Восьмой день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Восьмой день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

р. Пола - Лозницы - Залучье - Давыдово, 76 км, карта пути здесь

В эту ночь спалось под звуки перекатывающейся через камни воды очень крепко. Как и ожидалось, ночью прошел сильный и затяжной дождь, причем из-за неаккуратной укладки у меня подмокла часть велорюкзака, но к счастью, ни одежда, ни обувь не пострадала. В этот день мы с Сергеем были дежурными и, встав раньше всех, стали разводить костер из заранее заготовленных и спрятанным под мост веток. Только благодаря этим сухим дровам нам удалось вовремя приготовить завтрак, а не задерживать всю группу на полтора часа, как это было на стоянке под Селижарово.

Без задержек позавтракав, в 10.55 тронулись в путь. Однако если вчера асфальт был практически идеальным и благодаря придорожному лесу встречный ветер почти не ощущался, то сегодня было все наоборот. Дорога была покрыта смесью гудрона с крупным щебнем, и на продолжительных открытых участках ветер ощутимо дул в лицо. Но, несмотря на это, нам удавалось держать скорость около 19-20 км/час, и через минут 35 мы уже подъезжали к развилке дорог у деревни с интересным названием Висючий Бор.

Незадолго до перекрестка появились признаки ведущегося впереди ремонта дороги, налево пошла объездная (старая) дорога в виде грейдера, которую мы проигнорировали – уж больно привлекательно выглядел гладкий асфальт впереди. Однако через несколько сот метров он резко закончился, перейдя в песчаную грейдерную дорогу, раскатанную колесами тяжелых самосвалов, где обе дороги опять сошлись вместе. Проезжая мимо ремонтников, 2 или 3 наших товарища умудрились влезть в свежий асфальт (а я еще удивлялся, объезжая вскоре за авангардом место ремонта, чего так косо на меня посмотрел рабочий…-:).

По мере удаления от места ремонта дорога становилась все более гладкой и наезженной, но ехать тут столь же легко, как по асфальту, уже не получалось - колеса глубоко продавливали намокший за ночь песок и приходилось прикладывать некоторые усилия, чтобы держать скорость хотя бы в пределах 16-18 км/час. Мы проезжали самые глухие места на нашем длинной маршруте – редкие населенные пункты расположены тут в основном вдоль этой единственной дороги, а по сторонам, на обоих берегах Полы находятся гигантские и частично заболоченные лесные массивы, где на несколько десятков километров в любую сторону нет ни дорог, ни деревень. Зато мне, с каждой очередной встряской, все сильнее отдавалась волжская водичка из истока. Дошло до того, что ехать было просто тяжело и больно – благо, как р подоспела очередная остановка, где я смог более-менее прийти в себя.

Глухомань и запустение чувствуются тут и в придорожных деревнях - нет даже магазинов (его роль тут выполняет виденная нами в Пахино автолавка). Зато в каждой деревне есть памятник местным жителям, погибшим во время войны. Этот грейдер был, несомненно, лучше тех дорог, по которым нам пришлось ехать в районе Селигера, колдобин и горок практически не было, и если бы не мокрый песок, можно было бы ехать не медленнее, чем по шоссе. Довольно быстро без остановок мы добрались до деревни со странным названием Хахили, где остановились для общего сбора. Группа хоть и растягивалась, но разница в скоростях была небольшой, поэтому ждать долго не пришлось. После короткого отдыха двинулись дальше, договорившись собраться в Лозницах, на перекрестке дорог.

kladbishe.jpg (37892 байтов)
Немецкое солдатское кладбище у деревни Корпово 

Через 5 км, сразу за Корпово, нам неожиданно встретился указатель на немецком языке “Soldatenfriedhof Korpowo” (“Солдатское кладбище Корпово”), рядом с которым находится и само кладбище. Судя по информации на табличке, оно построено немцами недавно, в 1997 году в “память солдатам, погибшим во всех войнах” (или «всем солдатам, погибшим в войне»), и сейчас находится просто в идеальном состоянии (пара десятков людей как раз и приводили в порядок это кладбище). Вокруг территории выстроена красивая каменная ограда, дорожки уложены брусчаткой, все тут по-немецки вычищено и ухожено. Посмотрев на этот своеобразный островок Германии, находящийся посреди русских просторов, и сфотографировавшись на память, выехали вновь на дорогу и двинулись в направлении Лозниц.

Сразу за поворотом на кладбище дорога резко испортилась. Вместо песка пошла крупная щебенка, местами чередующаяся с битым кирпичом. Особенно запомнился крутой спуск, на котором из-за обилия ям и камней мне пришлось ехать со скоростью пешехода, каждую секунду объезжая очередную промоину. Такая ситуация с покрытием была до Лозниц (2 км от Корпово), где мы, собравшись, тут же повернули налево. Прямо же шла дорога на поселок Пола, продолжающаяся дальше по восточному берегу Ильменя и в принципе, по ней тоже можно было попасть в Новгород, однако судя по карте, это – 80 км сплошного грейдера. И если до сегодняшнего дня мы еще не были уверены, как будем объезжать Ильмень – с востока или с запада, то сейчас все единодушно были за “западный” вариант (через Старую Руссу), который хоть и длиннее, но почти везде есть асфальт.

Как только повернули, грейдер опять улучшился, стало меньше трясти, возросла скорость. Дорога тут оказалась довольно приятной – никаких машин и вокруг все время глухой лес. Однако не успевший высохнуть после ночного дождя песок ощутимо тормозил движение, поэтому ехать было довольно тяжело.

До Большого Засова, единственной деревни за весь 15-километровый перегон Лозницы-Залучье, доехали без особых проблем, но дальше дело пошло труднее, так как лес сменился полями, с которых дул ощутимый встречно-боковой ветер. Время между тем приближалось к обеденному, начиналось хотеться есть, но, судя по карте, нормальные места с водой и дровами были только после Залучья, до которого оставалось еще километров 10.

Это расстояние мы проехали довольно быстро, с одной остановкой для сбора, но к концу участка уже чувствовалась некоторая усталость в ногах от постоянной борьбы с песком и ветром. В Залучье прибыли в начале четвертого, тут наконец начался асфальт, мы довольно быстро нашли продуктовый магазин, где закупились всем необходимым (и отметились на почте) и без задержек поехали в направлении Старой Руссы. По этому гладкому шоссе после 30 км сплошного грейдера ехать было одно удовольствие и уже спустя минут десять наиболее быстрые из нас уже прибыли на место предполагаемого обеда – речку Сосна (~4 км от Залучья).

Дров тут было полно, но нормальной поляны найти не удалось, так как лес вокруг оказался сильно заросшим и холмистым. Однако работавшие недалеко мужики на тракторе, видя наши попытки устроить обед в таком неудобном месте, подсказали, что совсем недалеко тут есть карьер с водой, где можно устроить нормальный привал и даже искупаться. Этот карьер оказался метрах в трехстах от шоссе, слева по ходу движения (если стоять лицом на север), и на его берегу мы удобно расположились, развели костер и хорошо пообедали, а потом даже искупались в очень теплой воде.

Сегодняшний обед, из-за медленной езды и задержек в пути, получился необычайно поздним – встали мы в 15.50, успев проехать около 46 км. Отдыхали мы довольно долго. Не последнюю роль в этой задержке сыграл неожиданно начавшийся ливень, припускавший дважды. Т.к. дело было после купания, я решил еще раз «искупаться» – под дождем. Под конец дождя стало холодно, и пришлось греться у сохраненного костра. После ливня мы кое-как просушили намокшее (накидки от дождя и плащи), и тронулись в дорогу только в 18:30, хотя впереди было еще около 30 км пути до места запланированной ночевки (с. Давыдово).

Со свежими силами по шоссе катить было очень легко и приятно. Пмая, как стрела, дорога, все шла через частично заболоченные леса, и на много километров не было ни машин, ни людей. Асфальт же был вполне приличный, и нам с Сергеем Бариновым и Женей подолгу удавалось ехать рядом и беседовать. Километровые столбы незаметно мелькали, и спустя полчаса после старта мы были уже в Коровитчино, где прямо на высоком мосту через очень живописную реку Ловать устроили очередную сборную остановку.

korovitchino.jpg (40518 байтов)
На мосту через р. Ловать (с. Коровитчино)

Женя, не дожидаясь всех, рванул вперед, и вскоре всем составом мы поехали ему вслед. Уже вечерело, становилось прохладнее, и хотелось как можно быстрее добраться до Давыдово и найти место для ночлега, чтобы засветло хотя бы успеть поесть. Судя по нашей скорости, это было реально, так как даже с учетом растягивания наша группа делала около 20 км/час, и уже через минут 40-50 мы должны были быть на месте.

Через 5 км на полном ходу миновали большое село Рамушево, где многочисленные дети с удивлением смотрели на наши проносящиеся мимо груженые велосипеды и что-то кричали вслед. Некоторые из них даже пытались показать свою удаль, легко обгоняя на своих Камах нас, но, удовлетворившись сделанным, останавливались в конце села, тяжело дыша. За этим селом вновь начался приятный лесной участок с отличным асфальтом, но чем дальше мы ехали и чем ближе было Давыдово, тем больше начинало волновать отсутствие Жени и боязнь того, что он уже проскочил место привала и теперь подъезжает к Старой Руссе.

От Коровитчино мы отъехали уже существенно больше 10 километров, и уже давно пора было делать остановку для сбора, но останавливаться на столь приятном участке совершенно не хотелось. Так и не встретив Женю, тормознули мы только у поворота на Малые горбы, от которого вдалеке уже виднелось Давыдово. Подождав всех, решили, что в случае, если на оставшихся километрах мы Женю не встретим, придется кому-то оставаться у шоссе, чтобы “ловить” его.

К счастью, этого делать не пришлось, оказалось, что Женя остановился в километре отсюда и уже давно ждет нас. В 20:00 мы в полном составе прибыли в Давыдово и увидели речку Редья, на которой планировалось ночевать. Поначалу это место показалось не слишком подходящим, так как у самой реки располагались какие-то сараи и коровники, но, проехав километра полтора на юго-запад вдоль берега по проселочной дороге, нам удалось найти хорошую, закрытую со всех сторон поляну у самой воды. Несмотря на общую заболоченность местности и недавние дожди, тут было сухо и уютно. С дровами проблем не возникло, и, остановившись в 20.45, до темноты мы спокойно успели нормально поужинать и разбить лагерь.

К концу дня ехать мне стало тяжело, т.к. из-за волговерховской водички мне пришлось пропустить обед (а потом и ужин), и сил явно было к вечеру уже недостаточно. Как только поставили палатку, я отправился отдыхать с надеждой, что завтра все будет окей.

Хотя за этот день мы проехали около 76 км (за 5 часов), но 30 из них пришлось на грейдеры, поэтому усталость заметно ощущалась. Радовал тот факт, что уже два дня мы идем в полном соответствии с графиком, что позволяло надеяться успешное и своевременное завершение похода. Так как назавтра планировался ранний подъем и самый длинный дневной перегон – 90 км, то спать все легли пораньше.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz