|
|||||||
|
|
По "ближней Мещере": Москва - Ногинск - Красный угол - Аленино - Фряново - ФрязиноАвгуст 2004 г.После того, как мне довелось прокатиться по маршруту Струнино - Ногинск, стало очевидно, что местность к северо-востоку от Ногинска - это настоящая Мещера, выгодно отличающаяся от любимой некоторыми местности между Петушками и Шатурой близостью к городу, множеством хороших дорог и простотой ориентирования. Поэтому на протяжении всего сезона была мысль вновь прокатиться там, однако идея этого похода окончательно созрела лишь в конце августа, когда, сидя у костра на берегу Клязьмы, мы рассматривали карту, вспоминая былое. Именно тогда стало очевидно, что маршрут следующей поездки пройдет через Красный угол и Сопово, тем более, что сухая погода этому способствовала. А так как в тех краях есть еще одно место, которое также хотелось посетить – р. Мележа у д. Рязанцы, где мы раньше неоднократно останавливались, то нитка маршрута сложилась весьма логично и незамысловато: старт из Ногинска, затем лесными дорогами до Филипповского, обед на Мележе, а в завершение по Фряновскому шоссе до Фрязино, Красноармейска или даже Софрино. 165 км - это не так уж и много...Накануне, готовя велосипед и собирая вещи для предстоящей поездки, я решил не ехать в Ногинск со всеми на электричке, а с утра, изобразив из себя веломарафонца - шоссейника, добраться туда своим ходом. Сложно сказать, что подвигло меня на это - жажда новых ощущений, давняя и не поддающаяся рациональному объяснению приверженность "чистым" велопоходам - т.е. от дома до дома в седле или просто хорошее настроение. По Горьковскому шоссе я ездил много раз, и почему-то мне казалось, что от моего дома до Ногинска не больше 40 км – т.е. 2 часа ходу. Однако когда для проверки я запустил OziExplorer и нарисовал трек, то результат несколько поразил – вместо ожидаемых 40 км бесстрастный компьютер насчитал добрую полусотню. Это несколько меняло дело, и я решил отложить окончательное решение до утра, когда будет ясна ситуация с ветром. Наступившее воскресное утро порадовало теплой безветренной погодой, зовущей в путь, и после некоторых колебаний я решил – поеду своим ходом. Выехав в 7:20, через 20 минут я был уже на знакомой Горьковской трассе и мерно крутил педали на восток. А так как впереди была огромная дистанция - почти 150 км, то, чтобы не устать раньше времени, я старался не разгоняться выше 23 км/час, все время сдерживая порывы переключиться на более высокую передачу. Ровно через 2 часа с момента выезда из дома, когда спидометр насчитал 42 км, я уже въезжал в Ногинск и, пользуясь случаем, проехался вдоль местной достопримечательности - уникальной однопутной трамвайной линии, тянущейся через весь город. Было приятно наблюдать, что в отличие от прошлых лет, путь активно ремонтируют, старые деревянные опоры (!) контактной сети меняют на современные. Правда, трамваев тут по прежнему не густо – на всем пути мне встретился лишь один вагон, ползущий с черепашьей скоростью.
В 9:45 одиночная поездка завершилась – отмахав от дома 51 км, я прибыл на знакомую площа у пл. Захарово. Время ожидания основной группы пролетело быстро, и вскоре на мосту через Клязьму показалась цветастая колонна велосипедистов во главе с Володей. На этот раз приехало 11 человек – большинство так или иначе с нами уже ездили или были мне знакомы. Небольшая остановка, приветствие, посещение магазина – и, вытянувшись в один ряд, мы двинулись на выезд из города. Погода в который раз радовала нас теплом и безветрием, и, разогнавшись по гладкому асфальту, без остановок проскочили обширную населенную зону, а когда начались леса, то на первом же повороте отъехали от трассы и устроили небольшую остановку. Как выяснилось, тормознули мы весьма вовремя – судя по карте, именно эта узкая асфальтовая дорога ведет к мосту через Шерну напротив Коробаново. То, что там есть мост, я знал уже давно, поэтому, чтобы не делать крюк через Мамонтово по оживленной трассе, было однозначно решено воспользоваться им.
Вскоре шум машин остался позади, и теперь вокруг стояла лесная тишина, нарушаемая лишь звуками наших велосипедов. Занимая всю ширину этой узкой асфальтовой дороги и удивляя редких пешеходов, мы веселой толпой быстро докатились до поля, где, повернув, двинулись вдоль Шерны на юг. Искомый мост нашелся без труда – в том месте, где кончается асфальт, к нему ведет накатанная колея. Шерна в этом месте довольно широкая, а сам мост, несмотря на свое сугубо пешеходное предназначение, оказался весьма широк и добротен – по его досчатому покрытию можно было без труда ехать в седле. Участок до Тимково порадовал – еще 2-3 года назад тут была тряская бетонка, а теперь и тут постелили идеальный асфальт, по которому с легким попутным ветерком катилось безо всяких усилий. Точно такая же изумительная дорога продолжилась и после перекрестка с трассой Ногинск-Электрогорск, и, проехав с ветерком еще несколько километров, мы вкатились в деревню с символическим названием Дальняя – первый ключевой пункт на нашем маршруте. Хотя от Захарово до сюда всего-то 20 км, когда-то, наверное, она оправдывала свое название. Судя по картам и информации с сайта Дмитрия Зиновьева, до 90-х годов тут был узкоколейный тупик, куда ходили поезда из Электрогорска, а еще раньше, в 60-х, УЖД имела продолжение до самого Ногинска. К сожалению, от УЖД и до сих пор обозначенной на многих картах станции ничего не осталось – судя по словам местного старожила, все, что можно, было растащено еще 10 лет назад.
Дальше началось самое интересное – многокилометровый грунтовый участок до Филипповского. Свернув с асфальта, мы, в точности повторяя маршрут годичной давности, двинулись по широкой грунтовке, огибающей деревню. Непринужденная езда закончилась - теперь колеса то и дело вязли в песке, приходилось переходить на пониженные передачи и местами даже слезать с велосипеда. Вскоре Дальняя скрылась за лесом, и начались многочисленные развилки. Где-то тут нам нужно было повернуть направо, а так как точнее место поворота я все равно не помнил, то мы просто выбрали наиболее накатанную дорогу и двинулись по ней, надеясь, что так или иначе прорвемся к цели. В результате все получилось очень удачно - петляя по дачным массивам и стараясь сохранять общее направление движения на север, мы быстро выбрались на укатанный грейдер, а затем и на знакомый асфальт, идущий параллельно ЛЭП от Сопово на юг. Это была небольшая победа – с этого момента все было уже знакомо и можно было расслабиться и насладиться скоростью и окружающими пейзажами.
На перекрестке с дорогой на Красный Огорок асфальт закончился и далее началось то, зачем мы сюда собственно поехали – отменные лесные грунтовки, идущие среди шикарных боров. Удивительно, но несмотря на довольно значительное число дач вокруг, дороги эти не разбиты, и ехать по ним на редкость приятно и легко. Особенно запомнились участки с хорошо выраженным волнистым профилем – на скорости под 20 км/час на них качало, будто на волнах - удивительные ощущения. Хорошо разогнавшись, мы быстро добрались до Красного угла – когда-то глухого поселения, а ныне большого дачного массива. И хотя до этого я всего лишь раз бывал тут, тем не менее, многое отчетливо вспоминалось, так что найти правильную дорогу труда не составило, так что не прошло и 10 минут, как дачи остались позади и мы, периодически обгоняя друг друга, вновь помчались по укатанной песчаной лесной грунтовке, так и манящей в нескончаемые лесные дали. Несколько километров она шла по прямой вдоль проводов, а когда настало время повернуть направо, то было решено устроить длительную остановку, тем более место располагало к тому, чтобы на время прервать свой стремительный бег и просто насладиться тишиной и атмосферой леса. Отдохнуть после дальней дороги в лесной прохладе посреди сосен было на редкость приятно. А так как наш путь пролегал вдоль трассы бывшей узкоколейки Электрогорск - Мележи, то, пользуясь случаем, я попытался найти ее следы. Увы, но их оказалось немного – лишь едва читающаяся и заросшая насыпь да кусок ржавого рельса, вбитый в землю – больше ничего не говорило о том, что тут 25 лет назад ходили поезда.
Ближе к Филипповскому местность стала меняться. Куда-то исчез песок и сосны, и все чаще стали встречаться невысохшие лужи, которые приходилось либо проезжать с ходу, либо обходить, однако в целом они совершенно не портили впечатления от поездки. Укатанная колея, местами идущая по насыпям и выемкам бывшей узкоколейки, прямой стрелой шла через глухой лес и в итоге вывела нас на край поля, откуда уже была видна церковь в Филипповском. Увы, но столь приятный грунтовый участок остался позади, и, перейдя Шерну по пешеходному мостику, мы вновь выбрались на асфальт. Это было весьма кстати - время приближалось к 14:00 и уже настоятельно ощущалась необходимость скорого привала. Поэтому, посетив магазины и закупив все необходимое для горячего обеда, мы вскоре уже крутили педали по трассе А-108 в сторону Крутца. Равнинный рельеф и легкий попутный ветерок вновь делали свое дело, и 7 км абсолютно прямой и пустынной дороги остались позади менее, чем за 20 минут. Свернув в Крутец, мы после недолгого плутания по полю нашли любимую дорогу к Мележе и уже скоро вновь катили по прекрасной лесной грунтовке. Однако у реки нас ждал небольшой облом - любимая поляна у воды оказалась занята местными, поэтому располагаться пришлось на пригорке недалеко от дороги. С дровами проблем не возникло, и вскоре благодаря совместным усилиям вскоре уже горел большой костер, в каннах грелась вода, накрывался импровизированный стол. Желающие пошли купаться в Мележе, а оставшиеся занялись приготовление традиционного походного супа, который на этот раз получился на редкость густым и вкусным. У меня за спиной к этому моменту осталось более 100 км, тем не менее, усталости почти не ощущалось, а было лишь хорошее настроение и здоровое желание основательно подкрепиться – все же, сочетание тренировки, равнины и отсутствия встречного ветра это великая вещь!
После привала никаких трудностей ���� планировалось, поэтому можно было никуда е торопиться и спокойно отдохнуть по крайней мере до 16:30. Однако сидеть в этом сухом лесу у костра было настолько приятно, что мы, как бывало уже не раз, проотдыхали почти 3 часа и двинулись дальше лишь в начале шестого. Мостик через Мележу, по которой в этих местах проходит граница областей, оказался на этот раз состоящим всего из трех бревен, два из которых уже наполовину погрузились в воду. Поэтому переходить по нему пришлось поодиночке, одной рукой держа велосипед над водой, а другой хватаясь за шаткие перила. Тем не менее, все обошлось без происшествий, и уже вскоре мы выбрались на асфальт у д. Рязанцы. Недалеко отсюда начиналась знакомая лесная тропинка на Фряново, однако глядя на сгущающиеся тучи, мы решили не искать себе приключений, а двигаться окружным путем по шоссе - так хоть длиннее, но надежнее.
Это было очень правильное решение – вскоре начался дождик, к Еремеево перешедший в сплошной ливень, спасаться от которого пришлось на автобусной остановке. Он шел, не переставая, почти целый час, а потом столь же внезапно кончился – можно себе представить, каково было бы нам в тот момент посреди леса, если бы двинулись напрямую… Вынужденная дополнительная передышка и освежающий влажный воздух добавили бодрости, и до Фряново мы долетели на одном дыхании, не снижая скорости ниже 25 км/час. Та же упоительная гонка продолжилась и на Фряновском шоссе, широкой асфальтовой лентой идущем среди великолепных хвойных лесов. Как обычно, в таких случаях, от основной группы сразу же отделился небольшой коллектив любителей быстрой езды во главе с небезызвестной Лилией, а мы долго и безостановочно мчались по их следам, оставляя позади очередные километры. И хотя я еще во Фряново говорил, что неплохо бы остановиться у магазина в Огуднево, чтобы решить – едем мы в сторону Красноармейска или нет, там никого не оказалось. Поэтому точка окончания маршрута - Фрязино - решилась сама собой, а наших быстроходов мы встретили только через 18 км от Фряново, у перекрестка с "малой бетонкой" (А-107). К этому времени уже стало ощущаться наступление вечера. Ветер стих, стало прохладнее, и хотя в этот час по шоссе шел довольно интенсивный поток машин в сторону Москвы, они нам не мешали, так как трасса тут очень широкая и удобная для езды. Теперь мимо быстро проплывали знакомые места – поворот на Мишнево, Литвиново, Трубино, Назимиха – когда-то в юности я ездил тут на “Каме”, открывая для себя все новые деревни и дороги. Помниться, добраться до Фряново - крайней точки этого шоссе - в те годы было моей мечтой, которую я реализовал лишь гораздо позднее.
Благодаря столь быстрому темпу, в 19:40, пролетев почти 40 км за неполных два часа, мы уже подъезжали к Фрязино. Вначале впереди показались городские дома, а затем и новенький указатель, извещающий о том, что мы въехали не просто в город, а в НАУКОГРАД Фрязино. И хотя вокзал тут расположен на окраине, дорога туда мне была хорошо знакома, и к в начале девятого мы уже были на тихой тупиковой платформе. Как оказалось, приехали мы вовремя - электричка отправлялась в 20:15, поэтому времени хватило лишь на то, чтобы купить билеты и занять удобный вагон с местами для велосипедов. Как обычно на этой ветке, поезд шел полупустым, и лишь после Болшево вагон стал заполняться. Пока ехали, стемнело, а в 21:30 мы уже были на Ярославском вокзале, где, попрощавшись, разъехались по домам. И хотя за спиной к тому времени было уже больше 150 км, усталости не было, и, весьма довольный прожитым днем, я, накрутив еще около дюжины, я прибыл в родное Перово. Вот так прошел еще один замечательный поход по любимому мною северо-восточному Подмосковью, ставший последним летним выездом сезона-2004. И хотя на этот раз практически не было приключений и приятных неожиданностей, все получилось на редкость удачно и разнообразно - тихие шоссейки под Ногинском, приятные лесные дороги, удачный привал на любимом месте, ловкий уход от дождя и заключительный скоростной участок. Всего по маршруту было пройдено около 100 км - обычная дистанция для наших однодневок. Для меня же тот день стал рекордным по пробегу – от дома до дома вышло целых 165 км, что, как выяснилось, нет так уж и много.
Для тех, кто собирается повторить маршрут - в настоящее время (2010 г) старый мостик между Крутцом и Рязанцами разрушен, территория около него занята частн пасекой.. Как ее объехать - см. тут |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |