День предпоследний
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День предпоследний


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса и Максима Валянского

Могилёв - Шклов - Александрия - Барань - Орша - р. Табора, 96 км 

Карту пути можно посмотреть тут

Коля, как всегда, завтракает мороженым. 
Замена багажника у Жени. Как видно, починить это было уже нельзя.

Как это всегда бывает, выспаться в тепле у сухости после уже порядком надоевшей палатки со спальником было очень неплохо, а уже к половине девятого большинство уже проснулись и активно собирали вещи, призывая сделать то же самое и остальных. Поэтому сборы в дорогу прошли довольно быстро и слаженно – позавтракав в номерах купленными еще вчера продуктами, к 10 часам мы уже сдавали комнаты и вытаскивали велосипеды из подвала. В назначенный час к гостиничному крыльцу подъехал и Коля, ночевавший по своему обыкновению в пригородном лесу, а перед отъездом пришлось устроить очередные ремонтные работы, так как в качестве логического завершения вчерашнего “поломочного” дня у Жени вышел из строя багажник.

Устранять поломку пришлось радикальным способом – полной заменой, так как соединить воедино те многочисленные обломки трубок, что остались от него, было совершенно нереально. Не будь у нас с собой запасных багажников, дело бы непременно кончилось поисками веломагазина, причем не факт, что удачными, а так все вышло просто и легко, и через 15 минут все было готово к дальнейшему пути.

Бросив прощальный взгляд на столь удачно приютившую нас гостиницу, мы сделали небольшой круг по второстепенным улицам, а затем, взяв курс на Шклов и Оршу, двинулись на выезд из города. Как и вчера, ветер вновь был на нашей стороне и отлично поддувал в спину, поэтому очень скоро нарядный городской центр сменился окраинными кварталами сельского вида, а те в свою очередь - красивыми полями, плавно спускающимися к протекающему неподалеку Днепру. И хотя поток машин на этой дороге, имеющей индекс Р-76, по белорусским меркам был довольно относительно велик и почему-то состоял преимущественно из больших самосвалов, тем не менее места на широком ����лотне хватало всем, так что катилось по прежнему легко и непринужденно.  

Первая на сегодня остановка по пути в Шклов.

Благодаря вчерашнему плотному ужину в пиццерии и отличному отдыху в гостинице сил на этот раз было полно, никто не отставал, ни ломался и не прокалывал колеса, поэтому первую остановку на 5 минут мы сделали лишь через 15 километров на границе Шкловского района, а затем начался долгий и приятный перегон  по прямому шоссе, живописно перекатывающемуся с горки на горку. В отличие от равнинной трассы Бобруйск-Могилев, временами перепады высот тут достигают нескольких десятков метров, и на одном из спусков удалось разогнаться до 50 км/час – весьма немало для тяжелогруженого велосипеда. В общем, начало дня получилось полной противоположностью тому, что было вчера. И хотя утром Шклов казался довольно далеким, тем не менее отличная дорога и сильный попутный ветер привели к тому, что к половине первого мы уже подъезжали к этому небольшому старинному городку на берегу Днепра.

Бывшая Шкловская ратуша. Теперь это здание принадлежит гимназии.
Внутренний двор гимназии.

Основанный в XVI веке, в настоящее время он известен в основном как “малая родина” Александра Лукашенко, и, читая разные материалы в Интернете про эти места, я много раз встречал упоминания о вполне подобающей такому месту образцовой чистоте и порядку.

Похоже, это действительно так – даже по сравнению с городками западной Белоруссии тут все на редкость ухожено и очень радует глаз. Неспеша проехав по одной из улиц, мы вскоре попали на большую центральную площадь, где расположена главная местная достопримечательность – старинная ратуша и торговые ряды, очень колоритно и гармонично смотрящиеся в окружении малоэтажной застройки. В настоящее время тут размещается Шкловская гимназия, сделанная с большим размахом - к старинным зданиям пристроены новые корпуса, образующие уютный внутренний двор.

Удивительно, но несмотря на явно элитный характер этого учебного заведения и его статус, особой охраны тут нет, так что мы совершенно беспрепятственно заехали во двор, удивляя гуляющих детей своим внешним видом и нежданным появлением. Не менее удивительно было то, что работники школы, завидев нас, предложили не убраться восвояси (чего можно было бы ожидать), а пригласили пройти вовнутрь и посетить школьный музей.

В школьном музее. Наверное, эта была самая необычная экскурсия за все наши походы.

Отказываться в такой ситуации было бы глупо и невежливо, поэтому, оставив Максима сторожить велосипеды, мы пошли по школьным коридорам в этот самый музей, где старшеклассники нам долго и старательно рассказывали про историю города и своей гимназии, про современное состояние школы и показывали фотографии разных лет.

 Наверное, эта была самая необычная экскурсия за все походы, в которых я когда-либо участвовал, и от всего этого становилось даже немного неловко, тем не менее, вживую посмотреть на белорусскую школу и немного вспомнить свое, уже ставшее далеким, школьное детство было очень приятно. Проведя тут около двух часов и получив массу приятных впечатлений от столь гостеприимного приема, мы напоследок сделали запись в книге посетителей, поблагодарили наших экскурсоводов и отправились в небольшое кафе, чтобы пообедать перед перегоном до Орши.

К сожалению, погода, явно начавшаяся портиться еще вчера утром, решила сделать нам неприятный подарок. То, чего так не хотелось, все-таки произошло - пока мы обедали, началась небольшая противная морось, которая к моменту выхода из кафе перешла в слабый, но устойчивый дождь. А так как небо было беспросветно серым и ничто не обещало изменений к лучшему, то дальше пришлось ехать в дождезащитных накидках, надеясь, что к Орше станет лучше.

Увы, но лучше не становилось. Чем дальше мы уезжали от Шклова, тем сильнее становился дождь, и очень скоро в кроссовках неприятно захлюпала вода, а штаны, впитав большое количество влаги, отяжелели и теперь противно прилегали к ногам. Тем не менее, теплая погода и хорошее настроение не давало угаснуть оптимизму, и, стараясь не обращать внимание на непогоду, мы, как и утром, стремительно и легко катились вперед.

И вновь мы едем по тихим дорогам (участок тры Р-76  Шклов-Орша)
Небольшой кусок грейдера через Богушевку.

Вскоре за Шкловом основная трасса Р-76 делает довольно большой и странный зигзаг, который изначально хотелось объехать по более прямой дороге через Слободку и Богушевку. И хотя состояние ее вызывало определенные сомнения, тем не менее было решено рискнуть, так что, доехав до нужного поворота, мы на время покинули шоссе и двинулись по тихому сельскому асфальту навстречу приключениям. А они не заставили себя долго ждать – за Слободкой начался грейдер, который в такую погоду оказался хоть и проезжим, но очень грязным, что вызвало не слишком сильное недовольство Володи, не желающим пачкать свой велосипед перед поездом. Впрочем, это небольшое трофи было недолгим, а на шоссе под струями воды из под колес велосипеды вскоре неплохо отмылись, так что пожалеть о содеянном не пришлось.

Несмотря на приближение к Орше и к Минскому шоссе, теперь машин на трассе было гораздо меньше, чем до Шклова, а дождь все не заканчивался, заставляя крутить педали практически без остановок. Поэтому очередное интересное место на нашем пути - родную деревню А. Лукашенко Александрию рассмотреть толком которую не удалось, ибо тормозить и мерзнуть под ливнем ни у кого желания не было. Не остановились мы и на протяжении последующих 15 км, и лишь у поворота на Барань, когда до Орши оставалось рукой подать, был устроен небольшой отдых на просторной автобусной остановке.

Последняя остановка перед Оршей. Еще немного - и нас станет на 3 человека меньше.

К сожалению, но для Володи, Антона и Татьяны путешествие заканчивалось. Через несколько километров красивые поля вдоль обочин сменились угрюмо выглядящими промышленными окраинными Орши, и, проехав по залитым водой улицам, вскоре мы уже были одной из городских площадей неподалеку от мостика через Оршицу. А так как дальше наши пути лежали в разные стороны, то тут пришлось и попрощаться – они поехали на вокзал, а мы, немного погревшись в одном из магазинов, покатились в сторону российской границы навстречу новым приключениям.

К этому моменту одежда и обувь были насквозь мокрыми, а проезжающие машины периодически обдавали потоками машин, тем не менее настроение оставалось бодрым, а это а таких ситуациях - самое главное. И хотя в Орше есть на что посмотреть и одна из достопримечательностей – Успенский монастырь, красиво стоящий на берегу Днепра, находилась совсем рядом, желания заезжать туда под непрекращающимся дождем ни у кого не возникло. Поэтому, быстро оставив позади мост через Днепр и, плавно набирая высоту, неспеша двинулись по шоссе Р-21 на восток, надеясь заночевать в леске неподалеку от Дубровно.

Вопреки ожиданиям, эта дорога поначалу не порадовала: судя по всему, она активно используется дальнобойщиками для объезда какого-то поста ГАИ, поэтому тут оказалось довольно интенсивное грузовое движение. И хотя до России оставалось еще довольно далеко, тем не приближение к ней уже постепенно ощущалось – все больше становилось водителей, несущихся явно за 100 км/час, а столь знакомая колея в асфальте и непрестанно проезжающие фуры создавали полное ощущение, что попал куда-нибудь на периферийную федеральную трассу. Так что теперь ехать пришлось весьма осторожно, заблаговременно уходя на обочину при приближении транспорта с обеих сторон и пост��н��о следя за краем асфальта, который в отличие от предыдущих дорог не отличался ровностью. Ситуация почти не изменилась и после большой развязки с шоссе М-8, однако ночевка была уже близка, и через 20 минут непрерывного рассекания луж прямо по ходу показался небольшой лес, означающий, что мы почти у цели.

Заключительный походный вечер. Хоть и сыровато, но очень душевно.

Удивительно, но и на этот раз нам опять повезло. Вместо традиционных болот и кустарников этот небольшой и единственный в этих краях лесок оказался вполне сухим местом, где было все необходимое для привала –небольшие поляны, куча дров и вода в речке Табора. А так как, несмотря на почти сотню пройденных километров приехали мы на этот раз весьма рано, то перед постановкой лагеря было решено сделать большой костер, чтобы согреться и просушить одежду.

 И хотя подобное несколько не в нашем стиле, а Антона – главного пильщика – среди нас не было, тем не менее все вышло очень неплохо: вооружившись цепной пилой, мы с Колей и Кириллом очень быстро спилили пару сухих деревьев, а потом всей компанией долго грелись у жаркого огня, попутно готовя ужин. И хотя в какой-то момент это приятное занятие пришлось прервать и с максимальной скоростью ставить палатки из-за быстро надвигающейся тучи, тем не менее тревога оказалось ложной – дождь так и не пошел, а приятные посиделки с последующим чаепитием и беседами затянулись почти до полуночи.

В общем, этот день, ставший предпоследним, вышел на славу, и запомнился как один из самых удачных за весь поход. Сидя в темном лесу у костра и глядя на пробивающиеся сквозь облака редкие звезды, даже не верилось, что путешествие завершается и позади уже более 800 км. Тем не менее, это было именно так, но и назавтра нас ждало немало – тихая дорожка через Ляды, пересечение границы в седле и встреча с знакомым по прошлому году Смоленском.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz