|
|||||||
|
|
Кривандино - Черусти - Пышлицы - оз. Белое, 75 км. Карта пути здесьШедший полночи дождь изрядно все промочил – кругом стояли мелкие лужицы и нам даже не удалось найти ни единой сухой ветки для розжига костра. Тем не менее, костер мы развели найденной в лесу берестой и успешно приготовили на нем утреннюю кашу. Пока завтракали, дождь стих, и, как потом оказалось, насовсем. Этот факт, а также то, что становилось все теплее и теплее буквально на глазах, вселял оптимизм, что сегодня, как и вчера, будет хорошая погода и мы успешно проедем запланированный маршрут до мещерских озер. Однако проходимость грунтовых дорог из-за дождя явно ухудшилась, поэтому Игорь Петрович посоветовал нам ехать далее запасным вариантом – по основной трасе через Дмитровский погост, а не через Черусти и Перхурово, как изначально планировалось. Этот вариант хотя и был более надежным, но гораздо менее интересным, так как мы не проехали бы по грунтовке через огромные глухие леса, окружающие Черусти, что было изначально одной из целей всего похода, а все время бы ехали по шоссе. Посовещавшись, мы решили, , что окончательно выберем маршрут на месте исходя из наших ощущений и погодных условий, тем более, что становилось все жарче и жарче, и Черустинская грунтовка к тому времени, как мы ее достигнем, должна была бы несколько подсохнуть. К 11 часам все сборы наконец были закончены, велорюкзаки были водружены на багажники и мы выбрались на Рошальское шоссе. Сквозь редкие облака светило солнце, асфальт был абсолютно сухой и уже практически не наблюдалось видимых следов дождя. Это позволяло надеяться, что мы сегодня все же прорвемся через Черусти без особых трудностей. Вернувшись назад к перекрестку, мы повернули налево и двинулись снова в направлении от Москвы, на восток. Шоссе вскоре слегка испортилось – вместо гладкого асфальта, лежавшего везде до Шатуры, стали попадаться глубокие выбоины и протяженные участки, залитые щебеночно-гудроновой смесью, на которых велосипед трясет мелкой дрожью. Вскоре по обоим сторонам дороги потянули дома Кривандино, мы пересекли железнодорожную ветку на Мишеронский и въехали на главную площадь поселка, от которой направо идет дорога на станцию. Как выяснилось еще вчера, Игорь Петрович не сможет ехать с нами до конца – с��годня ему необходимо уже быть в Москве и он решил в Кривандино садиться на электричку. Мы с Валерой, ехавшие впереди всех, подождали остальных, а когда все собрались, вместе попрощались с Игорем Петровичем и двинулись далее вчетвером. Через пару километров мы уже были на перекрестке дорог на Дмитровский погост и Черусти, где предстояло решить, как нам все же ехать сегодня дальше. Погода становилась все лучше и лучше и мне очень хотелось поехать запланированным путем – через Черусти. Владимир Иванович также хотел прокатиться по грунтовке, однако Сергей был в раздумьях, так как совсем недавно уже вдоволь нахлебался грязи в походе на Селигер и повторять эти подвиги ему не хотелось. В принципе, хотя я и не разу не ездил по той грунтовке, имелись сведения из Интернета, что она вполне проезжая и это же утверждал покинувший нас Игорь Петрович, однако чтобы не было никому обидно, решили бросить монету – как она выпадет, так и поедем. Монета выпала стороной, обозначающей по нашей договоренности путь через Черусти и мы, повернув направо, вновь помчались на восток, договорившись встречаться через каждые 10 км. Дорога, несмотря на свое сугубо местное значение, по качеству значительно превосходила основное шоссе – ни выбоин, ни гудрона с щебенкой, а лишь гладкий асфальт и машины не чаше, чем одна-две в 5 минут (ехать-то им некуда – через 20 км дорога приходит в Черусти, а там – полный тупик). Странно, но на этой глухой дороги на самой окраине Московской области было полно указателей – рядом со всяким, даже самым незначительным ответвлением было указано, куда оно ведет и сколько до этого места километров. Как и весь предыдущий день, наш путь пролегал по практически идеально ровной местности и в совокупности с попутным ветерком и классным асфальтом это позволяло ехать весьма быстро – мы с Сергеем не снижали скорость ниже 24 км/час, а Валера с отцом лишь немного отставали. Местность на этом участке удивительно красива – справа огромные поля почти до горизонта а слева в километре от дороги тянется лес, на опушке которого можно иногда разглядеть столбы Казанской железной дороги. Лес этот слегка поднимается в гору, что создает впечатление его колоссальных размеров, что так и есть на самом деле – он практически без перерывов тянется на многие десятки километров, до Горьковской дороги и далее, причем огромная территория между Казанской и Горьковской дорогами практически не заселена – там нет ни дорог ни деревень, а лишь леса, реки и болота… Любуясь видами, мы вскоре въехали в Туголесский Бор, где наша дорога вплотную приблизились к железнодорожному полотну и далее пошла параллельно ему. Теперь мы ехали по совсем глухим местам – слева от шоссе рельсы и тянущийся до самой Рошали лес, а справа, если верить карте, болото с озерами размером примерно 20x15 км. Правда, этого болота мы так и не увидели – вдоль дороги все время тянулись мелкие деревца и периодически попадались заросшие дренажные каналы. Чувствовалось, что и эту глухомань из-за близости к электричке потихоньку обживают дачники – по пути до Воймежному попалось несколько грунтовок, идущих явно к дачным поселениям. Не прошло и получаса с момента старта, как слева показалась станция с интересным названием Воймежный, спидометр отсчитал уже 10 км и мы с Сергеем, как и договаривались, стали дожидаться остальных. Впрочем, ждать особо не пришлось – через пару минут мимо нас на большой скорости промчались Владимир Иванович с сыном и мы поехали вдогонку за ними. После Туголесья машины куда-то пропали совсем, местность, окружающая дорогу, была совершенно безлюдной и какой-то дикой, однако идущая параллельно железная дорога напоминала все-таки, что мы не так уж и далеко от цивилизации (в принципе, оттуда за полный день можно доехать до дому своим ходом, это будет около 150 км). Через километра три после Воймежного мы пересекли речку Воймегу, проехали переезд и углубились в заболоченный сосновый лес. Дорога стала уже и раздолбаннее, лес вплотную подступил к обочине и было удивительно тихо – все-таки чувствовалось, что мы уже не в ближнем Подмосковье, не у Павловского Посада, а в самом глухом углу одного из самых дальних и глухих районов Московской области – Шатурского. Шоссе то и дело петляло по лесу, вокруг не было ни души – по пути до Черустей нам попалась лишь одна (!) машина. Через километра два мы миновали поворот на Рошаль, за которым леса сменились весьма живописным болотным редколесьем с множеством торчащих стволов погибших деревьев. Еще через несколько километров мы въехали в Черусти – небольшой поселок на железной дороге, находящийся у самой границы Московской области. Проехав всю главную улицу мы уперлись в пристанционную площадь, где стали дожидаться остальных. Попутно я подремонтировал седло, поставив вместо выпавших заклепок нормальные винты М4, а когда все подъехали, по очереди сходили в магазин, где закупили шоколада, хлеба и недостающую тушенку на ужин. Пока стояли, я у одного местного жителя спросил о ситуации с движением на уникальной ширококолейной железнодорожной ветке Черусти – Уршельский. Как мне сказали, нормального пассажирского сообщения там нет давно, а ходит нечто вроде полусамодельной мотодрезины (!), управляемой одним из местных жителей, причем регулярность сообщения зависит исключительно от желания “машиниста” и не превыша трех рейсов в день. Попутно удалось узнать и о дороге, по которой предстояло нам сегодня ехать. Местный мужик подтвердил, что она проходима и показал, как на нее выехать (нужно переехать через пути и затем по первой улочке проехать метров двести на восток, а затем повернуть направо и через лесхоз попасть на искомую дорогу). После закупок и небольшого отдыха мы двинулись дальше, к самому интересному участку сегодняшнего пути – 20-километровой лесной дороги, идущей от Черустей до ближайшего в южном направлении местного шоссе. Следуя полученным указаниям, найти эту дорогу не составило труда, и через несколько минут мы уже стояли на ней. Дорога эта выглядела вполне прилично – довольно широкая, проходящая по насыпи грунтовка с песчанным покрытием. Естественно, следы ночного дождя были видны – периодически попадались большие лужи, объехать которые, однако, не составляло особого труда. Правда, периодически тяжело нагруженное заднее колесо завязало в песке и приходилось сходить с велосипеда, но в общем удавалось держать среднюю скорость в пределах 10-12 км/час, что было вполне приемлемо. Вскоре остались позади последние дома Черустей, а впереди и позади, насколько было видно, тянулся лишь глухой лес. Трасса шла практически по прямой, лишь изредка слегка изменяя направление, однако длина прямых участков обманчива – привыкшему к прямым шоссе глазу на узкой лесной дороге кажется, что до поворота по крайней мере километра два с половиной, а по счетчику оказывается, что около полутора. Вообще, после стремительной езды до Черустей километры отсчитываются очень медленно, но езда по столь красивой и тихой дороге, несмотря на свою неспешность, доставляет особое удовольствие. Также приятно осознавать, что так ехать мы будем долго, часа полтора как минимум, чтобы в конце выехать из огромного леса на хорошее шоссе. Иногда нам попадались непродолжительные участки, покрытые бетонными плитами, засыпанными песком, на первых километрах от Черустей встречались грибники с полными грибов корзинами, однако потом дорога стала совершенно безлюдной. Несмотря на это, качество покрытия не ухудшалось, оставаясь примерно одинаковым до самого выезда из леса. Через 7 километров от Черустей, на преодоление которых мы затратили минут 45, нам встретился единственный на этой дороге перекресток – налево отходила дорога на Красную Гору, находящуюся рядом. Это – маленькая полузаброшенная глухая деревенька посреди леса с черными от времени домами (в Черустях нам сказали, что там живут лишь две старухи, что похоже на правду). После Красной Горы луж стало несколько больше, а наша средняя скорость – немного меньше, мы все чаще стали останавливаться для общего сбора, поедая в это время растущую прямо у дороги лесную малину. Вдоль дороги тянулись кюветы с изрядным количеством воды и было отчетливо видно, что мы едем сквозь заболоченный лес, где никаких других дорог, кроме этой, нет вообще (обозначенные на карте редкие просеки найти на местности оказалось практически невозможным, так как по ним никто не ходит и они обильно заросли кустарником и деревцами). Километров через пять после Красной Горы дорога, как это и обозначено на карте, стала более извилистой, мы проехали едва заметную горку, обозначенную как “высота 126” и на очередном месте сбора решили вскоре устроить привал, так как стало ясно, что из леса мы выедем без проблем, а времени было уже много – порядка 15:00 и есть хотелось вовсю. Однако осуществить наше желание было непросто – по обе стороны от дороги были кюветы и полный комаров лес. Лишь через минут 20 езды кюветы и болота постепенно исчезли, и мы с Валерой, ехавшие впереди, обнаружили небольшую поляну слева от дороги, на которой было полно поваленны деревьев и где можно было бы удачно остановиться. К этому моменту от Черустей мы отъехали уже около 15 км, следовательно до шоссе нам оставалось не более 5. Собравшись, мы сошли с дороги, расположились на бревнах и достали припасенные рыбные консервы, хлеб и колбасу. Пока кушали, Владимир Иванович высказал мысль, что все-таки хорошо, что мы поехали через Черусти, иначе многое бы потеряли. По моему, это было абсолютно правильно, тем более, что проехав по лесу, мы решили еще одну задачу – борьбу с юго-западным ветром, дувшим в тот день. Если бы мы поехали через Дмитровский погост, то эти же 20 км нам пришлось бы ехать против ветра по шоссе, а так мы и ветра-то не замечали – столь сильно закрывал нас от него этот глухой лес. Подкрепившись, вскоре двинулись дальше, так как сидеть особо времени не было – после выезда из леса нам предстояло проехать еще километров 25 и найти подходящее место для ночевки. Судя по карте, дорога от Черустей, не доходя километра 4 до шоссе должна превратиться из “улучшенной грунтовой” в “проселочную”, предварительно разветвившись на две, однако сколько мы не ехали, никаких перемен и развилок не замечали, только дорога становилась все более извилистой. И вот наконец-то, через 4.5 км после привала лес внезапно расступился и за очередным поворотом мы увидели, что наша грунтовка упирается в асфальт!!! Ура! Значит, мы все-таки преодолели Черустинский лес, причем сделали это с огромным удовольствием. Теперь на сегодня нам оставался шоссейный перегон до знаменитых Мещерских озер, находящихся уже в Рязанской области. Приятно после долгой езды по проселочным дорогам как следует разогнаться по асфальту! После грунтовки даже не слишком гладкое шоссе кажется скоростной трассой и хочется ехать все быстрее и быстрее. Я так увлекся, что оставил позади всех и остановился через километра два, когда въехал в Перхурово – первый населенный пункт на маршруте после Черустей (не считая полузаброшенной Красной Горы). В Перхурово мы пополнили запасы воды и поехали далее обычным порядком – каждый со своей скоростью. Несмотря на усиливающийся встречный ветер, в целом мы ехали довольно быстро и вскоре, миновав Пышлицы, где был очередной сбор группы, и выехали на трассу Р-105 (т. н. Егорьевское шоссе, берущее начало в Люберцах и проходящее через Егорьевск, Спас-Клепики, Туму и Касимов) у поста ГИБДД. К моему удивлению, эта трасса оказалась гораздо лучше, чем можно было ожидать – асфальт идеально гладкий, но самое главное – дорога примерно такой же ширины, как и в непосредственной близости от Москвы (метров десять), но машин тут во много раз меньше – не чаще 2-3 штук в минуту. Поля закончились, мы вновь поехали по перелескам и уже километра через два вначале справа, а потом и слева показались мещерские озера, на одном из которых нам предстояло устраивать сегодня ночлег. Еще несколько минут движения - и мы пересекли Пру и выехали из Московской области в Рязанскую. Несмотря на пересечение административной границы шоссе абсолютно не изменилось (что бывает довольно редко, и я неоднократно наблюдал резкую смену покрытия при проезде через границы областей и даже районов) – все та же широкая асфальтовая лента плавно петляла среди перелесков. Через несколько километров, сразу за Тюрвищами с моста открылся прекрасный вид на оз. Иванковское – в непосредственной близости от дороги оно было несколько заболочено, однако вдали виднелись достаточно высокие лесистые берега, обещавшие отличные места для стоянок. Так как трасса как раз и идет вдоль берега, то мы решили проехать еще около километра и попытаться найти подходящее место на берегу, однако это не удалось. Оказалось, что весь берег оккупирован автомобилистами, приехавшими сюда на пикники и нам ничего не оставалось, как полюбовавшись озером, снова выбраться на шоссе и следовать дальше в направлении Спас-Клепиков. Следующим возможным местом, где можно было бы устроить ночлег, было озеро Великое – одно из самых больших из всех мещерских озер. До него оставалось около трех километров, однако найти место, где нужно было съезжать с шоссе, оказалось не так просто. В принципе, можно было бы спокойно доехать до деревни Ушмор, чтобы через нее попасть на берег, однако там по карте не обозначено леса, да и стоять рядом с населенным пунктом совершенно не хотелось, поэтому мы решили не доезжая Ушмора углубиться в лес и попытаться выйти к озеру по какой-нибудь тропинке. В ожидаемом месте такая тропинка нашлась, и я поехал на разведку в одиночку. Тропинка становилась все хуже, местами ехать было почти невозможно, однако примерно через полкилометра я все же увидел озеро Великое. К сожалению это было не то, что мы хотели – берега оказались очень пологие и потому заболоченными, с широкими полосами камыша. Было ясно, что здесь привала не устроить, поэтому я в темпе двинулся обратно к группе. Времени было около семи вечера и затянувшийся процесс поиска привала начинал потихоньку надоедать. Впереди у нас оставалось последнее озеро – Белое и мы не спеша тронулись по направлению к нему. Вскоре слева показался Ушмор и мы все же решили проехать туда, чтобы если не найти место привала, то хотя б расспросить местных об удобных местах ночлега. По тряской грунтовке мы въехали в деревню, где местный мужик рассказал нам, что на Великом все берега поросли камышом и там стоять негде, а также посоветовал ехать на Белое, где, по его словам, был сосновый лес, подходящий к самой воде. Заодно он показал нам дорогу туда и мы с воодушевлением тронулись по ней. Вначале мы ехали немного на восток, потом повернули на юг и через минут пятнадцать, проехав сельское кладбище, потрясясь по лесной дороги пересекли асфальтированную дорогу на Лункино и попали на берег Белого озера. Мужик нас не обманул – место оказалось просто идеальное – и озеро с чистой водой, и сосновый лес, полный сухих сучьев – все это было рядом. Откуда-то издалека слышались звуки детского лагеря, уже начинало смеркаться и после поисков наиболее подходящего места для размещения палаток мы прислонили велосипеды к деревьям, распаковали поклажу и приступили к организации костра и установке палаток. За этот день было пройдено около 75 км, причем 20 из них – по грунтовой дороге Черусти – Перхурово. Пока готовился ужин, стемнело окончательно и только костер освещал окружающее пространство. За озером виднелись немногочисленные огни – наступала безлунная звездная ночь. При свете костра поужинали купленной в Черустях тушенкой с рисом, выпили по несколько чашек горячего чая, немного побродили вдоль берега. По общему мнению, сегодня день удался по полной программе, особенно понравился перегон по грунтовке и вскоре мы на этой оптимистичной ноте пожелали друг другу спокойной ночи и разошлись по своим палаткам. |
|||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |