|
Вдоль Москвы-реки к Москве: Тучково - Звенигород - Ильинское - пл. Рабочий поселок
май 2008 г.
Данный поход состоялся в тe краткую и чудную пору, когда весна с ее непредсказуемыми холодами и сыростью уже позади, а лето еще только
неспеша вступает в свои права, создавая отличные условия для дальних и интересных поездок. А так как на востоке, севере и юге новых маршрутов в радиусе
доступности для нас почти не осталось, то, чтобы не повторяться, еще задолго до очередных выходных было решено обратить внимание на довольно редко
посещаемые нами западные районы области. Для этого как нельзя лучше подходила моя давняя идея воспользоваться одним из маршрутов небезызвестного
Германа (Dr. Dymoff) вдоль Москвы-реки до Звенигорода, заодно логично продлив его на запад со стартом в Тучково.
И хотя некоторые участки этого по больше части неизведанного пути вселяли определенные сомнения, тем не менее задумка оправдалась на 100% -
отлично отдохнув и проехав немало километров непосредственно вдоль воды по самым разным дорогам, мы выполнили изначальный план по максимуму, получив
массу удовольствия и поводов для приятных воспоминаний.
|
Карта первой части пути |
Поездки по Белорусскому направлению имеют для меня одно неприятное свойство – дорога до вокзала занимает почти час и проходит по довольно малоприятному пути
со множеством перекрестков и светофоров. Однако на этот раз все было несколько иначе – заранее выбрав удобную “сквозную” электричку, идущую с курского
направления аж до самого Можайска, я сел на нее в Калитниках, куда дорога от моего дома куда гораздо быстрее и лучше – всего 25 минут быстрой езды, да и то в
основном под горку.
Пока поезд ехал через всю Москву, в вагон подсаживались все новые велосипедисты, а к 10 утра мы уже выгружались на станции Тучково в 80 км от столицы. Только
тут стало ясно, что желающих прокатиться с нами набралось как минимум человек 30 – не столь много по меркам последнего времени, но все-таки немало для столь
непростого маршрута, что ждал впереди. Помимо постоянных участников наших поездок, было очень приятно видеть нескольких представителей “Каравана”, а также тех,
кто неоднократно принимал участие в выездах прошлого сезона – в общем, группа подобралась весьма сильная и опытная, что не могло не радовать и означало, что
сегодня ненужных задержек не будет.
|
Первые километры пути.. (где-то перед Васильевским) |
|
Хороши грунтовки в сухую погоду! |
Посетив магазин неподалеку на привокзальной площади, наш пестрый пелетон вскоре устремился по шоссе, идущему по северному берегу Москвы-реки до самого
Звенигорода. И хотя эти первые километры пути оказались не из приятных, так как эта дорога оживленная и довольно узкая, однако все это длилось недолго. Не
прошло и 15 минут, как позади остался поворот на в сторону Васильевского, за которым уже ничто не меш наслаждаться свободой движения и замечател
красотами, какие можно видеть лишь поздней весной.
Обычно неподалеку отсюда мы пересекаем реку по мосту и дальше едем по южному берегу, однако на сегодня задумка была несколько иная – хотелось разведать
дорогу на Бережки, чтобы затем воспользоваться тупиковой асфальтовой дорожкой до самого Каринского. Поэтому, едва впереди показались дома Васильевского, мы тут
же покинули асфальт и покатились по замечательной укатанной грунтовке на северо-восток – туда, где по характерному понижению уже угадывалась речная долина.
|
На местном шоссе Хотяжи-Каринское. |
Однако все хорошее имеет свойство быстро кончаться, и эта чудо-дорожка вдоль воды не стала исключением: через пару километров
путь нам преградил высокий холм, подступающий вплотную к воде. Въехать на него было почти нереально, так что большинству пришлось взять велосипеды в руки и
пройти сотню метров пешком, после чего приятная езда по проселкам продолжилась. И хотя эти места уже довольно плотно застроены дачами, благодаря навигатору
выбраться из лабиринта здешних дорог не составило труда, так что не прошло и часа с момента старта, как мы уже поджидали отстающих у начала асфальта.
Эта дорога, идущая на некотором удалении от реки, оказалась на редкость живописной - с каждого ее километра открываются неповторимые виды на здешние
места, не зря именуемые “Подмосковной Швейцарией”. И хотя перепады высот тут невелики, широкая и плавно изгибающаяся долина придает здешним пейзажам
особую красоту, любуясь которой, мы быстро равномерно ехали вперед, один за другим оставляя позади очередные километры.
Как водится в таких случаях, наиболее сильные участники быстро ушли вперед, кто-то постепенно отставал, однако благодаря попутному ветру общая средняя
скорость держалась на весьма высоком для нас уровне. Каринское стремительно приближалось, а когда до него оставалось совсем немного, неугомонный Антон, завидев
очередной съезд к реке, предложил по своему обыкновению “срезать угол” и пробраться прямиком к известному пешеходному мосту.
Увы, но эта идея не оправдала себя – и хотя по прямой до него оставалось меньше 2 км, однако спустившись вниз, грунтовка вскоре постепенно
растворилась в лугах, в конце концов приведя к высокому забору какого-то пансионата.
|
Пробираемся вдоль самого берега. |
По хорошему, тут нужно было ехать обратно, однако, завидев возможность преодолеть эту преграду и следуя известному принципу
“туристы назад не ходят” мы всей группой пролезли вовнутрь и попытались выйти с обратной стороны, не отходя от реки. Но забор со стороны Каринского оказался
более серьезным, да и тропинок за ним не наблюдалось, поэтому в итоге выбираться отсюда пришлось единственно возможным способом - через проходную.
Сложно сказать, что подумали охранники, увидев на закрытой территории три с лишним десятка непонятно откуда взявшихся велосипедистов, однако выпустили
они нас без вопросов, так в итоге эта авантюра обошлась лишь небольшой потерей времени.
|
Мост в Каринском -одно из самых красивых мест маршрута |
Впрочем, на этот раз подобные приключения были не критичны, а лишь добавили разнообразия в поездку. В очередной раз собрав растянувшуюся группу у выезда на
трассу, мы весело докатились до моста в Каринском, где после весьма крутого и техничного спуска по тропе выбрались на тихое шоссе и двинулись в сторону
следующего ключевого пункта сегодняшнего пути – старинного города Звенигорода.
Как всегда, эта дорога, идущая вдоль южного берега Москвы-реки, порадовала небольшим трафиком, хорошим асфальтом и отменными лесами, подступающими вплотную к
обочине. Здесь можно было вдоволь насладиться скоростью, что многие успешно и делали, благо ветер помогал, а начиная с некоторого момента спуски преобладают над
подъемами. Катясь где-то ближе к хвосту процессии, на поворотах было очень интересно смотреть, как авангард команды стремительно мчится вперед со скоростью явно
за 30 км/час, постоянно увеличивая темп – внушительное и захватывающее зрелище…
|
Какой же поход без привала? |
|
|
|
Тропинка вдоль реки где-то на подъезде к Козино. |
Эта упоительная гонка длилась до самого поворота на Шихово, где по изначальной задумке предстояло покинуть асфальт и пробраться в город вдоль реки.
Удивительно, но и на этот раз интуиция не подвела - прибрежная грунтовка по гладкости оказалась не хуже иного асфальта, так что к часу дня, преодолев чуть более
40 км, мы уже катились по тихим улочкам Звенигородского Посада. И хотя усталости к этому моменту практически не чувствовалось, а по времени до обеда мы запросто
успевали проехать еще километров 20-30, тем не менее, взглянув на карту и оценив перспективы, было решено устроить привал где-нибудь не доезжая Козино, ибо
дальше хороших мест уже не предвиделось.
После недолгой остановки у магазинов в центре города нашим верным проводником стал GPS с заранее закачанным треком Германа, который ездил в этих краях не
раз. Впрочем, и без этого прибора сбиться с дороги тут довольно проблематично – от карьера на городской окраине прямо вдоль берега идет широкая колея, свернуть
с которой просто некуда даже при желании, так как справа – река, а слева – обрывистые косогоры с многочисленными стекающими ручьями. Завидев симпатичную поляну
с старым кострищем, у одного из таких ручьев мы устроили сегодняшний обед, занявший положенные два часа – чтобы не говорили любители быстрых перекусов и
безостановочной езды,
какой же поход без этого приятного во всех отношениях дела, где можно поесть, искупаться, попить горячего чая, да и просто пообщаться?
|
Карта середины пути |
Не менее приятным оказалось и продолжение пути – повторяя плавные изгибы реки, уединенная тропинка довольно долго шла среди тенистого леса, а за Козино вышла
в поля, постепенно превратившись в хорошо укатанную гладкую колею. И хотя близость цивилизации чувствуется здесь уже весьма отчетливо: где-то вдалеке виднеются
новые коттеджи, шумит Звенигородское шоссе, тем не менее ехать здесь было на редкость приятно -
удивительно, но даже в этих краях, где, казалось бы, все уже давно куплено и огорожено, остались еще подобные дорожки.
За Аксиньино проселок несколько испортился, превратившись в довольно тряскую тропинку по краю поля. И хотя здесь быстро ехать уже не получалось, а местами
приходилось обходить глубокие овраги, тем не менее не прошло и 15 минут, как впереди показался знакомый лесистый холм, именуемый Николиной горой. Изначально
отсюда предполагалось ехать по шоссе, однако после всей этой красоты возвращаться в потоки машин совершенно не хотелось, так что после недолгих раздумий было
решено устроить еще одну разведку, чтобы выяснить, можно ли тут пробраться вдоль реки до моста в Успенском.
|
|
Мостик напротив Уборов |
Спасская церковь в Уборах |
И хотя в успех затеи верилось слабо, тем не менее оказалось, что такой путь действительно есть, причем это не просто тропа, а отличная благоустроенная
дорожка с многочисленными деревянными мостика через ручьи, преодолевать которые не слезая с велосипеда было весьма занятно и необычно. Однако дальше дело пошло
несколько труднее – обозначенная на карте дорога очень скоро уперлась в ворота очередного элитного поселка, поэтому ничего не оставалось, как возвращаться назад
и попытать счастья на пустынном южном берегу. Найти нужную грунтовку там не составило труда, так что очень скоро мы уже поджидали отставших на пешеходном
мостике напротив Уборов – довольно большого старинного села с необычной Спасской церковью, построенной с редком стиле для Подмосковья стиле “нарышкинского”
барокко.
Между тем, время подходило к шести вечера, и постепенно стало понятно, что грунтовок и разведок на сегодня хватит,
поэтому дальше пришлось ехать самым простым и очевидным способом – по шоссе через Дмитровское и Петрово-Дал. а загруженная трасса
далеко не лучшее есто атания, тем не менее, особых проблем она не доставила и позволила легко и быстро объехать многочисленные закрытые зоны, которыми
столь богаты здешние края.
Вскоре произошла последняя на сегодня встреча с Москвой-рекой, вдоль которой мы ехали от самого Тучково. Промелькнув под мостом, она вскоре скрылась из виду,
а к 19:00 мы наша слегка поредевшая группа уже была у пл. Ильинское, оказавшейся уникальным уголком прошлого, чудом сохранившимся среди этих престижных и мест,
до неузнаваемости изменившихся за последние 10-15 лет. Пожалуй, это единственная во всем Подмосковье платформа, где до сих пор
вместо безликого современного навеса и типовой таблички с названием стоит стильный деревянный станционный павильон характерной архитектуры 50-60-х годов,
дающий наглядное представление о том, как выглядели станции в те далекие времена.
|
Платформа Ильинское - уникальный уголок недавнего прошлого. |
|
Заключительный участок маршрут (от Петрово-дальнего до Москвы) |
Несмотря на близость Москвы, чем дальше мы ехали, тем более приятными становились места. Особенно порадовали леса за
Раздорами, где населенка постепенно сменилась чистыми сосновыми борами с приятным рельефом, широкими полянами многочисленными укатанными дорожками.
Разобраться в их многообразии очень помог Евгений – отлично зная этот лесопарк, он показал совершенно неочевидный путь по извилистым и порой едва различимым
лесным тропам, которых тут гораздо больше, чем обозначено на любой карте. И хотя временами казалось, что мы едем явно не туда и дорога вот-вот кончится, тем не
менее он знал, куда ведет – перейдя вначале через электрифицированную ветку на Усово, а затем – через малоиспользуемый путь на Рублево, мы вышли на
просеку и двинулись точно на восток - туда, где за лесом уже слышался шум кольцевой дороги.
|
Последняя остановка перед въездом в Москву. |
К сожалению, подобные “трофические” участки плохо приспособлены для столь больших групп и тут не обошлось без того,
что неизбежно должно было произойти. Где-то на затяжном подъеме посреди чащи замыкающие потеряли из виду остальных, так что к пешеходному переходу через МКАД
наша команда слегка поредела. В результате финиш получился несколько бестолковым и неорганизованным – большинство уехало вперед, кто-то двинулся к себе домой, а
мы с Володей и еще парой человек дождались у перехода тех, кого смогли, и так же поехали в сторону города, в точности следуя треку Германа.
Благодаря навигатору пробраться через незнакомый Кунцевский парк не составило никакого труда, а к 21:00 мы подкатили к пл. Рабочий поселок, где и закончилось
это безусловно удачное путешествие. Единственное, чем вышел небольшой промах – так это с обратными электричками: на проходную, идущую на Курское направление мы
опоздали на 5 минут, так что пришлось ехать до Белорусского, а потом еще около 20 км своим ходом до дома.
Впрочем, эта мелочь нисколько не испортила общего впечатления от
поездки, однозначно ставшей хоть и довольно непростой, но одной из самых необычных и насыщенных за последние годы.
Множество километров троп вдоль живописной реки, отсутствие бездорожья и грязи, замечательный привал, слаженная группа и финиш в черте города – все это
способствовало хорошему настроению и приятному отдыху.
|
|