Для тех, кто не едет в гостиницу - полноценная полудневка с отдыхом  на оз. Остречье или р. Кумса (пробег всего 25-30 км от старта). Остальные едут дальше, и на 35-ом километре выезжают на старое мурманское шоссе и к 15:00-16:00 по нему добираются до Медвежьегорска. Отъезжающие садятся на поезд до Москвы (отправление в 17:19), а продолжающие путь не позже 17:00 заселяются в гостиницу "Онежская", где и ночуют. При наличие желания возможен заезд на Медвежью гору, где можно посетить уникальные финские подземные военные укрепления - это стоит того. Обед - полевой по пути, Ужин - в кафе г. Медвежьегорска.  
11 14.08 Медвежьегорск - Чебино - Кумса II - Юстозеро - Эльмус - Святонаволок - оз. Пальеозеро 95 0 95 Весьма интересный, но непростой  отрезок пути по старому мурманскому шоссе - дороге с выдающимся количеством поворотов, перегибов профиля и кое-где даже пнями, проступающими сквозь старый асфальт -:).  Для тех, кто остался на полудневку, перегон будет на 10-15 км короче. По дороге можно будет заехать на водопад Падун у одноименной деревни. Закупки продуктов - в Медвежьегорске, так как по пути нормальных магазинов не будет.  Обед - однозначно полевой на одном из придорожных озер, ночевка на мысу у пос. Святонаволок (место известно по 2015 г).
12 15.08 оз. Пальеозеро - Гирвас - Спасская Губа - Марциальные воды - оз. Габозеро 70 0 70 Относительно несложный день, везде - асфальт разного качества. С утра - посещение Гирваса с его уникальным сухим руслом Суны. Далее до самого вечера - неспешно едем по старому Мурманскому шоссе, по пути посещаем курорт "Марциальные воды" с местным музеем. Обед - полевой, ночевка на известном месте на берегу Габозера. 
13 16.08 оз. Габозеро - Косалма - Шуя - Петрозаводск- Ужесельга - берег Онежского озера 67 3 70 До обеда неспеша  доезжаем до Петрозаводска, по большей части минуя основную трассу М-18, в самом городе обедаем в кафе, посещаем набережную, а при желании и наличия времени - необычный музей "Полярный одиссей". Ближе к вечеру покидаем город по Вознесенскому шоссе и ночуем на берегу Онежского озера в ~15 км от него (в районе Ужесельги). Желающие вполне смогут переночевать и в одной из городских гостиниц.    
14 17.08 Берег Онежского озера - Педасельга - Ладва - Пай - Оз. Кленозеро 56 22 78 Относительно непростой день с приличным пробегом и выраженным рельефом. От Ужесельги до Педасельги - прибрежное шоссе с некоторым трафиком, далее - местный асфальт до Ладва, где машин по идее много быть не должно. Грейдер начинается где-то после поворота на Пай. Обед - полевой или в общепите пос. Ладва (если он там вообще есть), там же и закупки на вечер.   
15 18.08 Оз. Кленозеро - Ревсельга - Токари - Посад - Мятусово - Подпорожье - ст. Свирь 28 35 63 С утра после Ревсельги  нас ждет небольшой межобластной "перелаз" в Ленинградскую область (вариантов тут несколько, так что будем выбирать исходя из обстоятельств). Дальше от пос. Токари - тихие грейдера, переходящие в асфальт за 20-25 км до Подпорожья (есть два варианта - тот, что указан и более короткий через пос. Важины).  При желании можно будет заехать в сам город Подпорожье через плотину ГЭС, где устроить прощальный ужин в кафе (ибо в Важинах общепита может и не быть). Обед - полевой. Не позднее 20:00 прибываем на ст. Свирь, откуда тремя часами позже уезжаем в Москву на поезде 017А. 
ИТОГО: 517 457 974  

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz