Вологда-2002 (9 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Девятый день


В тексте использованы фотографии Николая Смыслова

ночевка в лесу - Семенцево - Владычное - Юдино - Красное- Пошехонье - Крестцы, 90 км

Ночь прошла очень хорошо, и, проснувшись под пение весенних птиц, я довольно долго еще лежал в спальнике в полудреме и слушал звуки леса. Это было весьма приятным занятием, но вскоре пришлось вспомнить, что сегодня нам предстоит нелегкая задача – завершить начатый вчера переход по лесному бездорожью.

Карта пути за девятый день

Встали только в половине девятого, и пока готовился завтрак, я решил сходить на разведку, чтобы узнать, какая дорога нам предстоит в начале сегодняшнего пути. Придерживаясь южного направления, я пошел налегке по некоторому подобию просеки. Идти пешком было легко и приятно (не то что с груженым велосипедом!!), и довольно скоро я с великой радостью увидел, что лес заканчивается – впереди показалось большое заросшее поле, означающее, что Семенцево совсем рядом. Чтобы не заставлять волноваться товарищей, дальше я идти в одиночку не решился, а быстро пошел обратно и сообщил им эту радостную весть. Близость конца перелаза резко подняло дух, мы быстро позавтракали, просушили мокрую обувь и носки на костре и стали собираться в путь.

Тут обнаружилась неприятность, которой все немного опасались и о которой без конца нам твердил Толя – выяснилось, что в Диму за ночь впился клещ. Причем залез этот паразит уже глубоко, и накапанное сверху машинное масло не помогало – он в итоге задохнулся, но так и не вылез. Вытаскивать его пришлось при помощи нитки, и после многих неудачных попыток это удалось. По совету Толи мы поместили остатки клеща в баночку, и на всякий случай решили сегодня сходить в больницу в Пошехонье, чтобы сделать профилактическую прививку.

Из-за этого на маршрут вышли только в начале двенадцатого, причем очень неудачно, так как совершенно непонятным образом я не смог найти ту дорогу, по которой ходил сегодня утром на разведку и в результате завел всех в труднопроходимые лесные дебри. Однако уже было ясно, что выход из леса где-то неподалеку, и, чтобы не тратить зря время и силы, мы с Димой налегке отправились на поиски дороги. Пешком мы очень быстро вышли на то поле, которое я видел утром, и пройдя вдоль опушки леса, скоро нашли то место, куда я вышел ранним утром, и ��о подобие дороги в виде грязной колеи, по которому нам следовало двигаться. Дальше все было просто – вернув����иь к группе, мы все вместе кратчайшим путем выб на дорогу и уже через минут 10 стояли на поле, до которого так хотелось добраться еще вчера.

vylezli.jpg (81035 байтов)
На поле у д. Семенцево. Этот момент запомнился всем - тут стало ясно, что жуткие 10 км бездорожья остались позади и перелаз из Вологодской в Ярославскую область успешно пройден.

Таким образом, главный перелаз маршрута остался позади, и теперь до самого Ярославля никаких трудных участков не предвидится, что очень радовало. Пройдя по поля несколько сотен метров, мы увидели вдалеке дома – это была деревня Семенцево. Не знаю как других, но мне вид этих домов резко прибавил духа – это означало, что жутко трудное и противоестественное хождение с груженым велосипедом по бездорожью завершилось, и совсем скоро мы снова сядем в седла и быстро поедем. Не доходя деревни, решили устроить небольшую остановку, на которой проверили друг друга на предмет клещей (коих, по счастью, не оказалось), а также привели в нормальный вид наши велосипеды. И хотя после перелаза они выглядели ужасно – слетевшие цепи, намотанная на колеса, педали и переключатели трава вперемешку в грязью, но десятка минут чистки и смазки хватило, чтобы почти ничто больше не напоминало о пройденных сквозь бурелом километрах.

Около 13:00 тронулись дальше, в направлении виднеющихся вдали деревенских домов. Незадолго до них мы вышли на полевую дорогу, на которой впервые за сутки удалось сесть в седло – на редкость приятное ощущение. Сама же деревня оказалась очень глухой и полузаброшенной. Людей, за исключением единственной женщины, пасущей коз, мы там не увидели. Да и та, завидев нас с велосипедами, невесть откуда взявшимися в этой глухомани, испугалась и закрылась в своем доме. Поэтому общаться с ней пришлось через дверь, и она подтвердила, что единственная проселочная дорога, ведущая отсюда, и есть нужный нам путь во Владычное.

Сфотографировавшись на память в этом глухом уголке Ярославщины, мы двинулись дальше. Разбитая проселочная дорога, по которой мы ехали, оставила в стороне деревни Красково и Федулки, и в конце концов вышла на шоссе в нескольких сотнях метров от западного конца Владычного. С огромной радостью впервые за сутки увидев асфальт, мы уже собрались ехать в Пошехонье, однако потом передумали – скоро нужно было устраивать перекус, а для него очень бы хорошо было посетить магазин, который, судя по словам местных, имелся только во Владычном.

После грандиозного перелаза пара-тройка километров по шоссе казались пустяком, поэтому мы быстро съездил в центр села, и, закупив там все необходимое, тут же двинулись в направлении Пошехонья. И уже первых километров стало понятно, что дальше мы поедем с ветерком – асфальт на дороге был отличным, да и сильный попутный ветер хорошо помогал движению, а ноги, отдохнувшие от педалирования, несли нас вперед со скоростью 25-27 км/час. Расстояние, равное по длине пройденному бездорожному участку, мы теперь проскакивали, совершенно не напрягаясь, минут за 15. Замелькали маленькие придорожные деревеньки, в некоторых из которых на нас выскакивали, но быстро отставали, деревенские псы. Вдоль дороги потянулись удивительно красивые всхолмленные поля, на которых местами открывались далеки виды на окружающую этот район пересеченную местность.

И хотя мчаться вперед, любуясь пейзажами, было очень приятно, но настало время обеда, поэтому, отъехав от Владычного километров 7, мы нашли сухую придорожную поляну и расположились на ней. Чтобы не тратить попусту время, костра разводить не стали, а ограничились традиционными бутербродами и рыбными консервами, и к началу пятого тронулись в дальнейший путь.

На мой взгляд, участок Владычное – Пошехонье длиной 40 км, оказался самой красивой дорогой за весь поход, и не пришлось нисколько пожалеть, что мы поехали сюда и даже преодолели ради этого непростой перелаз. Это великолепное шоссе с полным отсутствием машин шло все время по слегка пересеченной местности, петляя между полями и перелесками. Постоянно приходилось ехать то вверх, то вниз, но это совершенно не утомляло, так как тягунов тут не было - все подъемы-спуски были короткими и пологими.

До села Кривое, где дорога пересекает Согожу, спуски превалировали над подъемами, и мы без труда держали среднюю скорость около 25 км/час. Дальше начался очень плавный и едва заметный набор высоты, сопровождающийся многочисленными локальными понижениями. В целом, ехать по этой пустынной трассе, перекатываясь с горки на горку и любуясь меняющимися видами по сторонам, было превосходно, и, стараясь держаться вместе, мы с необычайной легкостью оставляли позади многочисленные маленькие деревни и быстро приближались к Пошехонье.

Отъехав в быстром темпе около 17 км, на автобусной остановке у Матюшкино решили остановиться и подождать Толю, который немного отстал, так как по пути занимался своим любимым делом – фотографированием пейзажей. Ждать его долго не пришлось, и уже через 5 минут мы продолжили свой стремительный бег на юг. Теперь дорога плавно приближалась к Согоже, и это было отчетливо заметно по рельефу окружающей местности. Мы вновь перекатывались с холма на холм, разгоняясь на спусках и заезжая на очередной подъем за счет инерции.

Как только миновали Толстоухово, начался длинный и плавный спуск, поэтому и без того высокая скорость возросла до 30 км/час, и уже к шести часам, затратив на преодоление 40 км менее двух часов, мы на полном ходу проскочили указатель въездной указатель Пошехонья. Последующие два километра пути до центра города, стали, пожалуй, самыми яркими впечатлениями от второй части похода – места тут просто изумительные и поражают обилием водных пространств, окружающих шоссе со всех сторон. Наша дорога шла все время рядом с водной гладью, и за несколько минут мы трижды проехали по мостам, соединяющим берега большого водоема, образованного здесь несколькими сливающимися реками. Особенно эффектно выглядело все это в лучах заходящего солнца, и наш фотограф Толя потратил немало кадров, чтобы запечатлеть всю эту красоту. Миновав последний мост, мы попали в центральную часть Пошехонья, где первым делом у местных жителей стали узнавать, как проехать к больнице. Больницу мы нашли быстро, однако дежурный врач, выяснив с чем мы приехали, сказал, что прививки от энцефалита они тут не делают, вакцины нет. Он же заверил, что боятся Диме нечего, так как за последние несколько лет случаев заражения не было, хотя клещей они тут вытаскивают десятками каждый день.

Успокоившись, мы поехали на большую центральную площадь, где рядом с памятником Ленину обнаружились хорошо сохранившиеся старинные торговые ряды, до сих пор используемые по прямому назначению (сейчас там размещается рынок). Площадь эта находится у самого берега Согожи, и отсюда открываются отличные виды на водную гладь и все три моста, по которым проходит трасса из Череповца.

В целом, этот маленький городок оставил очень приятное впечатление – с одной стороны, тут практически все так же, как и в других подобных местах но все же есть нечто особенное и притягательное. Но пока мы неспешно катались и фотографировали, начало смеркаться, и настало время подумать о предстоящей ночевке. Поэтому, посмотрев карту, наметили для этого место в 10 км отсюда, около Кременево, где шоссе вплотную подходит в речке Кештома, и, заехав в магазин, быстро двинулись туда.

Вскоре последние дома Пошехонья остались позади, а вдоль дороги потянулись равнинные поля и перелески, местами заболоченные. Темнело буквально на глазах, и, хотя мы ехали без остановок и быстро, путь до намеченного места привала почему-то показался очень долгим. Когда же трасса стала плавно поворачивать на запад и впереди уже показалось Кременево, то оказалось, что встать тут не удастся, так как вместо леса между дорогой и рекой было чистое поле. Такого поворота событий никто не ожидал, и, чтобы не быть застигнутыми темнотой прямо на шоссе, мы без колебаний двинулись дальше в надежде встать на берегу водохранилища за следующим селом Крестцы.

Тут солнце село окончательно, и темнота наступала буквально на глазах.. Поэтому, разогнавшись до максимально возможной скорости, мы очень быстро промчались через Кременево и Крестцы и около 22:00 уже были там, где по карте дорога наиболее близко подходит к водохранилищу. Однако никакой тропинки в сторону берега не обнаружилось, поэтому вставать пришлось прямо в лесу недалеко от дороги, а воду брать из небольшого ручья, протекающего рядом.

Это был самый поздний привал за весь поход – через полчаса, как только мы поставили палатки и разобрались с вещами, стемнело окончательно, и готовить еду пришлось уже при свете фонаря. Хоть это было и несколько неудобно, но проблем не возникло, мы сытно поели, и, поболтав немного о жизни, вскоре разошлись по палаткам. По общему мнению, прошедший день олучился удачным, и теперь уже стало окнаеьо ясно, что мы вписываемся в намеченный график - за оставшиеся два дня мы спокойно успевали добраться до Ярославля, так как до него отсюда было всего около 150 км дорог с твердым покрытием.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz