|
|||||||
|
|
г. Тотьма - Ленино - Фоминское - Борщовка, 85 кмПроснувшись наутро, я с радостью обнаружил, что, похоже, вчерашние антипростудные меры были не напрасны – горло больше не болело, однако вместо этого ощущалась сильная головная боль, во видимому, сказывался вчерашний трудный день в сочетании с простудой и духотой. Около 8 часов мы позавтракали купленными накануне продуктами, после чего Толя, Антон, Коля и Дима уехали кататься по городу. Я же решил поберечь силы для дневного перегона и заодно помочь Владимиру Ивановичу дочинить колесо. Однако головная боль не отступала, хотелось спать, поэтому быстро подтянув спицы на колесе его велосипеда и проверив трещотку, я принял таблетку анальгина и пошел снова спать, с ужасом думая, как же поеду дальше.
Разбудили меня Коля с Антоном, приехавшие из города, и после часа сна я почувствовал себя другим человеком – больше не колбасило, головную боль как ветром сдуло, и теперь я был полон решимости продолжать поход. Около 11 часов мы вытащили велосипеды на улицу и уже всей группой двинулись в город, немного погуляв перед этим по Спасо-Сумориному монастырю, на территории которого и находилась наша турбаза. К сожалению, смотреть тут было практически нечего – все находится в ужасном запустении, постройки стоят без окон и дверей, храмы не восстановлены. В общем, Тотьма – совсем небольшой и чрезвычайно живописный городок. Несколько колоритных церквей поставлены так, что из каждого уголка города открывается своя неповторимая панорама. Храмы необычно узкие, длинные и очень высокие, украшены особыми орнаментами на камне. В самом большом храме – церкви Входа в Иерусалим, по форме напоминающей Успенский собор в Великом Устюге,– размещен, ни много ни мало, Музей мореходов, который наш неутомимый Толя успел посетить. Удивительно, но этот городок, расположенный в тысяче километров от ближайшего моря, в свое время сыграл большую роль в развитие мореходства – здесь жили несколько видных мореплавателей - первоотк��ывателей новых земель. Особенно широко известно имя Ивана Александровича Кускова, в 1789 году достигшего бере����о Америки, под чьим руководством вблизи г. Сан-Франциско было основано знаменитое русское поселение Форт-Росс. Благодаря тому, что Коля с командой утром разведали основные пути по городу и наиболее интересные места, двигались мы очень грамотно – без лишних плутаний, за короткое время успевая посмотреть многое. Из центра города с его многочисленными храмами мы переместились в краеведческий музей, где купили красочный буклеты с описанием города, а уже оттуда поехали вдоль Сухоны на восток до живописно стоящей на берегу реки церкви с высокой колокольней. Заплатив 5 рублей за вход, мы поднялись на самый верх и поглядели на Тотьму сверху – довольно приятное зрелище. Конечно, тут можно было бы провести целый день, однако это не входило в наши планы, да и за то время, что мы провели в Тотьме, удалось получить довольно полное представление об этом уникальном городке, затерянной в Вологодской глуши. Около часа дня, как и было запланировано вчера, мы, купив очень вкусного творога для обеда, стали выдвигаться на трассу. Причем поехали не той дорогой, которой въезжали в город вчера, а другой, более новой, проходящей западнее и являющейся началом трассы Тотьма – Никольск.
Многочисленные Тотемские храмы вскоре скрылись в легком тумане, и через 4 км мы уже были на трассе. И хотя плакат, висящий недалеко от города, гласит “Автодорога Чекшино – Тотьма – Никольск – воплощение Президентской программы “Дороги России””, этой президентской программы, по всей видимости, хватило лишь на три километра – именно через столько ровный асфальт закончился, уступив место обычным колдобинам. Ветер, как и вчера, слегка дул в лицо, и скорость опять не поднималась выше 18 км/час, но это уже не так действовало на нервы, как раньше – к ветру мы уже привыкли, и несмотря на него, бодро катили вперед и любовались придорожными пейзажами. Вскоре миновали мост через узкоколейку, ведущую в поселок Советский, и, судя по всему, активно работающую. По информации с “Паровоза ИС”, тут возят лес, и, насколько удалось разглядеть с моста, состояние путей для УЖД вполне приличное, есть даже необозначенный на картах разъезд. Дальше шоссе пошло абсолютно по прямой сквозь равнинный лес, и через несколько километров вышло на большое и холмистое поле, расположенное вдоль реки с красивым названием Царева. Тут появились придорожные деревни, живописно раскинувшиеся на холмистых берегах, местность стала пересеченной, ибо как только дорога подходила к реке, так мы мчались вниз, а как только удалялась приходилось лезть в достаточно большую горку. Однако после вчерашней сотни километров против ветра это казалось сущими пустяками, и мы, попеременно меняя направляющего, равномерно ехали, держа скорость 17-18 км/час. Как обычно, немного отставал Владимир Иванович, однако наученные вчерашним опытом, мы теперь останавливались для сбора не реже, чем раз в 10 км, стараясь постоянно держать всех в поле зрения. Как удалось узнать еще в Тотьме, в деревне Калининское расположен какой-то музей, очень заинтересовавший Толю. Убедить его ехать с нами не получилось, а у остальных участников похода желания ехать туда не было, поэтому договорились так – пусть он едет в музей и догоняет нас на 100-ом километре, где мы будем обедать. Вскоре мы остались впятером, пересекли очень широкую и глубокую долину Царевы и вновь углубились в лес. Ветер, и без того не очень сильный в тот день, теперь почти не ощущался, и с каждым километром мы плавно набирали скорость. На развилке дорог на Красный Бор и Устье (на карте они показаны идущими от разных мест шоссе, но на самом деле это не так) обнаружилась одинокая автобусная остановка, на которой устроили последний перед обедом сбор группы. Немного отдохнув, поехали дальше, договорившись встречаться уже на 100-ом километре. И вновь, как на участке Нюксеница-Тотьма, вдоль трассы потянулись нескончаемые глухие леса, где никакого жилья и дорог нет на протяжении многих километров. Однако по сравнению с тем, что было в начале похода, произошли существенные изменения – теперь снег, который был повсюду у Устюга, почти не встречался, за исключением очень тенистых мест, а на деревьях активно распускалась листва. Мы с Колей ехали рядом и беседовали, обсуждая наше путешествие и ближайшие планы, километры незаметно мелькали и где-то через полчаса после последней остановки позади остался столб с цифрой “100”, за которым мы договорились встать на обед . Место оказалось удачным - практически сразу обнаружилась какая-то грунтовка, уходящая в лес, и, не долго думая, мы свернули на нее, отъехали немного от шоссе и расстелили скатерть для обеда. Когда творог был уже разложен по порциям и консервы открыты, подъехал Владимир Иванович со словами “Как хорошо немного опаздывать – приезжаешь, а все уже на столе!”, и впятером мы приступили к трапезе. Через полчаса на дороге, просматриваемой с нашего места, показался Толя – как выяснилось, тот музей, что он захотел посетить, оказался закрытым. Накормив его и немного отдохнув, около 17:00 двинулись в дальнейший путь, причем для разнообразия решили проехать немного параллельно шоссе по куску старой трассы, у которой, мы собственно и сидели. Эта старая дорога проходящая параллельно современной трассе и местами совпадающей с ней в этом месте оказалась вполне проезжей лесной грунтовкой со следами гравийного покрытия, по которой ехать можно безо всяких проблем. Как и обозначено на карте, километра через полтора, описав плавную дугу, она вновь вывела нас на шоссе, где снова начались привычные лесные километры. Однако удовольствие ехать по равнине и практически без встречного ветра длилось недолго – скоро опять начался длинный открытый участок с многочисленными деревнями, подъемами-спусками и, разумеется, сильным ветром прямо в лицо. Первую “подтяжную” остановку сделали за поворотом на Маныловицу, сразу после очередного неслабого подъема. Отдыхали довольно долго, заодно разглядывая карту в поисках подходящего места для сегодняшнего привала. Коля предложил заночевать у Туровецкой узкоколейки в километрах 20 отсюда – это было заманчиво, однако все-таки хотелось проехать немного дальше, чтобы сократить отставание от графика, которое за два последних дня увеличивалось и уже составляло примерно 60 км. Вскоре шоссе вновь устремилось в лес, защищающие от встречного ветра. Начинало вечереть, становилось прохладнее, и ехать с каждым километров было все легче и приятнее. Толя стал предлагать не останавливаться и ехать дальше, пока едется, по темноте, однако пришлось с этим не согласиться – несомненно, при таком подходе силы мы бы действительно сэкономили, но это, по мнению большинства, был все же не повод жертвовать безопасностью похода и иметь в итоге проблемы с постановкой палаток и ужином ночью посреди незнакомого леса. Поэтому после очередной остановки мы на ходу уже стали осматривать придорожный лес в поисках места стоянки. Однако ничего подходящего не попадалось, и как-то незаметно мы добрались до поворота на Туровец, где по карте трасса пересекает лесовозную узкоколейку. Но как выяснилось, осуществить сегодняшнюю задумку относительно ночевки у полотна и быть разбуженными утром тепловозным гудком нам не удастся, так как узкоколейка уже разобрана, и, по всей видимости, относительно давно. Поэтому пришлось с ходу проскочить это место и продолж��ть поиски. Но далее на протяжении нескольких километров дорога все время шла по высокой насыпи, окруженной с обоих сторон заболоченным лесом. Никаких сухи мест не наблюдалось, и даже чтобы войти в лес, нужно было преодолеть широкую лужу, непрерывной полосой тянущуюся вдоль насыпи. Безлюдное шоссе все шло через угрюмый лес, наступали сумерки, а подходящего места для ночевки все не было. Наконец местность стала немного повышаться, лес стал суше и на 59-ом километре трассы впереди показался указатель к деревне Борщовка. Рядом с ним обнаружился довольно сухой смешанный лес, в котором и решили ночевать, так как тут было все необходимое для этого – и ровная поляна, и дрова, и талая вода. Поэтому, затащив велосипеды подальше от дороги, мы до темноты успели поставить палатки и уже под покровом ночи ужинали, обсуждая сегодняшние события. За день было пройдено около 85 км, что, учитывая поздний выезд из Тотьмы, было совсем неплохо. К сожалению, от графика движения мы отставали на 60 км, т.е. почти на день, однако по подсчетам у нас все имелся достаточный временной резерв для завершения похода в срок без сокращения маршрута, что не могло не радовать. |
|||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |