Белоруссия-2010: 8-ми дневный велопоход Гродно - Новогрудок - Любча - Логойск - Хатынь - Сенно - Витебск
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Краткий рассказ о майском велопоходе.


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса и Нины Банниковой.


Общие итоги

Теперь, когда с момента описываемых событий прошло уже чуть более полугода, можно сказать однозначно, что данное путешествие, побившее ни один рекорд по многим параметрам, безусловно удалось и стало  одним из тех событий, воспоминания о которых надолго останутся в памяти. Ибо столь непростого, разнообразного и полного приключений похода не было у нас весьма давно - пожалуй, лишь "холодный май" уже далекого 2005 года может сравниться c ним по степени трудности и в то же время - по столь же большому количеству приятных неожиданностей. А подобное гармоничное сочетание, как показывает практика, всегда очень здорово, ибо именно такие походы запоминаются на многие годы.

Несмотря на рекордное для многодневок количество участников (22 человека), весьма жесткий график движения, непростой маршрут и обилие дождей, намеченный план был выполнен полностью и точно в срок. И в этом безусловно есть заслуга всех без исключения участников, ибо, как это ни  банально звучит, но главным фактором такого успеха  явилась опытность и сплоченность команды, в которой неизменно царила дружеская и позитивная атмосфера, помогающая преодолевать все трудности, а также принимать верные решения в ответственные моменты, коих было немало.

Нельзя не отметить  традиционно богатую и разностороннюю культурную программу поездки. Старинный город Гродно в  весьма непростой и драматической историей, приятный и по-европейски ухоженный Щучин, стоящий на высоком холме Новогрудок с остатками некогда величественного замка и уникальным музеем Адама Мицкевича, живописные виды долины Немана, грандиозный мемориал в Хатыни, праздничный Витебск  - все это, а также многое другое  удалось обстоятельно осмотреть  за эти 8 быстро пролетевших дней.  Как и в предыдущие визиты в эту замечательную страну, было очень приятно насладиться великолепным качеством белорусских дорог, будто специально созданных для спокойного велотуризма - такого сочетания стабильно хорошего асфальта, маленького трафика и на редкость вежливых спокойных водителей в России, увы, почти не встретишь. А небольшие участки грейдеров и грунтовок, что попадались на нашем замысловатом маршруте, лишь придавали и без того разнообразному походу некоторый элемент неожиданности и возможность посмотреть на местную глубинку.

И хотя временами ехать было довольно нелегко, ветер далеко не всегда дул нам в спину, а пару раз и вовсе пришлось изрядно промокнуть, тем не менее эти неприятности нисколько не омрачили общего впечатления о походе, который в очередной раз показал, что Белоруссия - это именно то, что надо для подобных путешествий.


Обзорная карта маршрута.

Статистика.

  • Всего пройдено по разным оценкам от 650 до 700 км (в общем, весьма приличное значение для похода такой длительности и при таких погодных условиях), из которых примерно 80 км пришлось на грейдера, 10 км на лесные и полевые грунтовые дороги (в основном легкопроезжие, без грязи и песка). Остальное – асфальт традиционного для Белоруссии качества - от хорошего до идеального.
  • Общее количество полных ходовых дней - 7.5 ("половина" соответствует первому дню, большая часть которого была проведена в Гродно).  Это несколько меньше, чем бывало до этого в майских походах и по хорошему на таком маршруте было бы очень хорошо иметь еще один день в запасе, но, к сожалению, продолжительность таких поездок весьма жестко лимитируется длительностью праздников и временем отправления/прибытия поездов, а эти факторы на этот раз были не на нашей стороне..
  • Количество участников – от Гродно до Ракова - 22, далее до самого финиша в Витебске - 18. Это - рекордные значения за всю историю наших многодневных походов, тем не менее особых проблем, связанных со столь многочисленным коллективом, практически не было.
  • Максимальный дневной пробег –  100 км, минимальный – 60 км, средний – около 85 км. С учетом неблагоприятной погоды, довольно сильного рельефа на части пути на также не слишком сильной натренированности перед выездом это - весьма достойные цифры.
  • Всего ночевок 7, из них 6 - полевые, одна - в гостинице города Логойска. Причем на этот раз ночлег в цивильных условиях оказался на редкость вовремя - почти в середине маршрута и после наиболее трудного и дождливого дня. 

Краткая хронология пути.

День
пути
Дата Участок пути Дист., км
1 02/05,
ВСК
Гродно - поездки по городу - Петришки - Озеры - р. Рыча трек 60
2 03/05,
ПНД
р. Рыча - Острына - Щучин - Желудок - Белица - р. Дитва трек 100
3 04/05,
ВТ
р. Дитва - Березовка - Новогрудок - Любча - Желто-Неманский канал трек 71
4 05/05,
СР
Желто-Неманский канал - Бор - Налибоки - Ивенец - р. Ислочь трек 81
5 06/05,
ЧТ
р. Ислочь - Раков - Заславль - Боровляны - Логойск трек 95
6 07/05,
ПТ
Логойск - Хатынь - Зембин - Холхолица - Медведевка - Бродовка - р. Сха трек 93
7 08/05,
СУБ
р. Сха - Копачевка - Холопеничи - Черея - Ульяновичи - оз. Бол. Святое трек 94
8 09/05,
ВСК
оз. Бол. Святое - Сенно - Ходцы - Новка - Витебск трек 80
ИТОГО: ~675 км
Вид на Неман от замка
Костел святого Франциска - своеобразная визитная карточка города

Ранним утром 2 мая 2010 года скорый поезд "Неман" привез нас в старинный город Гродно, расположенный неподалеку от границы с Польшой и Литвой. Этот большой областной центр понравился с первых же сотен метров пути - тут, как и почти повсеместно в Белоруссии, царит непривычная чистота и ухоженность,  а аккуратные улочки, петляющие между старинных домов и удивительная чистота создавали почти полное впечатление, что это - самая настоящая Европа.

В Гродно мы провели больше половины дня, неспешно переезжая от одной достопримечательности к другой, посещая наиболее интересные места и просто любуясь разнообразием архитектуры самых разных исторических периодов. Из того, что удалось увидеть, особенно запомнилось гора на берегу Немана, где некогда стоял большой замок, а ныне расположен богатый исторический музей, величественный  костел святого Франциска Ксаверия с богатым убранством, скромная Коложская церковь - одно из самых старых зданий в городе, а также прекрасно сохранившаяся историческая застройка в центре.

Здесь, как, пожалуй, нигде в Белоруссии, во всем чувствуется влияние западной католической культуры, что придает городу особый колорит и неповторимость. И это неспроста - расположенный неподалеку от литовской границы, город неоднократно менял свою государственную принадлежность, что не могло не отразиться на его облике.

Новый замок (построен в 18 веке)

Пообедав в одном из многочисленных кафе в центре, мы еще немного покатались по исторической части, а когда время подошло к четырем часам дня, неспешно двинулись на восток по шоссе Р-145, накручивая первые походные километры. Качество белорусских дорог, в котором мы впервые сполна убедились в 2007 году, не подвело и тут - несмотря на местный характер этой трассы, на всем ее протяжении оказался первоклассный асфальт, что сделало езды быстрой и приятной. И если в пригородах Гродно поток машин еще был заметным, то через 25 км, за поселком Озеры, они исчезли практически совсем, предоставив уходящую в лесные дали дорогу почти исключительно в наше распоряжение.

В таких прекрасных условиях можно было бы ехать очень долго, однако оценив, что за Острыной пригодных для ночевки мест не предвидится, все-таки было решено не отступать от плана и становиться на ночлег где-то перед этим поселком. Поэтому, накатав в общей сложности около 60 км, задолго до темноты мы расположились в сухом сосновом лесу вдали от населенных пунктов на берегу ручья, где было все необходимое для полноценного отдыха.


Наша группа в движении... (где-то перед Острыной)
Центральная площадь Щучина.
Где-то на местном шоссе перед Желудком. Все бы хорошо, если бы не встречный ветер...
Знакмомая стоянка на реке Дитва

Второй день пути начался с лесного  перегона до непримечательного поселка Острына, после которого трасса резко повернула на юг и пошла по открытым местам. Увы, но погода, позволившая нам расслабиться в первый день пути, постепенно портилась - небо становилось все более хмурым, а обещанный синоптиками сильный восточный ветер с каждым километром все сильнее мешал движению, назойливо свистя в ушах и не давая разогнаться. Так что уже к Щучину стало очевидно, что запланированные на сегодня 90 км будут весьма нелегкими.

В этом небольшом райцентре наша группа стала на трех участников больше - к нам присоединилась семья Банниковых, которые, выехав из Москвы на день позже, прибыли своим ходом из Скиделя. Сам же городок крайне порадовал - как и другие малые райцентры в этих местах, он производит очень приятное впечатление, поражая  ухоженной  центральной площадью, а также довольно необычным бывшим усадебным дворцом, стоящим на берегу живописного пруда.

Отдых тут пошел явно на пользу, но дорога звала вперед, так что довольно скоро мы вновь катились по  открытой всем ветрам пустынной трассе, идущей среди бескрайних полей, где сила встречных воздушных потоков  ощущалась в полной мере. Это было весьма нелегко - временами темп падал до 15-16 км/час, группа постепенно растягивалась, тем не менее к обеду мы все-таки преодолели более полусотни километров, и заслуженной наградой за это стал прекрасный сосновый лес на высок берегу чки Лебеда, где было столь пно подкрепиться сытным походным супом и просто отдохнуть от тяжелой дороги.

После этого добраться до Белицы, знакомой по походу двухлетней давности, не составило большого труда, а так как время позволяло, то было решено не искать ночлег на заболоченных берегах Немана, а поступить мудрее и ехать на знакомое место у  Дитвы - ведь, как показывает практика, самый верный путь - тот, который знаешь.  И хотя по дороге туда пришлось немного промокнуть под внезапно начавшимся дождем, тем не менее это было верным решением - немного обогнав намеченный график, мы безо всяких поисков засветло расположились  на просторной поляне, где ровно два года назад уже стояли наши палатки - эх, до чего же приятно возвращаться в знакомые места!


Набираем высоту по пути к Новогрудку
Все, что осталось от Новогрудского замка.
Пейзажи по дороге в Любчу.
 Красота, да и только!
Остатки некогда величественного замка в Любче

Третий день путешествия по плану обещал быть весьма насыщенным, и именно таким он стал в реальности. Теплое ясное утро у реки, неспешные сборы в дорогу, быстрый и легкий перегон по идеальному асфальту трассы Р-5 до Березовки, а затем - плавный и затяжной подъем на Новогрудскую возвышенность, закончившийся лишь в самом Новогрудке - древнем городе, по преданию некогда бывшим столицей Белоруссии. И хотя тут мы уже были в 2007 году, направляясь из Бреста в Смоленск, тем не менее вновь посетить это замечательное место, заодно вспомнив былое, было очень здорово.

Уникальный музей Адама Мицкевича, где нам устроили прекрасную экскурсию, рассказав о непростом жизненном пути знаменитого поэта, красивый центр города и, конечно же, возвышающийся над округой курган с впечатляющими развалинами замка на самом верху, от которых открываются неповторимые виды на окрестности и убегающие вдаль многочисленные дороги - все это явно стоило того, чтобы вновь заехать сюда. Тем более, что погода, не балующая нас с самого начала, сделала передышку и позволила насладиться местными красотами в полной мере, чего не удалось три года назад.

За Новогрудком начался, пожалуй, самый живописный участок маршрута - 25 км тихой дороги до городка Любча, стоящего на берегу Немана. Плавный ступенчатый уклон вниз, замечательные холмистые пейзажи до самого горизонта, легкий попутный ветер, позволяющий подолгу вообще не крутить педали - чего еще можно пожелать простому велотуристу? Пожалуй, лишь отсутствия дождя, но с этим вскоре начались проблемы. Еще на подъезде к Любче заморосило, так что по-быстрому осмотрев местный замок (вернее - то, что от него осталось) и полюбовавшись красотами долины Немана, мы вскоре поставили лагерь в приятном лесу, весьма удачно укрывшись от непогоды.


Замена  переключателя под проливным дождем - трудности только начинаются... Нелегко было ехать по раскисшим грейдерам Налибокской пущи...
Ивенец. Костел святого Михаила Архангела

После дождливой ночи казалось, что дальше будет только лучше, однако следующий, четвертый по счету, день похода, безусловно стал первой частью большого испытания нашей многочисленной группы на подготовленность и силу воли. Напасти начались с самого утра - едва были собраны палатки и начато движение, как внезапно хлынул ливень, под которым дорога, ставшая к этому моменту грейдером, размокла за считанные минуты. А еще через пару километров случилась серьезная поломка - не выдержав испытания грязью и песком, переключатель на велосипеде Олега попал в спицы.  транять неисправность  пришлось под проливным дождем среди продуваемых ветром просторов, однако это было лишь только начало приключений...

Дальнейшая дорога через заповедник Налибокская Пуща оказалась тяжелой - почти 2 часа мы с трудом ехали по раскисшему песку, где колеса непрестанно вязли, цепи отчаянно скрипели, переключатели отказывались работать, и все это - под непрекращающимся дождем и серым беспросветным небом, не дающим никаких надежд на улучшение ситуации. Впрочем, когда за озером Кромань начался долгожданный асфальт, а в Налибоках удалось очень удачно  пообедать в местном магазине, оптимизм вместе с уверенностью в своих силах быстро вернулись, а это - залог успеха любого дела.

После обеда произошло еще одно запомнившееся событие - где-то перед Ивенцом мы нагнали многочисленную группу велотуристов-поляков, совершающих путешествие от Пинска до Вильнюса в "европейском" стиле, с заранее оговоренными ночевками в гостиницах и церквях. К сожалению, долго пообщаться c коллегами по увлечению не удалось - в центре Ивенца они остановились в городском костеле, а мы, немного отдохнув и покатавшись по этому симпатичному городку, двинулись на речку Ислочь, ночевка на высоком берегу которой стала достойным завершением этого непростого дня.


Приятный сюрприз - самая настоящая велодорожка вдоль трассы М3.
На развязках построены специальные тоннели для велосипедистов.

Пятый день пути стал тем решающим моментом, от которого зависел успех всего мероприятия. Увы, но погода, не дающая расслабиться почти с самого начала путешествия, не думала улучшаться и с самого утра вновь преподнесла неприятный сюрприз - сразу после выезда вновь пошел сильный дождь, под которым пришлось  медленно и печально катиться до самого Ракова. Такое развитие событий переполнило чашу терпения некоторых участников - завидев указатель на  Минск, четверо из группы решили закончить борьбу с природой и завершить поход в столице Белоруссии, до которой отсюда оставалось не более 30 км. По правде говоря, в сложившейся ситуации и мы долго сомневались - ехать ли через Минск или окружным путем по пригородам, но эти сомнения разрешил Кирилл, очень вовремя призвав всех не терять понапрасну время и ехать вперед.

Очередная остановка на трудном пути  в Логойск

Последующие 20 км стали, наверное, самыми трудными за весь поход. Весьма крутые и затяжные подъемы, каких не встретишь даже на Клинско-Дмитровкой гряде, постоянный встречный ветер, холодная морось в лицо - все это сопровождало нас до симпатичного городка Заславль, интересного тем, что до войны здесь проходила граница Белоруссии. К сожалению, осматривать достопримечательности тут не было ни времени, ни желания - после сегодняшних приключений гораздо актуальнее  было отдохнуть и подкрепиться, и с этим, как почти везде в Белоруссии, проблем не возникло: неподалеку от вокзала обнаружилась неплохая столовая, где сытно и дешево пообедать, а заодно и немного обсохнуть.

Так что дальше дело пошло быстрее. Обогнув большое Минское море, мы двинулись на восток по ближайшим пригородам Минска, которы�� оказались стол непохожими на наше родное Подмосковье. Даже тут, в паре километров от города, ти нет првчн����х коттеджей с дачами, берега водохранилища не застроены, а трафик хоть и присутствует, но совершенно не напрягает - глядя на все это, трудно не позавидовать минчанам. Но еще более приятной неожиданностью стала настоящая велодорожка с прекрасным асфальтом, идущая вдоль трассы М3 и проходящая через развязки по специальным тоннелям (!) - увы, но у нас о таком можно пока лишь мечтать.

К сожалению, на очередной развилке она ушла в сторону спорткомплекса "Раубичи", так что оставшийся путь до Логойска пришлось проделать по широкой асфальтовой обочине шоссе. И хотя тут, среди бескрайних холмистых просторов, встречный ветер вновь напомнил о себе, а перед самым городом пришлось подняться почти на сотню метров, тем не менее благодаря слаженности группы к вечеру мы  добрались до цели и довольно удачно заселились в местную гостиницу, столь необходимую после всего того, что довелось испытать за прошедшие дни.


Хатынь. Кладбище деревень. Непокоренный человек. Когда-то тут стояли избы...

Будто в награду за все, утро шестого дня пути встретило прекрасной солнечной и теплой погодой - только катись и наслаждайся! И мы покатились дальше на северо-восток  в печально знаменитую Хатынь, посещение которой стало самым запомнившимся событием всего путешествия. Расположенное в уединенном месте вдали от больших дорог и городов, это место, где в марте 1943 года произошла известная на весь мир трагедия, производит очень сильное и печальное впечатление, заставляя задуматься о том, что довелось пережить народу чуть более полувека назад.

На лесной грунтовке Остров - Медведевка.

Сейчас тут большой мемориальный комплекс с впечатляющий скульптурой "Непокоренный человек", символичным кладбищем деревень, где на плитах высечены названия нескольких сотен уничтоженных в ходе войны населенных пунктов, стеной памяти, в нишах которой находятся мемориальные плиты с указанием концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии. О том, что некогда на этой поляне была деревня, напоминают лишь символические срубы домов, поставленные на месте бывших изб, у каждого из которых поименно перечислены сожженные заживо жители. И над всем этим несколько раз в минуту разносится печальный колокольный звон, будто напоминая о тех страшных событиях минувшей войны, в которой погиб каждый четвертый житель республики...

 За Хатынью началась весьма приятный и на редкость разнообразный участок пути. Выбравшись по глухому лесному грейдеру на шоссе Р-63, мы покатились среди приятной сельской глубинки на восток, а после пересечения широкой заболоченной долины Березины повернули север, надеясь за селом Холхолица пересечь границу районов и по кратчайшему пути выбраться в Витебскую область. Эта небольшая авантюра увенчалась полным успехом - оказалось, что дороги в этих отдаленных краях несколько лучше, чем даже на самых новых картах, так что, пробравшись по вполне проезжей лесной грунтовке до деревни Медведевка, мы вскоре вновь выбрались на приятные сельские грейдера, в Старом Янчино сменившиеся асфальтом. В результате в который раз намеченный план был выполнен полностью и в срок - аккурат к началу сумерек наша команда прибыла к лесистому берегу реки Сха, накатав в общей сложности без малого сотню километров.


Хороши местные греудера в районе Череи!
Весенние краски в бескрайних полях.
И вновь мы едем, едем, едем...
Иногда встречаиь и такие дороги.

Предпоследний день похода целиком и полностью прошел в спокойной и размеренной езде по дальним  районам Минской и Витебской областей - удивительно приятному краю широких равнин, перелесков и  множества озер. Как и вчера, дорога вновь радовала своим разнообразием - тихий асфальт  до Максимовки, несколько километров песчаного грейдера до Копачевки, небольшой участок проселка перед Холопеничами, а затем - долгий и достаточно быстрый перегон по местному шоссе Р-19, где машины встречаются не чаще, чем одна в 10-15 минут.

Группа по-прежнему катила весьма бодро, отстающих среди нас не было, поэтому уже к обеду мы были на границе областей, за несколько километров до которой внезапно начался неплохой грейдер, тянущийся почти 30 км вплоть до выезда на трассу Р-86. Впрочем, благодаря отсутствию песка и "стиральной доски" ехать тут было ненамного сложнее, чем по асфальту, а многочисленные озера, вдоль которых шла дорога, буйство весенних красок и прекрасная погода лишь добавляли хорошего настроения - эх, вот бы так от самого Гродно!

И хотя до самого вечера было совершенно непонятно, где мы будем сегодня ночевать, эта проблема, порой доставляющая массу хлопот и неприятностей, разрешилась очень удачным образом. Когда до Сенно оставалось чуть более 10 км, в большом селе Ульяновичи удалось узнать, что неподалеку есть хороший подъезд к большому лесному озеру, которым мы с удовольствием воспользовались. Так что заключительный вечер путешествия вышел таким, каким и должен быть - с приездом на место засветло, прекрасным прощальным ужином всей группой и долгими посиделками у костра - какой же полноценный поход без этого приятного занятия?


Гужевой транспорт - обычное явление в Белоруссии.
Музей Марка Шагала в Витебске Едем домой вместе с группой РКВ.

Как это всегда бывает, неделя в пути пролетела незаметно и наше путешевстие подходило к концу. Все, что осталось на последний день - это проехать 70 км до Витебска, и этот отрезок  стал самым быстрым за весь поход, где после стольких дней с ветром в лицо и непогодой можно было наконец-то  вволю насладиться быстрым и легким движением.  Благодаря  прекрасному асфальту с минимумом машин, легкому попутному ветру скорость тут не опускалась ниже 22-23 км/час, остановки делались редко, а некоторые участники вообще проехали всю дистанцию в своем темпе впереди основной группы.

Витебск встретил нас праздничной атмосферой - по случаю дня Победы на центральной площади проходило грандиозное шествие, а сам город с самого начала произвел очень приятное впечатление, чем-то напомнив аналогичные крупные города Белоруссии - Могилев, Бобруйск, Брест. Однако подробно осмотреть его нам была не судьба - едва мы прокатились по набережной Западной Двины и посетили известный музей Марка Шагала, как погода, давшая нам передышку, вновь напомнила о себе сильной грозой и ливнем, мгновенно затопившем весь город. Так что ничего не оставалось, как провести оставшеесе до поезда время  в гостеприимном кафе неподалеку от вокзала, а затем, дождавшись временной паузы, быстро упаковывать велосипеды и грузиться в вагоны - подобного экстремального завершения пу��ешествия у ас еще не было.

Удивительно, но в эо поезде из похода по Браславким озерам возвращалась ее одна группа велотуристов, среди которых было немало знакомых по однодневным ПВД. Так что вечер прошел в интересном общении, песнях под гитару и прочих походных радостях, став очень приятным дополнением к впечатлениям, полученным от путешествия.


Трек  - все треки этого похода одним архивом.
Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz