|
|||||||
|
|
Александров - Черноголовка - МониноСентябрь 2001 гПосле, пожалуй, самого экстремального выезда 1999 г по маршруту Александров – Купавна, у меня неоднократно возникала мысль повторить этот поход, причем не в оригинальном варианте, а более простом. По сведениям, полученным во время того похода, от деревни Жари велось строительство некой дороги в сторону трассы А-108, и, в надежде на то, что за два года ее все же построили, очень хотелось, как и 2 года назад, стартовать из Александрова и по местным шоссе и проселкам выбраться в район Фряново. Эту идею я неоднократно предлагал при обсуждении предстоящих маршрутов, однако каждый раз находились не менее интересные варианты, и моя давняя мечта продолжала оставаться нереализованной. Однако собравшись в очередной раз на ставшим уже традиционном месте в сквере у пл. Каланчевская, мы твердо решили – едем в Александров, так как откладывать этот поход было нельзя, ибо на дворе уже стояла осень и день стремительно сокращался. На маршрут вышли шестеро – я, Антон Колотаев, Андрей Русанов, Иван Балашов и Володя с Галей. Причем с самого начала все складывалось неудачно. Сперва выяснилось, что удобная балакиревкая электричка, идущая до Сергиева Посада с тремя остановками, на которой мы ездили не раз, в этот день отменена. Поэтому пришлось ждать еще около 20 минут и ехать на следующей, идущей с остановками почти по всем пунктам. В итоге в Александров прибыли только в начале двенадцатого, и тут выяснилось, что у Антона проблема со слуховым аппаратом – села батарейка. Поиски новой заняли еще около получаса, и только к полудню мы наконец-то тронулись в долгожданный путь, точно не зная, что ждет нас впереди. Лично у меня не было никакой уверенности, что на этот раз события двухлетней давности не повторятся и нам не придется тратить 3 часа на прохождение 10 км по лесу а потом сломя голову нестись на станцию. Все участники выезда знали о возможных трудностях, однако ни у кого, похоже, не было волнения на этот счет, что вселяло уверенность и оптимизм.
Вскоре городские кварталы остались позади, и, постепенно набирая темп, мы покатили на юг. Однако мелкие неприятности, начавшиеся еще в Москве, продолжали преследовать нас и тут. Где-то не доезжая Карабаново я почувствовал, что задняя шина начала спускать. Дотянув до конца очередного подъема, я остановился, пощупал колесо – так и есть, прокол. Пришлось потратить еще 20 минут на замену камеры, и после этого момента до самого конца похода все пошло как по маслу – никаких задержек, поломок и излишних плутаний. Впрочем, обо всем по порядку. Километров через 10 после старта мы были уже в Карабаново, запомнившемуся мне по прошлому разу очень запутанной планировкой улиц. То, что дороги в Карабаново плохие я знал еще с первого визита в эти места, и в этом лишний раз пришлось убедиться, как только мы съехали с трассы. На асфальте тут же появились многочисленные выбоины и промоины, начало сильно трясти. Но это длилось недолго, и вскоре, проехав под железнодорожными путями, мы очутились в восточной части ����рода, откуда уже началась знакомая дорога на , представляющая из себя узкое шоссе с хорошим асфальтом. И хотя до этого я был тут всего один раз, многое осталось в памяти, и было очень приятно на ходу узнавать знакомые пейзажи, которые в этом глухом уголке на стыке областей весьма красивы. Благодаря попутному ветру скорость была приличная, и уже через 10 минут мы дружно съехали с горки и очутились в Махре – довольно большом селе, где асфальтовая дорога кончается, а дальше во все стороны разбегаются полевые и лесные грунтовки, столь приятные для велопутешествий в сухое время. Воспользовавшись случаем, решили немного осмотреть находящийся здесь Троице-Махринский моныстырь, о существовании которого я узнал во время поездки двухлетней давности. Однако это не удалось, так как приехали мы явно не вовремя и его обитательницы (манастырь-то женский) не слишком были рады непрошеным гостям, тем более с велосипедами. Поэтому пришлось ограничиться внешним осмотром стен, по виду которых было явно заметен прогресс по сравнению с тем, что было два года назад – многое уже было отстроено, покрашено и, наверное, еще через несколько лет монастырь обретет свой первозданный вид. После Махры начался самый интересный участок пути, преодоление которого являлось одновременно целью и задачей этого похода. Однако вопреки моим опасением, в реальности оказалось все не так сложно. Так как в ту осень погода стояла довольно сухая, то грунтовка до Данилково, запомнившаяся мне многочисленными глинистыми лужами по предыдущему разу оказалась на редкость приятной лесной дорогой, по которой можно было ехать с приличной скоростью, нигде не задерживаясь. Через 15 минут мы были на поле у Данилково, где, объехав деревню стороной, двинулись дальше в сторону Жарей. Дорога тут оказалась немного похуже, однако все равно легкопроезжей на двухколесном транспорте. Даже стало как-то немного обидно – я так долго хотел тут побывать, чтобы вновь испытать те приключения, что были 2 года назад, а на практике все оказалось столь просто и легко до безобразия. Не было тут ни тех больших луж, которые нам приходилось в большом количестве обходить в тот поход, ни наматывающейся на колеса глины, а вместо всего этого была обычная лесная грунтовка. И лишь только характерные глубокие колеи из затвердевшей глины давали понять, что в сырую погоду тут проехать весьма непросто. Даже тот небольшой подъемчик перед выездом на поле у Жарей, который в тот раз из за грязи по колено пришлось обходить по лесу, теперь остался позади совершенно незамеченным. В общем, 25-километровый участок до Жарей не вызвал никаких совершенно трудностей, и, несмотря на все сегодняшние задержки, на весь путь от Александрова было потрачено менее 2-х часов. Это радовало – мы наверстывали время, упущенное при ожидании электрички и при задержке в Александрове, и в целом поход складывался весьма и весьма неплохо. Сами Жари совершенно не произвели на меня того впечатления жуткой глухомани, как это было 2 года назад. Не знаю, так ли это на самом деле, но показалось, что тут стало больше новых домов, в нескольких местах виднелись машины дачников. Да и за прошедшее время мне пришлось побывать в гораздо более глухих и отдаленных местах, по сравнению с которыми этот край Владимирской области - просто верх цивилизации. В центре деревни сделали небольшую передышку, где я рассказывал о нашем предыдущем визите сюда и о приключениях, которые пришлось испытать по пути. Заодно посмотрели на поле, за которым начинался глухой лес до самой трассы А-108 – как и в тот раз, никакой дороги через него не наблюдалось. Дальше начиналось самое интересное – нам нужно было каким-то путем выбраться из этого медвежьего угла на А-108, до которой по прямой было отсюда около 8 км труднопроходимых лесов и болот. К счастью, как и ожидалось, форсировать их не было необходимости – местный мужик подтвердил мои догадки о новой дороге, сказав, что нам следует двинуться направо (т.е. на запад), а там через 5 км будет некая бетонка, выводящая прямиком на шоссе. Следуя его совету, мы поехали в указанном направлении, и за деревней началась очень приятная лесная песчаная дорога, ехать по которой, созерцая осенние красоты, было одно удовольствие. Было отчетливо видно, что эта дорога относительно новая и за ней, в отличие от большинства подобных грунтовок, осуществляется некий уход – по крайне мере, наиболее выдающиеся ямы были засыпаны камнями а по бокам даже имелись кюветы. Удаляясь все дальше и дальше вглубь лесов, с каждым километром дорога петляла все сильнее, делая крутые виражи среди буреломов и небольших оврагов. Иногда попадались участки с глубоким песком или грязью, однако все они были недлинными и преодолевались с ходу, и только в одном особо грязном месте пришлось немного пройти пешком. В общем этот участок оказался на редкость приятным и совершенно не пришлось пожалеть, что сегодня мы выбрали именно этот маршрут. Когда велокоьютер отсчитал 5 км от Жарей, впереди показался долгожданный просвет и вскоре мы выбрались на прямую бетонную дорогу, какие обычно ведут к военным объектам и о которой нам говорил местный житель полчаса назад. Стало ясно, что основные трудности остались позади и что теперь у нас есть время на хороший, полноценный привал с обедом и завершение похода до наступления темноты, что не могло не радовать - значит наш изначальный расчет был верен! Немного почистив велосипеды, мы двинулись по бетонке налево, и вскоре она влилась в местное шоссе, не обозначенное на картах и идущее куда-то на север. После многих километров грунта было очень классно ощутить под колесами долгожданный асфальт, благодаря попутному ветру мы хорошо разогнались, и через 10 минут были уже на знакомой трассе А-108 в 7 км к северу от Крутца. Время было около 14:30 и до традиционного в наших поездках по здешним местах места обеда – берега р. Мележа у Рязанцев оставалось около 10 км, поэтому без задержек мы двинулись туда, рассчитывая быть там в начале четвертого.
Через 20 минут 7 километров трассы остались позади совершенно незаметно, так как легкий попутный ветер хорошо помогал движению, а отменный асфальт и хорошее походное настроение позволяли держать среднюю скорость выше 25 км/час, не прилагая особых усилий. Радовало, что даже на этом скоростном участке никто не отставал, группа ехала быстро и слаженно и уже через час после выезда из Жарей мы приближались к Крутцу, путь до которого два года назад занял более 3-х часов непрерывной борьбы с бездорожьем. В Крутце свернули на хорошо знакомую и на редкость приятную грунтовку в сторону Рязанцев и неспеша покатили по ней по осеннему лесу. Как всегда, тут было сухо, светло и как-то особенно уютно, и вскоре справа показалась небольшая речка Мележа, на берегу которой, в традиционном месте, и был устроен привал. Погода в тот день стояла сухая и солнечная, что только подчеркивало красоту окружающей природы и прелесть осенней поры. Прибрежная поляна, где мы расположились, была полностью засыпана сухими опавшими листьями, эти же листья медленно плыли по Мележе, делающей в этом месте большую петлю. В общем, было на редкость здорово. Вскоре уже горел костер и варились традиционные макароны с тушенкой, которой на этот раз оказалось довольно много. Спешить нам было особо некуда, поэтому мы хорошо поели, выпили по несколько кружек горячего чая и просто отдохнули перед второй частью поездки. Когда время приблизилось к пяти вечера, стали собираться в дальнейший путь, наметив проехать через Фряново, Черноголовку и финишировать в Монино, до которого отсюда, по прикидкам, оставалось около 50 км (от Александрова мы отъехали уже 44 км). На привале произошел забавный случай – я случайно упустил в воду половник, служивший нам верой и правдой все лето. Глубина в этом месте была большая, и он застрял где-то в полуметре от поверхности воды, зацепившись за какую-то корягу. Так как дело было осенью, и никто не хотел лезть в ледяную воду, вытаскивать его пришлось неординарным путем – я залез на дерево, нависающее низко над водой как раз в нужном месте, и при поддержке (в прямом смысле) Антона с Володей попытался достать пропажу при помощи длинной эспандерной резинки с крючком на конце. Дерево сильно прогнулось и я чуть было не упал в воду вместе с ним, но достать половник все же удалось, но под общий смех и с третьей попытки. Привал, тем более при такой погоде и в таком месте - дело хорошее, однако в сентябре световой день уже короток, и, чтобы не пришлось ехать по темноте, в начале шестого мы тронулись в дальнейший путь. Теперь дорога была известной – мы перешли через Мележу по знакомому мостику, проехали через Рязанцы и снова углубились в леса по отличной тропинке, ведущей прямиком к окраине Фряново. Дальнейший наш путь проходил по хорошим асфальтовым дорогам, как это и должно быть в “правильном” походе, когда основные трудности и неопределенности сконцентрированы на первом этапе пути, а заключительная часть представляет из себя приятное и быстрое перемещение по асфальту. Проскочив насквозь Фряново, мы свернули в строну Черноголовки (указатель на Ботово). Дорога тут была просто отменная, ветер стал попутным, поэтому скорость росла с каждым километром и вскоре уже стабильно держалась на уровне 25 км/час. Антон с Андреем уехали далеко вперед, однако для Гали такой темп был слишком быстр, поэтому мы не стали гнаться за ними – все-таки, это не гонка, а даже наши 25 км/час – это более чем хорошая скорость. Мимо один за другим пролетали перелески, дорога красиво петляла по живописной и ненаселенной местности, и спустя минут 20 слева показалось огромное поле, на котором вдалеке можно было разглядеть колокольню в селе Стромынь. Еще несколько минут быстрого хода – и мы уже на Т-образном перекрестке в Ботово, где Антон и Андрей ждали нас. Так как дело было в воскресенье, то по Черноголовскому шоссе шел довольно сильный поток машин в Москву, в который после езды по тихим дорогам не очень-то хотелось вливаться. Поэтому было решено разведать альтернативный и более прямой путь – напрямик от Ботова к северной окраине Черноголовки, чтобы оттуда через поселок снова выбраться на трассу в 10 км отсюда. Карта утверждала в этих местах наличие дороги без покрытия, и местные жители подтвердили, что так поехать действительно можно, поэтому без малейших задержек мы двинулись в дальнейший путь. Перейдя шоссе, нашли грунтовку, которая за деревней раздвоилась – налево была дорога на Стромынь (вероятно, когда-то бывшая основной трассой до постройки шоссе в обход Черноголовки), а направо, практически параллельно автотрассе, пошла изумительная и очень ровная песчаная дорога. Тут, в отличие от основного шоссе, машин не было вообще, однако ехать можно было столь же быстро – не менее 20 км/час. Через пару километров началась бетонка, поля сменились лесом, и очень быстро мы очутились на задворках Черноголовки – поселка ученых, в котором находятся филиалы многочисленных академических и отраслевых институтов. Особый статус поселка был виден практически сразу - - главная улица, по которой мы ехали, имела неестественно большую ширину и какой-то уж слишком парадный вид, похожий на то, что можно наблюдать в военных городках. Широкие асфальтовые тротуары, крашеные фонари и многие другие детали наглядно свидетельствовали о том, как много средств и внимания уделялось этому месту в советские времена, когда профессия ученого была высокооплачиваемой и почетной. В общем, поселок произвел самое благоприятное впечатление и я ни сколько не пожалел, что мы заехали сюда, избежав езды по загруженной трассе и заодно разведав новую удобную дорогу.
За многочисленными институтами вскоре началась жилая часть города, где обстановка попроще и внешний вид улиц ничем не выделяется, а ближе к выезду из поселка потянулись обычные деревенские дома. Как только мы снова очутились на основной трассе (Москва-Киржач), машин резко прибавилось, однако ширина дороги все же позволяла ехать, не обращая на них особого внимания. Вскоре остался позади перекресток со “второй бетонкой” (А-107), и начался довольно глухой участок дороги, проходящий преимущественно по лесам. Несмотря на машины, ехать тут было довольно приятно, скорость как-то сама собой держалась все время на уровне 25 км/час (видимо, не без помощи ветра), и за разговорами и созерцанием вечерних красот километры отсчитывались незаметно. Между тем чувствовалось приближение вечера, становилось прохладнее, и на перекрестке перед р. Ворей пришлось даже сделать небольшую остановку для переодевания в более теплую одежду. Пока стояли, я вспоминал про себя и рассказывал товарищам про те далекие годы, когда будучи 14-летним мальчишкой, я совершал именно в этих местах свои первые дальние выезды на велосипеде (это была “Кама”, до сих пор сохранившаяся на даче). Тогда это была моя любимая дорога и расстояние до Черноголовки казалось мне огромным (55 км от дачи и обратно я ехал 3 часа), а каждая поездка туда воспринималась чуть ли не как подвиг. Помнится, в одну из таких поездок я попал под сильный дождь, а затем именно на том месте, где мы теперь стояли, проколол заднюю шину. Так как ни насоса, ни камеры у меня с собой тогда не было, то оставшиеся 13 км мне пришлось преодолеть на сдутой шине. И хотя я все-таки доехал, но последствия этого были печальны - покрышка размочалилась до лохмотьев, из-за тряски выскочила половина винтов, крепящих багажник, а я, естественно, жутко устал и с трудом передвигал ноги…. Именно этот случай дал мне понять, то запасная камера и насос – обязательные и неотъемлемые части велосипеда при сколько-нибудь дальних поездах. Наверное, именно с тех пор началась моя привязанность к путешествиям на двухколесном устройстве под названием “велосипед”, и поныне, проезжая по этим дорогам, каждый раз я не перестаю испытывать теплые чувства встречи с чем-то родным и до боли знакомым. А наша поездка подходила к концу – позади осталось около 80 км, и, как только все закончили переодевание, мы без задержек двинулись направо, в сторону Авдотьино. И вновь замелькали знакомые леса, поля и перелески, группа ехала быстро и слаженно, что не могло не радовать. На подъезде к Марьино начало резко темнеть, а заброшенный дом отдыха “Монино” пришлось проезжать, практически не видя дороги. Тем не менее, все прошло без приключений, мы быстро выбрались на шоссе у д. Корпуса, и, включив мигалки и фары, продолжили свое стремительное движение к финишу. Справа потянулись огни Лосино-Петровского, и когда позади остался мост через Клязьму и мы очутились на финишной прямой, стемнело окончательно. Последние 2 км до ст. Монино пришлось ехать в потоке машин и в полной темноте, что хоть и было довольно неприятно, но из-за близости финиша этого замечательного велопохода на это уже никто не обращал особого внимания. А финиш был действительно близок – через несколько минут мы на полном ходу проскочили указатель “Монино”, хорошо различимый в свете фар, а еще очень скоро уже были у одноименной железнодорожной станции. В целом, участок пути от привала был пройден точно в рассчитанное время (53 км чуть менее, чем за 3 часа). Времени было около 20:00 и с электричкой нам повезло – ближайшая отходила через 5 минут и состав был уже у платформы, поэтому мы, быстро купив билеты, пошли занимать места и уже скоро под стук колес ехали домой. По общему мнению, весь поход получился на редкость удачным, разнообразным и динамичным. нам удалось разведать новые интересные дороги, побывать в знакомых местах и вдоволь насладится короткой, но по своему прекрасной порой золотой осени. Общий километраж от Александрова составил 97 км, из них не менее 20 – грунтовые дороги, что, по моему, совершенно оптимально для осенних поездок, когда световой день недолог. |
|||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |