|
|||||||
|
|
р. Цна - Великикооктябрьский - Фирово - о. п. Горовастица - р. Осницкая, 69 кмКарту пути можно посмотреть тут
Утро очередного, пятого по счету, дня путешествия встретило нас хмурым небом и прохладой – увы, но холодная весна, побаловавшая нас вчера теплом и солнцем, вновь взялась за свое. Несмотря на вчерашнее горячее желание встать пораньше и выехать не позднее 10 утра, все получилось как обычно – неспешный подъем, завтрак и долгие сборы в дорогу, совмещенные с прогулками по лесу и созерцанием красот Цны. Уезжать с такого прекрасного места не хотелось, поэтому тронулись в путь мы лишь в начале двенадцатого, и, выйдя на трассу, бодро покатили в сторону Фирово.
Как и вчера вечером, вдоль этой тихой и приятной дороги тянулись прекрасные сосновые боры, стоящие на песках, периодически слева проглядывалась долина Цны - красота, да и только. Только вот небо, становясь все темнее, совершено не радовало – было очень похоже, что впереди нас ждет очередной дождь, неотвратимость которого чувствовалась все сильнее. Не прошло и получаса, как мы подъехали к тому месту, где на карте нарисована узкоколейка, идущая со станции Баталино. Как и многие подобные дороги, она не дожила до наших дней – от нее осталась лишь прямая просека с оплывшей насыпью, которую можно и не заметить среди придорожной растительности. И хотя на том месте, где когда-то ходили поезда, уже выросли молодые сосны, тем не менее о железнодорожном прошлом красноречиво свидетельствуют старые шпалы, проступающие сквозь траву – стоя на них, нетрудно представить, как среди этой глуши раздавались гудки и стучали колеса. К сожалению, приятные глазу и спасающие от ветра леса, сопровождавшие нас почти от Вышнего Волочка, довольно быстро завершились – перед Кузнецово вдоль шоссе потянулись открытые места, где сегодняшний юго-западный ветер стал чувствоваться в полную силу. С каждым километром он становился сильнее, а вскоре нему добавилась противная морось, постепенно переходящая в дождь. Конечно, по сравнению со вторым днем все это были мелочи, и, глядя на проплывающие мимо голые перелески и теряющуюся в тумане долину Цны, тянущуюся справа, я все думал о том, что нас ждет сегодня после Фирово, когда асфальт закончится. Слегка промокнув и порядочно устав от борьбы со встречным ветром, к часу дня мы докатились до того места, где трасса делает резкий поворот направо, уходя в сторону от Цны. Впереди уже виднелись трубы стекольного завода в Великооктябрьском, однако немного не доезжая до него пришлось срочно тормозить на автобусной остановке, поскольку вялоидущий дождь разошелся не на шутку. И хотя Костя, как самый “всепогодный” и “правильный” турист среди нас призывал ехать дальше, полагая, что это надолго, тем не менее нам повезло – не прошло и получаса, как небо стало светлее и ливень стих, позволив продолжить путь.
Фирово – небольшой поселок-райцентр и конечная точка этого шоссе, произвел очень неприятное впечатление. Может быть, мы приехали неудачно, но в тот день на улицах то и дело встречались группы пьяной молодежи, недружелюбно смотрящей на нас, а единственное кафе было почему-то закрыто на выходной. Долго находится здесь, обращая на себя внимание местных, совершенно не хотелось, поэтому, купив продуктов на обед и посмотрев на старинный деревянный вокзал, мы двинулись прочь отсюда. Как ехать дальше, было неясно - и хотя по карте в нужную нам сторону обозначены некие проселки вокруг озера Тихмень, после того, как мы насмотрелись мертвых деревень в куда менее глухих местах Тверской области, было очевидно, что они, скорее всего, совершенно непроезжи. На мой взгляд, более реально было бы пройти этот участок прямиком вдоль рельсов – тем более, что на этот раз была некоторая надежда на широкую насыпь и тропинку вдоль путей, так как однажды в замечательной статье из “Науке и жизни“, я вычитал, что изначально эта дорога строилась под два пути. Как оказалось, расчет был верен - прямо в Фирово выяснилось, что вдоль рельсов в сторону Осташкова идет отличная накатанная машинами колея. Было отчетливо видно, что она проложена на месте второго пути, под который на всем протяжении сделано земляное полотно (все-таки, автор статьи в “Науке и жизни” оказался прав), а потому ехать тут легко и весьма необычно. Скорость стабильно держалась на уровне 12-15 км/час, и не прошло и получаса, как мы миновали переезд у села Перелесок, к которому параллельно железной дороге от Фирово идет грейдер. Вскоре за ним нам попался и первый остановочный пункт, не обозначенный на картах. Как и следовало ожидать, ни здания станции, ни таблички с названием тут не было и в помине – лишь узкая “платформа” из гравия длиной в два вагона свидетельствует, что здесь иногда останавливаются поезда. В целом, ехать вдоль путей, любуясь открывающимися впереди видами было очень приятно, а чтобы набраться сил и утолить голод, на очередном километре был устроен заслуженный обеденный привал. Недолго думая, мы расстелили скатерть прямо на насыпи, и усевшись на сухом откосе, неплохо поели, а так как времени было полно и рядом протекал ручей, то вдобавок сварили чаю на Campingaze, поставив кан сразу на три горелки.
Линия Бологое - Осташков- Великие Луки, вдоль которой мы ехали, а также примыкающая в ней ветка из Торжка, по праву считается своеобразным железнодорожным заповедником, не имеющего аналогов среди железных дорог европейской части нашей страны. Построенная в начале XX века как стратегическая, она во многом сохранила свое историческое очарование, хотя в наши дни переживает далеко не лучшие времена. Грузовое движение тут минимально, а пассажирское исчерпывается одним ежедневным поездом Великие-Луки – Бологое и пригородным Бологое-Осташков, причем оба этих состава прошли мимо нас, пока мы сидели и кушали. И хотя я опасался, что столь приятная дорога скоро закончится, она как ни в чем не бывало все продолжала тянуться рядом с рельсами, пересекая многочисленные ручьи по мостикам, построенным для второго пути. Прилично растянувшись, мы довольно шустро катили вперед, оставляя позади очередные километры лесной глухомани и свысока глядя на болота, окружающие широкую мощную насыпь. Единственное, что несколько мешало – это участки с крупным щебнем, попадавшиеся раз-два на километр и вынуждавшие идти пешком, что, впрочем, совершенно не портило общего впечатления. Разъезда 65 км, обозначенного на картах, так и не удалось обнаружить – судя по всему, его давно уже нет, равно как и поселения Отвод, от которого не осталось и следа. Зато ближе к Горовастице вдоль линии стали попадаться симпатичные резные деревянные домики – так называемые путевые казармы, использовавшиеся путейцами. Наверное, они стоят здесь с самой постройки дороги, до сих пор напоминая о тех давних временах, когда железным дорогам придавалось огромное значение, и каждая мелочь на них делалась с душой.
К 18:00, проехав вдоль путей около 18 км за неполные два ходовых часа, мы вплотную приблизились к следующей станции – Горовастице, расположенной посреди леса рядом с маленьким поселком. Судя по всему, еще недавно тут имелось несколько боковых путей и функционировал симпатичный вокзальчик, построенный в том же стиле, что и в Фирово, однако нынче здесь царит полное запустение и разруха. Станции фактически нет, есть лишь остановочный пункт - старинный деревянный вокзал заколочен, все боковые пути отрезаны от главной линии и частично сняты, сигнализация полностью демонтирована. Единственное, что привлекает внимание в этом богом забытом месте – это старинная водонапорная башня, одиноко возвышающаяся над лесом и служащая напоминанием об ушедшей паровозной эпохе. Она неплохо сохранилась, и часть группы во главе с Кириллом зашли внутрь и даже полазили по винтовым лестницам, ведущим на самый верх, поглядев на остатки оборудования. За осмотром этого своеобразного музея под открытым небом время пролетело незаметно – ведь подобные заброшенные места почему-то всегда привлекательны, и настала пора подумать о том, где мы сегодня будем ночевать. То, что и дальше мы поедем вдоль путей, было очевидно, и, присмотрев по карте небольшой ручей за Семеновщиной и собравшись, мы продолжили наше необычное вело-железнодорожное путешествие. К сожалению, за Горовастицей колея от машин пропала, и теперь по насыпи шла лишь едва различимая тропинка, по которой ехать было несколько труднее, но все же вполне возможно. Вскоре стала ясна причина этого – как оказалось, многие мосты под второй путь на этом перегоне отсутствуют, поэтому машина тут не проедет, в отличие от велосипеда. Сама же насыпь все так же оставалась “двухпутной”, и, плавно петляя среди леса и болот, мы неспеша ехали по ней, отсчитывая по пикетным столбикам пройденное расстояние.
Через несколько километров придорожный пейзаж сменился – лес исчез, уступив место завораживающему и масштабному зрелищу уходящих почти за горизонт топям болота Лебяжье. Вскоре за ним справа показались дома Чигорихи, а за ними – и большого села Семеновского, куда по плану мы должны были добраться лишь завтра, сделав большой крюк по проселкам от Фирово. Таким образом, “перелаз” был завершен, и в принципе тут можно было бы съехать с полотна и дальше двигаться по местным дорогам через Междуречье. Однако искать себе приключений не хотелось, поэтому, еще немного проехав по тропинке, к 20:00 мы докатились до маленькой речки Осницкая, где и был запланирован ночлег. К сожалению, как это часто бывает, хороших мест в округе не было, и после безрезультатных поисков разбивать лагерь пришлось прямо
на опушке леса, в 20 метрах от полотна, что сильно напомнило мне наш давний поход из Пскова, когда мы так же тащились по
шпалам и ночевали у насыпи недалеко от Пено. Только в отличие от того раза, когда перемещение вдоль рельсов превратилось в непрестанную борьбу с песком,
сегодня все вышло гораздо лучше
- за день мы проехали около 70 км, из которых более 30 пришлось на тропинку вдоль путей. Несмотря на это, усталости не чувствовалось,
поэтому, засветло поужинав, мы долго прогуливались вдоль рельсов, уходящих во тьму, слушая интересные рассказы Кирилла об особенностях устройства железной
дороги, паровозах, обходчиках и прочих подобных вещах, к коим я неравнодушен. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |