|
|||||||
|
|
Общие итоги и выводыИтак, теперь, когда очередной "большое" августовское путешествие, ставшее центральным событием сезона-2008, осуществился полностью и точно в срок, можно с уверенностью сказать ставшие уже привычными слова: ПОХОД УДАЛСЯ! Несмотря на весьма разнородный состав группы и постоянно уменьшающееся количество участников по мере приближения к финишу, все изначальные задумки были выполнены. Так что, как и положено в успешном походе мы вернулись в Москву с полным удовлетворением от проведенного времени, отлично отдохнув и повидав массу нового. Думаю, что все без исключения участники согласятся со мной в том, что определяющую роль в этом успехе сыграла отличная погода. Как и год назад, когда мы ехали в сторону Казани, на протяжении большей части пути нас сопровождала нетипичная для августа жара, временами доходившая до 30 и выше градусов. Однако благодаря слаженности группы, частому купанию и удачным стоянкам на берегу рек и озер, а также относительно небольшим ежедневным перегонам, все это переносилось относительно легко, а небольшое похолодание к концу пути придало немалый заряд бодрости перед финишем. Также очень порадовала на редкость богатая культурная программа, особенно в первой части пути, ибо разве хорош тот многодневный поход, где, кроме дорог, препятствий, привалов и ночевок больше ничего не видишь? А увидеть за прошедшие две недели удалось немало: старинный городок Зарайск, великолепный Рязанский Кремль, Старая Рязань, где до нашествия татаро-монголов стоял большой город, а ныне - лишь поле с видами на окские просторы, музей К. Э. Циолковского в Ижевском, зубровый и журавлиный питомники в в Брыкином Бору, приятные города Касимов, Муром и Гороховец, Горьковское водохранилище и знаменитая Хохлома, бескрайние леса вдоль Унжи и маленький городок Макарьев на ее берегу... Все это, а также многие километры отличных дорог, легко и стремительно несших нас вперед, полноводными реками, в водах которых было очень приятно поплавать после ходового дня, надолго останутся в памяти. И хотя общий пройденный километраж был типичным для наших двухнедельных походов (1180 км за 14.5 дней), тем не менее данное путешествие запомнилось как самое ненапряженное из всех прошедших. И причин этого несколько: весьма ранние подъемы и выезды (каждый день в 10-10:30 мы были уже в седле), небольшие (не более 90-95 км) и равномерные дневные перегоны, хорошие дороги и неизменный попутный ветер (лишь один день мы ехали против воздушных потоков, а так силы атмосферы помогали нам). Разумеется, идеального ничего не бывает, и в этот раз также не удалось обойтись без досадных ��оментов, которых, знай все наперед, в принципе могло бы и не быть. Долгие и не всегда результативные по����си мест ночевки, отнимающие много сил и нервов, езда по узкому перегруженному шоссе после Рязани навстречу потоку машин дачников, непонятный уезд Николая Черкасова (более известного как Paralizer), сразу за Гороховцом неожиданно решившим покинуть наш коллектив и серьезные проблемы со спицами заднего колеса моего велосипеда - увы, но и это тоже было. Тем не менее, эти вещи совершенно не испортило общего положительного впечатления от путешествия.
Статистика такова:
Краткая хронология пути
Как и год назад, к стартовой точке маршрута мы добирались на обыкновенной электричке, так что начало пути мало отличалось от типичного ПВД, в чем, несомненно, есть своя прелесть. Отъехав немногим более сотни километров от родной столицы, утром 9 августа мы высадились на небольшой станции Ожерелье, и, выбравшись на трассу Р-114, неспешно покатись прочь от Москвы на юг среди бескрайних холмистых равнин, составляющих основу здешней довольно нетипичной для Подмосковья местности. Несмотря на довольно ощутимый встречно-боковой ветер, наша группа из 8 человек катилась довольно быстро и слаженно, дорога радовала качеством и относительно гладким рельефом, так что очень скоро мы уже были в Богатищево, где, повернув на запад двинулись в сторону древнего Зарайска по пустому шоссе, идущему среди живописных безлесных просторов. После обстоятельного осмотра города и обеда в местном общепите началась самая приятная часть пути на сегодня - по мере удаления от райцентра места становились все глуше, машины и люди попадались все реже, а дорога, нисколько не теряя в качестве, все вела нас среди золотистых скошенных полей и редких деревень. Это удовольствие длилось не один десяток километров, закончившись в селе Печерники, где нас ждал небольшой участок грунтовых дорог в Рязанскую область. Благодаря сухой погоде, он не доставил никаких проблем и неплохо разнообразил наше асфальтовое путешествие, чего нельзя сказать о месте привала. Как это часто бывает, подобраться к речке Воже в условленном месте не удалось, и лишь после часовых поисков нам наконец-то удалось найти нормальный въезд в единственный в округе лесок, где и была устроена первая полевая ночевка. Утром второго дня пути, выбравшись с привала на местное шоссе, мы, подгоняемые попутным ветером, шустро покатились в сторону города Рыбное, где к нашей группе присоединилась Нина Банникова, ставшая девятым по счету участником. За пустынной сельской дорогой последовал довольно замысловатый путь через многочисленные пригороды Рязани, а ближе к обеду мы были уже у стен Рязанского Кремля, где удалось посетить довольно интересную выставку, а также главный здешний собор с уникальным резным деревянным иконостасом, поражающий воображение своими размерами. Наверное, в таком большом городе, как Рязань, можно было провести и больше времени, однако дорога звала вперед, и, взяв в свои ряды еще двух участниц, прибывших сюда из Жуковского, во второй половине дня мы двинулись дальше в направлении Спасска, надеясь заночевать где-нибудь немного не доезжая его. Увы, но дорога в том направлении оказалась не из приятных - дело было в воскресенье, так что узкое и местами очень разбитое шоссе оказалось перегружено машинами дачников, возвращающимися в город, которые постоянно совершали весьма опасные обгоны, выходя на встречную полосу. Такая стремная езда очень скоро весьма надоела, так что, миновав Мурмино, мы свернули в сторону Оки и не заночевали в сосновом бору неподалеку от ��е старицы. Утро третьего дня встретило нас усиливающейся жарой, и вскоре стало ясно, что этот поход по среднедневной температуре будет подобен прошлогоднему выезду в Казань. Шоссе, бывшее вчера вечером настоящим кошмаром, почти опустело и теперь не доставляло никаких неудобств, так что не прошло и двух часов с момента выезда, как наша команда была уже в Спасск-Рязанском, откуда мы направились на другой берег Оки к деревне Старая Рязань, в место, где до нашествия татаро-монголов стоял город Рязань. Сейчас тут - лишь широкое поле на высоком холме над рекой, и только остатки древних земляных валов, памятный знак да руины храма начала 20 века говорят о том, что место это необычное и связанное с важными историческими событиями Российской истории. И хотя забираться на груженых велосипедах на здешние холмы было нелегко, заехали мы сюда явно не зря - по красоте здешние виды на Оку не уступают знаменитому есенинскому Константиново, а возможность освежиться в чистом ручье с небольшим водопадиком и искупаться в Оке послужили хорошим дополнением к полученным впечатлениям. Вернувшись в Спасск, мы продолжили путь вдоль Оки по тихой местной асфальтовой дорожке, и, хотя времени было еще полно и при желании за сегодня можно было бы проехать 20-30 км, этого решено было не делать, а встать на запланированном месту на берегу озера Святое. И, пожалуй, правильно сделали - лучшего места для бивака в этих краях не сыскать, а ранний приезд и ужин до темноты с последующим купанием и прогулками вдоль берега сделали этот вечер незабываемым. Четвертый день пути стал своеобразной кульминацией культурной программы и начался с приятного равнинного перегона до большого села Ижевского, известного прежде всего как родина К. Э Циолковского - основоположника теории реактивного движения и космонавтики. Здесь нас ждала очень интересная экскурсия по большому местному музею, повествующему о жизни этого выдающегося ученого, в своих работах намного опередившего время, после которой, взяв курс на север, мы устремились в сторону Окского заповедника, расположенного по берегам Пры. Благодаря неизменно хорошей погоде и легкому попутному ветерку к обеду мы были уже в Брыкином Бору, где удалось посетить музей природы, а также уникальные питомники, где выращивают зубров и журавлей. И хотя по плану ночевка планировалась где-нибудь неподалеку, времени у нас еще было полно, поэтому после осмотра достопримечательностей было принято решение пройти за остаток дня первый "перелаз" - десяток километров по песчаной дороге до села Лубяники. Как и можно было ожидать, это оказалось непросто - все-таки, грунтовки Мещеры мало приспособлены для велосипедов, особенно с узкими покрышками. Сразу за мостом через Пру начались пески, где значительную часть пути пришлось идти пешком, однако ближе к выходу внезапно начавшаяся щебенка и асфальт сильно упростили задачу и довольно скоро под колесами вновь зашуршал асфальт. Удивительно, но и на этот раз, несмотря на перспективу безводной ночевки, нам удалось найти подходящий водоем, коим оказался небольшой пруд на окраине одной из придорожных деревень. Увы, но жара, сопровождавшая нас от самой Рязани, не думала спадать, поэтому пятый день путешествия стал еще жарче предыдущих. Довольно быстро докатившись по пустынному асфальту до большого села Погост, мы свернули на старую дорогу вдоль Оки и скоро добрались до знакомого соснового бора, где в далеком 2002 году у нас была ночевка - эх, приятно порой возвращаться в знакомые места!. Разумеется, тут была устроена длительная остановка для купания, после чего последовал довольно непростой участок песчаных дорог, завершившийся выходом на асфальт лишь у самого Касимова. Из-за всего этого в город мы прибыли довольно поздно и неплохо укатавшимися, что, впрочем, не помешало успеть забраться на минарет уникальной здешней мечети и посетить большой краеведческий музей с интересной выставкой художественного шитья. Так как мы уже обгоняли график почти на полдня, чтобы не терять временим даром и побольше покататься, дальнейший путь в сторону Мурома было решено проделать через Елатьму, избежав загруженной трассы Р-125. И тут нас ждал небольшой сюрприз - оказалось, что прямой дороги из Касимова в этот поселок не существует, а есть лишь окружные пути, пролегающие севернее. Однако хороший асфальт, равнина и наступающая вечерняя прохлада очень неплохо помогли одолеть оставшиеся километры, и задолго до темноты мы уже расположились на берегу речки Унжа. Очередной, шестой по счету день, стал одним из самых разнообразных и удачных за весь поход. Никакой культурной программы на этот раз не было, зато было другое - множество тихих дорог самого разного вида, шикарные пейзажи в долине Оки и наслаждение от неторопливого движения. Добравшись до Елатьмы, мы двинулись на север по высокому окскому берегу, и, проехав по пути участок старинной булыжной мостовой и небольшой межобластной "перелаз", к обеду мы остановились на отличной пруду около Кононово, где по случаю непрекращающейся жары устроили почти трехчасовой привал обедом и купанием. После такого отдыха прокатить оставшиеся 35 км через Ляхи до пригородов Мурома не составило никакого труда, и тут нас опять ждал приятный сюрприз в виде небольшого пруда, столь необходимого в такую жаркую погоду. К сожалению, этот день стал началом уменьшения численности группы - как и было условлено, рано утром Татьяна, наш бессменный повар, покинула нас и в сопровождении Коли двинулась в сторону Мурома на электричку.. Седьмой день пути запомнился прежде всего посещением старинного Мурома с его несколькими монастырями, бронепоездом-памятником, а также импровизированной экскурсией в локомотивное депо, организованной Володей. Никуда не торопясь, мы обстоятельно осмотрели город, накатав по его улицам более десятка километров, а после обеда на вокзале расстались с четырьмя участниками, отпуск которых подходил к концу. Таким образом, теперь нас стало всего пятеро, и, купив все необходимое, мы довольно шустро выкатились из города, взяв курс на север по шоссе Р-76. И хотя поначалу эта трасса областного значения была довольно неприятной, довольно скоро трафик уменьшился до вполне терпимых пределов, а отличный новый асфальт на всем протяжении, попутный ветер и красивая природа по сторонам сделали езду легкой и приятной. В результате, пролетев с ветерком более полусотни километров, к вечеру мы остановились на полянке в излучине Суворощи, поставив "рекорд" дневного перехода за весь поход - целых 96 км (кавычки тут не случайны, так как это, вообще говоря, немного, но в данном случае делать более длинные дневные пробеги не имело смысла). Восьмой день пути стал днем расставаний и встреч. Свернув с Р-76 в сторону Гороховца, мы, несмотря на непрекращающуюся жару, довольно быстро докатились до этого старинного городка, приятно удивившего наличием целых двух музеев, один из которых помещается в колоритном купеческом особняке 17 века. Послушав интересные рассказы о прошлом и настоящем этих мест, мы поднялись на высокий холм, полюбовались заклязьминскими лесами и попытались выбраться и города нетривиальным путем вдоль северного берега реки в обход трассы М7. Однако к счастью эта откровенная авантюра была оставлена в самом начале, ибо тащить велосипеды 15-20 км по пескам - это явно не наш стиль, тем более что на сегодня нужно было еще успеть встретиться с Александром из Нижнего Новгорода и Михаилом, догоняющего нас на электричках из Москвы. Поэтому в итоге было принято единственное правильное решение - не отступать от плана и ехать по М7 до поворота на Фролищи. Похоже, что это явилось последней каплей, переполнившей терпение Коли, с самого начала недовольного малыми по его меркам расстояниями и выбором наиболее простых и очевидных дорог вместо разведок и приключений. Заявив, что дальше он поедет один, он отправился куда-то в сторону Мурома, а мы, оставшись вчетвером, с не слишком приятными чувствами двинулись на восток, в Нижегородскую область. Вскоре произошла встреча с местным велоактивистом Александром (более известным как RaFaeL), который показал нам изумительное уединенное место на одном из карстовых озер, где было все необходимое для бесед у костра и отличной ночевки - по всем критериям это был лучший ночлег за весь путь, а беседы на разные походные темы и воспоминания о прошедших путешествиях оказались хорошим дополнением к и без того чудному вечеру. Когда уже стемнело, из Гороховца к нам приехал Михаил, так что численность группы вновь возросла до 5 человек, что не могло не радовать. И если все, что было до этого, можно смело назвать емким словом "матрас", то девятый день пути резко отлчля от того, что было до него. И причина этого - преодоление сразу двух областных границ, где, по традиции дороги областей либо обрываются, либо становятся труднопроезжими. Впрочем, начиналось все неплохо. Прокатившись по пустынному лесному асфальту до затерянного в глуши поселка Фролищи, мы посетили местный монастырь, где удалось повидать необычное зрелище - огромные синие купола, стоящие на земле и уже готовые к постановке на свое место. За Фролищами дороги с покрытием закончились, и началось то, что и следовало ожидать - лесная дорога с глубоким песком до поселка Сезух. О том, чтобы ехать, тут уже не было и речи, а непрестанная жара и полная сушь привели к тому, что эти несчастные 10 км мы преодолевали около 3 часов, а когда наконец-то добрались до цели, то силы были уже на исходе. К счастью, как раз к нашему приходу в этот отдаленный поселок приехала автолавка со всем необходимым для обеда, так что своевременный перекус и отдых в тени прибавили бодрости, после чего грейдер, идущий отсюда в Пестяки, показался чуть ли не верхом дорожного совершенства. Однако на этом бездорожье не закончилось - в точности повторяя маршрут годичной давности, нам нужно было пробраться по старой дороге в сторону Пуреха, бывшей не так давно единственным путем в этих диких местах. И хотя этот тракт, никогда не знавший покрытия, хорошо читается до сих пор, из-за прошедших дождей половину пути пришлось идти пешком, отчего ночевка была устроена на середине пути, в том месте, где некогда стояла деревня Лязгино, а ныне - просто большое поле. На десятый день прохождение длинного "перелаза" продолжилось, и, миновав несколько мертвых и одну полуживую деревню, мы выбрались на асфальт и бодро покатили в сторону Волги по трассе Р-152. На подъезде к реке оказалось, что тут построили объездную дорогу, так что теперь, шоссе по восьмикилометровой дамбе оказалось почти пустым - эта прямая уходящая в туман дорога так и манила навстречу новым приключениям в заключительной части пути. Тут все было уже знакомо. Миновав ГЭС, мы во второй раз посетили старинный Городец с его симпатичными улочками и множеством музеев, пообедали в знакомом кафе, а затем двинулись на север в направлении Ковернино, надеясь задолго до темноты встать в каком-нибудь хорошем месте у реки. И такое место нашлось на берегу полноводной Узолы неподалеку от деревни Богомолово, став хорошей наградой за вчерашние пески и безводную ночевку - эх, до чего хорошо было смыть с себя дорожную пыль и грязь! Еще на совместной ночевке RaFaeL сказал, что "в Нижегородской области грейдера нет", и в справедливости этого утверждения мы на своем опыте убедились в одиннадцатый день путешествия. Свернув с трассы Городец-Ковернино в направлении небезызвестного села Хохлома, мы с удовольствием прокатились по на редкость приятным сельским шоссейкам, а к обеду прибыли туда, где некогда в большом количестве производилась известная на всю страну и не только расписная деревянная посуда. Увы, но от всего этого осталось немного - ныне все уникальное производство помещается в одном небольшом здании, где делается все - от вырезания заготовки до росписи. По словам начальника производства, продукция из-за сильной конкуренции сбывается неважно, несмотря на смешные для изделий ручной работы цены - те же ложки продаются по 40 (!!) рублей. Посмотрев на это старинное ремесло в действии и прикупив сувениров на память, мы двинулись дальше на север. За Ковернино машины практически полностью исчезли, чего нельзя сказать об асфальте - почти в любом другом регионе на его месте лежал бы гравий, а тут, несмотря на глушь кругом, дорога продолжала радовать гладкостью. По времени мы имели все возможности наконец-то проехать более сотни километров за день, однако надвигающийся дождь остановил нас, из-за чего ночевка вновь получилась ранней, а день в целом - на редкость легким и ненапряженным. На двенадцатый день пути нам предстояло въехать в Костромскую область, про которую, в отличие от Нижегородской, можно сказать, что грейдер там есть и его много. Быстро просвистев оставшиеся асфальтовые километры и попутно посетив активно восстанавливающийся Успенский монастырь, уединенно стоящий среди здешних бескрайних лесов, мы вскоре добрались до областной границы у деревни Бориха. встретившей типичной лесной грунтовкой, являющейся продолжением отменного нижегородского асфальта. К счастью, прошедшая ночная гроза неплохо промочила песок, поэтому этот бездорожный участок больших проблем не доставил, а дальше начался нескончаемый тряский грейдер, идущий мимо больших северных деревень с некрашеными избами, которые, судя по их виду, мало изменились за последние десятилетия. Любуясь этими глухими местами, столь разительно оичающимися от всего того, что попадалось нам раньше, ко второй половине дня мы добрались до поселка с экзотическим названием Дорогиня, где, воспользовавшись паромной переправой через Унжу, двинулись на север вдоль ее берега. Увы, но с ночевкой и в этот раз не повезло - довольно долго пытаясь подойти к реке, мы так и не смогли это сделать и в итоге расположились на ночь в густом лесу у вымершей деревни, коих, как потом пришлось убедиться, в этих краях очень немало. И хотя число тринадцать почему-то считают несчастливым, соответствующий день путешествия стал весьма приятным и запоминающимся. Для начала обнаружилось, что вчера вечером мы не доехали до начала асфальта какие-то сотни метров, а еще через 20 с небольшим километров выяснилось, что трасса Р-98 (Кострома - Судиславль - Мантурово и дальше) представляет собой совсем не то, что можно было предположить. Вместо ожидаемого разбитого асфальта с потоком фур, это была отличная пустынная дорожка, не оставляющая сомнений в том, что по ней и только по ней нам нужно ехать. И мы, разумеется, поехали, а к обеду уже были в старинном Макарьеве, где очень удачно удалось пополнить иссякающие запасы спиц для моего заднего колеса, а также посетить весьма интересный местный краеведческий музей, сотрудницы которого были очень рады нашему визиту и фактически устроили бесплатную экскурсию с рассказом о прошлом и настоящем этих мест. Особенно поразил тот факт, что в 19 веке тут было интенсивное пароходное движение (к местному порту было приписано целых 67 пароходов) - при том, что сейчас не осталось ни одного судна. А так как спешить нам вновь было некуда, то, отъехав от города около 20 км и побывав на старинном городище Унжа, после довольно длительных поисков подходящего места мы очень удачно устроились на высоком берегу с отменными видами на бескрайние лесные просторы, расстилающиеся внизу. На этот раз наши палатки стояли прямо посреди того места, где некогда была деревня Михаленино, от которой, как и от множества других, осталось лишь несколько нежилых домов, стоящих вдоль старого тракта - грустное и печальное зрелище.. Большую часть предпоследнего дня мы спокойно ехали по трассе Р-98, изредка останавливаясь на отдых и пережидая дожди, периодически приходившие с запада. Дорога по прежнему не доставляла никаких проблем, ветер устойчиво дул в спину, а на полпути до Мантурово наша команда сократилась до трех человек - Михаил с Ниной решили пробираться в поселок Октябрьский, чтобы затем через Нею ехать в сторону Москвы. Мы же, еще немного покрутив педали, к обеду прибыли в Мантурово, а затем вышли на начало трассы на Шарью-Киров, не обозначенной на многих картах. До финиша оставалось уже меньше полсотни километров, поэтому, не нарушая сложившихся за две недели пути традиций, ночлег был устроен весьма рано и удачно - в хорошем сосняке, коих полно в этих местах. Последний день пути прошел в точности по плану. Утром, попрощавшись с Сергеем (он поехал в обратную сторону, надеясь добраться своим ходом до Москвы), мы с Володей вышли на финишную прямую, и, подставив спины попутному ветру, быстро понеслись по новой трассе, прорубленной среди бескрайних лесных просторов. По-моему, именно таким и должно быть завершение путешествия - легким, быстрым и приятным. По такой дороге можно было хоть весь день, но поездка, увы, стремительно завершалась. Пролетев со средней скорость свыше 20 км/час оставшуюся до финиша дистанцию, к полудню мы уже пересекли красивую реку Ветлугу, а еще очень скоро уже были в райцентре Шарья, откуда несколько часов спустя уехали в родную столицу на скором поезде, радуясь удачному финалу и одновременно слегка завидуя товарищам, решившим продолжить путь.. Вот так вот покатались - относительно "матрасно", интересно и несколько необычно для наших походов. - Нажмите, чтобы скачать все треки этого похода днм архивом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |