Десятый день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Десятый день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

Борки - Новгород - Подберезье - Осия - р. Кересть, 87 км, карта пути здесь

В этот день утренние сборы в дорогу прошли на редкость организованно и быстро, мы безо всяких задержек умылись в реке, позавтракали, сложили наши палатки и уже в 10:35 в полном составе вышли на шоссе. Сегодня терять время было нельзя, очень хотелось побывать в Новгороде, и чем раньше мы туда попадем, тем больше времени у нас будет на осмотр этого весьма интересного города.

Погода, как и вчера, стояла отличная, было тепло и солнечно, небольшой ветер все время поддувал в спину и ощутимо помогал движению. Постепенно набирая ход, мы помчались по трассе А-116 – абсолютно прямой и равнинной дороге. Ехать тут было легко и приятно, и как обычно, с каждым километром мы разгонялись все быстрее и быстрее.

Первую остановку сделали через 7 км после выезда, у поворота на Фарафоново. Это место было выбрано не случайно, так как еще на привале мы решили посмотреть, что сейчас осталось от железной дороги Новгород – Шимск, некогда проходившей в этих местах. Судя по карте, на всем протяжении эта линия шла параллельно теперешнему шоссе, и именно c этого перекрестка была хорошая возможность добраться до нее.

Отъехав от шоссе метров 200, посреди поля с трудом обнаружили сильно заросшую и грязную проселочную дорогу, уходящую в лес. По всей видимости, именно тут и проходила железнодорожная линия, но к сожалению, каких-либо явных признаков этого сейчас практически нет, кроме едва заметной насыпи с заросшими кюветами по бокам. Пройдя немного вдоль этой дороги, мы попытались найти хотя бы остатки шпал, но безуспешно. Впрочем, это не удивительно, так как с момента демонтажа рельсов прошло уже почти 60 лет, и все, что было можно, уже давно растащено местными жителями. В целом, смотреть тут особо было нечего, поэтому мы вскоре вернулись на трассу и продолжили путь к Новгороду.

С каждым километром все сильнее чувствовалось приближение большого города – постепенно становилось больше машин, вскоре шоссе внезапно расширилось до трех, а потом и до четырех полос, появилась дорожная разметка. Через несколько километров мы въехали в пригород Новгорода – поселок Панковка, застроенный современными каменными домами, сразу за которым начался Великий Новгород (именно так и написано на указателе).

novgorod-entry.jpg (53289 байтов) novgorod-entry-2.jpg (49576 байтов)
Утро десятого дня похода. Мы прибыли в Великий Новгород

Тут мы собрались и обсудили план дальнейших действий. Чтобы нормально успеть на ночевку до темноты, нам нужно было выехать из города не позже 18:00, и таким образом на весь осмотр у нас было около 6 часов. Женя сразу отказался ездить с нами по городу на велосипеде, а предпочел поставить его в камеру хранения на вокзале, сходить в местную баню и погулять по центру города пешком. Договорившись встретиться около вокзала в 17:30, мы вскоре разъехались – он двинулся к вокзалу по центральной улице, а мы поехали направо в сторону Юрьева монастыря и музея деревянного зодчества.

Новгород производит впечатление современного, чистого и ухоженного города. Дороги тут содержатся в отличном состоянии, все городские автобусы – новые двухсекционные “Мерседесы”, много недавно построенных многоэтажных домов. Но как только мы отъехали от основной дороги немного в сторону, вдоль улиц потянулись обычные деревенские дома, и только лежащий повсеместно асфальт говорил о том, что мы находимся в городе. Вскоре мы повернули на юг, и по Юрьевскому шоссе, проходящему посреди пойменных лугов, доехали до музея деревянного зодчества “Витославицы”. Как это часто бывает, на территорию с велосипедами нас не пустили, поэтому осматривать экспозицию пришлось по очереди, предварительно разделившись на две группы.

vitoslavicy-2.jpg (41197 байтов) vitoslavicy.jpg (47887 байтов) volhov.jpg (42100 байтов)
В музее деревянного зодчества "Витославицы" р. Волхов около Юрьева монастыря. Сзади видны опоры моста недостроенной ж/д Валдай - Новгород

На территории этого довольно небольшого музея собраны деревянные избы и церкви, свезенные сюда из глухих уголков Новгородской области. Все экспонаты находятся в хорошем состоянии, на многих видны следы недавней реставрации. Особенно мне запомнилась практически полностью деревянная ветряная мельница, красиво стоящая у самой дороги. Хотя большинство из этих построек можно было осмотреть лишь снаружи, в целом тут было очень интересно и познавательно узнать, как жили крестьяне 100-150 лет назад. После посещения музея съездили на берег Волхова к Юрьеву монастырю, в который нас не пустили, так как незадолго до нас туда приехал какой-то “важный товарищ” на иномарке.

Полюбовавшись видами Ильменя, открывающимися с берега Волхова, вскоре двинулись обратно, по направлению к центру города и главной местной достопримечательности – Новгородскому Кремлю. По пути посмотрели на остатки крепостного вала и Белую башню, и уже через минут 20 выехали на Софийскую набережную, где прямо под стенами Кремля, в самом центре города, весьма необычно расположен большой пляж, на котором некоторые дамы загорали топлесс. Отсюда, с высокого берега Волхова, прекрасно просматривается так называемая Торговая сторона города, где расположено множество церквей разного времени постройки а также остатки древних торговых рядов.

novgorod-beach.jpg (36203 байтов) sofiyskiy_sobor.jpg (46992 байтов) volhov_v_novgorode.jpg (51731 байтов)
Набережная Волхова у Новгородского Кремля  Софийский собор Вид на Волхов со стороны Кремля

Сфотографировавшись рядом с памятником освободителям этих мест от фашистов, двинулись в Кремль, где около полутора часов не торопясь обошли все интересные места (а их там немало – Софийский собор, Софийская звонница, памятник тысячелетия Руси и др.), стараясь как можно больше увидеть и запечатлеть на пленку. На территории Кремля полно экскурсантов, всюду слышится иностранная речь, и со стороны мы со своими велосипедами и рюкзаками выглядели, наверное, весьма оригинально. Стоит отметить, что на территории Кремля передвигаться на велосипедах нельзя – только с велосипедами. Стоит спешиться, чтобы не иметь неприятностей с музейными работниками и людьми в форме. Да и людей там много – не все из них встречались с опытными велосипедистами.

Если обратиться к впечатлениям о Кремле Великого Новгорода, то, честно говоря, он меня немного разочаровал. После Пскова я ожидал увидеть нечто необычное. Но почти все в Новгороде я уже видел – что-то в Москве, что-то в очень понравившемся городе Пскове. А вот сам город на меня произвел очень хорошее впечатление.

torgovye-ryady.jpg (51984 байтов)
Мы на Торговой стороне. 

От Кремля через пешеходный мостик направились на другой берег, к Ярославову дворищу (где я первым делом столкнулся с Женей – мир тесен). Однако там мы практически ничего толком и не смотрели, а лишь ограничились небольшой поездкой по основным интересным местам (видимо, из-за пресыщения впечатлениями, а также все нарастающего голода). С момента завтрака прошло уже более 5 часов, и нужно было думать об обеде. Сверившись с планом города, решили устроить его в городском парке, в паре километров отсюда.

По пути посетили пару магазинов и довольно обширный городской рынок (который оказался значительно дороже старорусского), и по широкому проспекту Ленина быстро добрались до парка, расположенного на берегу Волхова. Сам парк небольшой, но к счастью, мы приехали сюда в рабочий день, поэтому народу было относительно мало и нам без труда удалось найти уютную поляну. Тут же расстелили полиэтиленовую скатерть, нарезали хлеб, колбасу и сыр, открыли консервы и с большим аппетитом все это съели, запив обильным количеством кефира.

За прошедшие дни я долгое время  безуспешно пытался просушить свой спальник до конца, который постоянно отсыревал за ночь, и начинал неприятно пахнуть, кроме того, что он был ужасно холодным и мокрым, по ощущениям, когда в него залезаешь вечером. И только на этом обеде мне удалось его хорошенько прокалить на солнышке – этим же вечером я почувствовал разницу.

Около 17:15, с некоторым трудом сев в седла после столь сытного обеда, двинулись по улицам в направлении вокзала. Переехав Волхов по автомобильному мосту, в последний раз полюбовались видом центра города, проехали мимо Кремля и скоро прибыли на привокзальную площадь. Женя, весьма довольный посещением новгородской бани, появился минут через 15, взял свой велосипед с рюкзаком из камеры хранения, и через полчаса мы все вместе двинулись на выезд из города. До запланированного места сегодняшнего ночлега оставалось еще около 30 км, поэтому сразу взяли быстрый темп и старались ехать с минимальными задержками.

Первые километров 6 вдоль трассы тянулись многочисленные жилые и промышленные районы города, которые затем сменились придорожными деревнями. Трасса, как и до Новгорода, была достаточно широкой (3-4 полосы), и хоть машин тут относительно много, они совершенно нам не мешали. Небольшой попутный ветер помогал движению, по гладкому асфальту мы с легкостью разогнались до 23-24 км/час и без труда поддерживали эту скорость на протяжении многих километров. В целом, средняя скорость у нас на этом участке была гораздо больше обычной, и судя по всему мы, несмотря на задержку с выездом из Новгорода, спокойно успевали на привал до наступления темноты.

Через километров 10 от Новгорода населенные пункты исчезли, по обе стороны от этой идеально прямой дороги потянулись поля. Вечерело, становилось прохладнее, и после сегодняшней довольно суматошной езды по городу непринужденно катить по прямой было очень приятно. Вскоре дорога слилась с объездной трассой Новгорода, и машин стало намного больше, причем основная их часть состояла из большегрузных фур. Асфальт сразу ухудшился, появились многочисленные промоины и выбоины, но все это было ненадолго – через 2 км, в поселке Подберезье, мы должны были свернуть с трассы и поехать по местному шоссе, которое, судя по всему, обещало быть весьма приятным.

Вот и нужный нам поворот (указатель “<<--  Рогавка”), где мы в очередной раз собрались все вместе, и где выяснилось, что, несмотря на обилие магазинов в Новгороде, что-то (не помню конкретно) из еды купить мы все-таки забыли. Леша с Сергеем вызвались найти магазин и купить недостающее, а потом догнать группу, поэтому впятером мы без задержек двинулись дальше по маршруту. А мы с Сергеем Кирюхиным отправились в магазин за хлебом и, по-моему, маслом, что и с успехом добыли. 

в с трассы Е-95 (по новому каталогу – Е-105), мы покатили на запад. Как и можно было предположить, дорога тут оказалась очень приятной – идеальный асфальт (не сравнить с тем, что был на трассе), полное отсутствие машин и красивая природа вокруг. Вскоре миновали мост через железную дорогу, за ним – маленькую деревню Некохово, после которой места стали совсем глухими и весьма подходящими для спокойной езды. На протяжении почти 10 км шоссе все шло, петляя среди красивого смешанного леса, периодически попадались сильно заболоченные поля, сплошняком заросшие камышами, вокруг стояла полная тишина. Мы с Женей ехали впереди всех, беседуя на ходу и обмениваясь впечатлениями о виденном сегодня и о походе вообще. Из-за отличной дороги, несмотря на довольно позднее время, останавливаться на ночлег совершенно не хотелось, и с каждым километром мы двигались все быстрее и быстрее.

Через полчаса это безлюдное шоссе привело нас в маленькую деревня Осия, где была устроена очередная подтяжная остановка, во время которой нас нагнали Сергей с Алексеем.

Мы с Сергеем, после магазина помчались за группой, чуть замешкались перед мостом – дорога раздваивалась, но выбрали правильную. А дальше пошли со скоростью 20 – 24 км/ч. Но через некоторое время, скорость почему-то удалось довести до 26 – 30 км/ч, причем без особых на то усилий. И, не сбавляя темп, еще до места подтяжки, мы обогнали почти всю группу, за исключением наших форвардов. Шоссе было действительно очень хорошим.

Время приближалось к 20:00, смеркалось, и теперь нашей задачей было как можно скорее найти место для привала. Отъехав от деревни несколько сот метров, нашли обозначенный на карте ручей, однако он не понравился - вода в нем оказалась почти стоячая, без сколько-нибудь заметного течения. До “штатной” стоянки на реке Кересть оставалось около 3 км, поэтому мы без раздумий рванули туда.

Как только велокомпьютер отсчитал последние 3 км, впереди показался мост, слева от которого обнаружилась вполне подходящая поляна недалеко от берега реки. Тут мы в 20.40 и разбили лагерь, быстро приготовили ужин, хорошо поели, а потом уже в полной темноте довольно долго просто гуляли туда-сюда вдоль шоссе, обсуждая различные туристические темы. К радости, поход всем нравился и проходил весьма успешно. Хотелось, чтобы оставшиеся дни до финиша были бы столь же интересными и прошли бы без поломок и приключений.

Эта стоянка запомнилась тучами летающих муравьев, которые почему-то облюбовали Женину палатку (в которой ночевал и я). На тенте этой серебристой палатке эти муравьи, не стесняясь, вели свою половую жизнь.

Этот день получился одним из самых очень интересных и насыщенных за все путешествие. С учетом езды по Новгороду, мы накрутили около 86 км (затратив около 5 часов) – почти на 30 км больше изначально запланированного.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz