|
|||||||
|
|
Накануне дня отъезда, как это обычно бывает, я долго складывал вещи, несколько раз пересматривая свое мнение относительно того, что же все-таки нужно взять с собой, а что можно оставить дома. Эти сборы в дорогу продолжились утром следующего дня, и когда все необходимое было все-таки уложено в рюкзак, он стал совершенно необъятных размеров и соответствующего веса, таким, что в одиночку оторвать велосипед от пола я был уже не в состоянии. Но это не особо пугало – во первых, большую часть веса рюкзака составляла групповая тушенка и рыбные консервы (в общей сложности 30 банок), а во-вторых, по-моему, лучше всегда иметь избыток вещей, чем недостаток, тем более, что ехали мы в этот раз на север и не совсем представляли, что нас там ожидает. Поезд N 176 (Москва-Воркута), с которым раз в два дня следует беспересадочный вагон до Великого Устюга, отправлялся в 13:34, поэтому сбор группы был назначен в полдень на Ярославском вокзале. В начале двенадцатого мы вместе с отцом с трудом вытащили мой груженый велосипед во двор и, попрощавшись, я покатил знакомой дорогой на площадь трех вокзалов. Погода в тот день стояла замечательная – было по летнему солнечно и тепло, и настроение было соответствующим, так как было очень приятно ощущать, что все подготовительные мероприятия остались позади, а впереди – долгожданный поход, обещающий быть весьма интересным. На перекрестке Перовской и Зеленого проспекта встретился в Колей Смысловым, и вдвоем не торопясь мы двинулись к вокзалу, куда прибыли ровно к назначенному времени. Как выяснилось, мы поспешили - первый (после нас) участник похода – Владимир Иванович – прибыл только спустя полчаса, а все остальные появились буквально за 20 минут до отхода поезда. Несмотря на некоторое волнение, посадка прошла относительно спокойно, все успели разобрать и зачехлить велосипеды и еще до отправления разместить багаж на третьих полках. Вскоре поезд тронулся, и началось обычное в таких случаях потребление привезенной из дома еды и чаепитие. За окном тем временем проплывали знакомые подмосковные места – Пушкино, Софрино, Сергиев Посад, где мы не раз бывали и непременно будем еще. Но часа через два после отъезда случился довольно неприятный случай. На подходе к Александрову к нам подошли два товарища в форме, и, представившись транспортной милицией, попросили показать документы. Посмотрев наши паспорта, один из них (который явно был несколько пьян), вдруг н��ожиданно заявил, что, дескать, “алкоголь-то пить в поезде не нужно”. Наверное, нам стоило проигнорировать э����и слова пьяного блюстителя порядка и все было бы в порядке, однако не помню кто из нас стал оправдываться, что мы, мол, не пьем и даже не имеем с собой ничего алкогольного, и что мы вообще туристы (что было чистой правдой). Менту такие высказывания явно не понравилось, и тогда он предложил нам пройти “освидетельствование на алкоголь” (и это будучи самим пьяным!) прямо в купе проводника(!), угрожая в противном случае высадить из поезда и даже посадить на 15 суток за “неподчинение сотруднику милиции”. Все это сопровождалось угрозами в наш адрес и отборным матом, и в конце концов Толя не выдержал и стал звонить по мобильному в службу спасения. Не знаю, подействовало ли это на милиционеров, но вскоре они удалились. Для надежности мы попросили проводника, крайне удивленного сложившейся ситуацией, вызвать начальника поезда, который, оценив ситуацию, заверил нас, что все будет в порядке. И действительно – эти товарищи в форме больше к нам не пришли, и мы спокойно поехали дальше. Наш вагон шел последним, и, воспользовавшись этим обстоятельством, мы периодически ходили в задний тамбур и любовались захватывающими видами убегающих вдаль рельсов, столбов и полустанков. За Ярославлем уже стало ясно ощущаться, что мы едем на север – зелень на деревьях начала плавно исчезать, а в лесах то и дело попадались островки снега. Ближе к Вологде стемнело, и, чтобы постараться выспаться перед завтрашним днем, все разошлись по своим полкам. Ст. Великий Устюг - поездки по городу - Дымково - Морозовицы, 31 кмМне в поезде спалось как всегда плохо, и когда я проснулся утром, мы уже ехали на восток по линии Коноша-Воркута. Первое, что бросилось в глаза – это большое количество снега в лесу, сразу подумалось – как мы будем ночевать в таких условиях? Однако тут же выяснилось, что все не так уж и плохо - снег лежал только с южной стороны дороги, куда не доходят солнечные лучи, а с северной было полно сухих мест, вполне пригодных для стоянок. Вдоль дороги тянулась нескончаемая тайга, населенные пункты и станции попадались раз в 40-50 километров, и, пока было время, мы почти всей группой снова вышли в задний тамбур, где под мелодичный стук колес около часа наслаждались неповторимыми железнодорожными пейзажами. Впечатления усиливала высокая скорость - наш поезд опаздывал на час с лишним, и поэтому на прямых участках дороги тепловоз разгонял состав до 120 км/час. Около 11 часов на станции Ядриха наш вагон вместе с другим, следовавшим от Вологды, прицепили к пригородному поезду, и через полтора часа неспешной езды по одноколейке мы уже выгружали наши велосипеды и рюкзаки на вокзале Великого Устюга. Еще около часа заняла сборка велосипедов, раскладка вещей по рюкзакам, и к 14:00 мы тронулись в долгожданный путь. Несмотря на то, что Устюг находится гораздо севернее и восточнее Москвы, тут было почти столь же тепло – около 18 оС. Нам здорово повезло с погодой – было солнечно и отчетливо ощущался слабый восточный ветер, который обещал быть попутным. Через несколько минут мы подъехали вплотную к Сухоне – широкой полноводной реке и двинулись вдоль нее в сторону центра города. В целом, Великий Устюг мне понравился с самого начала – очень приятный и красивый северный город, застроенный в основном старинными каменными домами. Для начала мы неспеша проехались по набережной, недалеко от которой, прямо у самой воды виднелись тающие глыбы льда - следы недавнего ледохода (как выяснилось, лед сошел тут всего несколько дней назад). А впереди сверкали многочисленные купола - по количеству сохранившихся церквей Великий Устюг чем-то напоминает Суздаль, правда, тут гораздо уютнее из-за меньшего количества туристов. Осмотрев снаружи Соборное дворище и Прокопьевский собор, мы направились к экскурсионному бюро, где, благодаря стараниям нашего культорга Толи, у нас была заказана экскурсия по городу. На этой экскурсии приветливые экскурсоводы, сменяя друг друга, провели нас по нескольким храмам, очень подробно рассказали про устюжскую школу иконописи и особенности местных иконостасов. Особенно запомнилась церковь Вознесения постройки 1648 г с многочисленными приделами. В ней кое-где сохранились фрески с весьма объемными текстовыми фрагментами, написанными мелким шрифтом. В настоящее время многие церкви активно реставрируются – по словам экскурсовода, активно работают местные специалисты, а также реставраторы Москвы, однако денег на это дело выделяется, как обычно, очень мало. Мы познакомились с многообразной историей этого удивительного города и с жизнеописанием святого Прокопия, якобы спасшего город от камнепада. Чтобы не возникало проблем с велосипедами, экскурсоводы любезно предоставили для них помещение в подвале одного из храмов, и поэтому по городу мы ходили налегке. В конце экскурсии нам показали Михайло-Архангельский монастырь (в нем размещается автотранспортный техникум и никакой реставрации не происходит), а также удалось залезть на колокольню, откуда открываются великолепные виды на город и на могучую Сухону. Закончилась эта экскурсия только около пяти вечера а, так как по плану сегодня предстояло отъехать от города еще километров 40, нам нужно было скорее обедать и выезжать на трассу. Вскоре на центральной площади была найдена столовая, где нас покормили вкусно и довольно дешево. Правда, велосипеды вовнутрь затащить не разрешили, поэтому пришлось есть по очереди. Пока обедали, Коля съездил в офис АО “Дед Мороз”, где ему поставили печать в маршрутную книжку и заодно пригласили нашу группу на бесплатный (!) ночлег. Это предложение было заманчивым, однако совершенно не вписывалось в наши планы, поэтому было решено все же выехать сегодня из города и, проехав сколько сможем, заночевать на природе. От посещения резиденции Деда Мороза отказались – во первых, ехать туда далеко, а во-вторых по словам экскурсоводов, все, что связано с Дедом Морозом – чисто коммерческий проект и интереса не представляет. Во время обеда нами заинтересовался корреспондент местной газеты. Он долго расспрашивал нас о походе и маршруте, а потом сделал несколько фотографий своим цифровиком, пообещав написать про нас статью. Не знаю, написал ли он ее или нет, но от него также удалось узнать, что по дороге на Нюксеницу есть очень интересное местечко Опоки, где можно наблюдать редкие геологические обнажения высотой несколько десятков метров. В общем, только к 18:00, закупив хлеба на предстоящие два дня пути (из рассказов Льва Павловича Давыдова, да и из карты следовало, что наш путь будет пролегать по очень глухим местам и никаких магазинов аж до самой Нюксеницы (150 км от Устюга) не будет), мы уже собрались оседлали велосипеды и собрались на выезд из города. Но тут выяснилось, что Толя, никого не поставив в известность, уже умудрился заказать и оплатить экскурсию в Троице-Гледенский монастырь на 10 утра следующего дня. По правде, никому из группы после сегодняшнего обилия церквей и иконостасов уже не хотелось ни на какие экскурсии, вдобавок мы уже явно отставали от графика движения, и теперь дополнительные задержки были просто недопустимы (особенно с учетом того, что 5 мая Коля и Владимир Иванович непременно должны быть в Вологде). Поэтому всем нам пришлось убеждать Толю, что он, в общем, не прав. Возник довольно долгий спор о роли и месте культурной программы и о целях нашего похода вообще, в результате которого не без труда было найдено компромиссное решение, что сейчас мы все вместе ед��м в ымково и Морозовицы, где смотрим Гледенский ырь снаружи, ночуем где-то неподалеку, а завтра основная группа едет по трассе, а Толя, если хочет, смотрит монастырь и догоняет нас к обеду. К началу седьмого мы все-таки тронулись в путь, по набережной выбрались к мосту через Сухону и, переехав на другой берег, свернули налево в Дымково, чтобы оттуда полюбоваться панорамой Великого Устюга. Через пару километров асфальт сменился укатанным грейдером, который вывел нас прямо на берег Сухоны, откуда вся прибрежная часть города была видна как на ладони. Зрелище было изумительным, и, сфотографировавшись на память, мы немного постояли и двинулись дальше в сторону трассы на Шарью. За Дымково дорога снова стала асфальтовой, и мы, чтобы успеть засветло на стоянку, старались поддерживать хороший темп движения и не особо растягиваться вдоль дороги. Вскоре начался затяжной подъем из долины Сухоны – почти километровый тягун, на котором я с радостью обнаружил, что моя цепь, поставленная незадолго до выезда, уже успела разноситься настолько, чтобы работать на нижней передаче, не слетая. Это радовало, я без труда вместе с Колей и Антоном, ехавшими впереди, залез на горку, где мы подождали отстающих, и как только позади показался Толя, тут же двинулись вперед. Дальше дорога довольно долго шла посреди полей и перелесков и в какой-то момент времени я начал сомневаться, не проскочили ли мы нужный поворот на Морозовицы. Однако извлеченная из рюкзака карта подтвердила, что мы на верном пути – основная дорога туда отходит от трассы Великий Устюг – Шарья в нескольких километрах отсюда. Через пару километров прибрежные луга и поля закончились, шоссе вошло в подболоченный смешанный лес, выглядящий из-за отсутствия листвы по осеннему уныло. Правда, в свете предстоящей ночевки еще долее унылым для нас был вид придорожной местности – куда ни глянь, островки снега чередовались с мокрой землей и лужами, а более-менее сухих мест не наблюдалось вовсе. После выезда на основную трассу, представляющую из себя хорошее шоссе с гладким асфальтом и малым количеством машин, земля вокруг стала еще болотистей, и только когда мы свернули в сторону Морозовиц, удалось на ходу высмотреть несколько сухих участков леса, вполне пригодных для ночлега. Еще 5 минут езды – и мы уже в Морозовицах, где по основной деревенской улице направились к Троице-Гледенскому монастырю, очень красиво стоящему на возвышенности недалеко от слияния Юга и Сухоны. Сам монастырь после осмотра Устюга впечатления на меня не произвел, а вот вечерние виды на широкие речные разливы явно стоили того, чтобы сюда заехать – по крайней мере, ничего подобного мне раньше видеть не приходилось. Зрелище было просто обалденным – на многие километры вокруг вода, а за ней на большом расстоянии виднеются очертания Великого Устюга. Если бы мы приехали сюда пораньше, то непременно бы задержались в столь красивом месте на час-другой и устроили бы привал с перекусом, но время, увы, поджимало, поэтому, постояв немного и пофотографировав, пришлось вскоре двинуться обратно через Морозовицы в сторону трассы. Добравшись до намеченного места ночевки, и, дождавшись, чтобы нас никто не видел, быстро углубились в лес по одной из тропинок, казавшейся вначале сухой. Но через сотню метров пришлось протаскивать велосипеды через заснеженный участок, потом еще через один, но в конце мы все же нашли довольно сухую поляну, где было все необходимое для привала– ровное место для палаток, масса дров и снег неподалеку. На этой первой стоянке нам удалось оценить одно из преимуществ путешествий по северу весной – совершенно отсутствуют проблемы с водой. Нет необходимости, как летом, привязывать места ночлегов к рекам и озерам, так как вода в виде снега есть повсюду и можно останавливаться на первой понравившейся поляне. Вскоре уже горел костер, ставились палатки, а через час, когда начало темнеть, подоспел и ужин, сваренный на воде из снега. За чашкой чая, делясь впечатлениями от первого походного дня, мы пришли к единодушному выводу, что район и маршрут похода выбран очень правильно. Так как завтра нас ждал полноценный перегон (желательно было проехать километров 100, не меньше), то спать легли рано, договорившись встать завтра не позднее 7 утра. Итогом первого дня стали всего 30 км – проехали мы гораздо меньше, чем хотелось бы, но зато весьма обстоятельно посмотрели Великий Устюг и окрестности, что являлось одной из целей этого путешествия. |
|||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |