День шестой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День шестой


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса, Максима Валянского и Сергея Семакина

р. Кесьма - Иваново - Суково - Прозорово - Брейтово - Медухово, 89 км

Карту пути можно посмотреть тут

Утро шестого дня. Готовим еду и собираемся в путь.

Очередной походный день начался привычным образом – вначале неспешное вылезание из палаток к середине девятого, затем костер, завтрак и сборы в дорогу. Сегодня нам предстояло пересечь очередную областную границу – на этот раз между Тверской и Ярославской областями, а это, как известно, всегда небольшое приключение, так как дороги в таких местах дороги часто весьма условны. И хотя на карте по нашему маршруту всюду присутствовала как минимум “автодорога без покрытия”, и по сведениям из Интернета проблем на этом участке не предвиделось, тем не менее, мы постарались выехать пораньше, чтобы иметь время про запас.

Выбравшись с поляны на трассу Р-84, шустро покатили на юг. Как и вчера вечером, дорога радовала хорошим асфальтом и практически полным отсутствием машин, по сторонам тянулись очень симпатичные перелески, уже подернутые зеленью наступающей весны. Практически параллельно шоссе шла железнодорожная ветка Овинище – Весьегонск – один из самых глухих уголков той части Октябрьской железной дорогой, которую неофициально именуют савеловской. К сожалению, обозначенные на карте остановочные пункты 306 км и Приворот посмотреть не удалось, так как группа по обыкновению сильно растянулась, и заставлять всех ждать было неудобно.

 
Кирилл и Сергей проводят тест-драйв лошади...
Подобное в этих краях встречается повсюду...

Не прошло и получаса, как впереди показался нужный нам поворот на Иваново, где собственно начинается дорога вдоль западного берега Рыбинского водохранилища. Е�� начало не радовало – в сторону села шел разбитый грейдер с песком и казалось, что по такому “покрытию” нам ����рдется ехать по меньшей мере до областной ы. Однако иного выбора у нас не было – дорога в этих глухих местах одна, а, чтобы не оказаться сегодня без еды и питья, перед продолжением пути зашли в местный магазин и купили все для обеда и питания на промежуточных остановках. Пока стояли, местный мужик поведал нам, что с дорогой не все так плохо – по его словам, километров 20 в сторону Брейтово лежит асфальт, а дальше – щебенка, насчет которой было высказано глубокомысленное замечание, что она “получше асфальта будет”. Что он имел в виду, так и осталось загадкой, но за окраиной села действительно начался вполне приличное асфальтовое шоссе, идущее по холмистым полям.

Приближение глухомани чувствовалось уже здесь - практически исчезли километровые столбы и дорожные знаки, а название проезжаемых деревень тут можно было узнать лишь глядя на карту или спрашивая у местных. Вместе с указателями исчезли и машины – теперь они проезжали не чаще, чем одна в 10-15 минут, зато 2 раза удалось воочию увидеть настоящую телегу с лошадью, да еще и на необрезиненных колесах, какие использовались, наверное, лет 100-150 назад - похоже, что гужевой транспорт тут не утратил своего значения до сих пор. На подъезде к Суково нам встретился мужик с лошадью, который разрешил по очереди залезть в седло. Не все на это решились, однако Кирилл, Сергей и Николай попробовали себя в роли всадников, убедившись, что велосипед все же лучше.

Змея на асфальте

Помимо зеленеющих деревьев, радующих глаз, на дороге стали попадаться менее приятные свидетельства наступающей весны – выползающие на асфальт змеи. На дороге они были безопасны, однако заставляли задуматься об осторожности на привале, так как встреча с гадюкой не сулила ничего хорошего.

Быстро оставались позади километры и маленькие деревни, состоящие сплошь из старинных некрашеных изб, часть из которых были уже брошены и стояли без окон и дверей. Удивительно, но в этих краях почему-то совершенно отсутствовали заборы, столь привычные для Подмосковья – безо всякой ограды дома с огородами стоят прямо вдоль улицы.

К началу второго мы въехали в Чамерево – достаточно крупное село с красивой церковью, у которой была устроена очередная остановка для сбора группы. Рядом обнаружился магазин, в котором были в очередной раз пополнены запасы сока, быстро иссякающие на жаре, а как только тронулись дальше, стало понятно, что непринужденная езда на сегодня завершена – обещанная мужиком в Иваново щебенка все-таки началась. Конечно, она была не лучше асфальта, как он утверждал, однако и тут ехать было довольно сносно – без особых усилий удавалось держать скорость 15-17 км/час. Тихий грейдер, с обеих сторон к которому подступали мощные леса, шел через непроходимый лес, иногда прерываемый небольшими деревнями, и ехать по нему было очень приятно.

Местами нам попадались довольно длинные размытые участки, лужи во всю ширину полотна и многочисленные ямы. Для нас в этот теплый весенний день все это не было большим препятствием, однако можно себе представить, каково тут в период распутицы – наверное, в этот медвежий угол можно проехать лишь на тракторе. За мостом через Ламь насыпь стала заметно уже и грязнее – верный признак приближения к границе области. Колеса все чаще колеса стали вязнуть в глине, для борьбы с которой приходилось задействовать пониженные передачи, а то и вовсе слезать с велосипеда. Миновав полуживое Ильинское, этот грейдер еще шел какое-то время через лес, а потом неожиданно закончился примерно в том месте, где на карте нарисована развилка на Дюдиково и Новое. Вопреки карте, основная проезжая дорога шла налево, а туда, где нарисована ‘дорога без покрытия” уходила лишь залитая водой и сильно заросшая колея.

Дорога недалеко от границы областей.

Основная же грунтовка оказалась довольно сухой, и ехать по ней было не сложнее, чем по грейдеру. Через полкилометра она вышла на поле и вскоре привела нас в Дюдиково – последнюю деревню Тверской области на нашем пути, где Антон с Сергеем и Кириллом нас уже давно ждали. В центре этой небольшой деревни неожиданно встретился указатель из двух кривых железок, прибитых к столбу, обозначающий развилку “трасс” на Брейтово и Весьегонск. Будь тут асфальт, ничего особого в нем бы не было, но на перекрестке этих разбитых дорог с засохшими колеями он смотрелся очень колоритно и немного издевательски – мол, вот она, межобластная трасса, езжай, если сможешь…

Развилка "магистралей" на Брейтово и Весьегонск
Фрагмент GPS-трека в район границы областей. Как видно, дороги на карте тут практически не соответсвуют реальности...

Неподалеку обнаружился мост через Себлу, по которой проходит граница Ярославской области, а очень скоро за ним нас ждал небольшой сюрприз -  прямо посреди поля начался новый щебеночный грейдер, не обозначенный ни на одной карте и идущий куда-то на юг. И хотя это было не совсем нам по пути, другой разумной дороги не было и, борясь со встречным ветром, хорошо ощутимым на здешних просторах, мы  двинулись по нему, надеясь в скором времени выбраться в Прозорово.

Тряска по свежеположенной щебенке продолжалась довольно долго – километров 6, к концу которых уже отчетливо стала чувствоваться усталость и желание устроить обед. Однако с последним было решено потерпеть до асфальта, который, как казалось, должен был начаться скоро, и в этом интуиция не подвела – круто спустившись к Себле, эта странная дорога вышла на отличное шоссе, идущее из Прозорово в село Сутка. Вид асфальта прибавил сил и оптимизма – ведь это означало, что сегодняшний перелаз остался позади.

Отъехав пару километров, на радостях устроили обед из колбасы, хлеба и непременного ананасового компота, который везли с собой от самого Иваново, и, немного отдохнув в лесной тени, около 17:00 тронулись в дальнейший путь. Теперь было все просто – под колесами приятно шуршал асфальт, никаких трудностей впереди больше не ожидалось и только разгулявшийся юго-восточный ветер не давал разогнаться выше 20 км/час, непрерывно свистя в ушах и заставляя с силой налегать на педали. Как и позавчера в районе Устюжны, вдоль шоссе тянулись приятные поля и перелески, чередующиеся с частыми деревнями, только все вокруг было гораздо зеленее – все-таки, весна стремительно наступала, и мы ехали навстречу ей.

Справа осталось Прозорово красивой церковью, а еще через несколько километров дорога плавно приблизилась к берегу водохранилища, которое с наиболее высоких мест уже угадывалось вдали по необычному синему горизонту. Группа, как водится, сильно растянулась, причем я оказался ближе к концу и долго ехал в одиночку, неоднократно привлекая внимание деревенских собак. Никто так и не остановился до самого поворота на Брейтово, где пришлось долго стоять, поджидая неспешно едущего Владимира Ивановича. Собравшись, двинулись в сторону поселка, где единственной нашей целью были магазины, столь необходимые перед ужином. С ними проблем не возникло, и как только закупки были завершены, мы плотной группой двинулись на выезд, стараясь не  привлекать внимание местных.

Церковь в селе Чамерево

Между тем начинало вечереть, становилось прохладнее, а стихший ветер вновь позволял хорошо разгоняться, особо не напрягаясь. Шоссе по прежнему радовало качественным асфальтом, и, быстро оставив позади мост через разлившуюся Сить, мы покатили среди подболоченных лесов и полей, стараясь на полном ходу осматривать окрестности на предмет подходящего места стоянки. А оно, как всегда, не попадалось – вдоль дороги было то болото, то кусты, то населенка.

Поняв, что просто тут встать не удастся, пришлось начать традиционные и не слишком приятные поиски места под бивак, которые на этот раз растянулись более чем на час. Вначале незадолго до Медухово наше внимание привлекла дорога в сторону водохранилища, а та как до воды тут было совсем недалеко, то мы с Костей решили съездить на разведку. Увы, но это оказалось лишь напрасной тратой времени – до водохранилища мы так и не доехали, упершись в какую-то турбазу. Примерно тем же окончилась “радиалка”, которую неугомонный Антон предпринял в одиночку, завидев очередной съезд в сторону берега.

Время шло, скоро должно было стемнеть, и только к началу десятого мы, проехав Медухово, после долгих поисков и извечных споров на тему нашего неумения находить нормальные места наконец нашли среди этих болот хорошую сухую поляну в 100 метрах от дороги, где тут же стали ставить палатки.. И хотя никакой речки рядом не было, Костя в лесу нашел какие-то ямы, залитые чистой талой водой, и вскоре уже горел костер и готовился заслуженный ужин, есть который пришлось уже в свете фонарей, стараясь не светить ими в сторону дороги.

Как обычно, ужин поднял настроение, усталость куда-то прошла и мы еще долго сидели в лесной тишине, беседовали и лишь к полуночи разошлись по палаткам. В целом, этот день оказался весьма результативным – всего было пройдено почти 90 км, что, учитывая довольно длинный перелаз, было очень неплохо.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz