|
|||||||
|
|
Общие итогиПрошедшее путешествие, несмотря на довольно несложный изначальный план, оказалось на редкость непростым и вместе с тем разнообразным и интересным. Прежде всего это связано с сильным встречным ветром, сопровождавшим нас почти на всем пути и ставшим своеобразной "визитной карточкой" этого похода. И хотя местами было очень нелегко, тем не менее сокращать первоначальный план практически не пришлось, за исключением участка Демидов - Смоленск, который мы проехали более коротким путем, чем было запланировано. Отрадно, что несмотря на все трудности и многочисленность группы, никому не пришлось завершать маршрут досрочно, и, вопреки ветрам, за 10 дней мы преодолели путь от Полоцка до Можайска, посетив массу интересных мест и получив немало впечатлений от поездки. Статистика такова:
Что запомнилось особо:
Краткая хронология путиПервый день (29 апреля) до обеда был посвящен осмотру Полоцка. Неспеша прокатившись по тихим улочкам этого старинного города, мы обстоятельно осмотрели все интересные места, посетили уникальный Софийский собор и краеведческий музей, а перед выездом закупились качественной белорусской тушенкой на местном рынке. По сравнению с подобными городами в России, Полоцк просто поражает своей чистотой и опрятностью, а также малым количеством машин - даже на мостах, традиционно являющихся сосредоточением трафика и пробок, тут можно спокойно ездить на велосипеде. Пообедав в местной пиццерии, мы двинулись в сторону Невеля, и по по пути заехав на маленькую станцию Полота, расположенной на Бологое-Полоцкой линии. Поразительно, но несмотря на крайне малый объем движения (2 пары поездов в день), тут все содержится в образцовом порядке и даже есть светофор для пешеходов (!!!) - как же все это отличается от станций на той же линии где-нибудь в Тверской области! В следующем поселке - Дретуни - асфальт закончился и дальше начался песчаный грейдер, идущий среди лесов, по которому мы благополучно добрались до одного из многочисленных озер и заночевали. Утром второго дня мы продолжили движение в сторону Российской границы и в 8 км от нее посетили село Краснополье. Удивительно, но несмотря на отдаленность от центров цивилизации, тут царит почти европейский порядок - аккуратненькие заборы, симпатичные детские площадки и мостики, отсутствие брошенных строений и пьяных людей - к сожалению, подобное большинству российских сел и не снилось. Вопреки опасениям, пересечение границы прошло без проблем - пограничники даже паспорта не спросили, и вскоре мы уже катили по асфальту Псковской области. Погода продолжала радовать нас теплом и солнцем, только вот ветер с каждым часом становился все сильнее, неизменно дуя в лицо. Вскоре к ветру добавились и недлинные, но крутые горки и разбитый асфальт, поэтому в Невель мы вкатились порядком уставшими. Как и было оговорено заранее, на вокзале встретились с Александром Камышовым, приехавшим сюда из Великих Лук, вместе пообедали в кафе и двинулись дальше по трассе Р-133, оказавшейся на редкость тихой и приятной дорожкой, проезд по которой, как выяснилось на въезде, является платным (впрочем, с нас денег никто не взял). Будь ветер попутным, тут запросто можно было бы проехать и 150 км в день, однако на этот раз мы с большим трудом накрутили чуть менее сотни, все-таки доехав до запланированного места стоянки. Третий день явился кульминацией борьбы с юго-восточным мордником, не утихающим ни на секунду и ближе к обеду ставшим настолько сильным, что даже 13-15 км/час по ровной дороге достигались с трудом. Довольно скоро стало понятно, что выполнить задуманный план и назавтра подъехать к Смоленску вряд ли получится - средняя скорость падала на глазах, силы, несмотря на частые остановки и перекусы, неумолимо таяли, и в результате к вечеру мы добрались лишь до Велижа, отстав от графика на 20 км. Не в силах продолжать движение и надеясь на то, что назавтра ветер ослабнет, мы заночевали на речке Велижке. Несмотря на прошедший теплый день, эта ночь стала самой холодной за весь поход - на палатках намерз иней и в канах с водой поутру образовалась ледяная корка.
Однако утро следующего дня (четвертого по счету) не принесло ничего радостного. Вновь дул сильный южный ветер, непрерывно свистящий в ушах и заставляющий с силой налегать на педали. Положение усугубляло то, что прямая, как стрела, трасса Р-133 шла точно в направлении воздушных потоков, отчего километры казались бесконечными. Чтобы хоть как-то разнообразить эту монотонную и тяжелую езду, в Демидове было решено свернуть с намеченного маршрута и пробираться в Смоленск по местным дорогам, минуя Гнездово и Катынь. По-моему, это было очень правильное решение - и хотя полностью от ветра уйти не удалось, ехать среди лесов по петляющей тихой дорожке оказалось несравненно легче, чем по продуваемому ветром прямому и однообразному шоссе. Несмотря на приближение к областному центру, места пошли на редкость глухие и безлюдные - половина деревень, нарисованных на карте, в этом заброшенном районе либо вовсе не существует, либо же состоит из нескольких домов, где еще теплится какая-то жизнь. По дорогам почти никто не ездит, поля давно заросли травой, бывшие сельхозпостройки стоят в руинах - подобное не раз приходилось видеть, однако почему-то тут, почти в самом центре России, запустение чувствуется особенно сильно. Вопреки карте, в маленькой деревне Донец основная дорога пошла резко на юг, и, следуя советам местных, мы поехали по ней и заночевали в 40 км от Смоленска. До обеда в пятый день мы быстро докатились до Смоленска, благо ветер на этот раз не мешал, и въехали в него по весьма тихой и приятной дороге. Контраст ближних окрестностей города и его самого поражает - за считанные километры глухая местность сменилась благоустроенными поселками со множеством машин, магазинов и прочих признаков цивилизации. Не знаю как другим, но мне Смоленск показался не слишком приспособленным для велосипедиста - очень сильный трафик на улицах, жестокие горки и канализационные решетки, занимающие половину правой полосы сильно осложняют движение. Впрочем, катание по Смоленску и не входило в наши планы - заселившись в заранее забронированный отель, мы привели себя в порядок и устроили отличную полудневку с прогулкой по городу, пиццей и даже сауной для желающих. Из всего увиденного в Смоленске особенно запомнилась крепостная стена, когда-то имевшая длину более 6 км, величественный Успенский собор, музей в Громовой башне, а также большое количество парков и скверов в самом центре, что очень украшает этот древний город с непростой и драматической историей. На шестой день, отдохнув от велосипедов и полевых условий, мы продолжили свой путь по так называемой старой смоленской дороге. Как и ожидалось, первые километров 20 от города оказались очень нелегкими - шоссе тут пересекает многочисленные речки и ручьи, впадающие в Днепр, поэтому подъемы и спуски высотой до 80 метров следуют сплошной чередой и не дают расслабиться. Однако тренировка предыдущих дней не прошла даром. и, пообедав в Кардымово, к вечеру мы неспешно добрались до тихого леска у деревни Челновая. Седьмой день начался с приятного перегона по спокойному асфальту до старинного Дорогобужа, где, пользуясь случаем, мы посетили весьма интересный местный музей, рассказывающий о трагической судьбе этого края в годы Великой отечественной войны. Полюбовавшись шикарными видами на Днепр с холма в центре города, мы двинулись дальше на восток, навстречу самому трудному и загадочному участку старой смоленки. Приключения начались почти сразу же - вначале несколько километров холмистого грейдера вдоль территории химкомбината, затем неожиданно начавшийся асфальт, вскоре вновь перешедший в пыльную и тряскую щебеночную дорогу. Около села Васино нас ждал неожиданный подарок в виде нескольких километров асфальта, однако вскоре он снова уступил место вначале узкому грейдеру, а затем - обыкновенной лесной грунтовке, проложенной по насыпи старого тракта. На этом самом глухом участке пути несколько раз нам попадались старинные километровые столбы явно военных или даже более ранних времен, вросшие в деревья - свидетели тех лет, когда эта дорога имела важное значение. В целом все оказалось проще, чем я думал - луж не было и в помине, и единственное, что слегка мешало - это глубокий песок, напоминающий дороги Мещеры. Наслаждаясь тишиной и безлюдьем, периодически переходя на пеший ход, к вечеру мы достигли места, где некогда располагалась деревня Чеботово. Сейчас на ее месте ничего нет, за ржавого указателя на перекрестке трех дорог - на Вязьму, Дорогобуж и Издешково. Казалось, что восьмой день будет самым трудным за весь поход, однако реальность оказалась лучше, чем можно бы��о ожидать. Перед Прудищами песок сменился приятной грунтовкой, ехать по которой было одно удовольствие, а в Бушуково неожиданно начался новенький асфальт д самой Вязьмы, куда мы, обогнав график, прибыли к обеду. По случаю хорошей погоды и горячего желания ехать дальше от идеи заночевать в отеле пришлось отказаться, и, осмотрев город, мы вскоре шустро двинулись дальше направлении Гагарина через Темкино. Предпоследний день путешествия запомнился обильным обедом у берега реки Воря, а также северным ветром, как назло ставшего встречным. Из-за него в Гагарин мы попали лишь к вечеру, и, так и не посетив музей первого космонавта, заночевали неподалеку от города в тихом придорожном лесу. В последний день (8 мая), вскоре после старта мы быстро преодолели очень приятный участок грунтовых дорог на границе областей и уже вскоре катили по родному подмосковному асфальту. К обеду были уже в Бородино, где, покатавшись по полю и посмотрев на основные памятники, пообедали в кафе и уже скоро были в конечной точке похода - городе Можайске. Вот так закончилось это замечательное путешествие, ставшее первым моим походом, маршрут которого прошел не только по территории России. По общему мнению, Белоруссия - почти идеальное место для спокойных походов, поэтому туда стоит непременно съездить еще раз. Отдельное персональное спасибо хочется сказать:Николаю Черкасову (более известному как Paralizer) - за почти бессменное утреннее дежурство у костра, приготовление завтраков и ежедневный ранний подъем группы Александру Камышову - за интересные рассказы, которые мы слушали из его уст почти каждый день, а также за кофе, которым было очень приятно взбодриться перед утренним стартом. - Нажмите, чтобы скачать архив НЕФИЛЬТРОВАННЫХ (с сохранением данных о скорости) треков этого похода в формате OziExplorer. |
|||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |