|
|||||||
|
|
Пальеозеро - Гирвас - вдпд. Кивач - Нигозеро, 81 км
Очередная полевая ночевка прошла на редкость хорошо, и, хотя накануне мы по традиции разошлись по палаткам далеко за полночь, тем не менее удалось отлично выспаться, а уже к половине девятого мы готовили завтрак, купались в Пальеозере и собирали рюкзаки. На сегодня нам предстояло посещение водопада Кивач – одной и самых известных достопримечательностей Карелии, и, чтобы успеть туда пораньше, постарались не задерживаться с выездом. В итоге собрались по нашим меркам весьма быстро – на все ушло около 2-х с половиной часов, а ближе к одиннадцати уже были на трассе. Карельская погода, не дававшая повода для недовольства с самого начала путешествия, продолжала баловать нас – вновь было тепло, но в то же время нежарко, по небу плыли легкие облака, периодически заслонявшее начинающее припекать солнце. Под стать погоде была и дорога - старое Мурманское шоссе, по которому пролегал наш путь, вновь шло через нескончаемые леса, открывая за каждым поворотом все новые виды вдаль. Как всегда утром, катилось легко и непринужденно, один за другим позади оставались километровые столбы, отсчитывающие расстояние до конца (вернее - начала) этой необычной дороги. Ближе к Гирвасу невзрачный придорожный лес сменился великолепным сосновым бором, и не прошло и часа с момента старта, как мы были на плотине местной ГЭС, прямо с которой уже проглядывались очертания грандиозной долины Суны. И хотя с дороги было видно не так уж и много, этого было достаточно, чтобы понять, что место это очень необычное и тут непременно нужно остановиться. Как оказалось, мы не прогадали. Пожалуй, нигде до этого не приходилось видеть столь красивых и величественных пейзажей с многометровыми нагромождениями камней, мощными потоками воды и отвесными берегами. Особенно поразительно выглядит перекрытое старое русло Суны с обнаженными скалами, которые на протяжении многих веков обтачивала вода. Ныне река протекает рядом, через ГЭС, за которой образуется грандиозный водопад, бурлящий посреди высоких берегов, поросших соснами.
И хотя длительной остановки тут не планировалось, в итоге мы простояли часа два – настолько интересны и необычны были здешние ландшафты. По очереди приглядывая за велосипедами, мы долго ходили по окрестным тропинкам, лазили по камням, любуясь всем этим суровым великолепием. При желании тут можно было, наверное, провести целый день, однако все же пришлось вспомнить о том, что впереди нас ждет Кивач, обещающий быть не менее интересным. Поэтому, сделав немало снимков и получив массу впечатлений, около 14:00 мы двинулись дальше, попутно зайдя в магазин, на стене которого обнаружилось весьма необычное объявление о продаже одежды и обуви на вес… Сам поселок Гирвас ничем не примечателен, поэтому задерживаться здесь не стали, а, закупившись, тут же двинулись на выезд в сторону трассы М-18. Приближение к ней и к Петрозаводску почувствовалось сразу - по сравнению со старой Мурманкой, машин тут было уже гораздо больше и теперь нас почти ежеминутно обгоняли или ехали навстречу. Впрочем, это совершенно не мешало и, проехав с ветерком несколько километров, мы вскоре очутились на Y-образной развилке, обозначенной на карте. Непонятно с какой целью, но проезд направо оказался закрыт – прямо у перекрестка зачем-то была вырыта глубокая траншея. Но для велосипеда это не являлось препятствием, и, объехав ее, мы вскоре покатили дальше по тихому шоссе без единой машины. Не прошло и пяти минут, как впереди показалась трасса М-18 – та самая основная магистраль Карелии, с которой мы съехали 2 дня назад в районе Медвежьегорска. Как и там, это была довольно широкая и ухоженная дорога, однако машин в здешних местах уже было несколько больше. Судя по всему, участком трассы М-18 эта дорога стала несколько лет назад, а до этого основная магистраль шла западнее через Гирвас и Спасскую губу. Причем было похоже, что ремонт делали в страшной спешке и асфальт тонким слоем клали прямиком на грейдер, поэтому дорога получилась жутко бугристой и кривой во всех мыслимых измерениях. Из-за этого велосипед непрестанно трясло и качало, быстро ехать не получалось, а через десяток километров у одного из придорожных озер пришлось устроить небольшую передышку, чтобы отдохнуть и перекусить. И хотя время было как раз походящим для обеда, все же решили немного потерпеть и пообедать на Киваче, до которого отсюда оставалось не более часа ходу. На наше счастье очень скоро это идиотское шоссе, на котором устаешь больше, чем на ином грейдере, сменилось полностью реконструированным участком дороги. Трасса расширилась, появилась высокая насыпь, и теперь под колеса быстро ложился идеально гладкий качественный асфальт европейского уровня, какой встречается нечасто. Было видно, что дорожники постарались тут на славу – на всем протяжении сделаны водопропускные трубы, практически полностью спрямлен рельеф и прорублена широченная просека в лесу.
И хотя мы не старались ехать как можно быстрее, скорость сама собой возросла до 23-25 км в час, и не прошло и получаса, как мы уже сворачивали с магистрали в сторону водопада Кивач. Асфальт на этой тупиковой дороге не отличался качеством, зато тут совсем не было машин и можно было спокойно ехать в несколько рядов, разговаривая на ходу и гадая – что же ждет за очередным поворотом, коих тут довольно много. За этим приятным занятием мы неспешно докатились до 4-ого километра, где проходит граница заповедника “Кивач”, а еще через 20 минут тихая лесная дорожка привела, нас к небольшой автостоянке, где, заплатив за посещение, мы поставили свои велосипеды и отправились к водопаду. Не знаю как другие, но от этого знаменитого места я ждал несколько большего. И хотя сам водопад весьма красив и довольно впечатляет, однако по масштабности он не идет ни в какое сравнение с тем, что мы пару часов назад видели в Гирвасе. В отличие от последнего, тут все гораздо более ухожено, и очень приятно посидеть на камнях, созерцая могучие потоки воды в полуметре от себя. Помимо собственно водопада, пользуясь случаем решили зайти в местный музей природы. Он оказался веьма неплохим - помимо традиционных чучел зверей и птиц, большая часть экспозиции посвящена истории водопада, который в начале века был в несколько раз мощнее, а затем существенно измельчал после постройки ряда ГЭС и перераспредения водных потоков. В общем, несмотря на некоторое разочарование, это место явно стоило того, чтобы заехать сюда. В итоге, устав от зрелищ и информации и не раз сфотографировавшись на фоне бурлящей воды, мы, заняв одну из беседок, приступили к долгожданному и заслуженному обеду. Ни времени, ни желания возиться с канами на этот раз не было, поэтому пришлось ограничиться традиционной колбасой и кефиром, которые были заблаговременно куплены еще в Гирвасе. Этот нехитрый, но весьма сытный обед придал сил, а так как торопиться было особо некуда, то мы провели тут еще почти час, вдоволь насладившись видами и приятной прохладой, исходящей от воды. Как всегда, никто никуда не спешил – все-таки, длинный световой день и хорошая погода сильно расслабляет, и лишь в начале восьмого с чувством глубокого удовлетворения мы вновь сели в седла и двинулись в обратный путь.
И хотя по плану похода ночевка должна была быть где-то у Солохи, но время еще было раннее, и никто не возражал против того, чтобы доехать до района Кондопоги и заночевать у города. Выбравшись обратно на трассу и сделав краткую остановку, мы вновь покатили по широкой ленте отменного асфальта, плавно петляющей посреди леса. Как и прежде, это шоссе поражало своим качеством – нечасто встретишь подобное, а катить тут одно удовольствие, если, конечно, не обращать внимание на часто проносящие мимо машины. Хорошо разогнавшись, мы менее чем за 45 минут пролетели очередные 15 км, и к половине девятого уже были у развилки на Кондопогу и Кончезеро, где стали думать относительно места ночевки. И хотя вариантов было много, посовещавшись, решили заночевать на берегу Нигозера, куда, если верить карте, имелась некая “дорога без покрытия”. Наверное, все же это была не лучшая идея - хотя кто мог знать все заранее. Нужную дорогу удалось найти без труда, однако чем дальше мы уезжали от шоссе, тем сильнее становились сомнения в правильности наших действий. Вначале за пригородами Кондопоги началось откровенное болото, а когда тряская дорога вывела нас к Нигозеру, то обнаружили, что его берега – далеко не лучшее место стоянки. Ровных площадок тут не было вообще, кругом было полно комаров, а по этой глухой с виду дороге то и дело проезжали машины, означающие, что впереди какой-нибудь дачный поселок. Вдобавок у Сергея очень некстати спустило колесо, и, чтобы не тратить время, Максим остался с ним, а мы с Николаем и Женей поехали дальше на разведку. Увы, но наше невезение с местами ночевки продолжалось – ни через километр, ни через полтора ничего пристойного не нашлось. Берег озера отлично просматривался, но из-за крутого склона выйти к нему было крайне проблематично. Катаясь взад-вперед мы долго выбирали, где будет проще съехать вниз, и тут как назло и у меня резко спустило заднее колесо… Вынужденно лишившись способности к перемещению, я в полной мере ощутил, насколько же много тут комаров. Эти твари были повсюду и мгновенно облепляли все открытые части тела, поэтому, чтобы хоть как-то спастись от них, пришлось прямо н дороге спешно разбирать рюкзак и быстро-быст доставать длинную одежду, накомарник и репелленты. В общем, ничто не обещало хорошей ночевки, и все это совершенно не радовало, однако ехать куда-либо еще настроения также не было. В итоге, смирившись со своей участью вечно попадать в подобные места и дождавшись Сергея с Максимом, мы по очереди с трудом спустили наши велосипеды к берегу, кое-как поставили палатки на единственной более-менее ровной площадке, а потом довольно долго варили ужин, так как костер из здешних дров упорно не хотел гореть. Пожалуй, это была самая комариная стоянка за весь поход. Без накомарника находиться тут было просто невозможно, а готовить и есть пришлось, слушая непрерывный и противный комариный писк и постоянно смахивая присосавшихся тварей с рук. Поэтому на этот раз ни о каких традиционных посиделках у костра речи быть не могло – после ужина все быстро разошлись по палаткам, так как только там можно было укрыться от полчищ летающих кровососов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |