Смоленщина - 2006 : краткие итоги похода
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Краткий отчет о майском велопоходе.

См. также:

- Фотографии Максима Валянского из этого путешествия на maxcom.pp.ru

- Фотографии Владимира Катаржиса на Photofile.ru


Общие итоги

Прошедшее путешествие, несмотря на довольно несложный изначальный план, оказалось на редкость непростым и вместе с тем разнообразным и интересным. Прежде всего это связано с сильным встречным ветром, сопровождавшим нас почти на всем пути и ставшим своеобразной "визитной карточкой" этого похода. И хотя местами было очень нелегко, тем не менее сокращать первоначальный план практически не пришлось, за исключением участка Демидов - Смоленск, который мы проехали более коротким  путем, чем было запланировано.

Отрадно, что несмотря на все трудности и многочисленность группы, никому не пришлось завершать маршрут досрочно, и, вопреки ветрам, за 10 дней  мы преодолели путь от Полоцка до Можайска, посетив  массу интересных мест и получив немало впечатлений от поездки.


Просмотреть увеличенную карту

Статистика такова:

  • Всего пройдено около 750 км, из которых примерно 60-70 км пришлось на грейдера, 15 км на  лесную грунтовую дорогу. Остальное - асфальт разного качества, в основном весьма приличный.
  • Максимальный дневной пробег – 98 км, минимальный – 40 км,  средний – около 75 км.
  • Всего ночевок 9, из них 1 – в гостинице г. Смоленска.
  • 9 полных ходовых дня, 1 полудневка (в Смоленске).

Что запомнилось особо:

  • Удивительно красивый и чистый город Полоцк - один из древнейших городов Белоруссии. По сравнению с большинством провинциальных российских городов, здесь все гораздо более ухоженно, очень мало машин и намного более культурные водители. И хотя по Белоруссии мы проехали всего 70 км, тем не менее подобная обстановка характерна также для всех без исключения населенных пунктов этой республики, включая самые отдаленные.
  • Живописный озерный край в районе Невеля и Усвят, красотами которого, к сожалению, не удалось полюбоваться в полной мере из-за того, что все силы уходили на борьбу с непрекращающимся встречным ветром.
  • Участок  от Демидова до Смоленска, пройденный в стороне от оживленных шоссе по местным дорогам через Холм, Сыр-Липки и Аполье и поразивший жутким запустением и покинутостью. Несмотря на близость к областному центру, здесь почти никто не живет, поля зарастают, а те деревни, что еще живы, состоят из нескольких домов. Увы, но подобная печальная картина наблюдается по всей смоленской области.
  • Старинный  Смоленск - город с непростой судьбой, разрушавшийся во время войн 1812 и 1941-45 годов, и, тем не менее, сохранивший большинство своих исторических достопримечательностей.
  • Так называемая Старая Смоленская дорога, именуемая ныне трассой Р-134. Начинаясь с изматывающих горок около Смоленска, она вскоре превращается в тихую асфальтовую дорожку, а за Дорогобужем и вовсе переходит в лесную песчаную грунтовку, идущую на месте старинного тракта, вдоль которого еще сохранились километровые столбы военных или даже более ранних времен.
  • Вязьма с ее интересным музеем, остатками древней крепости и удивительно дешевым рестораном, где за 50 рублей можно заказать полноценный обед.
  • Удачный завершающий "перелаз" в Московскую область по хорошей лесной грунтовке, посещение Бородинского поля и досрочный финиш в Можайске вечером 8 мая.

Краткая хронология пути

Первый день (29 апреля) до обеда был посвящен осмотру Полоцка. Неспеша прокатившись по тихим улочкам этого старинного города, мы обстоятельно осмотрели все интересные места, посетили уникальный Софийский собор и краеведческий музей, а перед выездом закупились качественной белорусской тушенкой на местном рынке. По сравнению с подобными городами в России, Полоцк просто поражает своей чистотой и опрятностью, а  также малым количеством машин - даже на мостах, традиционно являющихся сосредоточением трафика и пробок, тут можно спокойно ездить на велосипеде.

Пообедав в местной пиццерии, мы двинулись в сторону Невеля, и по по пути заехав на маленькую станцию Полота, расположенной на Бологое-Полоцкой линии. Поразительно, но несмотря на крайне малый объем движения (2 пары поездов в день), тут все содержится в образцовом порядке и даже есть светофор для пешеходов (!!!) - как же все это отличается от станций на той же линии где-нибудь в Тверской области! В следующем поселке - Дретуни - асфальт закончился и дальше начался песчаный грейдер, идущий среди лесов, по которому мы благополучно добрались до одного из многочисленных озер и заночевали.


Утром второго дня мы продолжили движение в сторону Российской границы и в 8 км от нее посетили село Краснополье. Удивительно, но несмотря на отдаленность от центров цивилизации, тут царит почти европейский порядок - аккуратненькие заборы, симпатичные детские площадки и мостики, отсутствие брошенных строений и пьяных людей - к сожалению, подобное большинству российских сел и не снилось.

Вопреки опасениям, пересечение границы прошло без проблем - пограничники даже паспорта не спросили, и вскоре мы уже катили по асфальту Псковской области. Погода продолжала радовать нас теплом и солнцем, только вот ветер с каждым часом становился все сильнее, неизменно дуя в лицо. Вскоре к ветру добавились и недлинные, но крутые горки и разбитый асфальт, поэтому в Невель мы вкатились порядком уставшими.

 Как и было оговорено заранее, на вокзале встретились с Александром Камышовым, приехавшим сюда из Великих Лук,  вместе пообедали в кафе и двинулись дальше по трассе Р-133, оказавшейся на редкость тихой и приятной дорожкой, проезд по которой, как выяснилось на въезде, является платным (впрочем, с нас денег никто не взял).  Будь ветер попутным, тут запросто можно было бы проехать и 150 км в день, однако на этот раз мы с большим трудом накрутили чуть менее сотни, все-таки доехав до запланированного места стоянки.


Третий день явился кульминацией  борьбы с  юго-восточным мордником, не утихающим ни на секунду и ближе к обеду ставшим настолько сильным, что даже 13-15 км/час по ровной дороге достигались с трудом. Довольно скоро стало понятно, что выполнить задуманный план и назавтра подъехать к Смоленску вряд ли получится - средняя скорость падала на глазах, силы, несмотря на частые остановки и перекусы, неумолимо таяли, и в результате к вечеру мы добрались лишь до Велижа, отстав от графика на 20 км. Не в силах продолжать движение и надеясь на то, что назавтра ветер ослабнет, мы заночевали на речке Велижке. Несмотря на прошедший теплый день, эта ночь стала самой холодной за весь поход - на палатках намерз иней и в канах с водой поутру образовалась ледяная корка.


 

Однако утро следующего дня (четвертого по счету) не принесло ничего радостного. Вновь дул сильный южный ветер, непрерывно свистящий в ушах и заставляющий с силой налегать на педали. Положение усугубляло то, что прямая, как стрела, трасса Р-133 шла точно в направлении воздушных потоков, отчего километры казались бесконечными. Чтобы хоть как-то разнообразить эту монотонную и тяжелую езду, в Демидове было решено свернуть с намеченного маршрута  и пробираться в Смоленск по местным дорогам, минуя Гнездово и Катынь. По-моему, это было очень правильное решение - и хотя полностью от ветра уйти не удалось, ехать среди лесов по петляющей тихой дорожке оказалось несравненно легче, чем по продуваемому ветром прямому и однообразному шоссе.

Несмотря на приближение к областному центру, места пошли на редкость глухие и безлюдные - половина деревень, нарисованных на карте, в этом заброшенном районе либо вовсе не существует, либо же состоит из нескольких домов, где еще теплится какая-то жизнь. По дорогам почти никто не ездит, поля давно заросли травой, бывшие сельхозпостройки стоят в руинах - подобное не раз приходилось видеть, однако почему-то тут, почти в самом центре России, запустение чувствуется особенно сильно.

Вопреки карте, в маленькой деревне Донец основная дорога пошла резко на юг, и, следуя советам местных, мы поехали по ней и заночевали в 40 км от Смоленска.


До обеда в пятый день мы быстро докатились до Смоленска, благо ветер на этот раз не мешал, и въехали в него по весьма тихой и приятной дороге. Контраст ближних окрестностей города и его самого поражает - за считанные километры глухая местность сменилась  благоустроенными поселками со множеством машин, магазинов и прочих признаков цивилизации. Не знаю как другим, но мне Смоленск показался не слишком приспособленным для велосипедиста -  очень сильный трафик на улицах, жестокие горки и канализационные решетки, занимающие половину правой полосы сильно осложняют движение. Впрочем, катание по Смоленску и не входило в наши планы - заселившись в заранее забронированный отель, мы привели себя в порядок и устроили отличную полудневку с прогулкой по городу, пиццей и даже сауной для желающих.


Из всего увиденного в Смоленске особенно запомнилась крепостная стена, когда-то имевшая длину более 6 км, величественный Успенский собор, музей в Громовой башне, а также большое количество парков и скверов в самом центре, что очень украшает этот древний город с непростой и драматической историей.

На шестой день, отдохнув от велосипедов и полевых условий, мы продолжили свой путь по так называемой старой смоленской дороге. Как и ожидалось, первые километров 20 от города оказались очень нелегкими - шоссе тут пересекает многочисленные речки и ручьи, впадающие в Днепр,  поэтому подъемы и спуски высотой до 80 метров следуют сплошной чередой и не дают расслабиться. Однако тренировка предыдущих дней не прошла даром. и, пообедав в Кардымово, к вечеру мы неспешно добрались до тихого леска у деревни  Челновая.


Седьмой день начался с приятного перегона по спокойному асфальту до старинного Дорогобужа, где, пользуясь случаем, мы посетили весьма интересный местный музей, рассказывающий о трагической судьбе этого края в годы Великой отечественной войны. Полюбовавшись шикарными видами на Днепр с холма в центре города, мы двинулись дальше на восток, навстречу самому трудному и загадочному участку старой смоленки.

 Приключения начались почти сразу же - вначале несколько километров холмистого грейдера вдоль территории химкомбината, затем неожиданно начавшийся асфальт, вскоре вновь перешедший в пыльную и тряскую щебеночную дорогу. Около села Васино нас ждал неожиданный подарок в виде нескольких километров асфальта,  однако вскоре он снова уступил место вначале узкому грейдеру, а затем - обыкновенной лесной грунтовке, проложенной по насыпи старого тракта. На этом самом глухом участке пути несколько раз нам попадались старинные километровые столбы явно военных или даже более ранних времен, вросшие в деревья - свидетели тех лет, когда эта дорога имела важное значение.

В целом все оказалось проще, чем я думал - луж не было и в помине, и единственное, что слегка мешало - это глубокий песок, напоминающий дороги Мещеры. Наслаждаясь тишиной и безлюдьем, периодически переходя на пеший ход, к вечеру мы достигли места, где некогда располагалась деревня Чеботово. Сейчас на ее месте ничего нет, за ржавого указателя на перекрестке трех дорог - на Вязьму, Дорогобуж и Издешково.


Казалось, что восьмой день будет самым трудным за весь поход, однако реальность оказалась лучше, чем можно бы��о ожидать. Перед Прудищами песок сменился приятной грунтовкой, ехать по которой было одно удовольствие, а в Бушуково неожиданно начался новенький асфальт д самой Вязьмы, куда мы, обогнав график, прибыли к обеду. По случаю хорошей погоды и горячего желания ехать дальше от идеи заночевать в отеле пришлось отказаться, и, осмотрев город, мы вскоре шустро двинулись дальше направлении Гагарина через Темкино.


Предпоследний день путешествия запомнился обильным обедом у берега реки Воря, а также северным ветром, как назло ставшего встречным. Из-за него в Гагарин мы попали лишь к вечеру, и, так и не посетив музей первого космонавта, заночевали неподалеку от города в тихом придорожном лесу.


В последний день (8 мая), вскоре после старта мы быстро преодолели очень приятный участок грунтовых дорог на границе областей и уже вскоре катили по родному подмосковному асфальту. К обеду были уже в Бородино, где, покатавшись по полю и посмотрев на основные памятники, пообедали в кафе и уже скоро были в конечной точке похода - городе Можайске.

Вот так закончилось это замечательное путешествие, ставшее первым моим походом, маршрут которого прошел не только по территории России. По общему мнению, Белоруссия - почти идеальное место для спокойных походов, поэтому туда стоит непременно съездить еще раз.

Отдельное персональное спасибо хочется сказать:

Николаю Черкасову (более известному как Paralizer) - за почти бессменное утреннее дежурство у костра, приготовление завтраков и ежедневный ранний подъем группы

Александру Камышову - за интересные рассказы, которые мы слушали из его уст почти каждый день, а также за кофе, которым было очень приятно взбодриться перед утренним стартом.


Трек - Нажмите, чтобы скачать архив НЕФИЛЬТРОВАННЫХ (с сохранением данных о скорости) треков этого похода в формате OziExplorer.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz