|
|||||||
|
|
Селижарово - Верхние Котицы - Осташков - Хитино - Звягино - оз. Сабро, 78 км, карта пути здесьКак и накануне, ночью прошел дождь, закончившийся незадолго до утра. Нам с Сергеем, будучи дежурными, пришлось встать в начале восьмого и начать разжигать костер, который из-за сырости дров упорно не хотел гореть. Иногда удавалось поддерживать огонь за счет постоянного поддува воздуха, но вскоре пламя, нагрев каны с водой на очередную пару градусов, вновь затухало и приходилось все начинать сначала. Время уходило, а закипания воды, несмотря на все наши усилия, добиться не удавалось. Особенно неприятно было то, что мы задерживали группу, а на сегодня нам, учитывая вчерашнее отставание, предстоял весьма длинный перегон через Осташков до Свапуще. Вскоре из своей просторной трехместной палатки вылезли Леша и Женя, которые начали помогать нам справиться с розжигом костра. К “рекордно” позднему сроку – началу одиннадцатого совместными усилиями все-таки удалось сварить кашу и чай, мы позавтракали и тронулись в путь только в 12.00. В Селижарово – очередные закупки (в этом походе без магазинов нам не удавалось прожить и полдня), отнявшие еще минут 40, и только к 13:00, с большим опозданием, мы наконец-то выехали на трассу и взяли курс на Осташков. Погода тем временем совершено не радовала, было прохладно, ветер дул в лицо и периодически моросил мелкий и противный дождь, грозивший превратиться в ливень. Как и на участке Ржев-Селижарово, трасса шла совершенно не так, как это нарисовано на карте, а все время исключительно по лесу, в обход деревень. Наверное, в хорошую погоду ехать тут очень приятно, так как шоссе широкое, довольно гладкое и абсолютно пустынное (на протяжении двух десятков километров нам не попалось ни одной деревни. и только редкие повороты и указатели говорили, что где-то недалеко есть населенные пункты). Группа сильно растягивалась, поэтому, как обычно, устраивали остановки для сбора и отдыха через каждые 10 км. Погода тем временем улучшалась, ветер стихал, и уже после первой остановки ехать стало немного легче. Через несколько километров показалась деревня Александрово, которая, судя по всему, давно уже нежилая – дома стоят без окон, указатель проржавел насквозь, автобусная остановка заброшена. С этого места трасса пошла точно так, как это показано на картах. Теперь через каждые несколько километров встреч��лись мелкие населенные пункты, но покрытие дороги резко испортилось – вместо асфальта был мелкий гравий, за����иый гудроном, на которой велосипед все время т мелкой дрожью.
Однако этот тряский участок оказался недолгим, и как только мы, миновав Зехново, (у меня сразу возникли стойкие ассоциации с походом по Архангельской области – там мы к этому, правда Зихнову, пробирались сквозь леса, и так и не добрались) снова въехали в глухие леса, начался асфальт хорошего качества, по которому мы все быстрее и быстрее двигались к ближайшей цели сегодняшнего походного дня – городу Осташкову. Судя по всему, шоссе тут проложено по трассе старой дороги (именно она обозначена на картах), поэтому оно сильно петляло в лесу, делая по 1-2 резких поворота на километр. Через 8 км от Зехново мы пересекли красивый Селижаровский плес, за которым спустя пару километров наша дорога влилась в трассу А-111. Естественно, что незадолго до пересечения с плесом, мы опять расстались со старой дорогой, и опять поехали по дороге-невидимке. Собственно, и мост через плес также относится к этой категории, т.к. по карте, дорога плес не пересекает. Перед Селижаровским плесом (на берегу) в деревеньке Верхние Котицы находится красивая церковь, куполами которой к наблюдаемому мной моменту играло солнце, периодически скрываясь за облаками. На этот перекресток (с трассой А-111) мы прибыли около 15:00, тут, как обычно, устроили сбор группы и обсудили планы на ближайшее будущее. Хоть за сегодня мы проехали до обидного мало, всего около 30 км, уже настало время обедать, поэтому было решено двигаться в сторону Осташкова и в нескольких километрах от города попытаться устроить привал на берегу Селижаровкого плеса. После поворота машин было гораздо больше, чем до этого. Почти каждую минуту нас обгоняли легковушки с московскими и тверскими номерами, не причиняя, однако, особых неудобств. Сама же дорога, идущая прямой стрелой среди сосновых боров, удивительно красива (что-то подобное мне довелось видеть в мае недалеко отсюда, в районе Охвата, но тут уходящая вдаль стена из ровных коричневых стволов выглядела гораздо эффектнее). По этому шоссе ехать было одно удовольствие, и довольно скоро мы проскочили село Рогожа (где находится очень красивая церковь, которая находится на реставрации – так что скоро она будет блистать во всем своем великолепии), за которым стали искать какую-либо тропинку в сторону плеса. Подходящая тропинка нашлась, причем примерно в том месте, где по карте шоссе наиболее близко подходит к берегу, и я тут же поехал по ней на разведку, надеясь найти место для обеда. Однако до берега я добраться так и не смог, так как тропинка, упершись в какое-то болото, плавно исчезла, и в итоге пришлось вернуться к группе, ожидавшей меня на шоссе. Тут выяснилось, что Женя, не заметив, что мы все остановились, уехал дальше и теперь вероятно уже приближается к Осташкову, думая, что мы едем за ним... (из-за этого мы потеряли около получаса). Делать было нечего, и мы тоже рванули вперед и через 10 минут, проскочив мост над железной дорогой, въехали в город. Еще через полкилометра встретились с уехавшим вперед Женей, который, как оказалось, уже успел съездить до поста ГИБДД и, не дождавшись нас там, теперь возвращался обратно.
Время было около 16:20 (а проехали около 45 км), и хотя завтрак сегодня был поздним, есть хотелось весьма сильно. Поэтому для сегодняшнего обеда был выбран самый простой и быстрый вариант – не утруждая себя поисками дров (а их тут было найти нереально), мы просто спустились с моста к озеру и удобно расположились у самой воды. Так как разводить костер и кипятить воду необходимости (да и возможности) сегодня не было, на обед было потрачено немногим менее полутора часов, но за это время мы плотно поели, отдохнули и смогли спокойно полюбоваться озером (кое-кто даже умудрился искупаться под мостом). Около 17:40 со свежими силами двинулись дальше и очень скоро оказались в центре Осташкова, откуда совершили небольшую радиальную поездку по городу. Сам город произвел на меня довольно приятное впечатление. Центральная улица, по которой мы ехали в направлении острова Кличен, застроена добротными старинными домами, кругом чисто и ухожено. Нам хотелось добраться до знаменитой колокольни откуда по слухам виден чуть ли не весь Селигер, но, как удалось выяснить у местных, мы приехали слишком поздно, и на колокольню уже не пускают. В итоге пришлось ограничиться поездкой до монастыря и небольшой прогулкой по набережной Селигера. Великолепное место. Красив и монастырь, кстати, являющийся городским кварталом. Православной Церкви отдан лишь храм монастыря, в которой я заглянуть не решился – одет был неподобающе. А кко вид открывается на Селигер с набережной Осташкова! Возвратившись назад, с помощью советов местных жителей, без проблем нашли выезд из города и двинулись по шоссе, ведущем в Свапуще и Волговерховье. Первые километра 4 дорога шла по прямой совсем недалеко от Осташковского плеса, и иногда с высоты открывались красивые виды на озеро. На очередном подъеме нам встретилась пара явно неопытных велотуристов с заплечными рюкзаками, которые с огромным трудом, периодически спешиваясь, залезали на эту пологую горку. По-видимому, перед походом они явно переоценили свои силы и теперь выглядели очень устало. На мой вопрос “Куда вы едете” один из них пробурчал что типа “Нам неважно куда, главное процесс!”. Из-за переутомления этот “процесс” у них шел явно плохо, поэтому мы с легкостью обогнали их. А вдоль дороги справа (в сторону Селигера) сплошь идут дачи и частные территории на протяжении нескольких километров от Осташкова. Далее дорога делает плавный разворот на 270о, огибая Весецкий плес. Поля, окружающие Осташков, сменились смешаными болотистыми лесами, начался один из самых приятных за весь поход участков пути – 50 км ненаселенного шоссе, идущего вдоль западного берега Селигера. От утренней пасмурной и дождливой погоды не осталось и следа, теперь было тепло и сухо, благодаря хорошему асфальту мы ехали быстро. Местность тут ровная, но иногда встречаются длинные пологие спуски и такие же подъемы, делающие езду разнообразней. Где-то на десятом километре от Осташкова справа от дороги встретился оставшийся со времен войны каменный ДОТ (аналогичное сооружение есть на подъезде к Селижарово), а еще через минут 15 мы, миновав Хитино, остановились у большой белой пирамиды.
Говорят, что это сооружение якобы концентрирует какую-то энергию и излечивает от всех болезней (на мой взгляд, это полная чушь). У этой местной достопримечательности останавливаются проезжающие автомобилисты, идет торговля сувенирами и продуктами. Сама пирамида оказалась открытой, но, заглянув в нее, я ничего не увидел, кроме темноты и какого-то мужика, который сидел за столом и перебирал какие-то шарики, не обращая больше ни на что свое внимание. Сама пирамида представляла собой довольно убогое зрелище. Такое ощущение, что ее наспех сколотили, не особо следя за эстетической стороной дела. Кстати, около пирамиды стояла "Волга" с московскими номерами, принадлежавшая, очевидно, тому самому мужику. Пока стояли и отдыхали, достали карту и стали думать, где будем сегодня ночевать. По плану, составленному еще в Москве, сегодня мы должны были добраться до села Свапуще (40 км отсюда), где завтра планировалась дневка. Но время приближалось к вечеру, и мы вряд ли успевали туда, поэтому решили, проехав еще километров 10, встать на ночлег на озерах Сабро или Кривское, чтобы завтра, быстро добравшись до Свапуще, устроить там не дневку, а полудневку. Честно говоря, при столь отличной погоде и по такой дороге можно было бы еще ехать и ехать, хоть до Свапуще, но время было позднее, и настала пора становиться на ночлег. До речки Сабровки докатились безо всяких проблем, но сама речка оказалась совершенно непригодной для стоянки, так как кругом был сплошной бурелом. Поэтому пришлось по грейдеру (настоящая стиральная доска в худшем своем проявлении) двинуться на озеро Сабро, чтобы попытаться устроить привал на его берегу. К сожалению, неудача постигла нас и тут, берег озера ��к��ался заболочен и нам не удалось найти нормальной тропинки, ведущей к воде, хоть мы и проехали до Дроздово, за которым дорога резко уходит в сторону от берега. Судя по всему, нормальные места для стоянок тут находятся на противоположном берегу – по крайней мере, там были видны несколько групп палаток. Но добираться туда, не зная дороги не хотелось, да и времени не было, поэтому мы вернулись обратно в то место, где дорога вплотную подходит к озеру, и, по предложению Владимира Ивановича попытались поискать подходящую поляну в ближайшем лесу. Этот лес оказался довольно приятным и самое главное сухим, и найти в нем место для лагеря и хорошие дрова не составило никакого труда. А пока мы искали место, и незадолго до того момента, на небе была великолепная картина: облака образовали очень красивую «рябь», заглядевшись на которую, я чуть было не въехал под встречную машину. Перед самой стоянкой эта пелена облачной «ряби» ушла, и солнышко стало своим ярким красным закатным светом раскрашивать и без того красивую окружающую местность. Из леса очень симпатично смотрелся закат, который долго играл красным на макушках деревьев. Большой поляны нам найти не удалось, но зато было очень много места для палаток по всему лесочку. Поэтому каждый выбрал себе место для палатки, какое ему нравится, и наш лагерь симпатично расположился вдоль тропинки на протяжении метров пятидесяти, а в центре – костер. Остановились мы в 21.00 у деревни Звягино близ озера Сабро. Проехали за сегодня около 79 км, потратив около 5 часов. После сегодняшнего насыщенного дня было очень приятно спокойно посидеть в сумерках у костра, плотно поужинать и поделиться впечатлениями с товарищами по походу. По общему мнению, пока поход получался отличным, что для меня, как инициатора этого мероприятия, было очень приятно слышать. |
|||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |